Современные проблемы российской рыночной инфраструктуры и государственная структурная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 01:36, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы заключается в изучении путей формирования рыночной инфраструктуры в России и исследование структурной политики государства. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: определяется понятие и сущность инфраструктуры рыночной экономики; рассматриваются функции рыночной инфраструктуры; дается характеристика рыночной инфраструктуры российской экономики; рассматривается структурирование национальной экономики; определяется роль и место структурной политики.

Файлы: 1 файл

сечной.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Состояние экономики РФ требует  особой стратегии структурно-инвестиционной политики. Сущность этой стратегии состоит в селективной поддержке государством точек и секторов роста в народном хозяйстве. Точками роста являются конкретные хозяйствующие субъекты, предприятия. Идентификация точек роста осуществляется с учетом их способности к осуществлению эффективной хозяйственной деятельности, связей с другими элементами экономической системы и роли, которую они могут сыграть в решении приоритетных для данного этапа задач в области социально-экономического развития.

В сегодняшних условиях точками роста прежде всего могут быть предприятия, которые рентабельно работают, не нарушая при этом действующего законодательства, производят экспортную и импортозамещающую продукцию, продукцию и услуги для социальной сферы, которые содействуют своей деятельностью повышению уровня жизни населения, поддержанию занятости, улучшению экологической обстановки, а также реализующие проекты, направленные на будущие технологические прорывы, выход на новые рынки, освоение новых рыночных сегментов и ниш. Важное значение при установлении точек роста имеет способность предприятия вовлечь в сферу своей деятельности субъектов хозяйствования в других отраслях и секторах экономики и сформировать тем самым сектора роста в национальном хозяйстве.

Содействие развитию производства в точках и секторах роста государство может осуществлять в виде разнообразных форм поддержки, выделяя бюджетные средства для финансирования проектов и программ, предоставляя целевые льготы по налогам и таможенным тарифам, выдавая налоговые кредиты и государственные гарантии и т.д. Решение структурных проблем требует ресурсного и, прежде всего, инвестиционного обеспечения. В условиях кризиса осуществление структурной перестройки осложнено острой нехваткой ресурсов и неблагоприятным инвестиционным климатом с относительно высоким уровнем инфляции, несовершенной налоговой системой, высокими процентными ставками. Потребность деятельности в инвестициях для устранения структурных деформаций составляет, по некоторым оценкам, 5—б млрд. долларов. Возможны три источника инвестиций — государственный бюджет и внебюджетные фонды; накопления граждан и предприятий; иностранный капитал. Для их привлечения и использования необходимо рациональное и эффективное воздействие государства на инвестиционный процесс, направленное на стимулирование сбережений и создание условий для трансформации накоплений в инвестиции. Прежде всего это предполагает достижение в стране стабилизации политической ситуации, снижение уровня правонарушений, создание благоприятного правового климата для инвестиций. Со стороны государства требуется также осуществление комплекса мер по ориентации инвестиционной активности в приоритетных направлениях. В соответствии с разработанной Правительством РФ концепцией структурно-инвестиционной политики государство отвечает за создание в стране благоприятных экономических условий для активизации инвестиционной деятельности и само принимает в ней активной участие. (/15, с.34/). (прил.4,5).

Бюджетные средства используются для  финансирования целевых программ и  отдельных проектов. Государство принимает долевое участие в совместном финансировании проектов и оказывает поддержку частным инвесторам в рамках этих проектов. С помощью налогов, кредитов, ускоренной амортизации государство координирует деятельность всех инвесторов. Особое место в деятельности государства отводится решениям и мерам, призванным стимулировать приток иностранных инвестиций в национальную экономику.

В РФ приняты специальные законы об иностранных инвестициях, о концессиях, о свободных экономических зонах. Привлечением и страхованием иностранных инвестиций от лица государства занимаются Российское агентство международного сотрудничества и развития. Государственная инвестиционная корпорация, Российская финансовая корпорация. Создана система инвестиционных кредитных институтов — Российский банк реконструкции и развития, Агентство финансового проектирования, Международное агентство по страхованию инвестиций от некоммерческих рисков, Тендерный комитет содействия инвестициям. Разработана адаптированная к российским условиям и практике методика создания бизнес-планов и оценки инвестиционных рисков. Специалистами финансовой корпорации ведется отбор приватизированных предприятий, которые могут представлять интерес для иностранных инвесторов. В целях повышения заинтересованности зарубежных инвесторов предусмотрены таможенные и налоговые льготы, разрешена долгосрочная аренда земли, создание в России филиалов иностранных банков, а также совместных банков, совершенствуется редакция законов об иностранных инвестициях, о концессиях и о свободных экономических зонах в направлении упрощения порядка инвестирования в экономику России.

Допуская инвестирование экономики  непосредственно из государственного бюджета, рыночные отношения в то же время требуют установления границ прямого участия государства в инвестиционном процессе. Масштабы государственного вмешательства должны находиться в таких пределах, в которых это не ведет к ослаблению стимулирующей роли рыночного механизма. Определение объемов инвестиционной деятельности федерального Правительства и органов государственной власти в регионах и на местах является одной из важнейших задач, решаемых в ходе разработки структурно-инвестиционной политики и формирования механизма ее реализации.

