Современное состояние денежно-кредитной политики Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 08:02, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение денежно-кредитной сферы экономики России.
Объект исследования – процесс денежного обращения.
Предмет исследования - денежно-кредитная политика и денежно-кредитное регулирование экономики в РФ.
При написании работы был поставлен ряд задач:
1. Исследовать денежно-кредитную политику государства
2. Определить функции, формы, инструменты политики
3. Охарактеризовать денежно-кредитную система РФ на современном этапе

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...
Денежно-кредитная политика………………………………….
Кредитная политика………………………………….....
Функции кредита……………………………………...
Формы кредита…………………………………………
Инструменты денежно-кредитной политики…………
Сущность и структура кредитной системы…………..
Центральный банк.………………………………….....
Банковская система……………………………………
Специализированные кредитно-финансовые учреждения……………………………………………..
Современное состояние денежно-кредитной политики Российской Федерации…………………………………………
Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу………………………………..
Истоки банковского кризиса в Российской экономике…………………………………………………….
Кредитование малого бизнеса………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….
Библиографический список литературы………

Файлы: 1 файл

Денежно-кредитная политика Российской Федерации.docx

— 96.68 Кб (Скачать файл)

-  Вклады физических  лиц в банковскую систему Росси  абсолютно увеличивались, но медленнее,  чем общие пассивы банковской  системы.

2. Изменение структуры  активов

- Весь период наблюдался  неуклонный рост внутреннего  кредитования

- Существенное уменьшение  в активах банковской системы  удельного веса ценных бумаг,  особенно в иностранной валюте

 

Кому должны российские банки

Можно вывести логическую цепочку: банки ввозят капитал в  форме безналичных долларовых обязательств àбанки частично конвертируют доллары США в рубли с помощью ЦБ рф и частично выдают долларовые кредиты, сбрасывая собственную долларовую ликвидность à  население тут же избавляется от наличных долларов США, обменивая их на рубли и частично конвертируя рубли в евро à банки вывозят наличные доллары США и в обмен ввозят евро. Так долларовые обязательства превращаются в евро-активы.

Доллары США банкам придется у кого-то покупать и этим продавцом, вполне вероятно, окажется государство, просто больше ни у кого их не будет в таком количестве, да и мало кто захочет продавать растущий актив (а спрос будет стимулировать рост цены актива). В результате деятельности государства, направленной на отечественное спасение банковской системы, активы государства также будут реструктуризированы, и в них увеличится доля евро. Продажа доллара США из государственных, валютных резервов будет сопровождаться изъятием из оборота некоторой рублевой массы, но это не страшно:  при желании ее всегда Можно «вернуть на Родину» через другие операции центрального банка Такой разворот событий сулит весьма позитивные результаты: экономика в целом избавится от нежелательного актива. Ho ход событий может измениться, если в него вмешается какой-нибудь внешний не управляемый для России фактор. И этим фактором может оказаться все что угодно, например. Падение цен на нефть и истощение валютных резервов государства. Или если нежелательный актив вдруг превратится в предпочтительный.

Критическое накопление плохих долгов 
Доступность относительно легких внешних ресурсов втечение периода, предшествующего кризису, привела к снижению ответственности в их расходовании. Некоторые банки перестали уделять должное внимание оценке кредитоспособности заемщиков. Известная как феномен «морального риска» данная проблема заметно усиливалась, когда банк вообще уступал права кредитора иностранной организации, т.е. в случае секьюритизации активов. 
Определенную роль в увеличении рисков банковской системы сыграла и переоценка перспектив будущих доходов, недооценка возмож-ностей снижения цен на нефть и падения темпов экономического роста. В поведении домохозяйств это отражал ось в стремлении увеличить текущее потребление за счет будуших доходов. 
 
