Современные формы и виды предприятий розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Торговля – одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения, посредством которой осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства. Торговля в настоящее время является важной бюджетообразующей отраслевой системой, в ряде районов вклад торговых организаций в районный бюджет составляет от 15 до 55 %. Современный потребительский рынок отличается относительно высокой насыщенностью товарами различного назначения – как продовольственных, так и непродовольственных, что обеспечивает отсутствие дефицита товаров.[1]

Содержание работы

Введение 4
1 Розничная торговля. Теория и основные понятия 6
1.1 Понятие и сущность розничной торговли 6
1.2 Функции розничной торговли 8
1.2.1 Функции розничной торговли в отношении потребителей 8
1.2.2 Функции розничной торговли в отношении конъюнктуры
рынка 10
1.2.3 Прочие функции розничной торговли 12
1.3 Структура розничного товарооборота 14
1.4 Организация розничной торговли 15
1.5 Виды розничной торговли 16
1.6 Классификация форм розничной торговли 20
2 Современные формы и виды предприятий розничной торговли 20
2.1 Общее положение видов и форм предприятий розничной
торговли 23
2.2 Классификация магазинов по функциональному назначению 28
2.3 Классификация магазинов с учетом политики цен 33
2.4 Классификация розничных магазинов с учетом уровня
обслуживания 35
2.5 Форматы розничной торговли в России 39
Заключение 41
Список источников 43

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 87.57 Кб (Скачать файл)

      Содержание

Введение        4

1 Розничная торговля. Теория и основные понятия        6

1.1 Понятие и сущность розничной торговли         6

1.2 Функции розничной торговли         8

1.2.1 Функции розничной торговли в отношении потребителей             8

1.2.2 Функции розничной торговли в отношении конъюнктуры

рынка        10

1.2.3 Прочие функции розничной торговли         12

1.3 Структура розничного товарооборота         14

1.4 Организация  розничной торговли       15

1.5 Виды розничной торговли         16

1.6 Классификация форм розничной торговли         20

2  Современные формы и виды предприятий розничной торговли       20

2.1 Общее положение видов и форм предприятий розничной

торговли         23                     

2.2 Классификация магазинов по функциональному назначению         28

2.3 Классификация магазинов с учетом политики цен        33

2.4 Классификация розничных магазинов с учетом уровня

обслуживания         35

2.5 Форматы  розничной торговли в России        39

Заключение        41

Список источников        43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1 Розничная торговля. Теория и основные понятия

1.1 Понятие и сущность розничной  торговли

Торговля – одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения, посредством которой осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства. Торговля в настоящее время является важной бюджетообразующей отраслевой системой, в ряде районов вклад торговых организаций в районный бюджет составляет от 15 до 55 %. Современный потребительский рынок отличается относительно высокой насыщенностью товарами различного назначения – как продовольственных, так и непродовольственных, что обеспечивает отсутствие дефицита товаров.[1]

На сегодняшний день торговля занимает одно из главных мест в экономике государства. Она осуществляет равновесие товарного предложения и потребительского спроса, что помогает избежать дефицита товаров или избытка предложения. Также торговля является одним из главных источников поступления денежных средств в бюджет страны.

Есть много определений розничной торговли, но одним их самых распространенных является определение из ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения»:

Розничная торговля – это торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.[2]

То есть другими словами можно сказать, что розничная торговля – это реализация товаров и услуг конечным потребителям в обмен на денежные

6

средства, без дальнейшей перепродажи этих товаров и услуг.

Данный вид деятельности носит договорной характер, и его юридическая основа закреплена в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Согласно ГК РФ ст. 492: по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.[3] Покупатель в свою очередь обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом и принять его.

Отношения между продавцом и покупателем в системе розничной торговли регламентируются особым законом. В Российской Федерации это закон о защите прав потребителей. Субъектами процесса розничной торговли являются – продавец и покупатель. Непременным атрибутом – кассовый аппарат и кассовый чек.[4]

Продажа товаров и обслуживание покупателей осуществляется на предприятиях розничной торговли, таких как магазины, ларьки, палатки, киоски, торговые автоматы, лотки и т.п. Тем не менее, существование магазинов не является обязательным условием розничной торговли, поскольку оказание разного рода услуг также может производиться в торговых точках, таких как парикмахерская, ателье, мастерские, автошколы и т.д.

