Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:53, реферат
В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.
Введение 3
1. Определение монополии, ее формы и виды 4
1.1.Эволюция подходов к исследованию конкуренции и монополий в экономической науке. 8
2. Конкуренция, ее сущность. 11
2.1.Роль конкуренции в рыночной экономике. Ее основные формы и виды. 14
2.2.Совершенная конкуренция. Основной механизм взаимоотношений фирм в условиях совершенной конкуренции. 15
3. Несовершенная конкуренция. Анализ ее основных форм. 18
4. Естественные монополии. 18
5. Антимонопольная политика и основные ее виды. 22
6. Конкурентоспособность как экономическая категория. Основные пути повышения конкурентоспособности предприятия. 25
Заключение 32
Список литературы 34
Список иллюстраций 34
Конкурентная сила фирм, производящих товары-заменители, зависит прежде всего от соотношения цен на изделия-оригиналы и товары-заменители, а также от различий в их качественных характеристиках. Противодействие конкуренции со стороны товаров-заменителей – это прежде всего улучшение качества производимых изделий, поддержание на приемлемом уровне цен на изделия-оригиналы, а также придание им таких уникальных свойств, которые затрудняют переход к использованию товаров-заменителей. В России наибольшая угроза со стороны товаров-заменителей вызвана расширением импорта товаров, производство которых не освоено отечественными производителями, в частности отдельных видов продовольственных товаров, медикаментов, аудио- и видеотехники, промышленного оборудования.
Сила соперничества между компаниями, производящими аналогичные товары и услуги, является основной силой (направлением) конкурентной борьбы, так как в наиболее концентрированном виде выявляет успехи или неудачи фирмы в обеспечении дополнительных конкурентных преимуществ. При этом конкуренция между фирмами приобретает специфические черты в зависимости от ряда факторов. Она имеет наиболее созидательный и плодотворный характер, если на рынке уже сложилась конкурентная среда, так как в этих условиях конкурентная борьба приводит к выпуску фирмами новых видов продукции, расширению круга оказываемых ими услуг, внедрению новой технологии. Однако в России конкурентная среда только начинает складываться и во многих секторах экономики еще сохраняется олигополистическая структура рынка, унаследованная от административно-командной системы.
Конкуренция принимает явно
выраженный наступательный, агрессивный
характер, когда с появлением новых
видов товаров формируются
Наконец, конкурентная борьба носит наиболее ожесточенный и драматический характер в депрессивных отраслях с высокими выходными барьерами, т.е. когда затраты на уход с рынка (консервацию производства, выплату компенсации увольняемому персоналу и т.д.) превышают расходы, связанные с продолжением конкурентной борьбы. Оказавшиеся в тяжелом финансовом положении фирмы вынуждены проводить оборонительную стратегию, стремясь удержаться на плаву, сохранить свою нишу на рынке даже в условиях падающей рентабельности и отсутствия доходов на капитал. Подобная ситуация характерна для многих отраслей современной России.
Все основные направления
укрепления конкурентных позиций фирм
находят отражение при
Мы рассмотрели такую обширную
тему как «Конкуренция и монополия».
Большинство рыночных ситуаций в
реальном мире занимают промежуточное
положение между крайними случаями
совершенной конкуренции и
На мой взгляд, полезно время от времени
проводить различия между характерными
чертами чисто конкурентного рынка и особенностями
других основных моделей рынка: чистой
монополией, монополистической конкуренцией
и олигополией.
Мы выяснили, что для того чтобы рынок
был совершенно конкурентным, для него
должны выполняться следующие условия:
наличие многих продавцов, каждый их которых
мал относительно рынка в целом; продуктовая
однородность; хорошо информированные
покупатели; свободные вход фирм на рынок
и выход из него и независимые решения
со стороны как производителей, так и потребителей.
Некоторые отрасли. Особенно в сельском
хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям,
но модель конкуренции является полезной
даже в том случае, когда эти требования
соблюдаются только приблизительно. Совершенный
конкурент не может воздействовать на
сложившуюся рыночную цену товаров и услуг.
На несовершенно конкурентных рынках
в противоположность совершенно конкурентным
продавцы могут повышать цену на свои
продукты, ограничивая свой выпуск. Монополия
представляет собой крайний случай несовершенной
конкуренции, где имеется один единственный
продавец и отсутствует возможность вхождения
для других.
Общество, признавая, что монополия нарушает
процесс ценообразования, относясь враждебно
к монопольной прибыли или же по другим
причинам, может объявить монополию«общественно
полезным предприятием»и установить контроль
над ее ценами. Другими важными типами
несовершенно конкурентных рынков являются
монополистическая конкуренция (множество
продавцов, легкость вхождения и дифференциация
продукции) и олигополия (мало продавцов,
возможна дифференциация продукции и
существуют барьеры для вхождения). При
несовершенно конкуренции фирма обладает
известным контролем.
Три основных дефекта рынка дают экономическое
оправдание государственного регулирования:
монопольная власть, внешние факторы и
несовершенная информация
Государственное регулирование экономики
представляет собой систему типовых мер
законодательного, исполнительного и
контролирующего характера, осуществляется
правомочными государственными учреждениями
и общественными организациями в целях
стабилизации рыночной экономики.
С помощью государственного регулирования
экономики и различных антимонопольных
мероприятий официального и неофициального
характера можно достигнуть того, чего
не могут обеспечить автоматически действующие
в условиях свободной конкуренции факторы,
противодействуюцще влиянию монополий
или уравновешивающие его.
Рисунок 1 14
Рисунок 2 15
Рисунок 3 16
Рисунок 4 17
Рисунок 5 19
Рисунок 6 20
Рисунок 7 25