Современная модель управления фирмой ОАО «Ленаэропроект»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования, проводимого в рамках курсового проекта, заключается в анализе организационной структуры управления ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» и поиске путей её совершенствования.
Задачи исследования:
1. Изучение теоретических вопросов по организации, принципам построения и совершенствованию организационной структуры;
2. Анализ и оценка существующей организационной структуры управления предприятием ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект»;
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 1
Глава 1. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 3
1.1 Классификации организационных структур управления предприятиями и их характеристика 3
1.1.1 Классификация типов организационных структур управления 3
1.1.2 Классификация видов организационных структур управления 6
ГЛАВА 2. Анализ организационной СТРУКТУРЫ управления ОАО «Ленаэропроект» 13
2.1 Общая характеристика деятельности организации 14
2.2 Характеристика организационной структуры ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» 22
ГЛАВА 3. Рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления ОАО «Ленаэропроект» 26
3.1 Обоснование необходимости совершенствования организационной структуры управления 26
3.2 Основные направления совершенствования организационной структуры управления ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
Список использованной литературы: 45

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_UPRAV.docx

— 164.81 Кб (Скачать файл)

• совершенствование структур за счет внутренних резервов, включая  децентрализацию, делегирование полномочий на более низкие уровни. Линейные структуры  превращаются в более плоские  за счет сокращения числа уровней  управления с одновременным (как  правило) укрупнением функций и  сокращением подразделений на одном  иерархическом уровне;

• замену механистических  структур на адаптивные. Такой переход является наиболее радикальной формой реорганизации структур, но для этого нужен сильный лидер с командой;

• интегрирование (создание) различных форм адаптивных структур внутри механистической структуры, например, путем создания венчурных  инновационных отделов, бизнес-центров, бригадных структур, проектных групп и др.;

• создание конгломератных структур. В этом случае высшее руководство  сохраняет за собой только финансы. Большинство конгломератов возникает  за счет внешнего слияния компаний;

• формирование структур будущего (модульные и атомистические организации), обеспечивающих общую направленность на массовую экономику при одновременной  возможности производства и выпуска  нестандартных продуктов, ориентированных  на индивидуальный заказ и обслуживание отдельного потребителя. Внедрение  этих структур может быть реализовано  при переходе от индустриальной фазы организации производства к информационной.

Совершенствование организационной  структуры управления приобретает  форму поиска альтернативного решения  между централизацией и децентрализацией властных функций. Желание найти  приемлемое соглашение между централизованным и децентрализованным управлением  приводит к необходимости создать  такую систему управления, которая  характеризуется централизованной разработкой совершенствования  предприятия и хозяйственной  политики с децентрализованным оперативным  управлением.

Для усиления функции управления используют: группы нововведений, программно-целевой  подход, матричные структуры. Но наибольшее внимание заслуживает использование  концепции стратегических хозяйственных  подразделений организации при  проектировании организационных структур управления. Здесь в полной мере реализуются принципы: централизации  разработки стратегии и децентрализации  процесса ее реализации, обеспечение  гибкости и адаптивности управления, вовлечение в процесс управления широкого круга менеджеров всех уровней.

Структура управления ОАО  «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект», просуществовавшая долгие годы, являлась наиболее типичной для многих средних и крупных научно-исследовательских институтов России и СНГ. Она вполне соответствовала своим задачам и вполне адекватно функционировала. Изменение внешней среды потребовало соответствующей корректировки организационной структуры.

В результате анализа действующей  организационной структуры управления ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» можно сделать следующие выводы.

-  Организационная структура предприятия не до конца отвечает современным рыночным условиям, требует доработки – развития рыночных блоков и повышения гибкости.

-  Недостаточно удовлетворяются потребности рынка, требующего принципиально новых проектных решений.

-  Предприятие не использует всех маркетинговых возможностей, не учитывает жизненные циклы продукции.

-  Существующая система распределения полномочий направлена в основном на оперативную работу и не позволяет перейти к стратегическому управлению.

-  Отсутствует официально сформулированная и утвержденная организационная культура предприятия.

-  Недостаточное использование среднего и низового звеньев управления.

Первой задачей на пути формирования новой организационной  структуры управления является определение  таких сфер деятельности предприятия, которые непосредственно и существенно  влияют на достижение стратегических целей предприятия. Если прежде к  такой сфере относилось только производство, то в условиях рыночной экономики  сюда относятся маркетинг, финансы, производство, персонал. А это значит, что вся организационная структура  управления должна строиться вокруг них.