Сущность торговли заключается в том, чтобы сделать товар или услугу более доступными для потребителя. В настоящее время отношения между продавцом и покупателем стали более свободными, но все равно это не позволяет сказать с полной уверенностью, что доступность стала стопроцентной и

потребитель может легко и быстро удовлетворить свои потребности. Существует колоссальная разница между стоимостью товара и его качеством, что реально

7

отражается на удовлетворении потребностей. Очень часто при низкой цене можно получить низкое качество товара или услуги, и наоборот. И получается, что потребитель с невысокими доходами не сможет удовлетворить свою потребность именно в нужном ему качественном товаре, а будет довольствоваться лишь купленным по возможной для него цене товаром.

Поэтому в настоящее время главной задачей для розничной торговли является нахождение равновесия между ценой и качеством для удовлетворения потребностей всех потребителей. Чтобы качественный товар или услуга стали доступны для каждого человека в стране.

1.2 Функции розничной торговли

1.2.1 Функции розничной торговли  в отношении потребителей

Функции розничной торговли определяются непосредственным контактом с конечным потребителем и заключаются в следующем:

  • удовлетворение потребностей населения в товарах;
  • доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;
  • поддержание баланса между предложением и спросом;
  • воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;
  • совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей;[5]

Функция удовлетворения потребностей населения в товарах

осуществляется за счет большого числа предприятий розничной торговли по

месту жительства или работы. В зависимости от желаний и потребностей конечного

8

потребителя, товар можно купить как большой партией, так и единично.

В процессе выполнения функции доведения товаров до покупателя предприятия розничной торговли осуществляют транспортировку товаров и их надлежащее хранение.

Одной из основных функций является поддержание баланса между спросом и предложением.

Спрос на товар или услугу – это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Предложение какого-либо товара или услуги – это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.[6]

Из определений видно, что при равновесии этих показателей будут удовлетворены потребности как производителей, так и покупателей. Что очень важно для торговли и экономики страны в целом.

Важно также правильно истолковать желания покупателей, с тем, чтобы избежать ошибок, как в определении объема производимой продукции, так и в его распределении по видам продукции и расширении ассортимента в целом.

Ассортимент товаров – это набор товаров, объединенных по какому-

либо одному или совокупности признаков.[2]

         Чем больше ассортимент товаров и услуг на рынке, тем больше возможности у

потребителя сделать правильный выбор в пользу того или иного товара и тем самым

удовлетворить свою потребность.

9

С тем, чтобы удовлетворять все новые потребности и привлекать все большее число покупателей, необходимо постоянно совершенствовать технологии торговли и улучшать обслуживание покупателей.

1.2.2 Функции розничной торговли  в отношении конъюнктуры рынка

Функциями розничной торговли, наряду с перечисленными, также являются:

  • исследование конъюнктуры рынка товаров и услуг;
  • определение спроса и предложения на конкретные виды товаров;
  • формирование ассортимента товаров и услуг;
  • целенаправленная продажа этих товаров и услуг конечному потребителю;
  • рекламные, информационные, торговые и послепродажные услуги.

Исследование конъюнктуры рынка товаров и услуг помогает узнать возможности товарного рынка, минимизирует риски коммерческой деятельности, помогает выявлять будущие проблемы, предоставляет исходные данные для сравнения и анализа, а также помогает оценить достигнутые результаты. Что в конечном итоге поможет повысить качество товаров и услуг и выведет торговлю на новый более качественный уровень.

