Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 18:29, курсовая работа
Поиск оптимальных форм кредитования физических лиц должен осуществляться как специалистами банков, так и учеными. Такие формы должны стимулировать вовлечение в процесс потребительского кредита все большее число потребителей, сделать кредит доступным средством благосостояния каждой российской семьи. Хорошим подспорьем в развитии потребительского кредитования являются национальные проекты. Все это и определяет актуальность избранной темы исследования как с теоретической, так и с практической точки зрения. В связи с этим актуальным является исследование процессов потребительского кредитования в России.
Введение
I. Понятие и классификация потребительских кредитов
1.1 Понятие потребительского кредита
1.2 Классификация потребительских кредитов
II. Потребительское кредитование в ОАО АКБ РосБанке
2.1 Динамика развития и характеристика кредитных продуктов, предлагаемых ОАО АКБ "РосБанке" филиал "Самарский"
2.2 Условия и порядок предоставления потребительского кредита
2.3 Финансовые риски и методы их оценки в сфере потребительского кредитования
III. Современное состояние рынка потребительского кредитования и перспективы его развития
3.1 Потребности и предпочтения населения России на рынке кредитных услуг
3.2 Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования
Заключение
Список используемой литературы
Рынок автокредитования начал активно развиваться с 2002 года. Если первоначально автокредитование касалось продажи новых иностранных автомобилей и разбивалось преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге, то в 2003 году крупнейшие федеральные банки стали активно распространять данную услугу на крупные региональные центры, где действуют их филиалы. В настоящее время предоставление кредитов на приобретение автомобилей -- один из самых распространенных видов потребительского кредитования. Объемы рынка автокредитования постоянно растут, усиливается конкуренция на рынке. Сейчас нередки ситуации, что у одного и того же автодилера можно найти кредитные программы сразу нескольких банков.
Кредитованием частных лиц под приобретение машин сейчас занимаются большое количество банков, среди которых следует выделить в качестве лидеров рынка МДМ-банк, Международный кредитный банк (МКБ), Альфа Банк, Росбанк, Райффайзенбанк, "Русский Стандарт". Основными факторами успеха на рынке являются наличие договоренностей с крупными автодилерами, быстрота анализа кредитных заявок, а также условия кредита (срок, первоначальный платеж, стоимость).
Условно банки, работающие на рынке, можно разделить на три группы:
- специализирующиеся на кредитах на покупку отечественных автомобилей и по держанных иномарок ("Русский Стандарт"),
- специализирующиеся на кредитах на покупку новых относительно дешевых иномарок (МКБ, МДМ-банк);
- специализирующиеся на кредитах на покупку дорогих иномарок (ММБ, Райффайзенбанк).
Последнее время характеризуется существенным снижением стоимости услуги, а также доли автомобиля, приобретаемого за свой счет. Ставки упали до 16-20%, сроки кредитования растянулись с 1-2 лет до 5 и даже 7 лет, срок рассмотрения заявки на кредит минимален, комиссия за открытие и ведение ссудного счета снижается, страховку можно оплачивать в рассрочку (Приложение 1). Большинство банков предпочитают выдавать и соответственно получать обратно кредиты в основном в валюте, полагая, что вложения в долларах более стабильны. Однако сейчас можно легко найти банк, предоставляющий кредиты и в рублях. Такую услугу, в частности, предоставляют Банк Москвы, Газпромбанк, МКБ, Росбанк, Промстройбанк, "Русский Стандарт". Кредиты в рублях стал выдавать с конца 2003 года и ММБ.
Минимальная сумма кредита в большинстве банков установлена на уровне $3000. Однако все зависит от специфики целевой клиентуры банков. Банки, ориентирующиеся на массового клиента и сотрудничающие с дилерами российских автозаводов ("Русский Стандарт", Росбанк), готовы предоставлять и более мелкие суммы, в то время как для банков, ориентированных на состоятельных граждан, предоставлять кредит менее чем на $3000 не имеет смысла. Максимальная сумма во всех банках кредита разная. Среднерыночный "потолок" -- $150 000.
Рынок начинал с того, что клиенту было необходимо самому вносить 30-40% от стоимости автомобиля. С 2003 году произошли серьезные подвижки в этом отношении. Ряд крупных участников рынка стали кредитовать до 80-90% стоимости приобретаемого автомобиля. При получении кредита на приобретение отечественного автомобиля или старой иномарки заемщик должен обычно оплатить небольшую часть стоимости автомобиля.
Зачастую размеры процентных ставок снижаются при проведении банками совместных программ с автодилерами. Салоны, продающие иномарки, заинтересованы в покупателях и заключают специальные соглашения с банками. Например, МКБ сотрудничаете дилерами AUDI и PEUGEOT и выдает кредиты под 18% годовых. На аналогичных условиях кредитует покупку Toyota Райффайзенбанк, на покупку Renault можно получить кредит под 15% годовых в валюте. Однако некоторые дилеры закладывают свои расходы в рамках таких соглашений в цену машин, продаваемых в кредит.
