Современные тенденции развития потребительского спроса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы: изучение теории потребительского спроса и ее развития на современном рынке. Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского спроса; определить подходы к анализу полезности и спроса; изучить развитие теории потребительского спроса 19-20 века и охарактеризовать их; раскрыть концепции теории потребительского поведения.
Понять, что представляют собой трансакционные издержки; изучить особенности демонстрационного потребления, влияние потребительских кредитов на поведение людей .

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основные этапы развития потребительского спроса
Основные теории 19-20 века и их характеристика
Соотношение понятий: потребности и спрос
Глава 2. Анализ и Развитие теории потребительского спроса на
современном этапе
2.1.Демонстративное потребление
2.2.Потребительский кредит
2.3.Трансакционные издержки
Глава 3. Современные тенденции развития потребительского спроса в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

mikro_kurs.docx

— 58.88 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Основные этапы развития потребительского спроса

    1. Основные теории 19-20 века и их характеристика
    2. Соотношение понятий: потребности и спрос

Глава 2. Анализ и Развитие теории потребительского спроса на

современном этапе

2.1.Демонстративное потребление

2.2.Потребительский кредит

2.3.Трансакционные издержки

Глава 3. Современные тенденции  развития потребительского спроса в  России

 Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Этот мир иногда называют обществом потребления. Именно потребление  давно стало главным стимулом работы отдельного человека и развития производства и экономики в целом.

В процессе своей жизнедеятельности  человек должен питаться, одеваться, защищаться от неблагоприятных погодных условий, противостоять и поддерживать свой организм в нормальном состоянии, то есть удовлетворять самые разнообразные  свои потребности. Потребности человека практически неутолимы, поскольку  всегда существуют ограничения для  их полного удовлетворения, такие  как земля, труд, капитал. Поэтому  возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить  собственные потребности. Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём использования различных  благ и ресурсов. Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен  между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования  и сиюминутного потребления, между  малым количеством дорогостоящих  и большим количеством дешевых  товаров.

Одной из основополагающих категорий рыночного хозяйства  является потребительский спрос. Становление  и развитие новых форм организации  хозяйственной деятельности субъектов  в современной экономике предполагает изучение потребительского спроса, объяснение механизмов воздействия на него факторов различного порядка. Научный и практический интерес к выявлению природы  потребительского спроса и факторов, его определяющих, вызван не только изменением его содержания, форм, динамики по мере трансформации потребительских  предпочтений, конъюнктуры рынка, условий  функционирования социально-экономической  системы в целом, но и усилением  воздействия потребительского спроса на многие важные рыночные процессы. Повысилась его роль в обосновании направлений формирования экономической политики, промышленной политики, изучении теории и организации различных рынков.

Актуальность выбранной  темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют  огромное практическое значение как  для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для  всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.

Цель написания работы: изучение теории потребительского спроса и ее развития на современном рынке. Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского спроса; определить подходы к анализу полезности и спроса; изучить развитие теории потребительского спроса 19-20 века и охарактеризовать их; раскрыть концепции теории потребительского поведения.

Понять, что представляют собой трансакционные издержки; изучить особенности демонстрационного потребления,  влияние потребительских кредитов на поведение людей .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные теории 19-20 века и их характеристики

Неоклассическая теория потребительского спроса появилась, развивалась и  достигла своей современной стандартной  формы в течение длительного периода.

Так, теория спроса была достаточно четко сформулирована Курно (1838), которая, однако, не была основана на концепции полезности. Дуополией Курно называется простейшая модель Дуополии, в которой :

Ценообразование на рынке  пассивное, т.е. цена определяется равновесием  спроса и предложения.

Оба участника уверены, что  при изменении ими объема производства их конкурент не отреагирует и  сохранит свой объем производства на прежнем уровне.

В результате объем производства каждого из олигополистов является функцией от : 1) рыночного спроса, 2) собственных издержек и 3) производства конкурента.

Известно, что решение  уравнения максимизации прибыли, которое  мы обозначим Q1*, зависит от величины Q2. И мы можем изобразить эту зависимость  на графике, откладывая по одной оси Q1 , а по другой -- Q2 . В результате, мы получим некоторую кривую, обладающую отрицательным наклоном, -- так называемую линию реакции первого производителя на действия второго (LRa).