Вторая задача при формировании организационной структуры состоит  в том, чтобы перейти от традиционного, к стратегическому управлению предприятием. Это в первую очередь задачи генерального директора. Поэтому необходимо было освободить его от текущей, оперативной работы, сосредоточив внимание на стратегии, финансах, персонале. В то же время следует учесть, что переход на стратегическое управление меняет характер работы руководителей всех уровней и каждого подразделения, а также характер мотивационных механизмов, направленных теперь на развитие, инновации, научно-технический прогресс.

Приемлемой моделью для  ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» в настоящее время могла бы стать схема организационной структуры управления с использованием концепции стратегических хозяйственных подразделений (рис. 5). В основу организационной структуры управления положена модель диверсифицированной организации, ориентированной на стратегическое управление. Этот подход предполагает децентрализацию управления организаций.

Применение этой модели позволит:

1. Создать современную организационную структуру управления, адекватно и оперативно реагирующую на изменения во внешней среде.

2. Реализовать систему стратегического управления, способствующую эффективной деятельности организации в долгосрочной перспективе.

3. Освободить руководство объединения от повседневной рутинной работы, связанной с оперативным управлением научно-производственным комплексом.

4. Повысить оперативность принимаемых решений.

5. Вовлечь в предпринимательскую деятельность все подразделения объединения, способных расширить номенклатуру продукции и услуг, повысить гибкость и конкурентоспособность.

организационный управление

 

Основная задача новой  организационной структуры –  обеспечить высокую гибкость системы  управления, способность отслеживать  быстрые изменения внешней среды. Для этого необходимо создание отдела стратегического планирования, а  также формирование гибкой системы  распределения полномочий.

Отдел стратегического планирования подчиняется непосредственно Генеральному директору. Его задачи: сбор и обработка  информации для разработки и реализации стратегии; разработка и внедрение  инновационных проектов в различных  сферах деятельности предприятия путем  создания временных творческих коллективов; планирование и координация работы временных проектных структур. Это  позволяет значительно повысить гибкость и адаптивность предприятия  к быстроменяющимся внешним условиям.

Выбор структуры стратегического  планирования определяется многими  факторами: сложностью организационной  структуры предприятия, ее специфическими свойствами, накопленным опытом и  традициями планирования. Однако во всех случаях приходится решать вопрос: должно ли такое подразделение быть линейным или штабным. Однозначного ответа на этот вопрос не может быть, т.к. к его решению в каждой организации нужно подходить  индивидуально.

В нашей модели организационной  структуры управления самостоятельные  хозяйствующие подразделения представляют собой средний уровень власти, через который реализуется стратегическое управление, на нижнем уровне управления находятся центры прибыли, создаваемые  на базе производственных и функциональных подразделений организации. Через  эти центры реализуется оперативное  управление.

Предложенный путь совершенствования  организационной, структуры управления позволит ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» повысить гибкость управления, быстро реагировать на изменения спроса и других факторов внешней среды, повысить интерес у сотрудников к предпринимательской деятельности, сохранить рабочие места.

Данная структура позволит постепенно осуществить переход  кадров управленцев и специалистов из высшего звена управления в  самостоятельно хозяйствующие подразделения  и центры прибыли. Это связано  с постоянной передачей целого ряда функций управления с высшего  звена в низшие звенья и необходимостью укомплектования их квалифицированными кадрами менеджеров и специалистов.

Значительное развитие необходимо получить финансово-экономическому отделу. В новой структуре полномочия бывшего помощника генерального директора по финансам – главного экономиста – будут расширены  до финансового директора, которому будет подчинен развитый блок финансового  менеджмента.

Из-за отсутствия налаженной системы управления финансами предприятие  ежегодно теряет от 10 до 20% своих доходов  – нехватка полноценной и оперативной  финансовой информации приводит к запоздалым управленческим решениям, многие объекты  финансового управления уходят из внимания руководителей. Именно разработка и  внедрение финансового менеджмента  должны стать ключевыми для стабилизации состояния предприятия, поскольку  рационально организованные финансовые потоки позволяют функционировать  экономической структуре во всех сферах хозяйственной деятельности – снабжении, производстве, сбыте, трудовых отношениях. В блоке финансового  директора введена должность  менеджера по финансовой стратегии, который будет заниматься разработкой  системы финансового менеджмента  в целях организации эффективного функционирования предприятия.

Широкой реструктуризации будет  подвергнута важная сфера – работа с персоналом. Весь спектр этих вопросов сосредоточен в блоке начальника отдела кадров, но это только одна сторона. Сегодня существенно меняется сам  характер работы службы управления персоналом, ее цели, функции, задачи. Если традиционно  эти подразделения выполняли  функции учета личного состава, то сегодня преобладают содержательные аналитические и организационные  аспекты деятельности. В основе новой  концепции подготовки кадров лежит  становление и развитие творческой личности.