Этапы российскоro банковскою кризиса и стратегии выживания 
 
Банковский кризис начался с сокращения притока внешних финансовых ресурсов, что прежде всего породило кризис ликвидности, и это был его первый этап. На втором этапе кризис был усугублен атакой на банки вкладчиков - физических лиц и переводам средств и депозитов юридических лиц в более устойчивые банки. Нарушение расчетов в банковской системе отрицательно сказалось на состоянии реального сектора экономики. Некоторые крупные предприятия вынуждены были временно останавливать работу, ухудшилось их обеспечение оборотными средствами. По опенкам специалистов, наиболее уязвимыми к кризису оказались розничные сети и строительная индустрия. На третьем этапе выяснилась, что массированная государственная поддержка банковского сектора также не стимулирует банковскую систему к вложениям в реальный сектор экономики, что начался передел собственности в самой банковской системе, участились рейдерские захваты и обнаружился отток капиталов за рубеж.

 
На каждом этапе Банк России и  Правительство рф пытались реагировать на кризис наиболее адекватными способами. На первом этапе ЦБ РФ использовал стандартные рыночные методы управления ликвидностью. Во-первых, дважды, с интервалом в месяц, была снижена норма обязательных резервов, и с середины октября 2008 г, до О1.02.2009 она была установлена в размере 0,5 %. Это вполне адекватная мера в управлении ликвидностью. Но ее оказалось недостаточно. Во-вторых, Банк России предпринял попытки увеличения ликвидности путем покупки собственных обязательств – ОБР. Уже с середины июня 2008 г. покупки Банком России ОБР на вторичном рынке начинают преобладать над продажами. За период с 16.06.2008 по 31.10.2008 общее сальдо операций Банка России по покупке-продаже ОБР составило более 13 млрд руб. Однако рынок бескупонных облигаций Банка России достаточно узкий, и операции на нем оказали слабое влияние на состояние банковского сектора. 
 
На втором этапе обнаружилось, что в условиях кризиса стандартные меры денежно-кредитной политики, основанные на механизмах точной настройки, непригодны ввиду их малой эффективности. И в то же время меры, не приемлемые для рыночного регулирования как такового, становятся жизнеобеспечивающими. Государство начинает действовать по принципу: для выживания все средства хороши, в том числе те, которые никак не вписываются в логику функционирования устойчивых рыночных систем.

На этом этапе способами  поддержки банковского секторы  со стороны государства становятся:

  1. Беззалоговые аукционы Банка России
  2. Субординированные кредиты Правительства РФ
  3. Аукционы Минфина России
  4. Кредиты Агентства по страхованию вкладов
  5. Покупка государством акций проблемных компаний
  6. Валютные интервенции Банка России на ММВБ

На третьем этапе предпринимаются  жесткие меры по регулированию банковской деятельности. Продолжается массированное  накачивание банковской системы  ликвидностью за счет государственных  структур. Но возникают побочные последствия  кризиса и способов его преодоления. Во-первых, обостряется недобросовестная конкуренция на банковском рынке, заключающаяся, в частности, в распространении  слухов о состоянии конкурентов, организация запланированной паники. В результате государство вынуждено подключить силовые структуры к пресечению подобной практики. Во-вторых, государство начинает проводить селективную политику, оказывая поддержку только тем банкам, которые занимаются кредитованием, и даже прямо указывая, какие отрасли следует поддерживать (целевое рефинансирование). Рыночные методы управления уступают административно-командным. И этот этап еще не завершился…

 

Кто виноват  в кризисе российской банковской банковской системы и где выход? 