В качестве обеспечения практически все банки требуют залог приобретаемого автомобиля. Дополнительно необходимо страховать автомобиль и автогражданскую ответственность заемщика. Помимо перечисленных условий для некоторых банков необходимо страхование жизни и временной потери трудоспособности заемщика, поручительство супруги/ супруга.
Заемщику необходимо помнить о том, что не менее 10% от суммы кредита составит страховка на автомобиль. У каждого банка есть свои партнеры среди страховых компаний, к которым и придется обращаться заемщику. Клиент может сам выбирать страховую компанию, но только из тех, которые ему предложит банк. В последнее время банки начали выдавать кредит даже тем, у кого нет водительских прав, но в этом случае стоимость страховки может быть более высокой. Неудобства отчасти компенсируются тем, что банки и страховщики разрешают не вносить всю сумму страховки сразу, а включают "страховую" задолженность в сумму кредита. Правда, в этом случае проценты взимают с большей суммы, и реальная цена автомобиля также возрастает.
Основное требование банков к потенциальным заемщикам -- подтверждение их платежеспособности. Если по расчетам банка "чистого" ежемесячного дохода недостаточно для погашения кредита, то потребуется поручительство юридического лица. Однако есть и исключения. Так, оформить заем в ОАО "МДМ-банк Санкт-Петербург" имеют возможность и те, кто не может документально подтвердить свою кредитоспособность. По оценке экспертов, на внедрение новой программы этого банка, который контролирует около 20% рынка автокредитования Санкт-Петербурга, подвигло обострение конкуренции в этом сегменте рынка банковских услуг, в частности активное вторжение на городской рынок автокредитования банков с иностранным капиталом.
Конкуренция вынуждает банки оттачивать условия автокредитования. В противном случае клиент без труда выберет другой банк, предоставляющий аналогичные услуги. Борьба за клиентов заставляет банки вводить и новые формы автокредитования. Например, Райффайзенбанк стал предлагать кредиты на покупку мототехники. Условия кредитования практически ничем не отличаются от автомобильных13.
Автокредитование растет в два раза быстрее, чем продажи автомобилей, и это не предел. Сейчас в России только 46% автомобилей покупают в кредит, в то время как в США на заемные средства приобретается 90%, а в Европе 70-80% машин. Такие выводы содержит исследование РосБанка, посвященное рынку автокредитования. Факторами роста в будущем, по мнению банкиров, станут займы на приобретение подержанных автомобилей и предоставление кредитов клиентам с высокими доходами.
Продажи автомобилей в России в последнее время увеличиваются за счет роста реализации новых иномарок, как ввезенных в страну, так и выпущенных на российских заводах. В первом полугодии 2006 года рост продаж российских машин был нулевым (386 тыс. штук по сравнению с 383 тыс. за от же период прошлого года). При этом новых иномарок, ввезенных в страну, было продано в 1,6 раза больше (197 тыс. штук в первом полугодии 2005 года и 318 тыс. - за тот же период нынешнего года). Продажи новых иномарок, производимых в России, выросли за тот же промежуток времени с 73 тыс. до 102 тыс. штук. Автомобили иностранного производства стали доступнее по цене отчасти за счет выпуска некоторых моделей в России: средняя стоимость иномарок, продаваемых на российском рынке, снизилась с $25 тыс. до $20 тыс.
Потребительские кредиты, большинство из которых ориентированы на покупку товаров длительного пользования (ТДП), значительно различаются по цене, доступности и степени риска для банка, а также механизмам распространения. Часть банков предпочитает более консервативные подходы к отбору заемщиков, предоставляя кредиты на неотложные нужды и кредитные карты по низким ставкам, другие делают ставку на массового клиента, взимая значительный процент за выдачу экспресс-кредита. Ставки по экспресс-кредитам чрезвычайно высоки (до 52% годовых в рублях с учетом стоимости обслуживания кредитного счета). Однако они достаточно обоснованы с экономической точки зрения, учитывая их беззалоговость и невозможность для банка детально оценить платежеспособность клиента. Риск невозврата уже фактически заложен в процентную ставку по экспресс-кредитам.
Пионером на данном рынке выступил банк "Русский Стандарт", который начал в 1999 году предлагать услугу экспресс-кредитования. Система выдачи кредита привязана к точкам продажи услуги: сетям розничной торговли бытовой техникой, компьютерами, мебелью и т.д. Отличительной чертой экспресс-кредитов является зависимость получаемых банками результатов от связей с торговыми организациями-партнерами. Чем с большим числом торговых сетей заключены партнерские соглашения, тем выше доходность бизнеса. Стоимость кредита влияет незначительно на число клиентов. Другими условиями успешного продвижения программ являются наличие большого числа пунктов приема платежей по кредиту и быстрота анализа кредитных заявок.
