Современная монополия и конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:53, реферат

Описание работы

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.

Содержание работы

Введение 3
1. Определение монополии, ее формы и виды 4
1.1.Эволюция подходов к исследованию конкуренции и монополий в экономической науке. 8
2. Конкуренция, ее сущность. 11
2.1.Роль конкуренции в рыночной экономике. Ее основные формы и виды. 14
2.2.Совершенная конкуренция. Основной механизм взаимоотношений фирм в условиях совершенной конкуренции. 15
3. Несовершенная конкуренция. Анализ ее основных форм. 18
4. Естественные монополии. 18
5. Антимонопольная политика и основные ее виды. 22
6. Конкурентоспособность как экономическая категория. Основные пути повышения конкурентоспособности предприятия. 25
Заключение 32
Список литературы 34
Список иллюстраций 34

Файлы: 1 файл

Штанько. 22ф. Реферат.docx

— 201.70 Кб (Скачать файл)

Числовое значение коэффициента колеблется  в пределах от 0 до 1. Когда IL>0 → существует несовершенная конкуренция.

Когда IL=1 → существует абсолютная монополия.

IL показывает способность монополиста влиять на цену.

    1. Индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH).

При его расчете используются данные об удельном весе продукции  фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции  фирма в отрасли, тем больше потенциальные  возможности для возникновения  монополии. Все фирмы ранжируются  по удельному весу от наибольшей до наименьшей:   ,      где

- удельный вес самой крупной  фирмы;

- удельный вес следующей по  величине фирмы;

- удельный вес наименьшей фирмы.

 

Максимизация  прибыли монополистом и ситуация его равновесия.

v Краткосрочный период

Если монополист решает производить  что-то, то он максимизирует прибыль  поднимая цену выше уровня MC. Когда  формируется максимум прибыли монополиста.

Рисунок 5

Если кривая спроса сдвинется  вниз и из-за падения цены не будут  компенсироваться даже AVC, то фирма  закроется. Случай закрытия фирмы изображен  на следующем рисунке. Где точка (Q1;P1) характеризует объем и цену, при которых данная фирма закроется.

 

Рисунок 6

    1. Долгосрочный период

В долгосрочном плане максимизирующая  прибыль монополия расширяет  объемы производства до тех пор пока не выпускает количество товара соответствующее  точке, где MR=LAC. Если монополист при  таких условиях (по данной цене) получает экономическую прибыль, то можно  предположить, что свободный вход в отрасль не возможен. Иначе цена находилась бы в отрасли на уровне более низком и производитель  получал бы нормальную прибыль. Т.е. цена на монопольном рынке не является сигналом (стремлением) для входа  на рынок. При монополии в долгосрочном периоде P≥LAC, а низший уровень цены: Р=LAC.

 

Условия долгосрочного  равновесия:

1. В условиях долгосрочного периода фирма-монополист должна функционировать хотя бы безубыточно.

2. В отличии от совершенно конкурентного монопольное долгосрочное равновесие не обязательно должно устанавливаться в точке  минимума LAC. Выбирается такая точка, которая соответствует уровню желаемого выпуска.

3. Цена формирующая максимальную долговременную прибыль будет ниже, чем цена формирующая максимальную краткосрочную прибыль.

 

Антимонопольная политика и  основные ее виды.

Чтобы избежать негативных явлений, связанных с существованием монополий, государство вмешивается  в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство.

Административный  контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства. Бывают случаи, когда фирма, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.

Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Это – снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства, продукция которого может конкурировать с товарами монополий, и т.д.

Наиболее эффективной  и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель – регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика в то же время не отрицает возможности слияния компаний на «горизонтальной» и «вертикальной» основе.

В России основным законом, регулирующим антимонопольную деятельность, является Закон РФ «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» 1991 года. В хозяйственной практике российской экономики важно понятие "доминирующее положение на рынке" хозяйствующего субъекта. Согласно определению, хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара превышает ежегодно устанавливаемую величину (которая не может быть ниже 35%), оценивается как занимающий доминирующее положение.

Ограничение монополистической  деятельности – процесс формирования и реализации условий, не позволяющих  доминирующим на рынке хозяйствующим субъектам злоупотреблять своей рыночной властью, ограничивая конкуренцию и ущемляя интересы других хозяйствующих субъектов или граждан. Сюда относятся, например, такие функции антимонопольного органа как ведение реестра хозяйствующих субъектов, контроль за экономической концентрацией, проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства.

Федеральный антимонопольный  орган принимает участие в  федеральных программах демонополизации, программах развития конкуренции и  поддержки предпринимательства.

Федеральный антимонопольный  орган входит в структуру федеральных  органов исполнительной власти, формируемую  в порядке, установленном ст.112 конституции  Российский Федерации и Федеральным  конституционным законом №2-ФКЗ  от 17 декабря 1997 года «О Правительстве  Российской Федерации», а также учрежденным  Указом Президента России №314 от 9 марта 2004 года.

В состав Федеральной антимонопольной  службы РФ входят:

- управление центрального  аппарата ФАС;

- территориальные органы  ФАС.

Для содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки  предпринимательства и демонополизации  федеральный антимонопольный орган  может направлять соответствующим  федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органам местного самоуправления рекомендации:

- о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;

- об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;

- о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;

- о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

- о привлечении иностранных инвестиций, создании организации с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;

- о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;

- о внесении изменении в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок их лицензирования.

Конкурентоспособность как экономическая категория. Основные пути повышения конкурентоспособности  предприятия.

