Современная монополия и конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:53, реферат

Описание работы

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.

Содержание работы

Введение 3
1. Определение монополии, ее формы и виды 4
1.1.Эволюция подходов к исследованию конкуренции и монополий в экономической науке. 8
2. Конкуренция, ее сущность. 11
2.1.Роль конкуренции в рыночной экономике. Ее основные формы и виды. 14
2.2.Совершенная конкуренция. Основной механизм взаимоотношений фирм в условиях совершенной конкуренции. 15
3. Несовершенная конкуренция. Анализ ее основных форм. 18
4. Естественные монополии. 18
5. Антимонопольная политика и основные ее виды. 22
6. Конкурентоспособность как экономическая категория. Основные пути повышения конкурентоспособности предприятия. 25
Заключение 32
Список литературы 34
Список иллюстраций 34

Файлы: 1 файл

Штанько. 22ф. Реферат.docx

— 201.70 Кб (Скачать файл)

В качестве недостатков монополий  можно отметить то, что, по мнению большинства  экономистов, они приводит к неэффективному распределению ресурсов. Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими  конфликтами и нестабильностью.

Следует учесть, что конкуренция  и монополизм – это не две различные  взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия. Без  вмешательства государственных  структур и конкуренция, и монополии  могут превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания  конкуренции, с одной стороны, и  ограничения монополизма, с другой стороны, удержания их на уровне нормального  стимулятора экономики государство  в своих законах определяет "правила  игры" соперников. В этих законах  фиксируются права и обязанности  производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников рынка.

В целом современные экономисты считают конкуренцию одной из главных причин эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы  внедрять научно-технические достижения, совершенствовать технологию производства.

Конкуренция, ее сущность.

Сущность конкуренции  проявляется, прежде всего, в ее следующих  функциях, которые выделяются в экономической  литературе:

  • обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего невозможно получить прибыль;
  • стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее "выживание" производителей;
  • дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие проигрывают и разоряются, третьи остаются при своем);
  • давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
  • ликвидация неконкурентоспособных предприятия, их продажа, слияние или поглощение другими, более сильными, предприятиями, преобразование и т.п.;
  • стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.

В экономической литературе большое внимание уделяется анализу  типов и форм конкуренции.

Во-первых, различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. Их механизм был достаточно подробно рассмотрен К. Марксом.

Внутриотраслевая конкуренция  – это конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и  сбыта, за получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно  необходимых затрат, которые образуют общественную, рыночную стоимость. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости  и рыночной цене, обусловливает неравенство  индивидуальных норм прибыли предпринимателей различных отраслей производства.

Межотраслевая конкуренция  – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за более выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные факторы, то ее величина в различных  отраслях неодинакова. Однако каждый предприниматель  независимо от того, где применяется  его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные  предприниматели. Это приводит к  переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой  нормой. В ходе такого движения капиталов  между отраслями производства нормы  прибыли выравниваются вследствие конкуренции в единую общую норму  прибыли, представляющую собой среднее  из этих различных значений норм прибыли. Прибыль, получаемая по средней норме  на авансированный капитал, называется средней прибылью. Образование средней  прибыли означает перераспределение  совокупной прибыли между предпринимателями  различных отраслей по принципу: равновеликая прибыль – на равновеликий авансированный капитал, вложенный в эти отрасли.

Во-вторых, в зависимости  от уровня конкуренции различают  две ее формы: совершенная и несовершенная.

Для характеристики уровня конкуренции на том или ином конкретном рынке используются следующие показатели: количество производителей и потребителей на рынке, тип производимой продукции, способность отдельного производителя  и потребителя влиять на рыночные цены, барьеры на пути вступления в  отрасль, отсутствие или наличие  неценовых форм конкурентной борьбы. С учетом этих показателей рынки  условно разделяют на две группы – конкурентные (совершенная конкуренция) и неконкурентные (несовершенная  конкуренция).

Совершенная конкуренция  означает такое состояние экономической  системы, когда влияние каждого  участника хозяйственного процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. На конкурентном рынке, или рынке совершенной  конкуренции, рыночный механизм и его  основные закономерности проявляются  в наиболее чистом виде. Совершенная  конкуренция предполагает отсутствие власти производителя над рынком. В современной действительности совершенная конкуренция – довольно редкий случай, лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок  зерна, ценных бумаг, иностранных валют). С точки зрения теории совершенная  конкуренция является простейшей ситуацией  и эталоном, образцом для сравнения  эффективности реальных хозяйственных  процессов.

Конкуренция, при которой  не соблюдается хотя бы один из признаков  совершенной конкуренции, называется несовершенной. Несовершенная конкуренция  означает известную степень господства производителя над рынком. Крайним  случаем является ситуация, которая  характеризуется наличием единственного  производителя и продавца (монополия) на рынке конкретного товара или  единственного покупателя (монопсония).

Кроме того, различают функциональную конкуренцию (касается определенного  товара) и видовую (по цене и качеству).

Роль конкуренции  в рыночной экономике. Ее основные формы  и виды.

 

Взаимодействие между  спросом и предложением, как известно, происходит на рынке. В системе рыночных отношений покупатели и продавцы свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является наиболее эффективным рыночным механизмом, который решает все экономические  проблемы общества, связанные с распределением ресурсов, благ и доходов.

