Современные проблемы инвестиций в человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что человеческий капитал занимает важное место в развитии экономики стран и всецелом развитии общества. Развитие теории человеческого капитала привело к тому что основным источником доходов сегодня являются способности людей. Высокая квалификация работника цениться на успешных фирмах и предприятиях. Основные капиталовложения и инвестиции сегодня идут на среднее и высшее образование населения, т.к необходимы высококвалифицированные кадры на предприятиях. Благодаря теории человеческого капитала вложения в человека стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем "обычные" капиталовложения, например, капиталоемкое совершенствование организации использования разных устаревших технологий.

Содержание работы

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ 5
1.1 Теория человеческого капитала 5
1.2 Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал 6
1.3 Субъекты инвестиций в человеческий капитал 9
2 АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИИ 15
2.1 Современная роль и место человеческого капитала в России 15
2.2 Инвестиции в человеческий капитал и общественные интересы в России и мире 22
3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ 33
3.1 Проблема формирования и использования человеческого капитала 33
3.2 Проблемы и перспективы инвестирования в человеческий капитал в России 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43

Файлы: 1 файл

Доработка 12359 Современные проблемы инвестиций в человеческий капитал.doc

— 8.93 Мб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной темы заключается в том, что человеческий капитал занимает важное место в развитии экономики стран и всецелом развитии общества. Развитие теории человеческого капитала привело к тому что основным источником доходов сегодня являются способности людей. Высокая квалификация работника цениться на успешных фирмах и предприятиях. Основные капиталовложения и инвестиции сегодня идут на среднее и высшее образование населения, т.к необходимы высококвалифицированные кадры на предприятиях. Благодаря теории человеческого капитала вложения в человека стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем "обычные" капиталовложения, например, капиталоемкое совершенствование организации использования разных устаревших технологий.

Современный мир характеризуется переходом к принципиально новому типу общественно экономического развития, основными факторами которого становятся знания, образование, морально-нравственные характеристики работника, полнота человеческой жизни. Научное понимание работника стало ассоциироваться с понятием совокупного работника, которое охватывает спектр качеств личности: индивидуальных, коллективных, общественных, биологических, образовательных, интеллектуальных, культурных. В эпоху постиндустриального общества экономика служит не ею самой определяемым целям, а целям человеческого развития и совершенствования.

Развитая человеческая личность представляет собой конечный результат экономического функционирования и одновременно его важнейший ресурс и средство последующего развития. Так, постепенно изменяется сущностная определенность, общественная значимость и характер трудового использования человеческого капитала, который приобретает ряд черт, характеризующих его как новую социальную категорию.

Целью данной работы является изучение человеческого капитала и его роли в современной экономике.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические основы инвестиций в человеческий капитал;

- провести анализ человеческого капитала в России;

- выявить проблемы и пути совершенствования инвестиций в человеческий капитал.

Объект исследования - человеческий капитал.

Предмет исследования – динамика инвестиций в человеческий капитал.

Источниками написания работы служили учебные пособия таких авторов, как Дятлов С.А., Козырев В.М., Макконел К.Р., Брю С.Л., Марцинкевич В.И., Соболева Н.В., Ореховский П.А. и других.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

 

1.1 Теория человеческого капитала

 

Теория человеческого капитала  изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда. С ее выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда. Наибольшее значение имели:

1) выделение "капитальных", инвестиционных аспектов в поведении  агентов на рынке труда;

2) переход от текущих  показателей к показателям, охватывающим  весь жизненный цикл работников (таким, как пожизненные заработки);

3) признание человеческого  времени в качестве ключевого  экономического ресурса. [10,c.109]

Теория человеческого капитала предложила единую аналитическую рамку для объяснения таких, казалось бы, разнопорядковых явлений как вклад образования в экономический рост, спрос на образовательные и медицинские услуги, возрастная динамика заработков, различия в оплате мужского и женского труда, передача экономического неравенства из поколения в поколение и многое другое.

Развитие теории человеческого капитала шло в русле неоклассического направления. В последние десятилетия исходный для неоклассиков принцип оптимизирующего поведения индивидуумов начал распространяться на различные сферы внерыночной деятельности человека. Понятия и методы экономического анализа стали применяться для изучения таких социальных явлений и институтов как образование, здравоохранение, миграция, брак и семья, преступность, расовая дискриминация и т. д. Теорию человеческого капитала можно рассматривать как одно из проявлений этой общей тенденции, получившей название "экономического империализма".

Под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем. К важнейшими видами человеческих инвестиций относят образование, подготовку на производстве, миграцию, информационный поиск, рождение и воспитание детей.

Центральное место в теории человеческого капитала принадлежит понятию внутренних норм отдачи. Они строятся по аналогии с нормами прибыли на капитал и позволяют оценивать эффективность человеческих инвестиций, прежде всего - в образование и производственную подготовку. Теоретики человеческого капитала исходят из представления, что при вложении средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Подобно "обычным" предпринимателям, они сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским депозитам, дивидендами по ценным бумагам и т. д.). [8,c.160]

 

 

1.2 Сущность, виды  и эффективность инвестиций в человеческий капитал

 

 

Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования; затраты, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о ценах и заработках.

Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:

– расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;

– расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;

– расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью.

Существует также деление инвестиций в человеческий капитал на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым – накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы.

Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.

Источником вложений в человеческий капитал может выступать государство (правительство), негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.