На современном этапе реформирования российской экономики государственные инвестиции не могут ограничиваться традиционными в рыночных условиях сферами применения. Наряду с финансированием производственной и социальной инфраструктуры, части НИОКР и отдельных, нуждающихся в государственной поддержке, депрессивных отраслей необходимы значительные централизованные вложения в технологическую перестройку народного хозяйства, создание потребительского сектора экономики.

Присущий государственным капитальным  вложениям достаточно высокий уровень  управляемости со стороны Правительства делает возможным использование их для оперативного обеспечения и поддержания сбалансированности структурных сдвигов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

С переходом к новым экономическим  условиям, а именно к рыночному  хозяйствованию, возникает необходимость создания рыночной инфраструктуры, которая обеспечивает свободное движение товаров и услуг на рынке. Рынок как самостоятельной подсистема инфраструктуры — это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

С развитием рыночного механизма  в экономике страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организаций, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование. Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются: биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные); аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества; кредитная система и банки; налоговая система; система страхования; специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства и др.

Можно выделить две основные функции  инфраструктуры рыночного типа, обусловленные  природой рыночной экономики: обеспечение  бесперебойного функционирования хозяйственных взаимосвязей и взаимодействия субъектов рыночной экономики, регулирование движения товарно-денежных потоков. Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга.

Общеэкономическая задача структурной  политики - поддержание макроэкономического равновесия в рыночном хозяйстве. Основной целью структурной политики государства является формирование оптимальной структуры хозяйственного комплекса для наиболее эффективного использования имеющихся в распоряжении общества ресурсов, обеспечение прогрессивных структурных сдвигов.

Неизменно, под влиянием научно- технического прогресса происходят структурные адаптации, вызванные  конкуренцией, изменениями внешнеэкономической  конъюнктуры, социально-политическими  сдвигами и множеством других факторов, происходящих в любой экономике. Очевидно, что появление принципиально новых технологий возможно лишь при участии государства, и в частности, укреплении и расширении его научно-технического комплекса. Поэтому эффективное использование интеллектуальных ресурсов и развитие технологической базы являются важнейшими общенациональными задачами, требующими принятия новых решений, определения государственных приоритетов научно-технологического и инновационного развития страны.

Структурная политика должна в первую очередь способствовать сохранению существующего экономического потенциала как основы будущих структурных преобразований экономики России.

В настоящее время, политика Правительства Российской Федерации  направлена не просто на экономический  рост, а на новое качество развития.

Стратегией Правительства  является создание благоприятного инвестиционного  климата для всей экономики. Продолжается разработка и реализация мер, обеспечивающих конкуренцию как основной двигатель  прогресса, развитие финансовой инфраструктуры, условий для бизнеса в России с учетом мнения деловых кругов и российских граждан.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Антипов В.К. Экономическая теория. - М.: Феникс, 2009.
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юрайт, 2008.
  3. Видяпина В.И. Хрестоматия. Бакалавр экономики. Т.2 // Научная электронная библиотека / режим доступа http://lib.vvsu.ru/books/bakalavr02/page0261.asp
  4. Гринберг Р.С. Структурная политика - безальтернативное средство модернизации российской экономики / Российский экономический журнал. - 2010. - № 6.
  5. Дзарасов С. Экономика: рыночная или смешанная? // Вопросы экономики. – 2011. – № 7.
  6. Еряшин П.Г. Основы экономической теории: Курс лекций. «МГМУ». М. 2009.
  7. Забелин П.В. Структурно-инвестиционная политики современной России // Российское предпринимательство. – 2012.- № 5 (17).
  8. Платонова Н.А., Шумаев В.А., Бушуева И.В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб.пособие М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009.
  9. Князев Ю. Регулирующая деятельность современного государства в сфере экономики, или Все хорошо в меру // Общество и экономика. - 2011. - № 6.
  10. Крючкова П.В., Шаститко А.Е. Оценка регулирующего воздействия и модернизация системы государственного регулирования// Общественные науки и современность. - 2010. - № 4.
  11. Кучуков Р., Савка А. Государственное регулирование: нацеленность на результаты// Экономист.- 2011.- №9.
  12. Носова С.С. Экономическая теория. - М.: Владос, 2009.
  13. Рузавина Г.Н. Курс рыночной экономики: учеб.пособие. М.: Инфра-М, 2011.
  14. Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / Самофалова Е.В., Кузьбожев Э.Н., Вертакова Ю.В. - М.: КноРус, 2010.
  15. Фетисов А.С. Структурная политика в Российской экономике: принципы, приоритеты, механизм. // Научная электронная библиотека/ режим доступа http://elibrary.ru/download/25695016.pdf
  16. Фурщик М.А. Новые инструменты российской структурной политики // Российский экономический журнал. – 2010. - № 3.
  17. Ясин.Е. Структурный маневр и экономический рост. / Вопросы экономики. – 2009. - №8.
  18. http://www.government.ru/ - Официальный сайт Правительства РФ.
  19. http://www.economy.gov.ru/ - Сайт министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.




Информация о работе Современные проблемы российской рыночной инфраструктуры и государственная структурная политика