Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 21:05, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение теоретических и практических аспектов и перспектив развития малого бизнеса в России, а также разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в нашей стране.
Для достижения поставленной цели, в работе поставлены следующие задачи:
1) Изучить теоретические аспекты малого бизнеса: понятие, сущность, историю развития;
2) Определить роль малого предпринимательства в экономике нашей страны;
3) Исследовать преимущества и недостатки малого предпринимательства;
4) Рассмотреть юридико-экономические основы малого бизнеса;
5) Проанализировать проблемы и перспективы развития малого бизнеса в экономике России;
6) Сделать выводы по теме исследования.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. История развития малого предпринимательства 6
1.2. Малый бизнес: понятие и признаки 9
1.3. Преимущества и недостатки малого предпринимательства 14
1.4. Юридико-экономические основы малого бизнеса на современном этапе 17
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 19
2.1. Проблемы становления малого бизнеса на современном этапе 19
2.2. Проблемы развития малого бизнеса в России и возможные пути их решения 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Известно, что в настоящее время практически подорвана ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения. Следовательно, необходимо начать с нуля при постройке данной системы по отношению ко всему обществу, и тем более по отношению к предпринимателям, как к новому социальному слою.
Существенной проблемой для малого бизнеса является обеспечение доступа к производственным площадям и офисным помещениям.
Такие площади во многих регионах либо в большом дефиците и, как следствие, — запредельно дороги, либо их приобретение или аренда сопряжены с необходимостью преодолевать нередко искусственные административные барьеры. Другой проблемой развития малого бизнеса в России, выявленной в ходе исследования является взаимодействие предпринимателей с местными властями и проверяющими инстанциями.
Практический опыт работы по формированию и реализации комплексных программ социально-экономического развития взаимодействия власти и бизнеса в муниципалитетах показал, что их эффективной реализации препятствуют:
Можно утверждать, что основными причинами, препятствующими эффективному взаимодействию власти и бизнеса на муниципальном уровне, являются неосведомленность (не информированность) в общих вопросах межсекторного взаимодействия и неумение сотрудничать, а также несовершенная нормативно – правовая база.
И все же главная проблема малого бизнеса - недостаток как собственного стартового капитала, как и капитала для развития.
Низкие возможности отдельных кредиторов по распределению и принятию рисков, связанных с невозвратом кредитов, и долгосрочное отвлечение значительных банковских ресурсов на сделки преимущественно спекулятивного характера (например, с государственными ценными бумагами) приводят к ограничению числа бизнес-проектов, которые могли бы получить финансирование.
Это, естественно, тормозит развитие малых предприятий.
Для изменения подобной ситуации необходимо проводить комплексную программу поддержки малых предприятий, создавать и популяризировать единое информационное пространство для органов власти и предпринимателей, упрощать законодательство и снижать административные барьеры23.
Малый бизнес играет достаточно важную роль в рыночной экономике. Прежде всего, он придает необходимую гибкость рыночной экономике в целом за счет оперативной реакции на изменение конъюнктуры рынка, а также способствует развитию конкурентной среды и тем самым снижению степени монополизации экономики.
В силу своих небольших размеров и многочисленности, малый бизнес намного труднее монополизировать, чем массовое производство на крупных предприятиях24.
Следовательно, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса, в каких сферах он способен коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг и обеспечить достижение целевых показателей экономического роста.
Малое предпринимательство способствует развитию предприимчивости, практически дает возможность каждому человеку проявить себя, воплотить свои идеи в жизнь.
Выполнив все цели, поставленные перед данной курсовой работой, можно сделать следующие выводы.
В каждой стране существует своё собственное понятие малого бизнеса. В основном оно определяется исходя из численности работников, занятых на производстве, и из размера годового оборота.
Роль малых предприятий действительно велика: обеспечение работой незанятые трудовые ресурсы, создание атмосферы конкуренции на рынке, быстрое перепрофилирование области деятельности, беспрерывный процесс внедрения новых технологий; и в общем, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом.
По правовым основам деятельности малых предприятий можно выделить следующие аспекты: нормативной базой для создания и ликвидации малых предприятий служит Гражданский Кодекс РФ и Налоговый Кодекс РФ.
