Современная инфляция в Росиии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Ко всему прочему, инфляция, и проблемы, связанные со снижением её темпа, затрагивают не только интересы государства, но и интересы каждого отдельного человека.
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку её показатели и социально-экономические последствия играют значительную роль в оценке экономической безопасности страны и национального хозяйства. Актуальность этого вопроса определяется тем, что инфляция присуща в той или иной степени любой рыночной экономике.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................ 03

Глава 1. ИНФЛЯЦИЯ И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ............................................................... 04
Понятие и сущность инфляции................................................................................. 04
Социально-экономические последствия инфляции………..…….………………. 05
Динамика инфляции в современной России…………………………………...…. 09

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ.............. 14

Глава 3. МЕРЫ БОРЬБЫ С ИНФЛЯЦИЕЙ В РОССИИ……………….........……….. 21
3.1. Антиинфляционная политика государства………………………………….……. 21
3.2. Методы снижения темпа инфляции………………………………………………. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................. 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................

Файлы: 1 файл

загрузка КУРСОВАЯ._Современная_инфляция_в_России..doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

 

3.2. Методы  снижения темпа инфляции

Снижение темпа инфляции не может быть ни конечной, ни промежуточной  целью экономической политики. Ее конечной целью должны быть повышение благосостояния граждан, долгосрочный рост экономики и ВВП. Промежуточными целями могут служить структурная перестройка экономики, опережающее развитие ее отдельных отраслей. Снижение инфляции или поддержание ее на приемлемом уровне может быть лишь одним из средств достижения реальных экономических задач. Следовательно, такая цель экономической политики, как снижение темпа инфляции, выбрана неправильно.

Для достижения цели необходимо сопоставлять затраты и результаты. При естественном развитии событий темп инфляции может составить 11,0-13,0%. Затраты на ее сдерживание путем формирования бюджетного профицита, Стабилизационного фонда, повышения курса рубля в 2005 году привели к незначительному результату – снижению темпа инфляции до 10,9% против 11,7% в 2004 году. Для экономики и социальной сферы инфляция в пределах 10,0% или 13,0% годовых – это величины одного порядка. Между тем пополнение Стабилизационного фонда съедает от 1 трлн. до 2 трлн. руб. ежегодно, что эквивалентно удвоению расходов консолидированного бюджета на образование и здравоохранение либо снижению налоговой нагрузки в результате отмены НДС. Изъятие средств в Стабилизационный фонд тормозит экономический рост примерно на 3,0-4,0%. Эти средства могли бы быть использованы для достижения мировых нормативов по здравоохранению (в России – менее 3,0% против 5,0% ВВП в мире); образованию (соответственно – менее 4,0% против 6,7%); пенсионных выплат (в России – 25,0% средней заработной платы против 40,0% по мировым стандартам). Укрепление курса рубля снижает конкурентоспособность отечественного производства, вызывает спад в ряде отраслей, способствующих импортозамещению.

Выбранные методы борьбы с инфляцией неверны, поскольку неправильно определена ее природа.

Во-первых, в последние  годы инфляция в России преимущественно не имеет монетарного характера и может быть охарактеризована как инфляция издержек. Ее важным фактором стал рост цен ЖКХ (35,0% в 2005 году, 15,0% за первые два месяца 2006 года), которые обгоняют повышение тарифов естественных монополий (23,0% в 2005 году). Это повышение внутренних цен объясняется двумя причинами: монополизмом (на федеральном, региональном, муниципальном уровнях) и ростом мировых цен на первичные энергоносители. Более того, из года в год более половины увеличения темпа инфляции приходится на первый квартал, поскольку в январе объявляются новые тарифы ЖКХ. Причем спрос на услуги ЖКХ неэластичен и их цена слабо зависит от доходов населения. Даже если ничего не платить работникам бюджетной сферы или пенсионерам, то эти тарифы не снизятся. Поэтому попытка бороться с такого рода инфляцией путем ограничения бюджетных расходов неэффективна.

Во-вторых, ни о каком  влиянии роста бюджетных расходов на инфляцию не приходится говорить, поскольку  в России нет увеличения доли консолидированных бюджетных расходов в ВВП. Растет лишь доля расходов федерального бюджета в ВВП и исключительно за счет расходования бюджетных средств пенсионным фондом и через региональные бюджеты. Если пересчитать долю бюджетных расходов (федерального и региональных бюджетов, пенсионного фонда) в ВВП, исключив двойной счет в форме межбюджетных трансфертов, то она стабильно снижается: 32,5% – в 2003 году; 30,8% – в 2004 году; 29,2% – в 2005 году.

