Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 21:05, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение теоретических и практических аспектов и перспектив развития малого бизнеса в России, а также разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в нашей стране.
Для достижения поставленной цели, в работе поставлены следующие задачи:
1) Изучить теоретические аспекты малого бизнеса: понятие, сущность, историю развития;
2) Определить роль малого предпринимательства в экономике нашей страны;
3) Исследовать преимущества и недостатки малого предпринимательства;
4) Рассмотреть юридико-экономические основы малого бизнеса;
5) Проанализировать проблемы и перспективы развития малого бизнеса в экономике России;
6) Сделать выводы по теме исследования.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. История развития малого предпринимательства 6
1.2. Малый бизнес: понятие и признаки 9
1.3. Преимущества и недостатки малого предпринимательства 14
1.4. Юридико-экономические основы малого бизнеса на современном этапе 17
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 19
2.1. Проблемы становления малого бизнеса на современном этапе 19
2.2. Проблемы развития малого бизнеса в России и возможные пути их решения 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Прежде всего, стоит отметить, что основная причина, по которой предприниматели стремятся попасть в разряд малого бизнеса – это упрощённая схема налогообложения, то есть уплата единого налога.
Долгое время в отечественной экономической науке, а вслед за ней - и в общественном сознании, преобладала точка зрения, согласно которой развитие экономики определяет крупное промышленное производство. Упускалось из вида то обстоятельство, что рядом с гигантами индустрии существуют и, более того, успешно работают многие тысячи малых предприятий.
Малые инновационные предприятия (МИП) характеризуются самостоятельностью, относительной независимостью, призваны решать вопросы по структурной перестройке производства и повышения эффективности показателей социально-экономического развития. Но важнейшей особенностью, характерной лишь для малых инновационных предприятий, являются конкретные пути достижения поставленных задач экономического и социального характера.
Такими путями являются разработка и реализация различных инноваций (продуктовых, технологических, управленческих и др.), повышение конкурентоспособности продукции и производства, создание обстановки инновационности в масштабе города, отрасли, региона и страны в целом.
В развитии экономики малые предприятия занимают особое место. Значимость их определяется не столько высокой экономической эффективностью, сколько направленностью деятельности малых предприятий на внедрение наукоемких видов продукции и технологических процессов, на повышение конкурентоспособности производства в отдельных отраслях и в экономике в целом.
Малые предприятия в научно-технической сфере позволили России сохранить значительную часть высококвалифицированных кадров.
В настоящее время в России в инновационной сфере зарегистрировано около 40 тыс. малых предприятий (около 4,5 % от их общего количества) с общим числом занятых 200–300 тыс. человек, из них в сфере наукоемких услуг реально работает до 4000 предприятий с общим числом занятых 20–30 тыс. человек.
Малые технологические предприятия занимаются доведением научных исследований и разработок до готового рыночного продукта, выпуском малых серий продукции.
Они играют связующую роль между наукой, производством и рынком, выполняют заказы на рыночно ориентированные исследования и разработки, осуществляют продвижение разработок на рынок.
Вложенные в инновационную инфраструктуру средства ведут к повышению занятости населения и увеличению сбора налогов.
Малые предприятия принимают участие в ускорении процессов реструктуризации отраслей и реформировании предприятий, внедрении эффективных механизмов взаимодействия крупных предприятий с малыми. Конкретно роль малых предприятий проявляется в следующем:
Малое предприятие быстро создает новые рабочие места, повышает среднедушевой доход наиболее социально уязвимых групп населения, снижает «социальную нагрузку» на бюджет, повышает эффективность инвестиций в производство наиболее конкурентоспособной продукции, сглаживает диспропорции в уровне и темпах регионального социально-экономического развития и т. п.
Малые предприятия обладают способностью быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка, осваивать и использовать научно-технологические, управленческие и организационные новации, создавать новые рыночные ниши и т. п.
Таким образом, к преимуществам малых предприятий, способствующим повышению эффективности внедрения нововведений с учетом особенностей современного производства, относятся:
Развитие малого бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления).
Малый бизнес содержит большой потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества в целом.
Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций.
Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.
Малое предпринимательство антимонопольно по самой своей сути в силу существующих жестко детерминированных ограничений критериев отнесения предприятий к малым. В этой особенности малого бизнеса реализуется его роль в поддержании конкурентной среды в условиях рыночной экономики6.
Необходимо особо подчеркнуть региональную направленность индивидуального предпринимательства.
Малая экономика является подлинной базой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет.
В свою очередь, малые предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство проблем развития малых предприятий связано именно с решением вопросов регионального и местного значения.
Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике даже развитых стран, так как ему свойственны определенные преимущества.
В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что закон направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства7.
Анализируя зарубежный и местный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества:
Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них высок уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.
Субъекты малого предпринимательства лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных рынках), часто производят товары по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников8.
Малые предприятия способствуют большему росту занятости населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров (выполнению работ, оказанию услуг).
В то же время субъектам малого предпринимательства присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:
Недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.
Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.
Частыми причинами банкротства фирм являются: запущенность бизнеса; плохое здоровье или вредные привычки руководителя фирмы; катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др9.
Постоянный поиск то проявляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.
Однако в силу объективного наличия менее благоприятных условий хозяйствования, чем у крупных предприятий, субъекты малого предпринимательства характеризуются меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью, поэтому нуждаются в государственной поддержке в соответствии с федеральной и региональными программами поддержки и развития малого предпринимательства.
Развитие малого и среднего бизнеса теоретически должно быть одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации.
Однако выбранный в 90-х гг. прошлого века курс на олигархический капитализм методично реализуется через нормативно-правовое регулирование и систему государственного управления10.
В рамках осуществления экономических и управленческих отношений дифференциацию субъектов крупного, среднего и малого бизнеса можно провести по следующим параметрам.
Во-первых, экономическая дифференциация заключается в различных объемах производства и реализации, прибыли, участия в экономических отношениях.
Во-вторых, себестоимость единицы продукции у субъектов малого предпринимательства будет всегда выше за счет большей доли издержек производства.
В-третьих, негативное воздействие, создающее угрозу безопасности, для субъектов малого предпринимательства значительно меньше, чем у субъектов крупного предпринимательства.
Экономическое неравенство влечет юридическое неравенство.
Одним из аспектов такого закрепления является возможность осуществления отдельных видов деятельности. Законодательство Российской Федерации закрепляет виды деятельности, где участие субъектов малого предпринимательства либо запрещено, либо ограничено.
Таким образом, законодательно определены виды экономической деятельности, которыми субъекты малого предпринимательства заниматься не могут.
С точки зрения логики должны существовать виды деятельности, которыми не могут заниматься субъекты крупного предпринимательства.
Хотя с данным выводом не согласятся ни экономисты, ни юристы, ни сами субъекты предпринимательства11.
Для того, чтобы качественно проанализировать проблемы малого бизнеса в Российской Федерации на современном этапе, необходимо ознакомиться с ключевыми показателями субъектов малого предпринимательства, в 2008-2012 гг.
В структуре малых предприятий - юридических лиц в прошлом году общий рост на 8,7% произошел за счет активного роста числа микропредприятий (количество работающих до 15 человек и годовой оборот до 60 млн. рублей), в то время как без учета микро- в малом бизнесе (от 15 до 100 работников и до 400 млн. годового оборота) произошло снижение числа предприятий. Первый признак ухудшения качества сектора.
Численность работников в малом секторе экономики (юридических лицах) в целом изменилась мало (выросла всего на 0,6%).
Информация о работе Современные проблемы развития малого бизнеса в Ровссии