Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 21:05, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение теоретических и практических аспектов и перспектив развития малого бизнеса в России, а также разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в нашей стране.
Для достижения поставленной цели, в работе поставлены следующие задачи:
1) Изучить теоретические аспекты малого бизнеса: понятие, сущность, историю развития;
2) Определить роль малого предпринимательства в экономике нашей страны;
3) Исследовать преимущества и недостатки малого предпринимательства;
4) Рассмотреть юридико-экономические основы малого бизнеса;
5) Проанализировать проблемы и перспективы развития малого бизнеса в экономике России;
6) Сделать выводы по теме исследования.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. История развития малого предпринимательства 6
1.2. Малый бизнес: понятие и признаки 9
1.3. Преимущества и недостатки малого предпринимательства 14
1.4. Юридико-экономические основы малого бизнеса на современном этапе 17
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 19
2.1. Проблемы становления малого бизнеса на современном этапе 19
2.2. Проблемы развития малого бизнеса в России и возможные пути их решения 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
При этом опять же в структуре сектора занятость и микробизнесе выросла, а в малом - сократилась. Одновременно видим, что родившийся в прошлом году новый малый бизнес практически не «впитал» в себя новую занятость, не создавал рабочие места, а количество работников на одном среднестатистическом МП даже сократилось12.
Денежные обороты сектора в 2012 году по номиналу слегка выросли на 3,8%, а в реальном выражении (с учетом инфляции) упали (-2,4%). Тенденция та же самая - рост в микро- и падение в малом. (см.рис.2.1)
С учетом стабильности занятых в секторе при падении реальных оборотов опять можно говорить об ухудшении качества малого предпринимательства в 2012 году по сравнению с 2011: сократилась производительность труда в секторе (оборот на одного занятого на малых предприятиях).
Рисунок 2.1. – Оборот малых предприятий в Российской Федерации, в 2008-2012 гг., млрд. руб.
На первый взгляд, парадоксальный сюжет: при сокращении, пусть и незначительном, реальных оборотов сектора произошел довольно резкий и номинальный (на 20,9%), и реальный (на 13,7%) рост объема инвестиций в основной капитал со стороны сектора (по идее чем больше инвестируют в себя любимых, тем больше уверенность в перспективах бизнеса, в завтрашнем дне). (см. рис.2.2)
Однако, учитывая рост числа малых предприятий в 2012 году, при пересчете мы увидим, что удельный вес инвестиций на одно малое предприятие существенно снизился13.
Исходя из анализа выше представленных статистических данных, можно сделать вывод о том, что в стране в 2012 году шел количественный рост малого предпринимательства и падение его качественных характеристик.
Рисунок 2.2 – Инвестиции в основной капитал малых предприятий в Российской Федерации, в 2008-2012 гг., млрд. руб.
Малый бизнес в Российской Федерации на протяжении последних лет был поставлен в достаточно жесткие и трудные для выживания условия14.
У нас имеются все формальные предпосылки для успешного развития малого бизнеса на всех уровнях управления.
Так, на федеральном уровне в настоящее время действует Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»15, устанавливающий различные формы государственной поддержки.
Но фактическое состояние малого бизнеса представителями заинтересованных сторон оценивается как неудовлетворительное.
Это зависит от многих факторов.
Таких, как несовершенство налогообложения, нестабильность нормативно-правовой базы, административные барьеры, несогласованность действий федеральных и региональных властей, высокие ставки по кредитам, недостаточность объемов финансирования программ различного уровня, бюрократизм и взяточничество чиновников.
Исследователи проблем развития малого бизнеса в России на первое место ставят налоговое бремя16. Действительно, чрезмерная жесткость сегодняшней налоговой системы оказывает негативное влияние на развитие деловой среды малого предпринимательства. Здоровое совершенствование налоговой системы, направленное не только на формирование бездефицитного бюджета, но и на стимулирование роста производства, развитие субъектов малого предпринимательства, должно быть важной задачей настоящего временного периода.
Нельзя не сказать о тарифах на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, которые работодатели платят исходя из начисленной заработной платы работников.
В целом повышение тарифов на страховые взносы очень значительно для малого бизнеса. Малый бизнес, в отличие от крупного, в большей степени подвержен банкротству. Так, по данным Всемирного банка, из вновь организованных малых предприятий через год действуют около 50%, через три года - 7 - 8%, а через пять лет - лишь 3%.
Такая система страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в совокупности с налогами становится неподъемной для малого бизнеса и ведет к уходу его в «тень», т.е. к возвращению практики "серых" зарплат, сокрытию оборотов.
Что, в свою очередь, приводит к полной незащищенности наемных работников (сокращение, уменьшение начисленной заработной платы), увеличению безработицы, а также к росту фиктивной безработицы, когда люди, работающие без оформления трудовых договоров, имеют возможность стоять на учете как безработные и получать соответствующие пособия. Будет увеличиваться и количество малообеспеченных граждан, имеющих право на субсидии на коммунальные услуги, на самом деле получающие зарплату «в конвертах».
Рассматриваемые реформы вряд ли существенно пополнят бюджет. Надо сделать так, чтобы предпринимателю было выгодно развивать свое производство, а не вытаскивать деньги из бизнеса.
Существующая налоговая система не способствует развитию малого бизнеса, росту благосостояния и снижению социального расслоения среди населения. Российская система налогообложения позволяет легко уклоняться от уплаты налогов и даже провоцирует на это.
Но вместо снижения названных тарифов с 1 января 2013 г. происходит их практически двойное повышение.
Так, для индивидуальных предпринимателей страховые взносы составили 32 479 руб. в год взамен 14 300 руб. Такое повышение страховых взносов заставило десятки тысяч представителей малого бизнеса отказываться от собственного дела.
По данным Федеральной налоговой службы, только за первый месяц 2013 г. ликвидированы более 140 тыс. индивидуальных предпринимателей, что составило 3,5% от общего количества. Повышение страховых взносов не единственное усиление нагрузки на малый бизнес. ЕНВД каждый год растет процентов на 15 - 20, так как регионы его регулярно изменяют. Кроме того, тарифы на коммунальные услуги повышаются каждый год17.
Такова на практике поддержка малого бизнеса.
При совершенствовании налоговой системы обязательно нужно учитывать опыт стран с развитой рыночной экономикой, но с расчетом на специфику нашего государства. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что налоговый механизм является эффективным рычагом экономического стимулирования деятельности малого предпринимательства.
Считаем, что совершенствование налоговой системы способствовало бы уменьшению оттока капитала из России.
Необходимо незамедлительное изменение форм и методов государственного регулирования вопросов малого бизнеса, включая здоровое реформирование налоговой системы, что будет способствовать экономическому развитию нашего государства.
Переход к рыночному отношению негативно сказался на экономике нашей страны, принеся с собой большой круг проблем. Решение данных проблем включало в себя определение прав собственности, т.е. принять решение, кому будут переданы во владение предприятия, которые находятся в государственной собственности и выбрать механизм и цены, по которым будет осуществляться передача прав собственности18.
Необходимо было также сформировать рынки капитала, финансовую, валютную и банковскую системы.
Разработка эффективных систем планирования и прогнозирования, а также бухгалтерского учета была необходимым условием для проведения стоимостной оценки предприятий и возможности объективного суждения о результативности их деятельности. Пересмотр законодательства был важен для легализации новых форм экономических взаимоотношений и типов собственности.
Также основным требованием были подбор и обучение специалистов в области управления, которые были бы способны осуществлять свою деятельность в новых условиях по ведению конкурентной борьбы на территории своей страны и за рубежом.
Задача выработки политики в сфере конкуренции и регулирования и поиск способа урегулирования проблем, которые возникали вследствие приватизации крупнейших предприятий, которые не обладали достаточной эффективностью, стояла наиболее остро, так как возникала угроза возникновения крупных и неэффективных предприятий – монополистов.
Органам государственной власти было крайне необходимо определить порядок, в соответствии с которым государство прекращало бы процесс субсидирования и организовать систему налогов, которая была бы способна обеспечить финансовую деятельность государства.
Завершающим этапом было решение проблемы о возможности и сроках закрытия фирм, которые не обладали достаточной конкурентоспособностью и сформировать специальные службы, осуществляющие социальную помощь и решающие социальные проблемы, которые возникают из – за неизбежности экономической непропорциональности.
Большая доля этих проблем в полной мере приходится на малый бизнес.
Сейчас проблемы, препятствующие активному развитию малого предпринимательства в нашей стране, полностью совпадают с теми проблемами, которые были отмечены в период 1-го Всероссийского съезда представителей малых предприятий, а именно:
По данным специалистов, которые проводили анализ оборота теневой экономики, известно, что на долю предприятий, занятых в такой сфере приходится около 40% валового национального продукта (ВНП)20.
Некоторые авторы считают правильным рассматривать данные проблемы с учетом степени их важности, а именно в таком порядке:
Как можно увидеть из перечня проблем, представленного выше, на второе место отнесли проблемы, связанные с труднодоступностью финансовых средств, а именно заменого капитала. Председатель правления Федерального фонда поддержки малого предпринимательства А.В. Рунов приводить следующие данные о доступности малых предприятий к финансовым ресурсам: каждый год около 15 тысяч предприятий малого бизнеса имеют возможность получить финансовые ресурсы в банке. Из этого можно сделать вывод, что в нашей стране доля рынка, охваченная представителями банковской системы, составляет лишь 1%.
Осуществляя свою деятельность, представители малого бизнеса сталкиваются с целым рядом трудностей. Главная из них – недостаточность ресурсной базы, как в материально – техническом, так и в финансовом плане. В данном случае говорится о возможности создания новой сферы экономики, которая отсутствует в нашей стране вот уже в течение нескольких десятилетий, что означает также и отсутствие квалифицированных и опытных предпринимателей. Большинство населения просто не могло начать свое дело, так как из – за не большой заработной платы у них отсутствовала возможность для накопления достаточного количества средств22.
В данной ситуации предельно ясным является тот факт, что источником таких средств государственных бюджет стать не может ввиду отсутствия у него такой возможности, которая обусловлена его напряженностью. Единственным выходом из данной ситуации остается банковская система с ее кредитными ресурсами. Но как известно их также не хватает, а в купе с инфляцией они становятся крайне трудно реализуемы.
Следующей проблемой является несовершенство действующего законодательства в области регулирования деятельности представителей алого и среднего бизнеса. Трудность также же заключается в отсутствии единой законодательной базы в сфере регулирования деятельности малого и среднего бизнеса, а также имеющихся разрозненных установлениях, которые претворяются в жизнь, но далеко не полностью.
На данный момент малый бизнес находится в таких условиях, которые весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Кроме того, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше окружать его старыми рамками планово-административной системы с ее практически всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т.п.
Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.
Материально-техническое обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в несвоевременно и в недостаточном объеме.
Отсутствуют машины, оборудование, приборы, предназначенные для таких предприятий и учитывающие их специфику. Для них ограничен доступ к высоким технологиям, так как их покупка означает значительные одноразовые финансовые затраты.
Еще одна проблема — кадровая. В настоящее время в экономике гораздо меньше квалифицированных предпринимателей, чем действительно нужно.
Непростой проблемой является социальная защита предпринимательской деятельности.
Информация о работе Современные проблемы развития малого бизнеса в Ровссии