Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:32, курсовая работа
Цель исследования, проводимого в рамках курсового проекта, заключается в анализе организационной структуры управления ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» и поиске путей её совершенствования.
Задачи исследования:
1. Изучение теоретических вопросов по организации, принципам построения и совершенствованию организационной структуры;
2. Анализ и оценка существующей организационной структуры управления предприятием ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект»;
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект»
ВВЕДЕНИЕ 1
Глава 1. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 3
1.1 Классификации организационных структур управления предприятиями и их характеристика 3
1.1.1 Классификация типов организационных структур управления 3
1.1.2 Классификация видов организационных структур управления 6
ГЛАВА 2. Анализ организационной СТРУКТУРЫ управления ОАО «Ленаэропроект» 13
2.1 Общая характеристика деятельности организации 14
2.2 Характеристика организационной структуры ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» 22
ГЛАВА 3. Рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления ОАО «Ленаэропроект» 26
3.1 Обоснование необходимости совершенствования организационной структуры управления 26
3.2 Основные направления совершенствования организационной структуры управления ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
Список использованной литературы: 45
В исходном определении органического типа структуры подчеркивались такие ее принципиальные отличия от традиционной бюрократической иерархии, как более высокая гибкость, меньшая связанность правилами и нормами, использование в качестве базы групповой организации труда. Сравнительная характеристика бюрократического и органического типов структур управления представлена в табл. 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика типов структур управления
Бюрократический тип |
Органический тип |
Четко определенная иерархия |
Постоянные изменения лидеров (групповых или индивидуальных) в зависимости от решаемых проблем |
Система обязанностей и прав |
Система норм и ценностей, формируемая в процессе обсуждений и согласований |
Разделение каждой задачи на ряд процедур |
Процессный подход к решению проблем |
Обезличенность во взаимоотношениях |
Возможность самовыражения, саморазвития |
Жесткое разделение трудовых функций |
Временное закрепление работы за интегрированными проектными группами |
Дальнейшие разработки позволили существенно дополнить перечень свойств, характеризующих органический тип структуры управления. Речь идет о следующих чертах :
- решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях;
- обстоятельствами, которые принимаются во внимание при обсуждении проблем, являются доверие, а не власть, убеждение, а не команда, работа на единую цель, а не ради исполнения должностной инструкции;
- главные интегрирующие факторы - миссия и стратегия развития организации;
- творческий подход к работе и кооперация базируются на связи между деятельностью каждого индивида и миссией;
- правила работы формулируются в виде принципов, а не установок;
- распределение работы между сотрудниками обусловливается не их должностями, а характером решаемых проблем;
- имеет место постоянная готовность к проведению в организации прогрессивных изменений.
Рассматриваемый тип структуры предполагает существенные изменения отношений внутри организации: отпадает необходимость в функциональном разделении труда, повышается ответственность каждого работающего за общий успех.
Реальный переход к
органическому типу структуры управления
требует серьезной
Необходимо отметить, что
органический тип структуры управления
находится лишь в начальной фазе
своего развития, и в "чистом" виде
его используют пока немногие организации.
Но элементы этого подхода к структуре
управления получили довольно широкое
распространение, особенно в тех
компаниях, которые стремятся
Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними. Различают связи :
- линейные (административное подчинение);
- функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения);
- межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:
- линейная;
- линейно-функциональная;
- дивизиональные:
- продуктовая;
- региональная;
- ориентированная на потребителя;
- матричная;
- свободная.
Линейные структуры.
Данный вид организационной
структуры относится к самым
древним и самым простым
Здесь вертикальные линии обозначают организационные коммуникации, построенные по принципу руководитель — подчиненный (или наоборот — в случае обратной связи). Горизонтальные линии обозначают деловые связи между руководителями одного уровня, между коллегами (линейная структура не предусматривает горизонтальных коммуникационных связей). Этот вид структуры имеет иерархическую цепочку, расширяющуюся вниз по вертикали. Другими словами, у каждого руководителя находится в подчинении несколько (более одного) членов организации .
В линейной структуре не
предусмотрена специализация
Поведение членов организации
в рамках линейной структуры полностью
ориентировано на непосредственного
руководителя. Любой вопрос, связанный
с достижением целей
Успешное руководство
в рамках линейной структуры возможно
только при условии, что руководители
всех уровней реализуют свои властные
полномочия в плане учета и
контроля буквально всех действий подчиненных.
Вследствие этого руководители линейных
структур используют в качестве мотивирующего
стимула наказания и
В чистом виде линейная структура встречается преимущественно в малых организациях, которые еще не нашли свое место на рынке; в организациях, не имеющих подчиненных с высоким или средним уровнем культуры; в организациях, где процесс производства хорошо налажен и нет необходимости в частых изменениях целей и технологий. Например, такие структуры эффективны при налаженном конвейерном производстве, погрузочно-разгрузочных работах, производстве качественно неизменных продуктов питания и т.д.
Линейные организационные
структуры эффективны лишь в весьма
ограниченном количестве случаев функционирования
организации, в частности при
наличии простых целей и
Требование видоизменения
линейных структур вызвано их главным
недостатком — невозможностью применения
специализированных профессиональных
знаний. В чисто линейных структурах
есть руководители, но нет специалистов.
В силу этого обстоятельства возникла
линейно-функциональная или, так называемая,
линейно-штабная модификация
Линейно-функциональные структуры.
Наличие функциональных элементов
в структурах организации, обусловлено
постоянным стремлением руководства
организаций, использовать высокие
управленческие и лидерские качества
руководителей и в то же время
принимать грамотные, обоснованные
решения в
Сущность функциональной
структуры организации
Хотя функциональная структура позволяет осуществлять руководство организационными процессами с включением наибольшего числа компетентных специалистов-руководителей, профессионалов в узких областях знания и деятельности, функциональная структура практически не применяется в современных организациях из-за своей неэффективности.
Как показал опыт деятельности
организаций, эффект достигается только
в том случае, если за весь производственный
процесс в подразделении или
на одном участке отвечает один человек,
единственный руководитель, т.е. фактически
речь идет о линейном руководителе.
Постоянная смена специалистов-
Практика использования
линейных структур подсказала некоторые
пути преодоления их недостатков, в
частности соединение централизованной
линейной структуры и
Здесь функциональная единица
«обслуживает» ряд
Следует отметить, что единство
такой организации достигается
весьма непросто. Все проблемы совмещения
линейной и функциональной структур
связаны с законом действия власти
в условиях организации. Каждый линейный
руководитель полагает, что только
он способен принимать правильные решения
и содействовать их реализации. В
то же время специалист в узкой
области деятельности — функциональный
руководитель — считает, что в
его вопросах не разбирается никто,
кроме него. Такое отношение к
вопросам принятия решений в подразделениях
организации может породить напряженность
и конфликты между линейными
и функциональными
Дивизиональные структуры.
Одна из заметных тенденций
организационной перестройки
Информация о работе Современная модель управления фирмой ОАО «Ленаэропроект»