Современная монополия и конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:53, реферат

Описание работы

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.

Содержание работы

Введение 3
1. Определение монополии, ее формы и виды 4
1.1.Эволюция подходов к исследованию конкуренции и монополий в экономической науке. 8
2. Конкуренция, ее сущность. 11
2.1.Роль конкуренции в рыночной экономике. Ее основные формы и виды. 14
2.2.Совершенная конкуренция. Основной механизм взаимоотношений фирм в условиях совершенной конкуренции. 15
3. Несовершенная конкуренция. Анализ ее основных форм. 18
4. Естественные монополии. 18
5. Антимонопольная политика и основные ее виды. 22
6. Конкурентоспособность как экономическая категория. Основные пути повышения конкурентоспособности предприятия. 25
Заключение 32
Список литературы 34
Список иллюстраций 34

Файлы: 1 файл

Штанько. 22ф. Реферат.docx

— 201.70 Кб (Скачать файл)

Федеральное агенство железнодорожного траспорта

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Омский государственный  университет путей сообщения

ОмГУПС(ОмИИТ)

Кафедра« Экономика »

СОВРЕМЕННАЯ МОНОПОЛИЯ И  КОНКУРЕНЦИЯ

Тематический реферат 

По дисциплине« Микроэкономика »

Студент гр. 22-ф

Е. О Штанько

Руководитель-

И. В Морозов

 

Омск 2013



Содержание

Введение 3

    1. Определение монополии, ее формы и виды 4

1.1.Эволюция подходов к исследованию конкуренции и монополий в экономической науке. 8

    1. Конкуренция, ее сущность. 11

2.1.Роль конкуренции в рыночной экономике. Ее основные формы и виды. 14

2.2.Совершенная конкуренция. Основной механизм взаимоотношений фирм в условиях совершенной конкуренции. 15

    1. Несовершенная конкуренция. Анализ ее основных форм. 18
    2. Естественные монополии. 18
    3. Антимонопольная политика и основные ее виды. 22
    4. Конкурентоспособность как экономическая категория. Основные пути повышения конкурентоспособности предприятия. 25

Заключение 32

Список  литературы 34

Список  иллюстраций 34

 

 

Введение

Нынешний мир невозможно представить себе без рынков, а  рынки, в свою очередь, невозможно представить  без конкуренции. Однако, рынки и, соответственно, конкуренция не одинаковы.

На рынке совершенной  конкуренции имеется много продавцов  и покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает значительного влияния  на цену. Большинство сельскохозяйственных рынков близки к рынкам совершенной  конкуренции. Например, тысячи фермеров выращивают пшеницу, которую покупают тысячи покупателей. В итоге ни один фермер и ни один покупатель не могут  существенным образом повлиять на цену пшеницы.

Многие другие рынки достаточно конкуренты, чтобы рассматривать  их как рынки совершенной конкуренции. Мировой рынок меди, например, имеет  несколько десятков поставщиков. Этого  достаточно, чтобы в случае, если один из поставщиков выходит из дела, влияние на цену было бы незначительно.

Кроме рынков совершенной  конкуренции существуют рынки несовершенной  конкуренции. Такая (несовершенная) конкуренция  может существовать в условиях монополии, олигополии, монопсонии. На понятии  «монополия» мы и попробуем заострить  внимание в нашей работе.

Проблемы монополизации  хозяйственной жизни, конкуренция  на товарных рынках привлекают сегодня  пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

С начала 90-х годов эти  проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться  на успех экономической реформы  и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

В России процесс создания государственного контроля по недопущению  недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала  наличие свободной конкуренции  в хозяйственной деятельности.

Поэтому на данном этапе  огромное значение имеет создание и  усовершенствование законодательной  базы по поводу регулирования монополистических  процессов и конкуренции, понимание  населением России необходимости экономических  реформ в данной сфере.

Определение монополии, ее формы и  виды

Монополия - (от моно… и греч. Poleo - продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.

Монополия - это крупные хозяйственные  объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся  в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и  осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой  степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в  экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность  самостоятельно или вместе с другими  предпринимателями ограничивать конкуренцию  на рынке определенного товара.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя  или предприятия, т.к. оно позволяет  избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты  навязывают своим контрагентам, а  иногда и обществу свои личные интересы.

При анализе монополии важно  учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления  из этимологии слова «моно» - один, «полио» - продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма - производитель  товаров не имеющих субститов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия  всегда присутствует известная доля условности.

