Современные проблемы российской рыночной инфраструктуры и государственная структурная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 01:36, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы заключается в изучении путей формирования рыночной инфраструктуры в России и исследование структурной политики государства. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: определяется понятие и сущность инфраструктуры рыночной экономики; рассматриваются функции рыночной инфраструктуры; дается характеристика рыночной инфраструктуры российской экономики; рассматривается структурирование национальной экономики; определяется роль и место структурной политики.

Файлы: 1 файл

сечной.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Технологическая структура позволяет представить структуру экономики как совокупность технологических цепей, укладов, целостных технологических образований, определяющих технологическую базу производства групп однотипных товаров и услуг. Она в условиях новой технологической революции в мировом хозяйстве становится одной из важнейших в структуре народного хозяйства в целом. Особенность ее в том, что она нуждается в систематическом мониторинге. Преобладание в народном хозяйстве России III-IV технологических укладов, отставание в ряде приоритетных технологических направлений от высокоразвитых стран должны вызывать тревогу во властных структурах, в научной среде, у каждого управленца за будущее Российской экономики.

В целом интеграция России в мировое  хозяйство на основе структурной перестройки экономики в пользу высокотехнологичных обрабатывающих отраслей может выступать в качестве важного фактора, стимулирующего продуктные инновации.

Необходимо также определить важнейшие  технологические приоритеты государственной  политики в области модернизации отечественного производства, чтобы обеспечить экономический рост в России на ее базе.

На макроуровне целесообразна  селективная поддержка государством конкурентоспособных предприятий, причем важнейшим направлением ее концентрации должно стать стимулирование технической и технологической реконструкции производств или их модернизации на основе перспективных инноваций, соответствующих пятому и шестому технологическим укладам.

В настоящее время производство, техника, технология и вся экономика России еще не подготовлены ни к пятому, ни тем более к шестому технологическому укладу. Первопричиной сдерживания технологического обновления производства представляется отсутствие необходимых для этого финансовых ресурсов вследствие нехватки у предприятий оборотных средств и накоплений, неразвитости кредитных отношений.

Проводниками инновационной деятельности в мире выступают ТНК, деятельность которых выходит за пределы отдельных  государств. Опыт отечественных предприятий, относительно преуспевших в области применения нововведений, показывает, что решать задачи инновационной деятельности можно только в условиях становления и развития пятого технологического уклада. Перспективной представляется государственная поддержка предприятий, разрабатывающих программы технического перевооружения, в части применения селективного подхода в процессах научно-технического прогресса и воспроизводстве с параллельно-последовательным использованием всех технических укладов, включая пятый. (/10, с.46/).

Распространение современных технологических укладов в России связано с гибкими производственными системами, сочетающими электронную автоматизированную безбумажную разработку проектов изготовления новых видов продукции и соответствующих технологий, осуществляемых на станках с числовым программным управлением. Эти процессы способны оказать позитивное воздействие на всю систему организации производства и экономических связей, а также на различные формы корпоративного управления экономикой.

Ресурсная структура. Представление экономики как совокупности процессов по производству и эффективному использованию ресурсов, при котором достигается наибольшее или максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества, дает основание структурировать экономику по взаимосвязанным процессам воспроизводства основных ресурсов. (/11, с.67/)

Наличие в структурной организации  экономики кроме различных уровней, подсистем также еще и взаимосвязанных  процессов позволило экономической  науке предложить метод структурного анализа, базирующийся на использовании различных типов моделей, связанных друг с другом. Экономические процессы описываются с помощью разных моделей. Таковы технологические и технико-экономические модели (межотраслевого баланса, экономического равновесия и др.) Таковы еще и оптимизационные и вероятностные модели функционирования социально-экономических систем.

Общеэкономическая задача структурной  политики - поддержание макроэкономического  равновесия в рыночном хозяйстве. Основной целью структурной политики государства  является формирование оптимальной структуры хозяйственного комплекса для наиболее эффективного использования имеющихся в распоряжении общества ресурсов, обеспечение прогрессивных структурных сдвигов.

При решении этих задач существенно  повыситься доля производств с высокой степенью переработки, производящих высокую добавленную стоимость на единицу используемых ресурсов, а также сферы услуг; изменится место России в мировой системе разделения и кооперации труда – от вывоза сырья к вывозу высоких технологий и современных услуг.

С точки зрения экономической  теории в структурной политике можно  выделить ряд факторов, которые обусловливают  ее важность для последующих лет  развития России. Это смена социально-экономической  модели развития, в которой первостепенную роль для структурного регулирования играют другие экономические закономерности, прежде всего ценовой механизм рынка, основанный преимущественно на соотношении спроса и предложения; постепенный поворот экономики России к внешней сфере. (/13, с.105/).

 В настоящее время структура российской экономики не позволяет в полной мере обеспечить высокие и устойчивые темпы роста. В отраслях, доминирующих в структуре производства (топливно-энергетический комплекс, металлургия), наблюдается тенденция снижения темпов роста и в связи с этим указанные отрасли не смогут расти в долгосрочной перспективе темпами выше 5 процентов. Отрасли, которые могут развиваться темпами выше 7 процентов (пищевая, химическая, лесная, производство строительных материалов, отдельные отрасли машиностроения и высокотехнологичные отрасли промышленности, а также строительство и связь), занимают в структуре экономики менее одной трети.

Изменениям структуры  производства будут способствовать развитие инфраструктуры, реализация комплекса мер по повышению конкурентоспособности и темпов роста ведущих секторов экономики.