Определение спроса на конкретные виды товаров тесно связано с уровнем цен. Если цена высокая спрос будет падать, при понижении цены

спрос будет расти. Также на спрос влияют такие факторы, как:

- качество товара,

- вкусы и предпочтения потребителей,

- доход потребителей,

- цены на родственные товары,

10

- ожидания потребителей,

- количество потребителей и  частота покупок,

- торговая марка,

- реклама,

- насыщенность рынка данным  видом товара.[4]

Определение предложения на товары, то есть сколько нужно выпускать продукции, прежде всего зависит от спроса потребителей. И также как и спрос, предложение зависит от цены на эту продукцию. Есть и другие факторы, влияющие на предложение:

- наличие товаров заменителей,

- наличие товаров-комплементов (дополняющих),

- уровень технологий,

- объём и доступность ресурсов,

- налоги и дотации,

- природные условия,

-ожидания (инфляционные, социально-политические),

- размеры рынка.[4]

В зависимости от количества спроса и предложения формируется ассортимент товаров и услуг.

1.2.3 Прочие функции розничной торговли

11

Также к функциям розничной торговли можно отнести:

  • организацию закупок и завоза товаров;
  • оплату поступивших товаров;
  • осуществление операций по хранению, маркировке и установлению цен на товары и услуги;
  • выполнение расчетов с покупателями.

Важным условием для покупателя является доступность товара, то есть пришел в магазин и купил, что необходимо. Поэтому функцию закупки товаров у оптовиков и их транспортировку до места продажи берет на себя розничное торговое предприятие. Ведь главное для продавца – это чтобы покупатель остался довольным и удовлетворенным и, в дальнейшем, чтобы он ходил именно к этому продавцу за товаром.

И раз розничное предприятие закупает и транспортирует товар, следовательно, он же его и оплачивает. А также осуществляет операции по хранению, маркировке и установлению цен на товары и услуги. От условий хранения зависит качество товара.

Хранение товаров – это процесс размещения товара в складском помещении, содержание и уход за ним в целях обеспечения его качества и количества. Качество товара – это совокупность потребительских свойств товара. Потребительское свойство товара – это свойство товара, проявляющееся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей.[2]

Отсюда следует, что от качества товара зависит спрос на него и удовлетворение потребностей потребителей. Маркировка – это нанесение условных знаков, букв, цифр, надписей на объект, чтобы отличать его от других объектов или сообщить об особых его свойствах.[4]

12

Маркировка позволяет отличить один товар от другого и очевидно, что человек возьмет тот продукт, на котором хорошо, не разглядывая, видна маркировка.

Функция установления цен на товары и услуги является связующим звеном между продавцом и покупателем. Ведь от цены зависит, купят товар или нет.

Цена должна устанавливаться таким образом, чтобы, с одной стороны, удовлетворять нужды и потребности покупателей, а с другой – способствовать достижению поставленных предприятием целей, заключающихся в обеспечении поступления достаточных финансовых ресурсов.[4]

Последняя стадия доведения товара до потребителя – это расчет розничного торгового предприятия с покупателями. Он производится в наличной – деньгами или безналичной форме – кредитными картами.

Услуга розничной торговли – это результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.[7]

Классификация услуг торговли и общие требования к ним установлены ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования».

Услуги торговли включают:

  • реализацию товаров;
  • оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;
  • информационно-консультационные услуги;
  • создание удобств покупателям.

А сам процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов:

13

    • формирование ассортимента;
    • приемка товаров;
    • обеспечение хранения;
    • предпродажная подготовка;
    • выкладка товаров;
    • предложение товаров покупателю;
    • расчет с покупателем;
    • отпуск товара.[8]

Все эти функции отражают деятельность розничной торговли в условиях рыночной экономики. И надлежащее выполнение их является важной составляющей для успешной и выгодной торговли для обеих сторон и для государства в целом.

1.3 Структура розничного товарооборота

Показателем, характеризующим объёмы и качество розничной торговли является товарооборот. Розничный товарооборот  – объём реализации товаров в денежном выражении. Он характеризует заключительный этап движения продукции из сферы обращения в сферу потребления, констатирует общественное признание стоимости и потребительской стоимости части общественного продукта в виде конкретных видов товаров; отражает пропорции между производством и потреблением, спросом и предложением, реализацией и денежным обращением, объёмом и структурой торговой сети, материальными и трудовыми ресурсами.[9]

Информация о работе Современные формы и виды предприятий розничной торговли