У второго производителя  будет существовать аналогичная  зависимость Q2* от Q1 . Поэтому мы может  изобразить ее на той же самой диаграмме. В результате, мы получим картинку вида:

Линии реакции производителей в Дуополии Курно. LRa -- линия реакции первого производителя; LRb -- второго.

Если в начальный момент времени мы находимся в точке А и решение принимает первый производитель, то мы перемещаемся в точку B, лежащую на линии реакции первого производителя. Но в этой точке второй производитель находится в неравновесном состоянии и он меняет свое производство, перемещаясь в точку C, лежащую на линии реакции второго производителя. В этой точке в неравновесном состоянии находится первый производитель и он должен изменить свой объем производства. Так будет продолжаться, пока производители не окажутся в точке Z, т.е. в точке пересечения двух линий реакции:

 Дюпюи (1844) проводил анализ полезности, но идентифицировал кривую спроса с кривой предельной полезности. Госсен (1854) впервые определил условия максимизации полезности.

Тем не менее, отправной точкой считаются теории Менгера (1871), Джевонса (1871) и Вальраса (1874), так как эти авторы устанавливают основную маржиналистскую структуру, на которой впоследствии была построена неоклассическая теория потребительского спроса.

Согласно упомянутым авторам, экономическая ценность товара зависит  от оценки, которую субъекты дают его  предельным единицам. Эта оценка впоследствии названа "предельной полезностью".

Джевонс впервые выражает полную полезность как количественную функцию u(x) от количества потребляемого товара, а предельную полезность - как функцию, полученную путем дифференцирования полной полезности.

Базируясь на тех же предположениях, Вальрас в своей работе "Éléments d’économie politique pure" систематизирует субъективную теорию стоимости в когерентную теорию цены, и впервые устанавливает точные взаимосвязи между предельной полезностью товара и спросом на него.

Продолжает данную традицию и Эджуорт в работе "Mathematical Psychics", который к тому же вводит понятие кривых безразличия.

Тем не менее, введение функции  общей полезности представляло сложную  теоретическую проблему. Эджуорт заостряет внимание на нереалистичной природе предположения об аддитивной полезности, но не решает все аналитические проблемы, поднятые принятием общей полезности.

Примечательной фигурой  в развитии теории является Маршалл, он вводит методологию теории потребления, отличную от таковой у Джевонса, Вальраса и Эджуорта. Во-первых, Маршалл рассматривает процесс совершения покупки изолированным субъектом, а не обмен среди многих потребителей. Во-вторых, розничные цены установлены рынком, и не являются результатом процесса обмена. В-третьих, домашнее хозяйство не имеет запаса предметов потребления для торговли, но имеет денежные сбережения для покупки предметов потребления. Таким образом, Маршалл ограничивает анализ потребления и отделяет теорию обмена от теории потребления.

Маршалл, в сущности, отвергает  предложение Эджуорта относительно функции общей полезности и не использует кривые безразличия, которые являются типичными аналитическими инструментами. Во всех изданиях "Principles of Economics" (1890-1920), теория потребления Маршалла основывается на предположении об аддитивности полезности.

Такая психологическая концепция  полезности была подвергнута критике  со стороны Фишера, который предложил  сместить анализ по направлению к  тем решениям, которые фактически совершаются людьми. Тем не менее, метод Фишера не решал общей проблемы объективного измерения полезности.

Возобновляет анализ общей  полезности Парето. Опираясь не на каузальный, а на функциональный подход, Парето преодолел присущий Вальрасу субъективизм, что позволило ему отказаться от полезности (потребности) как единственной причины обмена. И перейти к характеристике экономической системы в целом, где и спрос (потребление) и предложение (производство) рассматриваются как элементы равновесия в экономике.После публикации "Manuale di Economia Politica" (особенно французского издания), общая полезность стала отправной точкой анализа.

В 1910-ых годах важнейший  вклад в теорию, который основывался  на структуре общей полезности, внесен Джонсоном (1913) и, прежде всего, Слуцким (1915). Джонсон анализирует влияние на спрос изменения в доходе индивида, а также в ценах на товар. В геометрическом выражении, он строит кривую доход-потребление, а также кривую цена-потребление.

Окончательная систематизация теории потребительского спроса в структуре  общей полезности достигнута Слуцким. В 1915 Слуцкий издает свою фундаментальную  статью в журнале "Giornale degli Economisti", в которой он рассматривает вопросы максимизации полезности, компенсированного изменения цены и т.д.

