Современные формы и виды предприятий розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Торговля – одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения, посредством которой осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства. Торговля в настоящее время является важной бюджетообразующей отраслевой системой, в ряде районов вклад торговых организаций в районный бюджет составляет от 15 до 55 %. Современный потребительский рынок отличается относительно высокой насыщенностью товарами различного назначения – как продовольственных, так и непродовольственных, что обеспечивает отсутствие дефицита товаров.[1]

Содержание работы

Введение 4
1 Розничная торговля. Теория и основные понятия 6
1.1 Понятие и сущность розничной торговли 6
1.2 Функции розничной торговли 8
1.2.1 Функции розничной торговли в отношении потребителей 8
1.2.2 Функции розничной торговли в отношении конъюнктуры
рынка 10
1.2.3 Прочие функции розничной торговли 12
1.3 Структура розничного товарооборота 14
1.4 Организация розничной торговли 15
1.5 Виды розничной торговли 16
1.6 Классификация форм розничной торговли 20
2 Современные формы и виды предприятий розничной торговли 20
2.1 Общее положение видов и форм предприятий розничной
торговли 23
2.2 Классификация магазинов по функциональному назначению 28
2.3 Классификация магазинов с учетом политики цен 33
2.4 Классификация розничных магазинов с учетом уровня
обслуживания 35
2.5 Форматы розничной торговли в России 39
Заключение 41
Список источников 43

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 87.57 Кб (Скачать файл)

этом случае они создают свой торговый аппарат и устанавливают прямые контакты с потенциальными покупателями. Торговые агенты изготовителей, сбытовых, посреднических и торговых предприятий приходят к покупателю домой и, если есть

 

необходимость и возможность, представляют товар и демонстрируют его использование. Таким образом наиболее часто реализуется бытовая электротехника, печатная и косметическая продукция. 
           в) Рыночная торговля 
           Многие коммерсанты, не имеющие своих постоянных помещений, вынуждены переезжать с одного места в другое, стараясь таким образом привлечь к

себе внимание как можно большего числа потенциальных покупателей. Место, где они обычно выставляют на продажу товары, принято считать рынком, а торговлю, осуществляемую ими, — рыночной. Такая торговля наиболее актуальна для небольших городов и сельской местности, где небольшая численность населения не позволяет открывать стационарные магазины с широким ассортиментом товаров. 
           г) Торговые автоматы 
           Во многих странах широкое распространение получила продажа товаров через торговые автоматы. Такие автоматы устанавливаются в наиболее людных местах и работают круглосуточно без привлечения торгового персонала. 
          С помощью торговых автоматов обеспечивается продажа таких товаров, как сигареты, безалкогольные напитки, газеты, конфеты, парфюмерия и др. Вместе с тем использование торговых автоматов является довольно дорогостоящей формой продажи товаров. Несмотря на то, что цены на товары, реализуемые через автоматы, на 15—20 % выше, владельцам не всегда выгодно их использовать. Это обусловлено тем, что довольно велики затраты, связанные с необходимостью постоянно пополнять запасы в автоматах и осуществлять обслуживание автоматов, которые часто выходят из строя по вине покупателей. 
           д) Передвижная торговля 
           О передвижной торговле говорят тогда, когда с помощью различных средств обеспечивается передвижение товаров к непосредственным потенциальным покупателям. Такая доставка товаров может осуществляться как с использованием определенного транспорта, например, автолавок, так и с применением лотков или других подобных устройств. В последнем случае говорят о торговле вразнос. 
                                                                           

Передвижная торговля используется главным образом для продажи

продовольственных товаров. Довольно широко распространена она в сельской местности, где обеспечивается, прежде всего, продажа хлебобулочных, мясных,

молочных и бакалейных изделий. Актуальность такой торговли для сельской местности обусловлена постоянным сокращением стационарных магазинов ввиду их нерентабельности.[12]

 

2.5 Форматы розничной торговли  в России.

В России представлены 2 вида форматов: магазинный и внемагазинный.

В магазинный формат входят:

- гипермаркеты;

- супермаркеты;

- мини-маркеты;

- магазины «у дома»;

- дискаунтеры;

- продовольственные и  непродовольственные рынки.

Технологии, позволяющие осуществлять продажи без использования физических торговых точек, появились вместе с появлением первых торговых каталогов – более ста лет назад. Основная идея каталогов была простой: снизить издержки розничных торговцев за счет исключения важнейшей статьи затрат – расходов на аренду или строительство собственных торговых точек. По мере развития средств коммуникаций и появления телевидения и радио, а затем и сети Интернет, внемагазинные форматы розничной торговли осваивали и эти каналы коммуникации с потенциальными покупателями. Во внемагазинный формат входят:

- основной каталог (каталог  товаров);

- специализированный каталог (каталог для специфических групп  покупателей);

- телевизионная розничная  торговля (продажа с применением  демонстрации на ТВ и call-центром);

- розничная интернет-торговля;

- торговля через мобильный  телефон (продажа товаров посредством  коротких текстовых сообщений).

