Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 22:56, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что человеческий капитал занимает важное место в развитии экономики стран и всецелом развитии общества. Развитие теории человеческого капитала привело к тому что основным источником доходов сегодня являются способности людей. Высокая квалификация работника цениться на успешных фирмах и предприятиях. Основные капиталовложения и инвестиции сегодня идут на среднее и высшее образование населения, т.к необходимы высококвалифицированные кадры на предприятиях. Благодаря теории человеческого капитала вложения в человека стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем "обычные" капиталовложения, например, капиталоемкое совершенствование организации использования разных устаревших технологий.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ 5
1.1 Теория человеческого капитала 5
1.2 Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал 6
1.3 Субъекты инвестиций в человеческий капитал 9
2 АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИИ 15
2.1 Современная роль и место человеческого капитала в России 15
2.2 Инвестиции в человеческий капитал и общественные интересы в России и мире 22
3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ 33
3.1 Проблема формирования и использования человеческого капитала 33
3.2 Проблемы и перспективы инвестирования в человеческий капитал в России 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43
В последние годы система образования в России претерпела множество реформ. Большинство из них были призваны улучшить качество российского образования и сделать его конкурентоспособным на мировом рынке труда. Однако, значительно снизил позитивные изменения от реформ коррупционный фактор. Например, такие реформы, как введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) не искоренили коррупцию в школах и учреждениях общего среднего образования. А в некоторых регионах России довело ее до апогея.
Таблица 3 - Численность инвалидов в Российской Федерации
2011 |
2012 |
2013 | |
Всего: |
|||
тыс. человек |
966 |
934 |
893 |
на 10 000 человек населения |
83,5 |
80,6 |
77,0 |
В процентах от общей численности инвалидов: |
|||
инвалиды I группы |
10,5 |
11,7 |
15,3 |
инвалиды II группы |
52,2 |
49,8 |
43,9 |
инвалиды III группы |
37,4 |
38,5 |
40,8 |
Из общей численности инвалидов - инвалиды в трудоспособном возрасте: |
|||
всего, тыс. человек |
431,8 |
436,6 |
441,0 |
в процентах от общей численности инвалидов |
44,7 |
46,7 |
49,4 |
Однако, количественные показатели системы образования достаточно позитивны. В 2013 году в России насчитывается 1,36 миллиона учителей и 13,36 миллионов учеников, которые распределяются по 53 тысячам школ (из них 34000 сельских и 19000 городских). Почти 3 000 учреждений среднего профессионального образования, в которых в 2013 году училось 2,2 миллиона студентов. А ВУЗов в России (без учета филиалов) 1114, в которых обучалось 7 миллионов студентов. Таким образом, около 8% населения являются учащимися средних и высших профессиональных образовательных учреждений. При этом конкурс на место в ВУЗе составил примерно 2,1 человека. Что свидетельствует о желании россиян вкладывать средства, время и силы в образование, повышая качество интеллектуального человеческого капитала. [34]
В рейтинге расходов на образование в долях ВВП (3,8 - 4% ВВП в последние годы) Россия в 2012 году была на 109-м месте из 186 стран. Для сравнения: в США - 5,5% ВВП; в Швеции и Норвегии - 6,7%; Словении - 5,2%; Франции - 5,6%, Канаде - 4,9%. По качеству образования Россия заняла в 2013 году 38 (еще три года назад было 27) место в мире.
Низки в России и инвестиции в НИОКР - они колеблются, по данным Росстата, все последние годы около 1-1,3% ВВП. В Германии, Дании, Австрии инвестиции в НИОКР составляют около 2,5%, в США - 2,6%, в Израиле - 4,6%, в Южной Корее и Сингапуре - 2,3%, в Японии и Финляндии - 3,4%, Швеции - 3,7%.
К тому же отдача от инвестиций в науку очень низка. Основная причина - деградация человеческого капитала, слабость и неэффективность российской науки и невостребованность инноваций экономикой. В России практически отсутствуют конкурентные рынки - основной стимулятор инноваций. Процент инновационных предприятий (по данным Росстата - 9,4% в 2012 году) в России ниже, чем у государств ЕЭС. Для сравнения: в Эстонии их доля составляет 47%, в Германии - 73%, в Греции - 35%; в Бельгии, Дании, Ирландии, Австрии - около 60%.
В культуру, религию и отдых бюджетные российские инвестиции в благополучном 2011 году составили 1,6% от расходов консолидированного бюджета (для сравнения: во Франции - 2,9%; в Казахстане - 3,8%; в Великобритании - 2,4%). Для сравнения: в рейтинге расходов на оборону в долях ВВП Россия на 28-е месте среди 174 стран. А в рейтинге стран по инфляции в 2012 году - на 201-м месте из 212.
Отметим, что инвестиции в культуру, образование и науку были стабильно низкими в долях ВВП и при высоких, и при низких ценах на нефть. Низкое качество жизни, низкие инвестиции в человеческий капитал, коррупция и криминализация экономики и жизни определяют базовые механизмы торможения процессов модернизации экономики, ее роста и развития, создания эффективной инновационной системы, активизации научного и инновационного процесса. Духовная деградация проявляется, в частности, и в том, что в рейтинге частной благотворительности в 2013 году Россия заняла 138-е место из 153.
Анализ процессов научно-технического развития показывает, что человеческий капитал, циклы его роста и развития являются главными факторами генерации инновационных волн развития и цикличного развития мировой экономики и общества. Причем уровень и качество национального человеческого капитала определяют верхнюю планку в развитии науки и экономики. И без поднятия качества национального человеческий капитал до уровня требуемого экономикой знаний, качества и этики труда перейти к инновационной экономике и тем более экономике знаний невозможно.
Инвестиции в российский человеческий капитал не только низки, но и их эффективность намного ниже, нежели в странах с невысоким уровнем преступности и коррупции и высоким качеством жизни. Доллар, вложенный в образование, здравоохранение или науку в США, примерно вдвое эффективнее, чем в России, по причине разворовывания средств и коррупции.
В России не только низки инвестиции в человеческий капитал, но и в физический капитал (оборудование, технологии, производственные здания и т.д.). В рейтинге 2012 года Россия заняла 74-е место с инвестициями в основной капитал 21,5% ВВП (норма накопления). На протяжении последних лет норма накопления инвестиций держится в районе 20%. Лидирует в этом рейтинге Китай с 46,3%, в среднем в мире за 2012 г. норма накопления - 22,7%, в Испании - 24%, Канаде - 21,5%, Германии - 17,6%, США - 12,2%.
По данным McKinsey, для каждого процента прироста ВВП для быстро растущих экономик необходимо увеличение нормы накопления на 2,5%. Для России из-за неэффективности человеческого капитала и сопутствующих причин эту цифру необходимо по крайней мере удвоить. Поэтому для обеспечения прироста (неценового) российского ВВП на уровне 8% необходимы инвестиции порядка 40% ВВП, т.е. удвоение нынешних инвестиций в основной капитал.
Главной причиной полисистемного кризиса в России, торможения ее развития и модернизации является низкое качество российского человеческого капитала, в котором велика отрицательная составляющая в виде криминала, коррупционеров, непрофессионалов, разного рода мошенников, наркоманов, пьяниц, бомжей. Необходимо резкое и приоритетное увеличение инвестиций в человеческий капитал.
Бегство капитала - стихийный, не регулируемый государством перевод денежных средств за границу вследствие опасений роста политического риска.
К явному бегству капитала относят
невозвращение экспортной выручки в страну
(если ее возвращение требуется по законодательству
в страну), предоплаты (авансы) по импортным
контрактам, по которым не поступили товары,
переводы за границу средств якобы для
покупки ценных бумаг, хотя затем этого
не происходит, а также другой вывоз капитала
с нарушением законодательства страны
– экспортера капитала (например, в 2013г.
подобный экспорт капитала составил 47
млрд долл.) к косвенному бегству капитала
можно отнести тот экспорт капитала из
страны, который идет без нарушения ее
законодательства. Но осуществляется
одновременно по традиционным мотивам
и по мотивам бегства капитала.
Убегает капитал из: Китая, РФ и страны
БРИКС (Россия, Индия, Китай, Южная Африка).
Основные причины бегства капитала: экономическая
и политическая нестабильность в стране,
инфляция, недоверие к властям, высокие
налоги, неэффективная экономическая
политика, вызывающая кризисные потрясения;
повышение различных видов риска.
Легальное бегство капитала происходит
преимущественно в виде роста зарубежных
активов российских коммерческих банков,
покупки иностранных ценных бумаг и притока
иностранной наличной валюты в Россию
для ее продажи желающим. Нелегальное
бегство капитала складывается из не переведенной
из-за рубежа экспортной выручки и предоплаты
непоступившего импорта, контрабандного
экспорта, а также из формально упущенной
выгоды по бартерным операциям.
Россия на 2013 год занимает 55 место в списке из 187 стран с показателем 0,788, таким образом входя в группу стран с высоким ИРЧП. Россия входит в регион — Восточная Европа иЦентральная Азия, в котором находится 31 страна.
Из стран бывшего СССР, Россию опережают Эстония — 0,835 (4 место в группе/34 место в мире), Литва — 0,810 (9/40), Латвия — 0,805 (10/43) и Белоруссия — 0,793 (16/50). Главным образом это связано с относительным низким уровнем доступности образования и уровнем здоровья, однако Литву и Латвию кризис затронул сильнее, чем Россию. Немного уступают России — Казахстан — 0,745 (18/68), Грузия — 0,733 (21/75) Украина — 0,729 (22/76),Армения — 0,716 (24/86), Азербайджан — 0,700 (25/91). Страны со средним уровнем развития — Туркмения — 0,686 (27/102), Молдавия — 0,649 (28/111), Узбекистан — 0,641 (29/115), Киргизия — 0,615 (30/126) и Таджикистан — 0,607 (31/127) замыкают группу.
В 2010 году методология расчёта индекса развития человеческого потенциала была изменена. На основании этих изменений был осуществлён перерасчёт всех имеющихся ранее данных. Россия представлена в рейтинге с 1990 года.
По итогам 2009 г. Беларусь — на 68 месте, Россия — на 71 месте, Украина — на 85, США — на 13. На 1-м месте в 2009 году Норвегия. На 2-м — Австралия, на 4-м — Канада.
В 1990 г. США — на 19, ГДР — на 21, СССР — на 26, Япония — на 1 — Высокий ИРЧП — показатель из 130-ти стран)[10].
В 1990-е ИРЧП в России стал падать
в 1995 — 0,644 (56 место[источник не указан 1180
Таким образом, общая картина инвестирования государства в человеческий капитал достаточно неблагоприятна. Особенно для страны, выбравшей путь модернизации экономики.
Поскольку качество человеческого капитала зависит от состояния образования, здравоохранения и культуры, постольку необходимо изменить подход государства к финансированию отраслей социальной сферы, с учётом мировых стандартов. Необходимо, наконец, осуществить кардинальное повышение цены труда данных категорий работников. Хотя только лишь повышение финансирования и увеличение заработной платы работникам образования, здравоохранения, науки сами по себе не могут быть исчерпывающими условиями качественных изменений в жизнедеятельности общества.
На сегодняшний день возможности развития экономики страны и улучшения благосостояния населения во многом определяются величиной человеческого капитала, которая зависит, прежде всего, от наличия ряда условий формирования ЧК, предоставленных в необходимый момент времени и соответствующих определенному уровню качества. В процессе обеспечения таких условий участвуют различные субъекты, каждый из которых оказывает непосредственное влияние на ту или иную сферу жизни человека. К основным субъектам формирования человеческого капитала относят домашнее хозяйство, государство, негосударственный сектор экономики и общество.
Современное состояние теории человеческого капитала обусловлено следующими проблемами:
1. Движущей силой экономического роста становятся люди, обладающие высоким уровнем образования и способные в условиях ускорения научно-технического прогресса более эффективно использовать свой интеллектуальный капитал.
Внедрение новейших технологий ведет к качественным сдвигам в структуре и организации труда, воздействует не только на занятость, но и на квалификацию, условия труда, способствует возникновению новейших профессий, требующих высокой квалификации и лучшей профессиональной подготовки.
2. Человек, обладающий запасом знаний, умений и навыков общего и профессионального характера становится ведущим фактором развития и стабильности экономики. От физического капитала акценты смещаются в сторону производства и накопления человеческого капитала. Отсюда следует, что необходимо больше внимания уделять исследованиям проблемы организации и совершенствования образовательных услуг.
Для России она является актуальной, так как решает две задачи - построения социально-ориентированной рыночной экономики и перехода от индустриального к постиндустриальному развитию.
Решение первой задачи требует изменения социально-экономических основ системы организации предоставления образовательных услуг, второй - изменение места этой системы в общественном производстве. В процессе формирования в России основных субъектов смешанной экономики (домохозяйств, фирм и государства) происходит пересмотр действовавшего в рамках советской системы социального контракта.
3. С увеличением воздействия научно-технического прогресса на рост экономики изменилось отношение западных экономистов-классиков к проблемам воспроизводства рабочей силы. Центр внимания ученых сфокусировался на проблемах создания качественно новой рабочей силы. Структурные изменения в экономике современного капитализма послужили объективной основой, на которой строится концепция человеческого капитала.
Информация о работе Современные проблемы инвестиций в человеческий капитал