 

Конкурентоспособность фирмы – понятие относительное. Она может быть выявлена и оценена только путем сравнения фирм, выпускающих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы функционируют (на местном, региональном, национальном, мировом рынках). Поэтому одна и та же фирма может быть конкурентоспособной на местном или национальном рынке и не быть таковой на региональном и тем более на мировом.

Теория конкурентоспособности  фирмы и ее конкурентных преимуществ  разработана в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олина и др. Однако новые тенденции в развитии мировой экономики потребовали  пересмотра ортодоксальных взглядов. В последнее десятилетие наиболее значительный вклад в разработку проблем конкурентоспособности  фирм внесли американские экономисты И. Ансофф, М. Портер и др. Анализируя причины высокой конкурентоспособности фирм, эти экономисты пришли к выводу, что она во многом зависит от наличия и эффективного использования сложившихся в стране базирования условий:

  1. необходимых факторов производства,
    1. развитого спроса, зрелости конкурентной среды,
    1. качества управления,
    2. разумной государственной политики
    3. и даже благоприятных случайностей.

Механизм  обеспечения конкурентоспособности  фирмы

Конкурентные преимущества фирмы обеспечиваются в процессе конкурентной борьбы с так называемыми  пятью силами (направлениями) конкуренции, т.е. с другими продавцами аналогичной  продукции, фирмами – потенциальными конкурентами, производителями заменителей, поставщиками ресурсов, покупателями ее продукции. Их можно рассматривать  как основные рыночные силы.

Аналитическую концепцию  взаимодействия основных конкурентных сил можно представить в виде следующей схемы (рис. 3).

Модель  пяти сил (направлений) конкуренции — это эффективный метод анализа основных конкурентных сил, влияющих на положение фирмы на рынке. Эта модель дает возможность более целенаправленно оценить конкурентную обстановку на рынке и на этой основе разработать такой вариант долгосрочной стратегии фирмы, который в наибольшей мере обеспечит ее защиту от воздействия конкурентных сил и одновременно будет способствовать созданию дополнительных конкурентных преимуществ.

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема взаимодействия основных конкурентных сил

Рисунок 7

Конкурентная  сила поставщиков экономических  ресурсов определяется в первую очередь уровнем цен и качеством поставляемых ресурсов. Особое значение это направление конкуренции приобретает в том случае, когда доля покупаемых ресурсов в издержках производства продукции велика, и от их качества во многом зависит качество конечной продукции фирмы. Позиции поставщиков ресурсов усиливаются также и в том случае, когда их предложение ограничено, что дает возможность поставлять ресурсы на менее выгодных для покупателей условиях. В свою очередь, усилению конкурентных позиций фирм – потребителей ресурсов способствует расширение круга поставщиков, включая возможность переключения фирмы на импортные поставки ресурсов на более выгодных условиях.

Одним из наиболее эффективных  методов усиления позиции фирм –  покупателей ресурсов является проведение стратегии, направленной на установление контроля над фирмами – производителями  сырья или поставщиками комплектующих изделий путем создания вертикально-интегрированных компаний. К положительным моментам вертикальной интеграции относятся: большая защищенность от колебаний цен на ресурсы, большая надежность поставок, а также более эффективная координация различных этапов производства, объединенных в единую технологическую цепочку.

В условиях современной России вертикальная интеграция получает значительное развитие посредством создания холдингов  или финансово-промышленных групп.

Конкурентная  сила покупателей возникает вследствие того, что покупатели (торгово-посреднические фирмы, предприятия – потребители инвестиционных товаров, а также физические лица – конечные покупатели потребительских товаров) оказывают воздействие на фирмы-производители через влияние на цены потребляемых товаров и услуг, требования к их качеству и послепродажному обслуживанию. Для обеспечения устойчивого гарантированного спроса на свою продукцию и реализацию ее на благоприятных условиях фирмы-производители во многих случаях стремятся углубить дифференциацию производимой продукции с тем, чтобы занять новые ниши на рынке и снизить свою зависимость в первую очередь от покупателей крупных партий товаров.

Немаловажное значение, особенно в условиях России, имеет расширение прямых поставок с предприятий, минуя  торговопосредническую сеть, предоставление отсрочек по платежам за приобретенную  покупателями продукцию, применение различных  схем льготного кредитования физических лиц – конечных потребителей товаров.

Одним из наиболее эффективных  средств усиления позиций фирм-производителей в отношении покупателей является применение стратегии расширения сферы  деятельности фирм за счет приобретения торгово-посреднических компаний или  установления контроля над структурами, находящимися между фирмами и конечными потребителями их продукции, т.е. сбытовой сетью (каналами сбыта).

Сила фирм, потенциально готовых выйти на данный рынок  товаров и услуг, определяется тем, что появление новых фирм на нем приводит к перераспределению рынка (или его сегмента), обострению конкуренции и снижению цен. Реальность проникновения новых фирм на рынок зависит от уровня входных барьеров, препятствующих такому проникновению. Суть их состоит в том, что они могут вызвать повышение размеров первоначальных капиталовложений или увеличение степени риска для новых фирм. К входным барьерам относятся высокая монополизация рынка, эффект масштаба (при увеличении объема выпуска суммарные издержки производства единицы продукции снижаются), патентно-лицензионная защита ключевых технологий и ноу-хау, контроль над ограниченными видами экономических ресурсов и лучшими каналами сбыта. В условиях России дополнительные барьеры связаны с криминогенным влиянием на рынок, в том числе с разделом сфер влияния между криминальными структурами.

Информация о работе Современная монополия и конкуренция