Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:53, реферат
В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.
Введение 3
1. Определение монополии, ее формы и виды 4
1.1.Эволюция подходов к исследованию конкуренции и монополий в экономической науке. 8
2. Конкуренция, ее сущность. 11
2.1.Роль конкуренции в рыночной экономике. Ее основные формы и виды. 14
2.2.Совершенная конкуренция. Основной механизм взаимоотношений фирм в условиях совершенной конкуренции. 15
3. Несовершенная конкуренция. Анализ ее основных форм. 18
4. Естественные монополии. 18
5. Антимонопольная политика и основные ее виды. 22
6. Конкурентоспособность как экономическая категория. Основные пути повышения конкурентоспособности предприятия. 25
Заключение 32
Список литературы 34
Список иллюстраций 34
Федеральное агенство железнодорожного траспорта
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
Омский государственный университет путей сообщения
ОмГУПС(ОмИИТ)
Кафедра« Экономика »
СОВРЕМЕННАЯ МОНОПОЛИЯ И КОНКУРЕНЦИЯ
Тематический реферат
По дисциплине« Микроэкономика »
Студент гр. 22-ф
Е. О Штанько
Руководитель-
И. В Морозов
Омск 2013
Содержание
Введение 3
1.1.Эволюция подходов к исследованию конкуренции и монополий в экономической науке. 8
2.1.Роль конкуренции в рыночной экономике. Ее основные формы и виды. 14
2.2.Совершенная конкуренция. Основной механизм взаимоотношений фирм в условиях совершенной конкуренции. 15
Заключение 32
Список литературы 34
Список иллюстраций 34
Нынешний мир невозможно представить себе без рынков, а рынки, в свою очередь, невозможно представить без конкуренции. Однако, рынки и, соответственно, конкуренция не одинаковы.
На рынке совершенной
конкуренции имеется много
Многие другие рынки достаточно
конкуренты, чтобы рассматривать
их как рынки совершенной
Кроме рынков совершенной конкуренции существуют рынки несовершенной конкуренции. Такая (несовершенная) конкуренция может существовать в условиях монополии, олигополии, монопсонии. На понятии «монополия» мы и попробуем заострить внимание в нашей работе.
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном этапе
огромное значение имеет создание и
усовершенствование законодательной
базы по поводу регулирования
Монополия - (от моно… и греч. Poleo - продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монополия - это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
Главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
При анализе монополии важно
учитывать неоднозначность
Формирование и рост монополий
исторически неразрывно связаны
перерастанием капитала свободной
конкуренции в
Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.
Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна.
С одной стороны, это предоставление
отдельным фирмам исключительного
права на выполнение определенного
рода деятельности. С другой стороны,
это организационные структуры
для государственных
Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития.
Современная теория выделяет три типа монополий:
Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать «порядочным», поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.
Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке «единым фронтом», когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.
Различают пять основных форм монополистических
объединений. Монополии монополизируют
все сферы общественного
Картель - это объединение нескольких
предприятий одной сферы
Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Более сложные формы
Трест - это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Многоотраслевой концерн это объединение
десятков и даже сотен предприятий
различных отраслей промышленности,
транспорта, торговли, участники которого
теряют собственность на средства производства
и произведенный продукт, а главная
фирма осуществляет над другими
участниками объединения
Эволюция подходов к исследованию конкуренции и монополий в экономической науке.
Конкуренция – в переводе с латинского
означает "сталкиваться". В самом
общем виде конкуренция – это
соперничество между
Стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, проявлению тенденций монополизма (от греческих слов "monos" – единственный, один и "poleo" – продаю)
Конкуренция имеет большое
значение в экономической жизни
общества. Она способствует развитию
производства и повышению его
эффективности. Благодаря конкуренции
создаются огромное разнообразие товаров
и услуг и богатые возможности
выбора для потребителей. Конкуренция
создает условия по оптимальному
использованию достижений научно-технического
прогресса в области
В то же время конкуренция
имеет и негативные стороны. Она
обостряет противоречия экономических
интересов, чрезвычайно усиливает
экономическую дифференциацию в
обществе, обусловливает рост непроизводительных
издержек, побуждает создание монополий.
Конкуренция отрицательно сказывается
на защите окружающей среды, не стимулирует
развитие производства товаров и
услуг коллективного
Соответственно, противоречиво
оценивается роль монополий в
экономике, т.е. можно привести доводы
как за, так и против них. Ряд
обстоятельств позволяет