Комплекс указанных мер включает следующие основные направления:

1) реализация общесистемных мер,  направленных на снижение институциональных  барьеров, стимулирование спроса  на научно-техническую продукцию, новую технику и технологии и ускорение выбытия устаревшего оборудования;

2) повышение эффективности действующих  и формирование новых государственных  финансовых институтов развития, включение их ресурсов в реализацию  программ развития секторов экономики  и инфраструктуры;

3) развитие программно-целевого  подхода к структурным преобразованиям  в экономике и развитию инфраструктуры  на основе реализации федеральных  и ведомственных целевых программ;

4) создание особых экономических  зон и технико-внедренческих парков, формирование территориально-производственных кластеров, реализация программ содействия развитию инновационной инфраструктуры, промышленного дизайна и инжиниринговых услуг, разработка стратегий развития отдельных секторов экономики.

5) формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России в целом, на конкретных отраслевых рынках.

Стратегии предусматривают реализацию проектов развития, направленных на структурные  изменения в экономике, имеющие  существенный макроэкономический эффект и влияющие на повышение национальной конкурентоспособности и темпов роста экономики в целом, и подразделяются на следующие группы:

1) стратегии развития традиционных  секторов экономики или стратегии  повышения конкурентоспособности секторов, являющихся основой современного экономического роста и жизнеобеспечивающей инфраструктуры;

2) стратегии развития инновационных  секторов, определяющие переход  от сырьевого к инновационному  развитию и формирующие новые  двигатели экономического роста. Их дополнительный вклад в прирост валового внутреннего продукта может составить 0,8-1,1 процента в год;

3)    стратегии развития  человеческого капитала, предусматривающие  в том числе формирование рынка  жилья и развитие жилищного  строительства, модернизацию образования, здравоохранения и социально-трудовой сферы. Макроэкономический эффект от реализации указанных стратегий будет оказывать влияние на развитие традиционных и высокотехнологичных секторов.

Новый этап структурной перестройки  должен будет расширить спрос на инвестиции и расширить участие отечественных производителей оборудования в осуществлении инвестиционных проектов. Во многом структурная перестройка будет опираться на собственные финансы предприятий, но также на более активное использование банковских и финансовых институтов, фондового рынка. Одним из важных инструментов осуществления структурной трансформации экономики будут федеральные целевые программы. Основной целью развития промышленности в таких условиях будет повышение конкурентоспособности продукции, технического уровня производства, обеспечение выхода продукции научно-технического сектора экономики, замещение импортной продукции и перевод промышленного производства в стадию стабильного роста. (/18/).

Таким образом, добиваясь более эффективного взаимодействия формируемых отраслевых и региональных звеньев экономики, структура российской промышленности станет более прогрессивной и приблизится к структуре развитых европейских стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Структурно - инвестиционная политика РФ

 

В основе структурно-инвестиционной политики лежит концепция, определяющая главные принципы, которым должны следовать власти при выработке  решений, касающихся структурных преобразований и инвестиционной сферы. С учетом этих принципов, а также необходимых для их реализации условий разрабатывается среднесрочная программа Правительства, в которой изложены основные положения, цели, стратегия и подходы к решению структурных проблем.

Структурные преобразования в значительной мере затрагивают интересы отдельных территорий. Важной задачей является предотвращение появления регионов с высоким уровнем структурной безработицы, возникновения массовой вынужденной миграции. Поэтому наряду с федеральной целевой программой необходимо разрабатывать региональные и местные инвестиционные программы. В целях согласования национально-государственных интересов с территориальными программами разных уровней должны быть взаимоувязаны как на ближайший период, так и на более отдаленную перспективу.

Особого внимания требуют регионы  с менее благоприятными природно-климатическими и социально-экономическими условиями, осуществление структурных сдвигов  в экономике которых требует  большего времени и сопряжено  с более существенными социальными  издержками. Это прежде всего территории слабого освоения, районы с концентрацией депрессивных производств и аграрным перенаселением.

Результативность структурно-инвестиционной политики может быть оценена по достигнутому уровню соответствия между отдельными сферами и подразделениями, отраслями народного хозяйства и территориальными подсистемами общественного производства, а также по степени удовлетворения экономикой общественных потребностей.

Главным принципом структурно-инвестиционной политики является выработка и обоснование системы взаимоувязанных приоритетов, которые определяют направления структурных сдвигов исходя из общемировых тенденций, выгод от участия страны в общемировом разделении труда, из специфики деформаций и диспропорций в существующей структуре национальной экономики. Ведущую роль при выработке приоритетов играет установление критериев для отнесения сфер, отраслей и производств экономики к числу приоритетных. (/3, с.206/).

Главными задачами структурно-инвестиционной политики на современном этапе являются последовательное свертывание устаревших производств, преодоление структурных деформаций и приведение структуры производства в соответствие с платежеспособным спросом, обеспечение наиболее полного использования производственных ресурсов и научно-технического потенциала, поддержание экологической и экономической безопасности страны, содействие развитию эффективных, конкурентоспособных производств, рыночной инфраструктуры, сферы услуг и интеллектуальной деятельности.

В структурно-инвестиционной политике РФ в настоящее время можно выделить ряд взаимосвязанных направлений в разрезе отдельных блоков системы общественного воспроизводства:

1) формирование и развитие рынка  предметов потребления и услуг;

2) переориентация производства  средств производства на нужды потребительского комплекса;

3) приведение производства средств  производства для группы А  в соответствие с потребностями  производителей средств производства  для потребительского комплекса  и достижение сбалансированности  между отдельными производствами внутри данного воспроизводственного блока;

4) перепрофилирование внешнеэкономического  комплекса за счет развития  экспортных и импортозамещающих  производств. (/7, с.85/).

Информация о работе Современные проблемы российской рыночной инфраструктуры и государственная структурная политика