Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:13, курсовая работа
Цель написания работы: изучение теории потребительского спроса и ее развития на современном рынке. Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского спроса; определить подходы к анализу полезности и спроса; изучить развитие теории потребительского спроса 19-20 века и охарактеризовать их; раскрыть концепции теории потребительского поведения.
Понять, что представляют собой трансакционные издержки; изучить особенности демонстрационного потребления, влияние потребительских кредитов на поведение людей .
Введение
Глава 1. Основные этапы развития потребительского спроса
Основные теории 19-20 века и их характеристика
Соотношение понятий: потребности и спрос
Глава 2. Анализ и Развитие теории потребительского спроса на
современном этапе
2.1.Демонстративное потребление
2.2.Потребительский кредит
2.3.Трансакционные издержки
Глава 3. Современные тенденции развития потребительского спроса в России
Заключение
Список использованной литературы
2. Демонстративное потребление
может быть связано не только
с обладанием собственностью
– реальной, на средства производства
или абсентеистской, но и с
обладанием социальным
3. Демонстративное потребление
свойственно не только
4. С развитием общества
и его более глубокой
Несколько уровней демонстративного потребления:
I уровень – демонстративное
потребление проявляется лишь
в отдельных особых случаях
(свадьба, юбилей и т.д.). Это
присуще субъектам со
II уровень – демонстративное
потребление проявляется с той
или иной периодичностью, например
при покупке престижной
III уровень – демонстративное
потребление осуществляется
Таким образом, то, что считается демонстративным потреблением у одной группы субъектов, может не иметь ценности (или, наоборот, иметь притягательную ценность) в глазах другой группы субъектов – представителей иного социального слоя. При этом стремление перейти на другой уровень демонстративного потребления может быть сильным стимулом в деятельности индивида, его карьерного роста, что само по себе положительно. Расширение границ демонстративного потребления соответственно позволяет большему числу субъектов, используя соответствующие механизмы, достичь этих границ и перейти с одного уровня на другой уровень демонстративного потребления.
5.Демонстративное потребление – сильнейший двигатель современного производства. Здесь авторская позиция расходится с мнением Т. Веблена.
2.2.Потребительский кредит
Одним из институциональных
детерминант потребительского спроса
выступает потребительский
Собственником (полным) этих
денежных средств выступает банк,
обладающий правом владения, распоряжения,
пользования, получения дохода и
т.п. Он осуществляет трансакции – передачу
определенных прав собственности и
свободы действий, а именно право
пользования денежными
Таким образом, рассмотрение потребительского кредита с институциональных позиций здесь вполне правомерно.
Спрос на потребительский кредит растет быстрыми темпами, и банки активно его развивают. Это достигается различными способами:
1.Разнообразием кредитных линий;
2.Вводом новых продуктов;
3.Разработкой различных программ лояльности.
Для расширения потребительского кредитования банки используют два принципиальных механизма – кредитование покупок товаров в определенном магазине и свободный кредит, не привязанный к конкретной торговой структуре (выдается наличными в банке или переводится на кредитную карту).
Есть и нестандартные схемы потребительского кредитования – банки доплачивают клиенту, оформляющему кредит на покупку в магазине, за получение кредита именно в данном банке. Чаще всего это распространяется на отдельные виды товаров с большой торговой наценкой, и расходы банка компенсирует торговая сеть.
Аналитики DeltaCredit прогнозируют во II квартале 2012 года очень значительный рост количества выданных ипотечных кредитов по России. На 42% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.
Согласно Индексу состояния ипотечного рынка DeltaCredit во II квартале 2012 года прогнозируется объем выданных ипотечных кредитов по России в размере 238 790 млн. руб. В 2011 году за второй квартал было выдано кредитов на сумму 167 725 млн. руб., то есть рост составит 42%.
При этом специалисты отметили, что во 2 квартале 2012 года ежемесячные темпы роста рынка будут ниже, чем в 1 квартале 2012 года. Несмотря на это, прогноз объема выданных кредитов во 2 квартале будет превышать тот, который был достигнут в 3 квартале 2011года. В апреле 2012 по прогнозам DeltaCredit будет выдано 82 189 млн. руб., что больше показателя апреля прошлого года на 59%.
Как известно, рынок ипотеки зависит от макро и микроэкономических факторов и он в свою очередь оказывает на них влияние, поэтому нельзя однозначно положительно или отрицательно оценивать имеющиеся прогнозы.