Проведя анализ преимуществ и недостатков создания малых предприятий, можно сделать вывод о том, что для начинающего предпринимателя, все же, малый бизнес – наиболее реальная форма хозяйствования.
Малое предпринимательство быстрее адаптируется к современным условиям рыночной экономики, не требует больших финансовых вложений на первоначальном этапе, а также характеризуется достаточно быстрой оборачиваемостью собственного капитала. Опять же, стоит отметить, что один среди существенных недостатков малого бизнеса – низкая компетентность руководителей и осторожность партнеров при заключении договоров.
Что же касается вопроса о проблемах и перспективах развития малого бизнеса в России, можно сделать вывод о том, что, с одной стороны, в нашем государстве правительством сделано очень много для развития и закрепления этого рода деятельности. Это и различные государственные программы по поддержке малого бизнеса, и специальные фонды, созданные государством.
Налогообложение субъектов малого предпринимательства в России осуществляется на основе трёх систем: общеустановленная система налогообложения, упрощенная система налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства, и система налогообложения по принципу вменённого дохода, предприниматель может сам выбрать то, что ему действительно будет выгодно.
С другой стороны, экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров, бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса.
И напоследок хочется добавить, что малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма.
Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.
Законодательные материалы
Учебные пособия, монографии
Статьи
Электронные ресурсы
1 Гурьянов П. А. Проблемы становления механизма взаимодействия малого промышленного бизнеса и государства // Современные аспекты экономики. – 2012. – № 2. – с.34
2 Алешкин А.И. История развития малого предпринимательства в России. // Безопасность бизнеса. – 2012. - №2. – с.48
3 Винокуров С. С. Субсидирование как фактор роста экономики региона // Известия РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. – № 69. – с.17
4 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). – СПС «КонсультантПлюс»
5 Буев В. В., Смирнов М. А.. Малый бизнес в России: быть или не быть? - Бизнес и банки. - №14. – 2013. – с.5
6 Трубникова Л. С. Малый бизнес: оценка деятельности с позиции экономической привлекательности. –Российское предпринимательство. – 2012. - №9. – С.29-34
7 Буев В. В., Смирнов М. А. Малый бизнес в России: быть или не быть? - Бизнес и банки. - №14. – 2013. – с.6
8 Русинов Д. П. Малый бизнес: мотивация открытия и предпосылки развития. – «Российское предпринимательство». – 2012. - №8. – с.8
9 Лопухин В.Ю. Малый бизнес и эволюция факторов внешней среды. – Российское предпринимательство. – 2012. - №2. – с.56
10 Калинина Л.Е. Юридико-экономические основы предпринимательской деятельности малого бизнеса в торговле. // Право и экономика. – 2013. - №8. – с.12
11 Ручинская И.В. Новые преференции для малого бизнеса. // Просто для бизнеса. – 2014. - №12-1. – с.39
12 Шохин С.О. Правовое обеспечение государственно-частного партнерства с участием малого и среднего бизнеса. // Юридический мир. – 2013. - №12. – с.66
13 В РФ число малых предпринимателей
за год выросло почти на 9 процентов. - Российская
газета, 06.05.2013. [Электронный ресурс] // URL: http://www.rg.ru/2013/05/
14 Гвоздева О.М. О проблемах и перспективах развития малого бизнеса в Российской Федерации. // Предпринимательское право. – 2013. - №3. – с.28
15 О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (в ред. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 401-ФЗ) // Российская газета. 31.07.2007.
16 Усманова И.В. Современные проблемы развития малого бизнеса в России // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2012. - № 2. – с.156
17 Малый бизнес выходит на пенсии
[Электронный ресурс] // URL: http://www.gazeta.ru/business/
18 Дунаева А.И. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса на современном этапе. // Theoretical & Applied Science. - 2014. - №3 (11). – с.113
19 Просветов Г.И. Управление малым бизнесом. Задачи и решения: учебно-практическое пособие. – М.: Альфа-пресс, 2010. – с.102-103
20 Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Росстат. - М., 2011. – С.168.
Информация о работе Современные проблемы развития малого бизнеса в Ровссии