Современные тенденции развития потребительского спроса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы: изучение теории потребительского спроса и ее развития на современном рынке. Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского спроса; определить подходы к анализу полезности и спроса; изучить развитие теории потребительского спроса 19-20 века и охарактеризовать их; раскрыть концепции теории потребительского поведения.
Понять, что представляют собой трансакционные издержки; изучить особенности демонстрационного потребления, влияние потребительских кредитов на поведение людей .

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основные этапы развития потребительского спроса
Основные теории 19-20 века и их характеристика
Соотношение понятий: потребности и спрос
Глава 2. Анализ и Развитие теории потребительского спроса на
современном этапе
2.1.Демонстративное потребление
2.2.Потребительский кредит
2.3.Трансакционные издержки
Глава 3. Современные тенденции развития потребительского спроса в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

mikro_kurs.docx

— 58.88 Кб (Скачать файл)

Другим важным положением в методологии маржинализма является принцип редкости всех ресурсов. Это  значит, что в основу многих входящих в него теорий закладывается предположение  об ограниченности, фиксированной величине ресурсов, а следовательно, и производства товаров.

Теория потребительского поведения и спроса изучает совокупность взаимосвязанных принципов и  закономерностей, руководствуясь которыми индивидуум формирует и реализует  свой план потребления различных  благ, ориентируясь при этом на наиболее полное удовлетворение своих потребностей. Важнейшими принципами потребительского поведения являются: учет личных вкусов и предпочтений, учет покупательной  способности, т.е. дохода и уровня рыночных цен. Теория потребительского поведения  и спроса исходит из принципа заданности этих параметров.

Для того чтобы правильно  распределить свой доход между разнообразными потребностями, потребитель должен иметь какую-то общую основу для  их сопоставления. В качестве такой  основы в конце ХIХ в. было принято понятие «полезность».

Полезность вещи выступает  в качестве такого ее свойства, благодаря  которому она приобретает статус блага и оказывается вовлеченной  в круг интересов индивидуума.

Все действия потребителя в конечном счете направлены на то, чтобы максимизировать полезность, которую он может извлечь из своего дохода.    Стремясь к этой цели, индивидуум вынужден, опираясь исключительно на свои вкусы и предпочтения, каким-то образом сравнивать между собой различные блага или наборы благ, оценивать их полезность и отбирать те из них, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленной задачи.

Полезность выражает степень  удовлетворения, получаемого субъектом  от потребления товара. Различают  общую и предельную полезность. Общая  полезность (TU) - это удовлетворение, которое субъект получает от потребления  общего количества определенного блага. Она характеризует суммарную  полезность некоторого количества единиц потребленного блага.

Сумма общих полезностей  всех потребляемых конкретным индивидуумом в единицу времени благ дает совокупную полезность.

Непрерывное потребление  любого блага (потребление в ограниченное время) имеет свой предел: полезность каждой следующей порции потребленного  блага оказывается ниже, чем у предыдущей. Поэтому график общей полезности (Рис.№1) представляет кривую линию, выпуклую вверх. В точке А обеспечивается полное насыщение конкретной потребности индивидуума, общая полезность достигает максимума, после чего кривая начинает снижаться. Дальнейшее потребление блага будет связано уже с отрицательной полезностью. Такой характер общей полезности свойствен абсолютному большинству потребляемых благ, однако потребление некоторых благ может не приводить к полному насыщению и индивидуум будет стремиться увеличивать их потребление.

Предельная полезность (рис.№2) представляет собой прирост общей полезности i-го блага в результате увеличения потребления его на одну единицу. Математически предельная полезность есть частная производная общей полезности по объему потребления этого блага. Одновременно величина предельной полезности равна тангенсу угла наклона касательной, проведенной к любой точке кривой общей полезности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Анализ и Развитие теории потребительского спроса на

современном этапе

Проведем, анализ различных  теорий потребительского спроса разработанных  как зарубежными, так и отечественными экономистами, в процессе их эволюции.

Классическую школу не интересовал процесс потребительского выбора вместе с его ценностными  ориентирами, т.к. ценность определялась через трудовые затраты, и проблемы конкуренции, движения капитала, выравнивания нормы прибыли можно было решить и без модели потребителя. Считалось, что основные отношения – это  отношения в сфере производства, а потребление как конечная цель является производным.