Банковская система россии в последние годы активно занималась кредитованием. Объемы банковских кредитов с начала 2004. выросли более чем в 6 раз. Увеличилась доля кредитов домохозяйствам, росла ипотека, потребительское кредитование. И банковская система совсем не виновата в том, что ипотечные заимствования способствовали раздуванию ценового пузыря на рынке недвижимости, а потребительское кредитование, главным образом, стимулировало спрос на дешевую импортную продукцию. И в первом, и во втором больше виновато государство, которое, во-первых, поддерживает высокие административные барьеры в строительной индустрии и препятствует развитию конкуренции среди застройщиков, во-вторых, проводит политику роста валютного курса рубля и не проводит активную промышленную и структурную политику. Отчасти в кризисе банковской системы России виноваты институциональные вкладчики - резиденты, которые недостаточно поддерживали отечественную банковскую систему своими финансовыми ресурсами, но хотели получать от нее кредиты. Правда, и их можно оправдать - отрицательные реальные проценты по депозитам не стимулировали их к таким вложениям. В проблемах банковского сектора не вполне честно было бы обвинять и Банк России, который пытался всеми возможными способами разобраться в дитохомии собственных целей: «обеспечение ликвидности банковской системы» - «сдерживание инфляции» и проплыть между Сциллой и Харибдой, не ударившись обоими боками попеременно. 
За банковский кризис несет ответственность экономическая система в целом. Банковская система в долгосрочном периоде не может быть лучше экономической системы. Как бы Банковская система этого ни желала, она все равно будет соответствовать экономической системе. Думается, банковский кризис высветил проблемы, которые лежат далеко за его пределами. Конечно, этот кризис сделает, уязвимым и реальную экономику, которая и без того сильно деформирована эпохой трансформационных преобразований. Но и лечение банковской системы, возможно только вместе с реальной экономикой. Из банковского кризиса развитые страны выйдут  гораздо раньше именно потому, что у них есть работающие реальные активы. Нашей банковской системе предстоит долгое  лечение, совместное со всей экономической системой в целом.

 

      1. Кредитование малого и среднего бизнеса

В России уровень развития малого и среднего бизнеса в настоящее время не соответствует потребностям экономики страны. Рост производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях явно не отражает их потенциала в формировании валового внутреннего продукта России. По-прежнему низкой остается доля малых предприятий в BBП.

 На первый взгляд проблемы финансирования предствителей  малого предпринимательства России нет, так как согласно заявленным программам кредитованием малого бизнеса занимаются около 28 банков. Кроме того, практически ежеквартально на протяжении 2006-2007 гг. какой-либо банк заявлял об открытии целенаправленной программы кредитования малого бизнеса. 
В тоже время из имеющихся многочисленных источников финансирования проектов малым предприятиям, в силу присущих им особенностей, доступны лишь некоторые из них.

Примечательно, что малые  предприятия, процветавшие в 2004-2006 гг. в области торгово- посреднической деятельности, в настоящее время демонстрируют показатели, близкие к средним по выборке. В то же время трудности с нахождением источников финансирования инвестиций существенно возросли, прежде всего, у малых предприятий, представляющих жилищное и промышленное строительство, а также транспорт, туризм и связь. 
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что процесс развития в России малого предпринимательства все больше взаимодействует с процессом развития банковской системы страны. Опыт развитых стран показывает большие перспективы таково взаимодействия.

При сохранении существующей тенденции кредитование малого бизнеса в скором времени станет одним из основополагающих приоритетов деятельности коммерческих банков. Позитивные показатели роста направления кредитовании малого бизнеса (по итогам 2007 г. эти направления занимают первые места в банках по интенсивности развития) объясняются в первую очередь несколькими факторами: увеличением уровня жизни населения, увеличением количества предпринимателей на 1000 жителей, усиленной региональной экспансией, облегчением банками условий доступа к кредитным средствам, повышением уровня доверия малых предпринимателей к кредитным организациям. 
Также заметно изменилась направленность программ кредитования малого бизнеса. Если в 2003 г. у подавляющего большинства банков кредитные продукты были размером от  100тыс. долл. США, что само по себе исключало огромный рынок малых предпринимателей, то в 2007г. подавляющее количество банков предоставляло кредитные продукты, ориентированные именно на малое предпринимательство в размере от 10 тыс. долл. 
По прогнозам Минэкономразвития России, к 2010 г. количество малых предпринимателей увеличится с 6,2 на 1000 жителей (по данным на2006г.) до 12,7. Таким образом, совокупная потребность в финансировании только с учетом увеличения численности малых предпринимателей возрастет более чем в два раза, если при этом учесть и увеличение уровня доходов населения, то предполагаемое увеличение спроса на финансирование малого предпринимательства возрастет более чем в четыре раза. 
В свою очередь, для банков направление кредитования малого бизнеса страдает практически от тех же проблем, что и другие направления банковской деятельности: отсутствие стратегического планирования развития, отсутствие льготных условий со  стороны Банка России для развития данного направления деятельности, неэффективные технологии.