В 1924 году издает свою работу "Mathematical Groundwork of Economics" Боули, которая представляет собой одну из наиболее всесторонних математических трактовок теории потребительского спроса 1920-ых годов.

Анализ Парето был усовершенствован Хиксом и Алленом, которые заменили понятие полезности предельной нормой замещения и разделили влияние изменения цены на спрос на эффект доход и эффект замещения (Хикс-Аллен 1934). Это открыло путь ординалистскому переформулированию идей Слуцкого, и формулировке стандартной ординалистской теории потребления, которая была разработана Хиксом в работе "Value and Capital" (1939).

Содержание ординалистской теории "Парето-Слуцкого-Аллена-Хикса" (PSAH), как новой ортодоксальности, так или иначе противостояло теории выявленного предпочтения Самуэльсона.

Фактически, Самуэльсон (1938, 1947, 1953) доказывает, что почти все ограничения функции спроса, которые происходят в результате условной максимизации функции ординалистской полезности, могут также вызываться, исходя из простого предположения о когерентности в поведении потребителя. Это предположение является тем, что позже будет названо Слабой аксиомой выявленного предпочтения.

Тем не менее, фактически структуры  Слуцкого-Хикса и Самуэльсон-Хоутаккера приводят к идентичным ограничениям функций спроса, что стирает разногласия между ординалистским и бихевиористским подходами. Начиная с 1950 года последующие результаты, показывающие существенную эквивалентность между ординалистским и бихевиористским подходами, получены Арроу (1959), Узавой (1960), Рихтером (1971) и другими.

Результаты теории PSAH оценивались  Шульцем на основе анализа статистических данных, но убедительные результаты получены не были. Статистические результаты Шульца с учетом критических замечаний  Стиглера были несколько конкретизированы Уоллисом и Фридменом.

Уоллис и Фридмен поддерживали такой подход к анализу потребления, который изолирует факторы, соотносимые с потребительским спросом (доход, богатство, цены, тип семей, профессия, возраст, национальность, и т.д.) и статистически определяет их специфическое влияние.

С 1940-ых годов утилитарная  теория потребления стремится найти  более точное основание для своих  фундаментальных аналитических  инструментов - предпочтения и функций  ординалистской полезности. В этом направлении новаторская попытка была осуществлена Фришем и Уолдом, который дает первую аксиоматическую трактовку утилитарной теории спроса.

Аксиоматическая трактовка  предпочтения разрабатывалась фон  Нейманном и Моргенштерном (1944), была принята Маршаком (1950), использовалась Хоутаккером (1950), и усовершенствована Арроу (1951).

К современной стандартной  форме неоклассическая теория потребления  была приведена Дебре, который стремился к полной спецификации предположений, точной формулировке заключений и строгости логических выводов аксиоматического исследования. Определенные наработки в этой области содержатся в работах Люке-Таки (1964), Саппеса-Винета (1955) и Шипмена (1960).

В последние годы теория спроса сосредотачивается в основном на экспериментальных методах и  статистической обработке данных. Так, например, Хэндс и Мировски (1998) предлагают историю развития американской теории спроса, сосредоточенной на статистических результатах Шульца и модели спроса Хотеллинга. Тем не менее, ряд вопросов теории спроса остаются нерешенными и сегодня, оставляя широкое поле деятельности для исследователей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Соотношение понятий: потребности и спрос

Анализ соотношения потребностей и спроса и их влияния на цены начали применять представители  теоретического направления, получившего  название «маржинализм» (marginal - предельный). Из отдельного направления маржинализм в настоящее время превратился в распространенный элемент методологии экономической науки. Аналитический аппарат маржинализма способствовал изучению механизма рынка, выявлению условий рыночного равновесия, особенностей рыночного ценообразования.

Одним из главных положений  маржинализма является принцип рационального  поведения человека в рыночной экономике, принцип экономического человека. В  соответствии с этим принципом экономический процесс предстает в виде взаимодействия субъектов, добивающихся оптимизации своего благосостояния. Однако рациональными могут признаваться разные результаты деятельности субъекта, так как никто, кроме самого субъекта, не может дать точную оценку его действиям. Поэтому маржинализм часто определяют как субъективное течение экономической мысли.

Информация о работе Современные тенденции развития потребительского спроса в России