Современные тенденции развития потребительского спроса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы: изучение теории потребительского спроса и ее развития на современном рынке. Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского спроса; определить подходы к анализу полезности и спроса; изучить развитие теории потребительского спроса 19-20 века и охарактеризовать их; раскрыть концепции теории потребительского поведения.
Понять, что представляют собой трансакционные издержки; изучить особенности демонстрационного потребления, влияние потребительских кредитов на поведение людей .

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основные этапы развития потребительского спроса
Основные теории 19-20 века и их характеристика
Соотношение понятий: потребности и спрос
Глава 2. Анализ и Развитие теории потребительского спроса на
современном этапе
2.1.Демонстративное потребление
2.2.Потребительский кредит
2.3.Трансакционные издержки
Глава 3. Современные тенденции развития потребительского спроса в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

mikro_kurs.docx

— 58.88 Кб (Скачать файл)

2. Активный импорт институтов – использование различных форм и моделей ведения бизнеса, распространенных в других странах;

3. Реальные выгоды фирмы как участника сетевого ритейлора (по организации производства, управлению, мотивации персонала, инвестированию, получаемым доходам).

Таким образом, современным  институтом потребительского рынка, доказавшим свою жизнеспособность и обладающим высоким потенциалом развития и  непосредственно влияющим на трансакционные издержки потребителя, являются ритейлорские сети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Современные тенденции развития потребительского спроса в России

Основной целью любого современного общества, в том числе и российского, является  экономический рост, что предполагает увеличение, как объемов производства материальных благ, так и улучшение их качества, то есть обеспечение более высокого уровня жизни. Динамика важнейшего показателя, отражающего общий уровень социально-экономического развития страны – валового внутреннего продукта (ВВП), зависит от множества факторов, в том числе и от потребительского спроса, учитываемого при расчете ВВП по расходам. Рост потребительского спроса выступает стимулом для увеличения объемов производства, и, тем самым, оказывает влияние и на рост ВВП. Как правило, изменение структуры потребительского спроса отражает особенности эволюции потребностей общества и служит ориентиром для развития национальной промышленности, предопределяя структурные преобразования в экономике страны. С ростом благосостояния растет склонность к удовлетворению все возрастающих потребностей, что непосредственно проявляется через изменение структуры потребительского спроса.

Таким образом, учитывая, что  потребительский спрос стимулирует  экономический рост и, в то же время, выступает индикатором, отражающим уровень жизни населения, представляется весьма актуальным изучение современной  структуры потребительского спроса в России и факторов, влияющих на ее формирование.

Основываясь на анализе современных  статистических данных структуры расходов населения на покупку товаров  и услуг можно отметить довольно противоречивые тенденции: с одной  стороны, обнаруживается явное улучшение  структуры потребления, а с другой – выявляется масса фактов, подтверждающих иллюзорность этих изменений.

Прежде всего, необходимо отметить, что доля потребительских  расходов домашних хозяйств в структуре  ВВП России относительно низка и  составляет 48% (минимальное значение в 1993 г. - 33,7%)[1], в то время как в США – 70%, в Германии – 59%, в Великобритании – 66 %. В целом, это свидетельствует обо все еще невысокой роли расходов домашних хозяйств в современной экономике России.

Тем не менее, по данным исследования рынка розничной торговли и производства товаров широкого потребления компании PricewaterhouseCoopers, потребительский рынок России имеет значительный потенциал для развития, а его современное состояние характеризуется настоящим «потребительским бумом». Например, согласно многочисленным маркетинговым исследованиям отдельные сегменты этого рынка развиваются довольно динамично.

Основными факторами, стимулирующими «потребительский бум», в настоящее  время являются рост реальных располагаемых  доходов, развитие потребительского кредитования, оптимистичность потребительских  настроений и инфляционные ожидания. Однако большая   часть данных факторов не предполагает долгосрочного  позитивного воздействия на развитие спроса. Так, активизация потребительского кредитования в настоящее время  предполагает в будущем изъятие  части доходов населения для  погашения займов, что при недостаточном  уровне их роста может привести к  сокращению потребительских расходов. Оптимистичность потребительских  настроений объясняется только лишь улучшением оценок личного благосостояния. Поэтому настоящие изменения  потребительского спроса нельзя считать  устойчивыми.

При анализе структуры  потребительских расходов населения  отмечается сокращение доли расходов на продовольственные товары и, соответственно, ее увеличение на непродовольственные товары и услуги, что в целом позитивно характеризует структурные изменения потребительского спроса. Но здесь важно проанализировать и качественные изменения в потреблении населением товаров и услуг.

До сих пор, несмотря на достижение докризисного уровня калорийности и увеличения в структуре потребления  более ценных продуктов, сохраняется  проблема сбалансированности питания, что имеет долгосрочные негативные последствия для здоровья и жизнедеятельности  населения. Такая ситуация обычно характерна для «экономики выживания», где большая  часть насущных потребностей удовлетворяется  за счет собственного производства.

Что же касается увеличения в структуре потребительских  расходов затрат на непродовольственные  товары, то здесь также можно выделить ряд факторов, которые вовсе не предполагают благоприятного воздействия  в долгосрочной перспективе.

В России в конце XX в. приобретение непродовольственных товаров преимущественно  являлось средством сбережения в  условиях высокой инфляции и насыщением после периода длительного дефицита. В свою очередь поляризация доходов  населения привела к резкой дифференциации в потреблении и желание обладать определенными знаковыми предметами, определяющими более высокий  социальный статус обладателя, за счет экономии на питании в пользу увеличения приобретения непродовольственных  товаров. При этом в структуре  расходов на приобретение непродовольственных  товаров до 2003 г. доминировали покупки  одежды и обуви, второе место занимали расходы на мебель и домашнее оборудование, третье - медицинские товары, предметы гигиены, которые как правило  относятся к затратам первой необходимости. Только с 2004 г. можно отметить рост спроса на товары длительного пользования, такие как автомобили, бытовая техника, мебель.

Последние годы наибольший прирост в структуре расходов приходится на потребление услуг. При этом объем платных услуг в постоянных ценах из года в год уменьшался, поэтому увеличение доли расходов на услуги в потребительских бюджетах россиян происходило исключительно за счет опережающего роста цен. Сегодня в структуре потребляемых услуг доминируют жизненно необходимые, а именно услуги жилищно-коммунального хозяйства и транспортные.

Еще одной важной особенностью современной структуры потребительского спроса является повышение роли импорта  в удовлетворении потребностей населения. Так,  если в 1992 г. доля импортных  товаров составляла 23%, то в 1995 г. уже 54%, а после резкого сокращения в период дефолта, вновь начала расти, составив в 2004 г. 43%, что было обусловлено  процессом укрепления рубля и  сформировавшимися предпочтениями потребителей. В ближайшем будущем предпосылок для сокращения потребления импортных товаров нет, в силу низкой конкурентоспособности отечественной промышленности, ориентированной на потребительский рынок.

По итогам анализа современного развития потребительского спроса в  России можно сделать следующие  выводы:

¾ общие тенденции формирования потребительского спроса в современных условиях характеризуются наличием низкого уровня стандартов потребления, как продуктов питания, так непродовольственных товаров и услуг;

¾ позитивные изменения в  формировании структуры потребительского спроса в начале XXI века отчасти иллюзорны, так как определяются таким факторами  как более высокие темпы роста  цен на услуги, активизация потребительского кредитования, демонстративное потребление  или желанием обладать предметами более  высокой статусной группы, инфляционные ожидания;

¾ спрос населения удовлетворяется, в основном, импортными товарами, что в будущем негативно может сказаться на уровне доходов населения, так как денежный эквивалент этих товаров, оседает за рубежом и не сможет стать покупательным средством большей части населения России;

нарождающийся «потребительский бум» спровоцирован преимущественно  факторами, не предполагающими долгосрочного  позитивного воздействия.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время только начинается формирование новой модели потребления в России и соответствующей  ей структуры потребительского спроса, которая пока характеризуется неустойчивостью, противоречивостью и динамичностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе написания данной работы были сделаны следующие выводы. Возникновение теории потребительского поведения было связано с работами маржиналистов, так как одним из главных положений маржинализма является принцип экономического человека. Теория потребительского поведения исследует совокупность принципов и закономерностей, руководствуясь которыми каждый человек формирует и реализует свой набор потребления различных благ, руководствуясь наиболее полным удовлетворением своих потребностей. Данная теория связана с понятиями общей полезности (то есть суммарной пользы от определенного количества блага) и предельной полезности (степени удовлетворения потребности при возрИсследование природы потребительского спроса гносеологически восходит к трудам представителей классической экономической школы А. Смита, Д. Риккардо, проанализировавших такие элементы потребительского спроса как цена, доходы-прибыль, зарплата, рента.

В дальнейшем Э. Кондильяк анализировал «субъективные элементы» ценообразования, Д. Бернулли – проблему полезности выбора. Теория потребительского выбора представлена трудами Е. Бем-Баверка, Л. Вальраса, Ф. Визера, К. Ланкастера, К. Менгера, Дж. фон Неймана, В. Парето, Д. Пилдича, М. Фридмена, Д. Хикса, Ф. Эджуорта[13] и др.

А. Маршаллу принадлежит  первенство в исследовании «цена  спроса» и «цена предложения», а также попытка соединить  теорию предельной полезности с теорией  спроса и предложения и теорией  издержек производства, разработка концепции  модели установления равновесной цены.

Современные исследования потребительского спроса и  факторов его определяющих представлены работами Г. Бребаха, У. Деминга, Д. Залтмана, среди отечественных экономистов трудами В. Автономова, И. Алешиной, И. Белявского, С. Богачева, Г. Васильева, И. Красюк, В. Логуновой, Д. Патинкина, И. Полякова, В. Радаева и др.

Особо следует отметить высокий  вклад лауреатов Нобелевской  премии 2000 г. Дж. Хекмана и Д. Мак-Фаддена, разработавших теорию и методы, широко используемых в анализе поведения индивидуумов и семейных хозяйств в экономике.астании количества блага).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Тихонович С.В. Развитие теории потребительского спроса. / Академия управления при Президенте Республики Беларусь, г. Минск, Белоруссия. 2006 г.

2.http://coolreferat.com/ -Макроэкономическая теория потребления

3.Деминг У. Эдвард. Новая экономика. М.: Эксмо, 2006.

4.Экономическая теория: Учебник./ Под ред. А.И.Добрынина, Г. П. Журавлевой, В. И.Видяпина, Л. С. Тарасевича.- М.:ИНФА-М, 2006 г.

5.http://metrosphera.ru/presscenter/news/?pub=12540 - Пресс-центр.Новости

6.http://www.creativeconomy.ru/articles/11956/ - Креативная экономика


Информация о работе Современные тенденции развития потребительского спроса в России