Маржиналистская школа обратила внимание теории на потребительский  выбор. Однако одноцелевой методологический подход при этом практически сохранился,  ведь по аналогии с «собственным  интересом» предпринимателя потребитель стал стремиться к «собственному удовольствию». На передний план здесь вышел суверенитет потребителя. Основные положения теории потребительского спроса в неоклассическом варианте сводятся к следующему.

Под спросом в широком  смысле слова, т.е. на произведенные  товары и ресурсы, понимается количество продукта (ресурса), которые потребители  готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в  течение определенного периода  времени цен. Спрос – это платежеспособная потребность, т.е. подлежащая удовлетворению, обеспеченная денежным эквивалентом, и обязательно «вынесенная на рынок».

Существует обратная связь (при неизменности прочих условий) между  величиной спроса на различные блага  и их ценой, что именуется законом  спроса. Исключение из закона спроса –  рост цен на товары при одновременном  повышении спроса на них (товары Гиффена).

В основе закона спроса лежит  принцип убывающей предельной полезности, эффект дохода и эффект замещения.

Различают действительный (реально  предъявляемый спрос на товары и  услуги), реализованный (это часть  действительного спроса, которая  реализована на рынке в купленных  товарах и услугах) и неудовлетворенный  спрос (это нереализованная часть  действительного спроса ввиду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям  покупателей). Неудовлетворенный спрос  приобретает различные формы: скрытый, явный, текущий, мобильный и накопленный. Различают эндогенный и экзогенный спрос. Эндогенный (внутренний) спрос  образуется за счет внутренних источников, существующих в национальной экономике. Экзогенный спрос – внешний, вызван вмешательством сил внерыночного характера (государство, международные организации).

Точная оценка всех форм спроса (по величине, объему, характеру, по структуре, по отдельным товарам, по социально-экономическим группам  населения, по регионам) позволяет более  полно удовлетворить потребности  субъектов (потребителей), разработать  эффективные меры по регулированию  потребительского спроса (в частности, сокращению и ликвидации неудовлетворенного спроса), правильно оценить рыночную конъюнктуру и занять хозяйствующим  субъектом соответствующую рыночную нишу на потребительском рынке.

В последнее время появились  теории потребительского спроса, соединяющие  поведенческие подходы и исследующие  толерантность потребителя к  цене.

Под ценовой толерантностью покупателя понимается максимальное повышение  цены, которое он принимает, не переходя на конкурирующий продукт и не отказываясь от покупки вообще. Толерантность  покупателя к цене повышает рост удовлетворенности  покупателя эксплуатацией продукции. Практическая значимость для производителя  этого подхода заключена в  поиске способов повышения этой толерантности.

Существует несколько  важных детерминантов ценовой толерантности  покупателя: качество продукта, удовлетворенность  клиента, количество релевантных альтернатив покупки (размер воображаемого ассортимента), барьеры смены поставщика, справедливая цена, а также особая заинтересованность (увлеченность) потребителя в том или ином продукте.

Известный ученый У. Эдвард Деминг большое внимание уделял такому фактору потребительского спроса как ожидания потребителя, который в действительности ожидает только того, что производитель и его конкуренты ему позволили. Потребитель ничего не производит, и ни один из них не подал заявки на электрическую лампочку, телефон, факс, автомобиль и т.д. У образованного потребителя могла возникнуть смутная догадка об этих потребностях, он смог бы их внятно сформулировать, чтобы поставщик его понял. Умный потребитель будет прислушиваться к мнению поставщика, с которым он должен работать как система, и не пытаться перещеголять друг друга. Но потребитель быстро учится: он сравнивает между собой приобретаемые продукты, и даже удовлетворенный потребитель может переключиться на другого поставщика, если он выиграет от данного перехода.

Систематизированные выше основные теоретические положения, раскрывающие теорию потребительского спроса в ее сложившихся вариантах, позволяют  судить о том, что на данный момент институциональный подход к исследованию этого объекта в отечественной  экономической науке еще не заявлен.

В рамках институционального подхода к развитию теории потребительского спроса выделена категория «институциональные детерминанты». Под институциональными понимаются, такие основополагающие факторы, которые обладают тремя  основными признакам

1. Непосредственной связью с формальными и неформальными институтами;

2. Формируют у субъектов определенные установки, нормы и правила их деятельности, в данном случае, их потребительского выбора, потребительского поведения;

3. Агрегируют экономические, социальные, культурные, психологические стороны деятельности субъектов.

