Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:53, реферат
В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.
Введение 3
1. Определение монополии, ее формы и виды 4
1.1.Эволюция подходов к исследованию конкуренции и монополий в экономической науке. 8
2. Конкуренция, ее сущность. 11
2.1.Роль конкуренции в рыночной экономике. Ее основные формы и виды. 14
2.2.Совершенная конкуренция. Основной механизм взаимоотношений фирм в условиях совершенной конкуренции. 15
3. Несовершенная конкуренция. Анализ ее основных форм. 18
4. Естественные монополии. 18
5. Антимонопольная политика и основные ее виды. 22
6. Конкурентоспособность как экономическая категория. Основные пути повышения конкурентоспособности предприятия. 25
Заключение 32
Список литературы 34
Список иллюстраций 34
В качестве недостатков монополий
можно отметить то, что, по мнению большинства
экономистов, они приводит к неэффективному
распределению ресурсов. Деятельность
монополий усиливает
Следует учесть, что конкуренция
и монополизм – это не две различные
взаимоотрицающие экономические силы,
а две стороны одного и того
же рыночного взаимодействия. Без
вмешательства государственных
структур и конкуренция, и монополии
могут превратиться в разрушительную
силу для экономики. Для обуздания
конкуренции, с одной стороны, и
ограничения монополизма, с другой
стороны, удержания их на уровне нормального
стимулятора экономики
В целом современные экономисты считают конкуренцию одной из главных причин эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять научно-технические достижения, совершенствовать технологию производства.
Конкуренция, ее сущность.
Сущность конкуренции проявляется, прежде всего, в ее следующих функциях, которые выделяются в экономической литературе:
В экономической литературе большое внимание уделяется анализу типов и форм конкуренции.
Во-первых, различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. Их механизм был достаточно подробно рассмотрен К. Марксом.
Внутриотраслевая конкуренция
– это конкуренция между
Межотраслевая конкуренция
– это конкуренция между
Во-вторых, в зависимости от уровня конкуренции различают две ее формы: совершенная и несовершенная.
Для характеристики уровня конкуренции на том или ином конкретном рынке используются следующие показатели: количество производителей и потребителей на рынке, тип производимой продукции, способность отдельного производителя и потребителя влиять на рыночные цены, барьеры на пути вступления в отрасль, отсутствие или наличие неценовых форм конкурентной борьбы. С учетом этих показателей рынки условно разделяют на две группы – конкурентные (совершенная конкуренция) и неконкурентные (несовершенная конкуренция).
Совершенная конкуренция
означает такое состояние экономической
системы, когда влияние каждого
участника хозяйственного процесса
на общую ситуацию настолько мало,
что им можно пренебречь. На конкурентном
рынке, или рынке совершенной
конкуренции, рыночный механизм и его
основные закономерности проявляются
в наиболее чистом виде. Совершенная
конкуренция предполагает отсутствие
власти производителя над рынком.
В современной действительности
совершенная конкуренция –
Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Несовершенная конкуренция означает известную степень господства производителя над рынком. Крайним случаем является ситуация, которая характеризуется наличием единственного производителя и продавца (монополия) на рынке конкретного товара или единственного покупателя (монопсония).
Кроме того, различают функциональную конкуренцию (касается определенного товара) и видовую (по цене и качеству).
Взаимодействие между спросом и предложением, как известно, происходит на рынке. В системе рыночных отношений покупатели и продавцы свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является наиболее эффективным рыночным механизмом, который решает все экономические проблемы общества, связанные с распределением ресурсов, благ и доходов.
Роль конкуренции состоит в том, что при ее наличии на рынке производители с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции (т.е. ). В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование достижений НТП и НТР, что позволяет увеличить производительность труда, это как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако фирме- новатору больший доход.
Кроме того, конкуренция создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет создания совершенно новых товаров и услуг так и за счет дифференциации отдельного продукта.
Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке.
С учетом условий, в которых
протекает конкуренция, экономисты
различают несколько видов
- совершенная конкуренция;
- несовершенная конкуренция, которая включает:
- монополистическую конкуренцию,
- олигополию,
- монополию.
Выделяют две формы конкуренции:
1) ценовую, за счет снижения цены;
2) неценовую, т.е. за счет качества, рекламы, дифференциации продукта и т.д.
Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара, т.е. все фирмы являются «ценополучателями».
Поэтому в условиях совершенной конкуренции спрос является горизонтальной линией (т.е. он абсолютно неэластичен). А предельный доход ( - приращение дохода, которое возникает за счет увеличение выпуска продукции на дополнительную единицу) равен цене и совпадает со спросом.
Спрос и предельный доход на рынке совершенной конкуренции
Рисунок 1
Сопоставление предельного дохода с предельными издержками позволяет определить равновесие фирмы. В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует прибыль, когда выполняется следующее условие: P=MR=MC
Равновесие фирмы в краткосрочном периоде
Рисунок 2
Производство следует продолжать до точки пересечения кривой предельных издержек с уровнем цен ( ). Поскольку в условиях совершенной конкуренции цена складывается независимо от фирмы и воспринимается как заданная (фирма – «ценополучатель»). Фирма может увеличивать производство до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с их ценой (до объема ). Если , то производство можно увеличивать, если , то такое производство осуществляется в убыток и его надо прекратить.
Общий доход равен площади фигуры ( ). Максимум прибыли ( ) равен площади заштрихованной фигуры, площадь не заштрихованного прямоугольника составляет валовые издержки.
В условиях краткосрочного равновесия можно выделить четыре типа фирм:
1) фирма, которой удается
покрывать лишь средние
2) допредельная фирма – фирма, которая в состоянии покрывать не только средние переменные издержки, но и все средние общие издержки, т.е. получающая нормальную прибыль ( );
3) запредельная фирма
– фирма, которая не в
4) если цена больше средних общих издержек ( ), то фирма на ряду с нормальной прибылью получает верх прибыль.
В долгосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции фирма будет получать нулевую прибыль. И в условиях равновесия для нее будит выполняться следующее равенство: .
Равновесие фирмы
в долгосрочном периоде
в условиях совершенной конкуренции
Рисунок 3
Если фирма будет получать
высокую прибыль, то это будет
сигналом для других фирм для входа
в данную отрасль. В связи с
тем, что в условиях совершенной
конкуренции отсутствуют
Несовершенная конкуренция. Анализ ее основных форм.
Противоположностью
Таким образом, фирму можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких субститутов (заменителей), если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.
Отсутствие субститутов означает, что продукт обладает низкой предельной эластичностью, т.е.: .
Естественная монополия – фирма, которая может обеспечить весь рыночный спрос с меньшими АС чем те, которые были бы возможны если бы две или более фирм поставляли такое же количество товара.
Кривая спроса монополиста.
Рисунок 4
Кривая спроса монополиста имеет нисходящий вид в связи с тем, что продажа дополнительной единицы продукта требует снижения цены. Следовательно, значение MR для любого объема производства меньше Р и располагается ниже кривой D.
Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она может воздействовать на цену своего товара изменяя его количество. Следовательно, степень монопольной власти зависит от наличия товаров-субститутов и общей доли продаж на рынке.
Существует два основных индекса позволяющих измерить величину монопольной власти: