Современные проблемы развития малого бизнеса в Ровссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение теоретических и практических аспектов и перспектив развития малого бизнеса в России, а также разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в нашей стране.
Для достижения поставленной цели, в работе поставлены следующие задачи:
1) Изучить теоретические аспекты малого бизнеса: понятие, сущность, историю развития;
2) Определить роль малого предпринимательства в экономике нашей страны;
3) Исследовать преимущества и недостатки малого предпринимательства;
4) Рассмотреть юридико-экономические основы малого бизнеса;
5) Проанализировать проблемы и перспективы развития малого бизнеса в экономике России;
6) Сделать выводы по теме исследования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. История развития малого предпринимательства 6
1.2. Малый бизнес: понятие и признаки 9
1.3. Преимущества и недостатки малого предпринимательства 14
1.4. Юридико-экономические основы малого бизнеса на современном этапе 17
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 19
2.1. Проблемы становления малого бизнеса на современном этапе 19
2.2. Проблемы развития малого бизнеса в России и возможные пути их решения 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Sovremennye_problemy_razvityai_m.doc

— 460.00 Кб (Скачать файл)

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

 

 

 

 

 

 

Выполнил

студент(ка)  __курса, ___группы

очной формы обучения                                                             (ФИО)

 

Научный руководитель

д-р.экон.наук., профессор                                                           (ФИО)

 

 

 

 

Тюмень 2015

 

 

 

 

 

Регистрационный номер (кафедра)                                                                                     Дата

________________                                                                                                         ______________201_

 

оборотная сторона титульного листа

 

Работа выполнена на кафедре ___________________________

Финансово-экономического института ТюмГУ

по направлению (специальности) «________________»

по дисциплине «______________________».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Допущено к защите:

_____________201_

_________________

(подпись)

Защищена

Оценка______________

_____________201_

_________________

(подпись)


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Малый бизнес – важнейший элемент рыночной структуры, наиболее гибкая и динамичная форма предпринимательства.

В условиях нестабильной экономической ситуации в нашей стране, малый бизнес получает все большее развитие и распространение. Это связано с тем, что малый бизнес даже при его небольших инвестиционных возможностях, более мобилен и гораздо легче приспосабливается к изменяющимся условиям.

В связи с этим, считается необходимым дать больше возможностей для развития малого предпринимательства в нашей стране.

Актуальность выбранной темы курсовой работы связана с тем, что в условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа даже крупных компаний, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Мировой финансовый кризис привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до 2009 года, вообще перестали существовать. 

На наш взгляд, только малые предприятия смогут поддержать российскую экономику. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приведет к созданию новых рабочих мест, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только страны, но и Иркутской области.

Цель курсовой работы – изучение теоретических и практических аспектов и перспектив развития малого бизнеса в России, а также разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в нашей стране.

Для достижения поставленной цели, в работе поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты малого бизнеса: понятие, сущность, историю развития;
  2. Определить роль малого предпринимательства в экономике нашей страны;
  3. Исследовать преимущества и недостатки малого предпринимательства;
  4. Рассмотреть юридико-экономические основы малого бизнеса;
  5. Проанализировать проблемы и перспективы развития малого бизнеса в экономике России;
  6. Сделать выводы по теме исследования.

Объект исследования – малое предпринимательство.

Предмет исследования – социально-экономические характеристики становления и развития малого предпринимательства в России, на современном этапе.

Исследование проводилось с помощью таких методов, как общенаучные и общелогические методы: сравнение и аналогия, обобщение и классификация, формализация, причинно-следственный анализ и другие методы познания.

Практическая значимость и прикладная ценность проведенного исследования состоят в том, что выводы и рекомендации, сделанные по результатам работы, могут быть использованы в целях совершенствования процесса становления и развития малого бизнеса на современном этапе.

Работа имеет традиционную структуру: состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

    1. История развития малого предпринимательства

 

 

Становление малого предпринимательства в стране включало в себя несколько этапов развития. Различные исследователи выделяют разные этапы. А. Ф. Самигуллина и В. З. Гатауллин выделяют три этапа – с 1988 по 1990; с 1991 по 1993 и с 1994 г. по настоящее время.

А. В. Виленский говорит уже о четырёх: с конца 1980-х до 1992 г.; с 1992 по 1994 г.; с 1995 г. и далее период с 1996 г. по настоящее время1. С. А. Иванов выделяет пять этапов: первый (1985–87), второй (1987–1988), третий (1988–1990), четвёртый (1991–1992) и пятый (1993 – по настоящее время).

В работе А.И. Алешкина тоже выделяются четыре этапа:

  1. «Романтический этап» (1987–1991гг.);
  2. «Шоковый этап» (1992–1994 гг.);
  3. «Этап несбывшихся надежд» (1995–1998 гг.);
  4. «Этап начинающейся зрелости» (1999 – по настоящее время)2.