Также следует отметить развивающуюся в России мультиформатность, то есть совмещение нескольких торговых форматов в рамках одной розничной сети.  В числе лидеров отечественного ритейла есть те, кто развивает несколько форматов, как компании ТД «Перекресток», «Седьмой континент», а есть и моноформатные сети, например «Ашан», «Копейка». Эти компании активно запускают новые проекты, работающие в форматах, отличных от основного формата, в котором компании добились основных успехов. «Пятерочка» и «Седьмой континент» ищут счастья на рынке гипермаркетов, а «Перекресток» устремился на рынок «удобных магазинов» (они же «магазины по соседству»). Ряд специалистов, и прежде всего руководители российских мультиформатных сетей, считают такой способ торговли весьма перспективным, так как он позволяет соответствовать запросам более узких целевых категорий. Другая точка зрения – мультиформатность – вызвана низкой конкуренцией на рынке розничной торговли. В результате компании получают возможность заработать дополнительные деньги на малоконкурентном рынке при низких дополнительных вложениях, но при этом отсутствие специализации не заставляет снижать издержки.

В заключении к этой главе хочу отметить многообразие форм предприятий розничной торговли. Из всех вышеописанных форм розничной торговли наиболее новой является интернет-торговля. Она очень бурно развивается в последние годы и постепенно вытесняет те формы розничной торговли, которыми мы привыкли пользоваться – супермаркеты, магазины, розничные рынки и пр.

 

 

 

 

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39

Введение

В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров, как розничная торговля.

Розничная торговля – это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продаже в розничных торговых предприятиях в отличие от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.

Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития розничной торговли, так как именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.

Главным объектом исследования является розничная торговля. Предметом изучения являются формы розничной торговли.

Цель курсовой работы – рассмотреть общетеоретические аспекты розничной торговли, включая общие понятия, функции и перейти к видам и формам розничной торговли. После этого, необходимо подробно рассмотреть виды и формы розничной торговли в частности.

Задачи курсовой работы:

- дать определение понятию «розничная торговля», выявить основные функции розничной торговли;

- рассмотреть структуру  розничного товарооборота;

- описать виды розничной  торговли;

- привести классификацию  розничной торговли в соответствии  с ГОСТом;

- детально рассмотреть  формы розничной торговли в  соответствии с ГОСТом и классифицировать их по различным признакам;

- указать формы розничной  торговли, применяемые в отечественной  практике;

- выявить тенденцию развития  форм предприятий розничной торговли.

Метод исследования, используемый при выполнении данной курсовой работы – теоретический анализ, подразумевающий сбор данных с последующим выявлением общих признаков, на основе которых составляются общие выводы.

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На сегодняшний день торговля занимает одно из главных мест в экономике государства. Она осуществляет равновесие товарного предложения и потребительского спроса, что помогает избежать дефицита товаров или избытка предложения. Также торговля является одним из главных источников поступления денежных средств в бюджет страны.

Розничная торговля – это торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Осуществлять розничную торговлю может только лицо, зарегистрированное в качестве субъекта предпринимательской деятельности, поскольку данный вид деятельности имеет все необходимые признаки бизнеса:

- это самостоятельная, осуществляемая  на свой риск деятельность;

- это деятельность, направленная  на систематическое извлечение прибыли.

В настоящее время предприятия розничной торговли представлены огромным количеством самых разнообразных магазинов и торговых точек. Классификация предприятий розничной торговли поэтому весьма обширна, и может осуществляться по самым разным признакам, что отражено в ГОСТ Р 51773-2001.

Сейчас активно развиваются новые формы доведения продукции до покупателя: если раньше человек должен был выйти и искать товар, заинтересовавший его, то сейчас развивается розничная торговля в сети интернет, создаются крупные сайты с предложением купить любой товар, который можно купить в обычном супермаркете (напр. Amazon в США или Ozon в России).

Главный смысл проделанной работы – выявление и описание сущности розничной торговли, а также необходимо было проследить за процессом развития современных форм розничной торговли. Это дало возможность понять, что развитие торговли напрямую связано с развитием научно-технического прогресса, ведь именно он доказывает появление новых форм ритейла. Появляются новые супер- и гипермаркеты, а также создаются сайты розничной торговли, и на фоне этого постепенно исчезают розничные рынки, т.к. этот тип розничной торговли морально устарел.

 

 

Список источников

1 Синцов В. Г. «Тенденции развития внутреннего потребительского рынка и задачи реорганизации внутренней торговли»;

2 ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения»;

3 ГК РФ часть вторая ст. 492;

4 Интернет-энциклопедия: Википедия

5 Половцева Ф. П. «Коммерческая деятельность»: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 248 с.;

6 Данько Т. П., Борисов А. С. «Бакалавр экономики. Хрестоматия, 2 том»

7 Памбухчиянц О. В. «Организация и технология коммерческой деятельности»: Учебник: - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009;

8 ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования».

9 Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность / Ф.Г.Панкратов, Т.К.Серегина. – М., 2013. – 387с.

10 Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли»

11 ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» 
         12 « Маркетинг» И. Л. Акулич. - 7-е изд., испр. - Минск: Вышэйшая школа, 2010. - 480 с.

13 Ковалев К.Ю., Щеглов П.Е., Уваров С.А. «Логистика в розничной торговле. Как построить эффективную сеть», СПб.: Питер, 2007. - 272 с.

 


Информация о работе Современные формы и виды предприятий розничной торговли