На основе сказанного можно сделать вывод, что существует несколько видов инвестиций в человеческий капитал, наиболее важными из которых являются инвестиции в здоровье и в образование, так как благодаря этим факторам повышается эффективность труда человека и увеличивается его трудоспособность, то есть инвестиции в эти сферы жизни человека с большой вероятностью в дальнейшем окупятся и принесут доход.

При инвестировании финансовых ресурсов в человеческий капитал у руководства предприятия возникает ряд вопросов, связанных с эффективностью вложений:

– окупятся ли вложенные средства (каковы виды эффекта от вложения средств в человеческий капитал);

– в какие сроки можно ожидать результата от вложения средств;

– в каких объёмах потребуется вложить средства;

– каковы возможные варианты инвестиций;

– как оценить целесообразность вложения средств в развитие человеческого капитала.

Одним из показателей экономической эффективности человеческого капитала является уровень интеллектуальности производства (или квалификационной емкости производства). Он исчисляется как отношение фонда образования (интеллектуального капитала) к валовому национальному продукту и показывает, сколько денежных единиц, аккумулированных в образовательном фонде, приходится на каждую стоимостную единицу произведенной продукции:

УИ = ФО / ВНП, где                                                   (1)

ВНП – валовой национальный продукт

ФО – денежная оценка общего фонда образования.

Коэффициент эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал подсчитывается как отношение разности величины Х в начале и в конце периода и величины инвестиций Y в течение этого периода. При этом все величины берутся в дисконтированном виде с учетом инфляции. В результате получается коэффициент эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал коммерческих организаций, т.е. рассчитывается следующая формула:

Z = Х2-Х1 / Y, где                                                        (2)

Z – коэффициент эффективности  инвестиций;

X2 – величина интеллектуального  капитала в конце периода;

X1 – величина интеллектуального капитала в начале периода;

Y – инвестиции в интеллектуальный  капитал организации.

Для подсчета величины Y рекомендуется учитывать следующие составляющие: затраты на исследования и разработки (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки); затраты на образование, повышение квалификации, укрепление здоровья работников, социальные инвестиции; затраты на информационные технологии, информационное, техническое и программное обеспечение, на формирование и развитие бренда; на создание корпоративного портала, веб-сайта; на маркетинг; на приобретение, распространение, хранение информации; на развитие дистрибьюции; на развитие корпоративной культуры; на приобретение ноу-хау, патентов, других видов интеллектуальной собственности.

Yn = X0 + RCn, где                                           (3)

Yn – заработки человека, имеющего n лет образования;

Хо – заработки человека, имеющего нулевое образование;

R – текущая норма отдачи  вложений в образование;

Сn – объем инвестиций в течение n лет обучения.

После процедуры определения издержек образования и выгод от его получения производят сравнение величин выгод с величиной издержек, приведенных к одному моменту времени путем дисконтирования. Разность между дисконтированными величинами выгод и издержек дает чистую приведенную стоимость приобретения образования.[5,c.409]

 

 

1.3 Субъекты инвестиций в человеческий капитал

 

Основным путем увеличения (накопления, производства, воспроизводства) «человеческого капитала» является инвестирование в него. Существует дискуссия о том, каковы инвестиции в «человеческий капитал», насколько допустимо их сравнение с обычными инвестициями. Одна часть исследователей понимает под ними затраты средств, направленных на повышение его «результативности», другая — любые действия или меры, направленные на улучшение характеристик «человеческого капитала».

Принципиальной может считаться также проблема состава источников увеличения «человеческого капитала». На этот счет существует мнение, что увеличение «человеческого капитала» может быть достигнуто только инвестициями. Однако инвестиции являются необходимым, но далеко не единственным условием для формирования «человеческого капитала». Группа исследователей придерживается мнения, что «человеческий капитал» может формироваться параллельно и сам по себе без каких-либо инвестиций (так называемое самовозрастание).

В качестве субъекта инвестиций выступает сам человек, фирма (корпорация) и государство в целом. Каждый из субъектов, осуществляя инвестиции в индивидуальный «человеческий капитал», преследует свои цели и по-своему видит грядущее изменение «человеческого капитала». Рассмотрим каждый субъект подробнее. [5,c.152]

1. Наемные работники как  субъект инвестиций в человеческий  капитал. В данном случае субъект инвестиций является одновременно и объектом инвестиций, то есть индивид инвестирует в собственное образование, ожидая в будущем получить отдачу от этих инвестиций в виде определенного дохода от продажи своего труда на рынке. Принимая решение о целесообразности инвестиций в собственное образование, индивид сопоставляет необходимые затраты с ожидаемой отдачей. Соотношение в обществе различных групп индивидов по их отношению к риску определяет в известной степени и состояние предложения труда. Так, при малой численности индивидов, склонных к риску, может возникнуть дефицит определенных специалистов. Дело в том, что спрос на этих специалистов резко возрос в следствие развития определенных отраслей экономики, а подготовка специалистов требует времени (возникает временной лаг между повышением спроса на специалистов и ростом соответствующего предложения), а до получения однозначных сигналов о росте спроса на указанных специалистов индивиды избегали получать соответствующее образование из-за низкой, по их оценкам на тот момент вероятности успешного нахождения работы по выбранной специальности. Дефицит специалистов может возникнуть и по другой причине – например, при отсутствии у достаточной части населения средств для инвестиций в собственное образование.  По этой причине фирмы и государство являются не менее значимыми субъектами инвестиций в человеческий капитал.

Информация о работе Современные проблемы инвестиций в человеческий капитал