Формирование и рост монополий  исторически неразрывно связаны  перерастанием капитала свободной  конкуренции в монополистический  капитализм. В области хозяйственных  отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата  и господства. Совершенная конкуренция  и «чистая» абсолютная монополия - это  теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела.

Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

  1. Естественная монополия возникает вследствие объективных причин.

Она отражает ситуацию, когда  спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной  или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь  конкуренция невозможна или нежелательна.

  1. Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов.

С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры  для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются  разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия  одной отрасли. Они выступают  на рынке, как один хозяйственный  субъект и между ними не существует конкуренции.

  1. Экономическая монополия является наиболее распространенной.

Ее появление обусловлено  экономическими причинами, она развивается  на основе закономерностей хозяйственного развития. 

Современная теория выделяет три типа монополий:

  1. монополия отдельного предприятия;
  2. монополия как соглашение;
  3. монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует  сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии  можно считать «порядочным», поскольку  он предусматривает постоянное повышение  эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность  быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке  «единым фронтом», когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается  в безальтернативных условиях.

Различают пять основных форм монополистических  объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения  возникли простейшие формы монополистических  объединений - картели и синдикаты.

Картель - это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность  на средства производства и произведенный  продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного  производства. На этой основе появляется такая более высокая форма  монополистических объединений  как трест.

Трест - это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн это объединение  десятков и даже сотен предприятий  различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная  фирма осуществляет над другими  участниками объединения финансовый контроль.

Эволюция подходов к исследованию конкуренции и монополий в  экономической науке.

Конкуренция – в переводе с латинского означает "сталкиваться". В самом  общем виде конкуренция – это  соперничество между участниками  рыночного хозяйства за лучшие условия  производства, купли или продажи  товаров. Конкуренция – это экономический  закон рыночного хозяйства. Она  происходит между продавцами и покупателями, среди продавцов и среди покупателей.

Стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего  положения на рынке, захвату рыночной власти, проявлению тенденций монополизма (от греческих слов "monos" – единственный, один и "poleo" – продаю)

Конкуренция имеет большое  значение в экономической жизни  общества. Она способствует развитию производства и повышению его  эффективности. Благодаря конкуренции  создаются огромное разнообразие товаров  и услуг и богатые возможности  выбора для потребителей. Конкуренция  создает условия по оптимальному использованию достижений научно-технического прогресса в области изготовления новых видов товаров, вызывает необходимость  гибко реагировать на изменения  в производстве и реализации товаров, нацеливает производителей на повышение  качества товаров, обеспечивает свободу  выбора и действий продавцов и  покупателей. Конкуренция стимулирует  деятельность субъектов рыночных отношений. Через конкуренцию товаропроизводители  как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к  снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса.

В то же время конкуренция  имеет и негативные стороны. Она  обостряет противоречия экономических  интересов, чрезвычайно усиливает  экономическую дифференциацию в  обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Конкуренция отрицательно сказывается  на защите окружающей среды, не стимулирует  развитие производства товаров и  услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт), сохранение невоспроизводимых ресурсов (лес, дикие  животные, полезные ископаемые). С конкуренцией связываются также такие явления, как ухудшение материального  положения определенной части населения, безработица, социальная несправедливость. Противоборство агентов рынка усиливает  их социально-экономическое расслоение.

Соответственно, противоречиво  оценивается роль монополий в  экономике, т.е. можно привести доводы как за, так и против них. Ряд  обстоятельств позволяет выступить  в защиту монополий. Развитие научно-технического прогресса (НТП) эффективно только в  крупных фирмах. Общеизвестно, что, хотя значительная часть выдающихся технических открытий ХХ века сделана  мелкими предпринимателями, их реализация стала уделом "большого бизнеса". Крупное производство позволяет  лучше использовать эффект масштаба и широко развертывать научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы (НИОКР). В результате это приводит к снижению себестоимости и повышению  качества продукции. Стереотипы мышления начала ХХ века, будто монополия  всегда стремится паразитировать на достигнутом, тормозить НТП, склонна  к "загниванию и застою", сильно устарели. Современная монополия  существует в условиях развитого  рыночного хозяйства, которое постоянно  предполагает угрозу конкуренции –  внутриотраслевой или межотраслевой, национальной или иностранной, реальной или потенциальной.

Информация о работе Современная монополия и конкуренция