Современной организационной  структуре управления должна соответствовать  новая система распределения  полномочий, которая должна наполнить  подразделения предприятия новым  содержанием (целями и задачами), вложить  в них новые принципы и методы управления, обеспечить гибкость структуры, адаптивность к меняющейся стратегии  фирмы. Для создания стратегической эффективности организационной  структуры в положениях о подразделениях и должностных инструкциях приоритет  должен отдаваться аналитическим и  перспективным направлениям работ. В отчетах подразделений следует  отражать лишь новые перспективные  работы. Текущая и оперативная  работа должны контролироваться системно – сразу после исполнения. Такой  контроль должен выполняться непосредственным потребителем работ, тогда он будет  самым строгим, быстрым и наименее затратным, так как становится отправной  точкой для следующего этапа работ.

Важным аспектом оценки эффективности  управления является определение эффективности  мер, направленных на совершенствование  структуры управления.

Существующие подходы  к оценке эффективности управления вне зависимости от их достоинств и недостатков характеризуют  систему управления, не говоря ничего о сравнительных особенностях организационных  структур. В практике управления чаще всего осуществляются сравнения  действующей или проектируемой  структуры с типовой организационной  структурой.

Состояние и эффективность  организационной структуры управления, а также эффективность деятельности аппарата управления анализируемого предприятия  оценим по следующим показателям, определенным для действующей и модернизируемой  структур управления (табл. 8)

Анализируя результаты эффективности  действующей и модернизируемой  структур управления следует отметить, что основные показатели эффективности модернизируемой структуры управления в большинстве своем лучше действующей.

Из данных таблицы 8, можно  сделать следующие выводы. Вследствие реструктуризации действующей организационной  структуры управления ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект», планируется повысить основные показатели экономической и хозяйственной деятельности предприятия. Балансовая и чистая прибыль организации должны вырасти на 27%. Как результат финансовой деятельности, планируется увеличить сумму балансовой и чистой прибыли, приходящейся на одного работника аппарата управления, на 7% и 7,5% соответственно. Затраты на управление, приходящиеся на одного работника управления, планируется понизить на 25%.

Вследствие выделения  некоторых функциональных подразделений  предприятия, увеличится численность  административно-управленческого персонала (на 18%), а, следовательно, и удельный вес работников аппарата управления в общей численности производственного  персонала (на 6%). Удельный вес затрат на управление в себестоимости продукции  в модернизируемой структуре  управления понизится на 17%.

 

Таблица 8

Показатели эффективности  организационной структуры управления ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» за 2008 год (тыс. руб.)

п/п

Наименование показателя

Действующая структура управления

Модернизируемая структура  управления

1

Выручка (нетто) от продажи  товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом  НДС, акцизов и других обязательных платежей)

570899

650000

2

Балансовая прибыль

181251

230000

3

Чистая прибыль

94342

120000

4

Себестоимость продукции

320265

340000

5

Управленческие расходы

69383

61000

6

Численность сотрудников (чел.)

220

244

7

Фонд заработной платы  сотрудников

5940

6588

8

Численность аппарата управления (чел.)

38

45

9

Фонд заработной платы  аппарата управления

1900

2250

10

Коэффициент эффективности  совершенствования управления

-

Кэф=25658/7800=3,28

11

Величина экономии в сфере  управления

-

Эу = 69383-61000=8383

12

Сумма балансовой прибыли, приходящейся на одного работника аппарата управления

Кбп1=181251/ 38=4770

Кбп2= 230000/ 45=5111

13

Сумма чистой прибыли, приходящейся на одного работника аппарата управления

Кчп1=94342/38=2482

Кчп2=120000/45=2667

14

Коэффициент насыщенности на 1 тыс. руб. стоимости продукции, услуг

Кфо1 = 570/38=15

Кфо2 = 650/45 = 14,4

15

Удельный вес работников аппарата управления в общей численности  производственного персонала

Кч1=38/220= 0,173

Кч2=45/244= 0,184

16

Удельный вес затрат на управление в себестоимости продукции

Кз1=69383/ 320265 = 0,217

Кз2=61000/ 340000 =0,18

17

Удельный вес заработной платы работников аппарата управления в себестоимости продукции:

К1зп= 1900/ 320265 =0,0059

К1зп= 2250/340000= 0,0066

18

Удельный вес заработной платы работников аппарата управления в общем объеме зарплаты производственного  персонала

К2зп=1900/5940 = 0,32

К2зп= 2250/6588 = 0,34

19

Затраты на управление, приходящиеся на одного работника управления

С`упКч1 = 69383/38/ = 1825

С`упКч2= 61000/45 = 1356

         

Информация о работе Современная модель управления фирмой ОАО «Ленаэропроект»