  
Как правило, банки делают упор на кредитные продукты четырех типов: 
1. срочные кредиты, обеспеченные залогом;

2. срочные кредиты обеспеченные финансовым поручительством третьих лиц;

3.срочные кредиты под залог приобретаемого имущества;

4.лимиты задолженности с типом погашения «овердрафт»,

 
Данные кредитные продукты охватывают весь спектр потребностей финансирования малого предпринимательства.

Рынок кредитования малого бизнеса имеет четко выраженные региональные особенности. На наш взгляд, можно выделить четыре основных категории рынков кредитования малого бизнеса: регионы Москвы и Санкт-Петербурга, города с населением свыше 500тыс. жителей, города с населением от 250 до 500тыс. жителей, города с населением менее 250тыс. жителей.

 В перспективных оценках  возрастает значимость именно  городов с населением до 250тыс.  жителей. Особенность предпринимателей  данных городов - их неприхотливость  к стоимости кредитных продуктов  и сильное влияние родственных  и дружеских связей, что позволяет  в качестве основных кредитных  продуктов использовать беззалоговые кредиты, приносящие максимальную доходность, без повышенного риска, так как фактор плохой репутации в менталитете местных предпринимателей перекрывает даже риск потери собственного имущества. 
 
Конкуренция в сфере кредитования малого бизнеса усиливает важность стоимости услуг как инструмента конкурентоспособности банков. В связи с этим минимальная стоимость кредитных продуктов в каждом отдельном регионе будет определяться методом ориентации на конкурентов.

В числе основных проблем денежно-кредитной  политики, изучаемых в современной экономической литературе, необходимо назвать, в первую очередь, вопрос о следовании определенным правилам или свободе действий центрального банка, о соотношении целей и инструментов денежно-кредитной политики. Теоретическая дискуссия по названным проблемам была начата еще в классических работах Дж. М. Кейнса, М. Фридмана, Р. Лукаса и Т. Сарджента, но на многие вопросы до сих пор не существует однозначного ответа. Ключевой проблемой является выбор оптимальной денежно-кредитной политики в конкретных экономических условиях. В зависимости от последних для обеспечения оптимальности денежно-кредитной политики выбираются те или иные цели, критерии и инструменты денежно-кредитной политики, отдается предпочтение правилам или свободе действий денежных властей, определяются пределы возможностей денежно-кредитной политики и ее взаимосвязь с фискальной политикой.

В своей работе я рассмотрела  денежно-кредитную политику Российской Федерации. Денежно-кредитная политика Банка России стала более похожей на денежно-кредитную политику в развитых странах, что проявляется, прежде всего, в том, что для ЦБ РФ большое значение начинает играть такая «традиционная» конечная цель денежно-кредитной политики, как инфляция. В 1990-х – начале 2000-х гг. приоритет в проведении денежно-кредитной политики отдавался курсовой политике. Однако признать денежно-кредитную политику ЦБ РФ полностью сформировавшейся все еще нельзя. В то же время заявленный руководством Банка России постепенный переход к инфляционному таргетированию будет способствовать повышению стабильности и предсказуемости денежно-кредитной политики.

Информация о работе Современное состояние денежно-кредитной политики Российской Федерации