Это общие родовые черты  институциональных детерминант  как таковых. Детерминанты – это  факторы базового порядка, определяющие наиболее существенные стороны развития процесса, объекта. Применительно к  потребительскому спросу институциональные  детерминанты приобретают особые характеристики, связанные с деятельностью субъектов  как потребителей.

Институциональные детерминанты потребительского спроса формируются  не так мгновенно, как ценовые  или неценовые факторы, т.к. имеют  непосредственную связь с существующими  формальными и неформальными  институтами. Так, индивиды не могут  мгновенно изменить свои привычки и  предпочтения, основанные на традициях, обычаях, складывающихся достаточно длительное время. Не могут быстро и постоянно  изменяться формальные институты, например, законодательная база, права собственности, существующие организационные структуры. Поэтому процесс формирования институциональных детерминант потребительского спроса более сложен, длителен по сравнению с ценовыми и неценовыми факторами. Институциональные детерминанты более избирательно (селективно) действуют на индивидуальный потребительский спрос, тогда как ценовые факторы воздействуют и на индивидуальный, и на рыночный спрос потребителей в целом.

Необходимость институционального подхода к потребительскому спросу обусловлена еще и тем, что  спрос на товары и услуги на определенных видах рынка не укладывается в  неоклассические схемы, согласно которым  более высокой цене данного товара соответствует более низкая величина спроса. С развитием и усложнением  потребностей индивида, с расширением  многообразия товаров по различным  их категориям зависимость спроса от ценового фактора становится более вариантной. С улучшением дизайна и функциональных характеристик товара, спрос на него может приобретать зависимость прямо пропорциональную, т.е. на товары лучшего качества даже при возрастании цен спрос будет увеличиваться.

Нелинейность связи покупательского  спроса с уровнем цен и дохода объясняется воздействием институциональных  детерминант. Они, в отличие от таких  традиционных факторов, как цена, доход, имеют более сложную природу  и агрегируют в себе различные  компоненты не только экономического порядка, но и внеэкономического (психологического, физиологического характера). Именно эти  факторы потребительского спроса выступают  на первый план в условиях общества «изобилия» (affluent society), где главной проблемой становится регулирование покупательского спроса населения, а основными вопросами для потребителя становится «что и где купить».

В качестве институциональных детерминант выделим демонстративное потребление, потребительский кредит и трансакционные издержки потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.Демонстративное потребление

Теория, согласно которой  часть потребительских расходов направлена не на максимизацию независимых  индивидуальных функций полезности, а на то, чтобы произвести впечатление  на окружающих людей. Потребители, которые  тратят деньги с целью показать свое богатство, далеко не всегда предпочитают дорогим товарам дешевые, поскольку  дорогие товары подчеркивают богатство  человека. Существование показного  потребления заставляет усомниться в справедливости экономической  теории благосостояния (welfare economics), построенной на предположении о рациональности выбора потребителей с независимыми вкусами.

В исследовании демонстративного потребления обратимся к истокам  институциональной теории, заложившей фундамент исследования данного  феномена, и в первую очередь к  концепции Т. Веблена. Отметим ряд существенных положений.

1.Феномен демонстративного потребления онтологически связан с демонстративной праздностью (по Веблену).

2. Данный феномен связан с частной собственностью и обладанием прежде всего средствами производства.

3.Демонстративное потребление присуще олигархической верхушке и подчеркивает, подтверждает ее статус.

4.Демонстративное потребление расточительно для общественного производства.

5.Демонстративное расточительство выступает универсальным и фундаментальным законом «хищнической» стадии развития общества.

Нужно отдать должное признание учению Т. Веблена, открывшего новое направление в экономической науке – институционализм, и сформулировавшего суть феномена демонстративного потребления, автор отмечает необходимость его использования не в качестве догмы, а методологического руководства к дальнейшим исследованиям. Этот подход здесь заключается в следующем.

1. В современных условиях демонстративное потребление свойственно не только паразитическому классу, занимающемуся в основном функцией управления (по Веблену это абсентеистская собственность, т.е. отсутствующая, неосязаемая), но и в значительной степени присуща классу производительному. Последний понимается достаточно широко и включает в себя различные виды деятельности, связанные с производством благ – товаров и услуг, в том числе и информационных продуктов. Подтверждением данного факта является демонстративное потребление лидера в мировых доходах – создателя корпорации Microsoft Б. Гейтса.

Информация о работе Современные тенденции развития потребительского спроса в России