Роль конкуренции состоит  в том, что при ее наличии на рынке производители с целью  получения максимальной прибыли  стремятся снизить издержки производства на единицу продукции (т.е. ). В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование достижений НТП и НТР, что позволяет увеличить производительность труда, это как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако фирме- новатору больший доход.

Кроме того, конкуренция  создает у производителей стимулы  к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет создания совершенно новых  товаров и услуг так и за счет дифференциации отдельного продукта.

Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке.

С учетом условий, в которых  протекает конкуренция, экономисты различают несколько видов структуры  рынка. Рыночная структура предполагает учет количества и возможностей продавцов (покупателей) в цене и объеме продаж (покупок). Поэтому в экономической теории по степени конкуренции рыночной структуры выделяют следующие виды:

- совершенная конкуренция;

- несовершенная конкуренция, которая включает:

- монополистическую конкуренцию,

- олигополию,

- монополию.

Выделяют  две формы конкуренции:

1) ценовую, за счет снижения цены;

2) неценовую, т.е. за счет качества, рекламы, дифференциации продукта и т.д.

Совершенная конкуренция. Основной механизм взаимоотношений  фирм в условиях совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара, т.е. все фирмы являются «ценополучателями».

Поэтому в условиях совершенной  конкуренции спрос является горизонтальной линией (т.е. он абсолютно неэластичен). А предельный доход ( - приращение дохода, которое возникает за счет увеличение выпуска продукции на дополнительную единицу) равен цене и совпадает со спросом.

 

Спрос и предельный доход на рынке совершенной конкуренции

Рисунок 1

 

 

Сопоставление предельного  дохода с предельными издержками позволяет определить равновесие фирмы. В условиях совершенной конкуренции  фирма максимизирует прибыль, когда  выполняется следующее условие: P=MR=MC

Равновесие фирмы  в краткосрочном периоде

Рисунок 2

Производство следует  продолжать до точки пересечения  кривой предельных издержек с уровнем  цен ( ). Поскольку в условиях совершенной конкуренции цена складывается независимо от фирмы и воспринимается как заданная (фирма – «ценополучатель»). Фирма может увеличивать производство до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с их ценой (до объема ). Если , то производство можно увеличивать, если , то такое производство осуществляется в убыток и его надо прекратить.

Общий доход равен площади  фигуры ( ). Максимум прибыли ( ) равен площади заштрихованной фигуры, площадь не заштрихованного прямоугольника составляет валовые издержки.

В условиях краткосрочного равновесия можно выделить четыре типа фирм:

1) фирма, которой удается  покрывать лишь средние переменные  издержки ( ), называется предельной фирмой. Такой фирме удается быть «на плаву» лишь недолгое время (краткосрочный период);

2) допредельная фирма – фирма, которая в состоянии покрывать не только средние переменные издержки, но и все средние общие издержки, т.е. получающая нормальную прибыль ( );

3) запредельная фирма  – фирма, которая не в состоянии  покрывать даже текущие издержки, является не конкурентоспособной  и вынуждена покинуть отрасль  ( );

4) если цена больше  средних общих издержек ( ), то фирма на ряду с нормальной прибылью получает верх прибыль.

 

В долгосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции фирма будет получать нулевую прибыль. И в условиях равновесия для нее будит выполняться следующее равенство:    .

Равновесие фирмы  в долгосрочном периоде  
в условиях совершенной конкуренции

Рисунок 3

 

Если фирма будет получать высокую прибыль, то это будет  сигналом для других фирм для входа  в данную отрасль. В связи с  тем, что в условиях совершенной  конкуренции отсутствуют барьеры  входа в отрасль, то в данную отрасль  беспрепятственно устремится множество  фирм в погони за прибылью, в результате цена снизится. Тогда многие фирмы, которые не смогут покрывать свои текущие издержки будут вынуждены  покинуть отрасль, что будет способствовать повышению цены. Таким образом, в долгосрочном периоде установится нулевая прибыль, которая не будет привлекать новых конкурентов.

 

Несовершенная конкуренция. Анализ ее основных форм.

 

Противоположностью совершенной  конкуренции является чистая монополия. В условиях чистой монополии отрасль  состоит из одной фирмы, т.е. понятия  «фирма» и «отрасль» совпадают.

Таким образом, фирму можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких субститутов (заменителей), если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.

Отсутствие субститутов  означает, что продукт обладает низкой предельной эластичностью, т.е.: .

 Естественные монополии.

Естественная  монополия – фирма, которая может обеспечить весь рыночный спрос с меньшими АС чем те, которые были бы возможны если бы две или более фирм поставляли такое же количество товара.

Кривая спроса монополиста.

Рисунок 4

 

Кривая спроса монополиста  имеет нисходящий вид в связи  с тем, что продажа дополнительной единицы продукта требует снижения цены. Следовательно, значение MR для  любого объема производства меньше Р  и располагается ниже кривой D.

 

Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она может воздействовать на цену своего товара изменяя его количество. Следовательно, степень монопольной власти зависит от наличия товаров-субститутов и общей доли продаж на рынке.

Существует два основных индекса позволяющих измерить величину монопольной власти:

    1. Индекс Лернера: . Он показывает степень превышения цены над предельными издержками.

Информация о работе Современная монополия и конкуренция