В-третьих, темп инфляции зависит от состояния экономики. При экономическом росте требуется дополнительная денежная масса для обслуживания хозяйственного оборота. Однако если в этих условиях происходит изъятие средств из экономики путем формирования Стабилизационного фонда и профицита бюджета, то фактически имеет место не рост экономики, а ее спад. В 2005 году профицит составил около 8,0% ВВП, который возрос на 6,4%. Эти показатели на 2006 год свыше 8,0% и 5,8% соответственно, а реальное использование ВВП внутри страны может сократиться более чем на 2%. Поэтому темп инфляции может повыситься. Следовательно, изъятие средств в Стабилизационный фонд тормозит экономический рост и действие денежного мультипликатора. Известно положение кейнсианской теории о том, что деньги, инвестированные в экономику, вызывают спираль экономического роста. Но изъятие денег из экономики в объеме 8,0% ВВП России снижает экономический рост и подхлестывает инфляцию. Расчеты показывают, что использование суммы планового пополнения Стабилизационного фонда (380 млрд. руб.) обеспечило бы дополнительный рост ВВП на 1,6% при средней эффективности использования бюджетных средств.

К главным мерам борьбы с инфляцией издержек относятся: регулирование внутренних цен на сырье и энергоносители, которые  зависят от мировых цен, путем  использования экспортных пошлин и налогов; антимонопольные меры; действенный контроль за тарифами на услуги ЖКХ, естественных монополий и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инфляция является процессом  обесценения денег из-за переполнения каналов денежного обращения  денежными средствами и представляет собой устойчивый и продолжительный  рост цен в стране.

Вследствие инфляции уменьшается реальная стоимость денежных доходов населения, предприятий и государства; происходит обесценение сбережений населения; перераспределение доходов в экономике; замедляется экономический рост.

Основное внимание при  регулировании инфляции власти России уделяют монетарным методам воздействия, стремясь посредством валютной и процентной политики сдержать объем денежного предложения. Однако процентная политика исчерпала свои возможности по стимулированию экономики.

Денежные факторы не оказывали существенного воздействия  на обесценение рубля и не могли быть причиной инфляционных процессов в экономике России.

Эффективность монетарных методов резко снижается также  по причине несбалансированности экономики  России в целом, особенностью которой  является слабое развитие производства товаров народного потребления.

Главным образом инфляционные процессы в России определяют такие факторы как: высокий уровень затрат на производство отечественной продукции и постоянный рост импорта; неупорядоченность формирования доходов населения и оплаты труда; повышение доходов группы населения, не связанной с производством товаров; высокий уровень монополизма.

В ситуации инфляции спроса антиинфляционная политика направлена на ограничение темпа прироста денежной массы, сокращение дефицита государственного бюджета и в целом на сокращение совокупного спроса. В случае инфляции издержек правительство стремится стимулировать совокупное предложение, т. е. осуществлять мероприятия, направленные на повышение производительности труда, ограничение монополизма фирм, вздувающих цены на свою продукцию, поощрение конкуренции, увеличение мобильности рынка труда. Важную роль в антиинфляционной политике правительства играют меры, направленные на снижение инфляционных ожиданий.

Инфляция последних  лет в России может быть охарактеризована как инфляция издержек. Главными мерами борьбы с инфляцией издержек являются: регулирование внутренних цен на сырье и энергоносители, которые зависят от мировых цен, путем использования экспортных пошлин и налогов; антимонопольные меры; действенный контроль за тарифами на услуги ЖКХ, естественных монополий и др.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. С.М. Климов, А.П. Селин, Т.А. Федорова «Макроэкономика» Учебное пособие, СПб., 2008
  2. Е.А. Киселева «Макроэкономика» Курс лекций, М., 2007
  3. Л.Н. Красавина «Инфляция и экономический рост: теория и практика» Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований, М., 2007
  4. Е.Г. Ефимова, М.Д. Заславская, И.С. Потапова, Н.А. Резякова «Экономическая теория. Учебное пособие. Часть 2. Макроэкономика», М., 2008
  5. Вестник Банка России № 66 (1082) от 14.11.2008
  6. «О текущей ситуации в экономике РФ в январе-ноябре 2008 года» Минэкономразвития России, декабрь 2008
  7. Журнал «деньги и кредит», № 10, 2006



Информация о работе Современная инфляция в Росиии