Основным событием рынка экспресс-кредитования в 2003 году стало появление на нем банка "Хоум Кредит энд Финанс" (ХКФ), который сумел за январь-сентябрь 2003 года увеличить кредитный портфельс$2 до 43 млн и догнать по темпам роста кредитного портфеля "Русский Стандарт". Банк создан на базе банка "Технополис" и является "дочкой" чешского банка Home Credit Finance. Будучи дочерней организацией банка с иностранным капиталом, ХКФ не испытывает значительных проблем с финансированием своих проектов.
ХКФ привлекает клиентов более выгодными условиями кредитования, чем может предоставить "Русский Стандарт". Банк выдает потребительские кредиты в рублях. Покупатели могут сами выбрать срок погашения кредита: 4, 8, 12, 16, 20 или 24 месяца. Средняя процентная ставка -- 26-28,5%. Окончательная ставка устанавливается индивидуально в зависимости от первоначального взноса и срока, на который берется кредит. Схема, предлагаемая ХКФ, ориентирована на граждан с невысоким доходом: для покупок в пределах 10 тыс. рублей первоначальный платеж составляет 20%, для покупок стоимостью от 10 до 20 тыс. рублей -- 25%, для покупок стоимостью свыше 20 тыс. рублей -- 30%. Кроме того, величина процента по кредиту варьируется е зависимости от срока его погашения: чем больше срок, тем ниже годовая ставка.
Помимо экспресс-кредитования активно развиваются еще две формы потребительского кредитования -- кредитные карты и кредиты на неотложные нужды. Они распространяются как через сеть банковских отделений, так и через торговые организации-партнеры. Основным отличием данных продуктов от экспресс-кредитов является отсутствие привязки клиента в плане осуществления покупок к конкретному магазину, где происходит оформление кредитного договора. В силу этого они более удобны для клиента, чем экспресс-кредиты. Лидерами в плане эмиссии кредитных карт являются "Русский Стандарт", Росбанк, GE Money Bank и МКБ. Кредиты на неотложные нужды активно предоставляют Сбербанк, Райффайзенбанк.
Тщательный анализ клиента позволяет банкам назначать более низкие процентные ставки по кредитным картам и кредитам на неотложные нужды, чем по экспресс-кредитам. Однако здесь существует другая проблема: возможности банка могут не соответствовать спросу со стороны потенциальных клиентов, привлеченных низкой стоимостью и относительной легкостью получения услуги. Так, массовый наплыв потенциальных заемщиков вынудил Райффайзенбанк сначала отказывать в получении кредита людям, формально соответствующим требованиям банка, а затем реально ограничить список заемщиков своими клиентами и сотрудниками корпоративных клиентов. В результате был нанесен серьезный удар по имиджу банка.
Развитие программ потребительского кредитования требует от банков соответствующей инфраструктуры. Клиент должен иметь возможность погашать задолженность по кредиту, не выстаивая в длинной очереди.
К развитию потребительского кредитования разумно подошел Росбанк, который начал активное продвижение кредитных продуктов только после запуска проекта "Экспресс". В рамках проекта планируется открыть в 2007 году 171 дополнительный офис круглосуточного обслуживания клиентов, из них 60 в Москве. Банк планирует вкладывать в развитие примерно $52 млн. в год. Новая программа заключается в предоставлении широкого спектра розничных услуг, включающих управление счетом в любое время суток, овердрафтное кредитование, коммунальные платежи, осуществление покупок аккредитивами и др. Для развития розничной программы банк активно привлекает квалифицированных менеджеров, имеющих опыт работы в Восточной Европе.
Таким образом, можно говорить о бурном развитии потребительского кредитования, сопровождающемся увеличением числа банков и расширением набора услуг, предлагаемых ими. Банки активно используют как ценовые, так и неценовые методы конкуренции. Успех кредитной программы банка зависит не только от цены и ассортимента кредитных продуктов, но и от широты сети продажи и обслуживания, возможности дополнительных банковских и других финансовых услуг, доступности для понимания заемщика предъявляемых к нему требований, быстроты рассмотрения кредитной заявки. Причем чем меньше объем кредита, тем более существенную роль в его популярности играют неценовые факторы (Приложение 3. Таблица 1)14.
ОАО АКБ "РосБанк" является сложной диверсифицированной финансовой структурой, работающей и развивающейся одновременно во многих направлениях. Разносторонняя направленность бизнеса является гарантией устойчивости компании, как для Клиентов, так и для сотрудников. На сегодняшний день Банк развивается в следующих основных направлениях:
Конкурентные преимущества Банка: