Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 01:36, курсовая работа
Основная цель работы заключается в изучении путей формирования рыночной инфраструктуры в России и исследование структурной политики государства. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: определяется понятие и сущность инфраструктуры рыночной экономики; рассматриваются функции рыночной инфраструктуры; дается характеристика рыночной инфраструктуры российской экономики; рассматривается структурирование национальной экономики; определяется роль и место структурной политики.
Социальное назначение рыночной инфраструктуры выражается в расширении возможностей занятости населения и свободного выбора каждым членом общества подходящего ему места в системе общественного разделения труда. Специфика работы посреднических предприятий, выполняющих разного рода услуги, состоит в том, что для занятия ими требуются не только глубокие знания и профессионализм, но и творческий подход.
Многие предприятия совмещают деятельность, относимую к услугам рыночной инфраструктуры, с производством товаров и оказанием массовых услуг. Поэтому к объектам рыночной инфраструктуры могут быть отнесены все те предприятия, которые выполняют какую - либо функцию рыночной инфраструктуры. В условиях рынка потребность в различных услугах, обеспечивающих совершение каждой сделки, очень велика. Рыночная инфраструктура - это система, создающая условия для свободного обмена ресурсов - финансовых, трудовых, товарных, сырьевых, информационных, технологических, интеллектуальных. (прил.1).
Для своевременного и полноценного развития сферы инфраструктурного комплекса, должна быть выработана программа действий по следующим направлениям:
Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями. (/12, с.311/).
Торгово-посредническая инфраструктура.
Торгово-посредническая инфраструктура региона включает биржи, брокерские фирмы и конторы, ассоциации оптовой торговли, оптово-розничные предприятия, региональные коммерческие центры, посреднические торгово-закупочные организации и др.
Важная роль в формировании и развитии рыночной инфраструктуры принадлежит региональным товарным и фондовым биржам. Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать их роль и значение в формировании региональных рынков, надо проанализировать предпосылки их образования, сформулировать черты и особенности функционирования бирж в России, обосновать основные функции бирж в условиях перехода к рыночной экономике. При формировании системы региональных бирж следует учитывать исторический опыт их развития не только в России, но и за рубежом. В 1913 году в России действовала 91 товарная биржа, в крупных городах биржи специализировались на определенных видах продукции. При крупных биржах существовали фондовые отделы. Биржевая деятельность находилась под государственным контролем, биржевые маклеры утверждались Министерством финансов. Новый этап в развитии бирж начался в 1922 г. с введением НЭПА и к 1924 году в СССР действовала 101 товарная биржа.
Прежде всего возникновение бирж вызвано объективными потребностями субъектов рыночной экономики, деятельность которых резко активизировалась в условиях экономической самостоятельности, а также разрушением вертикальных хозяйственных связей и потребностью производителей найти замену распределительной системе бывшего Госснаба. (/17, с.33/).
Развитие бирж в регионах России происходило в следующих направлениях:
1. создание новых бирж и их филиалов в городах России (процесс экстенсивный);
2. создание брокерских фирм и контор;
3. расширение поиска
иностранных партнеров для
4. образование региональных союзов бирж.
Участие фондовых бирж в
осуществлении процессов
В отличие от развитых капиталистических государств товарные биржи в Росси представляют собой не просто организованные оптовые рынки, а являются многопрофильными коммерческими корпорациями, основанными на различных формах собственности и действующими в сфере обращения регионального воспроизводственного процесса.
Внешнеэкономическая инфраструктура.
Основными задачами развития
внешнеэкономической
- обслуживание внешнеторговых
операций субъектов
- обеспечение валютно-
- таможенное оформление экспорта и импорта товаров;
- участие в процессе
создания совместных
- содействие в размещении
акций предприятий и банков
региона среди иностранных
- консультирование и посредническая деятельность по организации финансирования международных проектов по развитию экономики региона;
- консультирование и подготовка документации для открытия кредитных линий в международных банках;
- консультирование и подготовка заявок на получение грантов для экономического развития региона и технической помощи от международных организаций.
Развитие внешнеэкономической инфраструктуры может стать главным фактором, обеспечивающим приток иностранных инвестиций. Деятельность в этом направлении предполагает тесное сотрудничество с комитетами и комиссиями законодательных и исполнительных органов власти областей и краев России а также с научными и общественными организациями при разработке заявок, проектов и обоснований в различные международные фонды и организации. Так, например, одним из перспективных сибирских проектов, имеющим реальные шансы для получения грантов по линии ООН, ЕЭС и других международных организаций и фондов, является проект создания международного научно-экологического центра комплексного изучения ресурсов бассейна озера Байкал с соответствующим развитием комплекса инфраструктурных объектов (транспорта, связи, торгово-бытового, гостиничного обслуживания и т.д.). (/5, с.43/).
Главной предпосылкой развития внешнеэкономической инфраструктуры является формированием внешнеэкономического потенциала региона. Род внешнеэкономическим потенциалом региона понимается совокупность природных, производственных, научно-технических и трудовых ресурсов региона, которые могут быть использованы в целях развития международных экономических связей с ближним и дальним зарубежьем.
Большие перспективы имеет развитие внешнеэкономических связей областей с приграничными районами соседних стран и в других формах (развитие рыночной инфраструктуры на основе совместных проектов, приграничный туризм, совместное использование рекреационных ресурсов, водных ресурсов, совместное решение экологических проблем и др.) Организацией этой деятельности и ее управлением занимаются комитеты по внешнеэкономическим связям.
Для развития внешнеэкономической
деятельности, например, в регионах
Сибири, в настоящее время создаются
различные элементы рыночной инфраструктуры,
преимущественно, в районах наибольшей
активизации международных
С расширением
Для развития внешнеэкономических связей регионов и привлечения иностранных инвесторов необходимо активизировать деятельность внешнеэкономической инфраструктуры в области обслуживания внешнеторговых операций, которая включает валютное кредитование внешнеторговых организаций, валютное кредитование частных предпринимателей и малых торговых фирм под залог, операции с подорожными чеками, кредитными карточками VISA проведение операций по валютному арбитражу, консультирование по вопросам оформления заявок на получение международной технической помощи.
Финансово-кредитная инфраструктура.
Переход к рыночной экономике вызвал потребность в банке-партнере, экономически заинтересованном в улучшении функционирования обслуживаемых субъектов региональной экономики в банке, который, аккумулируя финансовые ресурсы предприятий, способствовал бы их эффективному использованию для развития предприятий, так и экономики в целом.
Главная задача коммерческих банков – стимулировать развитие субъектов рыночных отношений на основе внедрения прогрессивных форм кредитования, финансирования и расчетов, способствующих ускорению оборачиваемости оборотных средств, повышению рентабельности, укреплению расчетной дисциплины
В конце 80-х – начале 90- годов в экономике России сложились определенные предпосылки для создания системы коммерческих банков. Образование коммерческих банков в России началось с организации кооперативных банков, так как кооперативный сектор более подвижно реагирует на потребности субъектов рыка. Затем началось образование коммерческих банков, обслуживающих государственные предприятия, объединения, организации. Одновременно создавались межотраслевые коммерческие банки на основе денежных средств крупных предприятий. К настоящему времени сформировались основы системы коммерческих банков России.
Коммерческие банки можно подразделить по форме собственности на акционерные и банки, образованные на паевых началах; по целям и субъектам обслуживания – на универсальные и региональные, отраслевые и межотраслевые, инновационные банки, образованные для обслуживания межотраслевых государственных объединений, банки для обслуживания организаций и региональных органов управления. (/14, с.156/).
Можно выделить и основные принципы функционирования коммерческих банков:
ГЛАВА 2. Понятие структурной политики: её основные задачи, цели и направления
Структурная сложность экономики как системы предопределяется многообразием ее элементов, числом и разнородностью связей между ними, количеством иерархических уровней, характером подсистем, роль которых выполняют практически все элементы и блоки макроэкономики. Но особую сложность структуре экономики придает большое разнообразие переплетающихся взаимозависимых процессов (воспроизводственных, ресурсных, инвестиционных, инновационных, финансовых, трудовых, технологических), которые и делают экономику живым, постоянно совершенствующимся, динамичным организмом.
В отечественной экономической
науке большое внимание уделено
структуре общественного
Однако проводимые сегодня в России радикальные экономические преобразования, переход к активному использованию развитых рыночных отношений по-новому ставят многие проблемы структуры экономики, ее структурной трансформации, формирования и развития пропорциональных связей. Особо речь идет о структуре рынка и его инфраструктуре, о территориальной конструкции экономики в условиях федерализации экономических отношений, о воспроизводстве в рамках народного хозяйства основных ресурсных факторов саморазвития. Многоаспектное видение экономики является исходной методологической базой для выделения различных видов ее структуры. (/9, с.49/).
Организационно-функциональная структура выстраивает национальную экономику по уровням организации и управления, а также по уровням интересов, по способности этих уровней к автономному (в определенной мере) функционированию. Следовательно, она обеспечивает экономическую и структурную устойчивость. Критерий автономности функционирования дает основание для построения каркаса, несущей конструкции национальной экономики. Она выглядит иерархично структурированной от предприятия, корпорации, через региональную экономику, экономические зоны и территориальные комплексы к макроэкономическому уровню.
Организационно-функциональная структура национальной экономики России представлена в Приложении 3. В отличие от распространенного в отечественной экономической литературе деления отраслей на базовые и инфраструктурные (подчиненные задачам базовых) и выделения 3-х секторов, в данной схеме использованы разработки зарубежных специалистов. В ней учтены постиндустриальные тенденции, в том числе возрастание значения информации, в производстве которой создается до 1/3 общественного продукта, превращение торговли в особое продолжение производства, обеспечивающее 20% занятости и почти 16% ВВП. Принята во внимание особая динамичность отраслей социальной сферы, обеспечивающих в значительной степени воспроизводство рабочей силы, трудовых ресурсов. Федерализация народного хозяйства подняла роль региональных экономик как подсистем в макросистеме. Это особая воспроизводственная целостная часть в национальной экономике.