Т. А. Селищева выделяет также четыре этапа развития, но несколько рассплывчато:

  1. С конца 1980-х до начало 1990-х;
  2. С начала 1990-х до финансового кризиса 1998 г.;
  3. С 1998 г. по 2002 г.;
  4. С 2002 г. по настоящее время.

Анализ научной литературы, позволил нам сделать вывод о том, что периодизация, которая, на наш взгляд, наиболее полно отражает реальную действительность, содержит 6 этапов.

Первый этап (1987– первая половина 1992 гг.) практически идентичен с первым этапом в периодизации А. В. Виленского.

Данный этап можно характеризовать как «этап возрождения» Ведь долгое время частное предпринимательство находилось вне закона, хотя, безусловно, полностью не исчезало, достаточно вспомнить феномен цеховиков. Второй этап (вторая половина 1992–1995 гг.) мы обозначим как «этап бурного роста». За это время число субъектов малого предпринимательства увеличилось более чем в 3 раза.

Следующий третий этап (1996–1999 гг.) определим как «этап неоправдавшихся ожиданий». За это время произошло как сокращение общего числа малых предприятий, так и среднесписочная численность работников.

Четвёртый этап (2000–2003 гг.) охарактеризуем как «этап робко-умеренного роста».

Если число субъектов малого предпринимательства практически не увеличилось, то всё-таки увеличился оборот, инвестиции и среднесписочная численность работников.

Пятый этап (2004–2007 гг.) определим как «этап значительного роста» В данный период показатели малого предпринимательства существенно возросли. 

С 1 января 2008 г. вступило в силу большинство положений ФЗ-№ 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» и с этого момента можно начать отсчёт шестого этапа развития малого предпринимательства.

В силу задержки появления свежих статистических данных мы не имеем возможности провести полноценный анализ данного периода, и это будет сделано в будущем.

Малый бизнес, как считает ряд экспертов, играет ведущую роль в экономической системе, и, безусловно, нуждается в государственной поддержке. Для устойчивого развития малого бизнеса в регионах одним из эффективных способов является субсидирование3.

Выделим ряд основных проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса в России. Это инфраструктурные, кадровые и финансовые препятствия, решение которых необходимо в ближайшем будущем.

Несмотря на длительную историю развития рыночной экономики, в мире нет унифицированного определения предприятия малого бизнеса. Более того, в большинстве развитых стран, как правило, не существует общего определения того, какие предприятия являются малыми, что, похоже, совсем не мешает их развитию и прогрессу.

В то же время применяется детальное деление предприятий по их размерам (микро-, малые, средние), при этом, как и в современном российском законодательстве, наиболее распространенным критерием является численность работников предприятия. Наряду с ним применяются и показатели, не предусмотренные отечественным законодательством, - оценка чистых активов, финансовая независимость собственников предприятия и другие.

Подводя итоги сказанному, следует отметить, что предприятия малого бизнеса существовали всегда и при любом общественном строе. Эти предприятия стали важным явлением экономической жизни именно в условиях рыночной экономики. На современном этапе предприятия малого бизнеса играют большую роль в жизни страны, представляя собой многоплановое явление. В настоящее время малое предпринимательство имеет свои ниши в различных отраслях экономики. При этом во многих отраслях малое предпринимательство находится, в силу особенностей экономики, в схожих условиях, но применяя различные стили управления и формы, а также методы осуществления деятельности, выбор которых существенно влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятий.

На основе вышеизложенного формируется вывод о том, что повышению основных показателей хозяйственной деятельности субъектов малого бизнеса будет способствовать разработка общих для них методологий, учитывающих как современное состояние и тенденции экономики в целом, особенности малых предприятий, в частности особенности влияния на их деятельность законодательства.

Говоря о влияния законодательства на малый бизнес, стоить сказать о том, что вместе с заметным ростом количества предприятий малого бизнеса государственная поддержка реализуется не в полной мере, происходит «вымывание» его из системы государственных заказов.

Существует необходимость совершенствования законодательства в области, регулирующей развитие предприятий малого бизнеса, расширение возможностей для малых предприятий по участию в различных проектах, в том числе путем предоставления им права выполнения соответствующих работ или услуг при одновременном использовании положительного опыта зарубежных стран в различных отраслях.

 

    1. Малый бизнес: понятие и признаки

 

Статья 34 Конституции Российской Федерации, закрепляет: «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию»4.

Существует немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес», а общепринятая трактовка варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов.

Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц-малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности5.

Также существует более широкое понятие - «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг. Эффективность предпринимательской оценивается не столько на основе удорожания его бизнеса, столько на основе процентного роста прибыли за определённый период.

По данным мирового банка, в законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу.

Всё же, можно выделить наиболее часто встречающиеся критерии, к которым относятся следующие:

  1. Численность персонала предприятия (определяется в соответствии со среднесписочной численностью постоянных сотрудников, а также работающих по совместительству);
  2. Размер уставного капитала предприятия; финансовые показатели предприятия (объём чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов);
  3. Вид деятельности.

Информация о работе Современные проблемы развития малого бизнеса в Ровссии