Потребительский кредит как институциональная детерминанта «прививает» субъектам следующие нормы экономического поведения: 1. Жизнь в долг входит постепенно в систему ценностей российских потребителей;
2. Непрописанность институциональных рамок развития потребительского кредита обусловливает оппортунистическое (девиантное) поведение как со стороны кредиторов, так и со стороны заемщиков (непрозрачные договоры кредитования и неплатежи по ним);
3. Создание институциональных ловушек – новых финансово-кредитных пирамид, когда добросовестные заемщики выплачивают кредиты и высокие проценты по ним за себя и за недобросовестных заемщиков;
4. Стремление к расширению потребительского спроса в краткосрочном периоде, адаптацию к инфляционным процессам.
Следует отметить, что высокая доля невозвратности потребительского кредита в долгосрочном периоде может привести к кризисным ситуациям в банковской сфере, диспропорциям на потребительском рынке.
Таким образом, потребительский кредит как институциональная детерминанта воздействует на потребительский спрос в целом в сторону его расширения, но при недостаточности правовых норм и неразвитости экономических механизмов регулирования потребительский кредит может способствовать сужению потребительского спроса на некредитуемые товары, т.е. перераспределению и даже сокращению спроса на других видах рынка. Потребительский кредит в тех формах, в которых он сейчас активно развивается в российской экономике, и при такой высокой динамике может привести к возникновению ряда институциональных ловушек (невозврат кредита, финансовые пирамиды). С учетом этого к потребительскому кредиту как институциональной детерминанте надо заемщикам относиться очень взвешенно и продуманно его регулировать со стороны государства.
2.3 Трансакционные издержки
Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом. Оно было и привлечено для объяснения существования таких противоположных рынку иерархических структур, как фирма. Специфику функционирования фирмы он усматривал в подавлении ценового механизма и замене его системой внутреннего административного контроля. С его точки зрения, некоторые трансакции дешевле производить внутри фирм, не прибегая к посредничеству рынка.
В качестве институциональной детерминанты потребительского спроса рассмотрим трансакционные издержки, связанные с трансакциями потребителя. Отметим, что современная экономическая наука пока оперирует общим термином «трансакция».
Под трансакциями потребителя
подразумеваются
Для трансакции потребителя
как институциональной
Непосредственное воздействие на трансакционные издержки потребителя оказывают сетевые ритейлоры – современный институт потребительского рынка. Последние регулируют эти издержки трансакции, порой весьма нетранспарентно для потребителя. Торговые сети позволяют сократить трансакционные издержки и, прежде всего, издержки поиска информации, издержки ведения переговоров (в данном случае – переговоров с продавцами). Здесь четко прописаны правила поведения и взаимоотношений покупателей и продавцов, предоставлен свободный доступ к товарам прямого и сопутствующего назначения. Значительный ассортимент товаров и их правильное маркетинговое позиционирование стимулирует потребителя к расширению потребительского спроса, к приобретению товаров в большем объеме по сравнению с их покупкой в отдельных специализированных магазинах.
Такое потребительское поведение
в крупных супермаркетах
Трансакции потребителя являются объектом конкуренции со стороны иностранных ритейлеров на российском рынке
Отметим, что иностранные ритейлоры имеют ряд сильных преимуществ – огромные финансовые возможности, эффект масштаба (огромные магазины с 40-60 тыс. наименований) и низкий уровень цен, высокие управленческие стандарты, основанные на IT-технологиях, использование передовых технологий продаж.
Западные ритейлоры развиваются более быстрыми темпами, чем отечественные, но последние с каждым годом увеличивают свою капитализацию, и поэтому вход для нерезидентов за счет покупки местных операторов будет обходиться все дороже.
Развитию сетевых ритейлоров в российской экономике, будут способствовать следующие факторы:
На уровне макроэкономики:
1. Рост средней зарплаты и реальных денежных доходов россиян;
2. Рост внешнеторгового оборота России;
3. Высокие темпы роста отечественных сетевых ритейлоров на потребительском рынке (сегмент – продовольственные товары);
4. Высокая конкурентоспособность иностранных ритейлоров, осуществляющих интенсивную экспансию российского рынка;
5. Бурное развитие IT-технологий, составляющих основу деятельности ритейлора в сфере Е-коммерции.
На уровне микроэкономики:
1. Относительно слабая конкурентно Способность фирм – несетевых ритейлоров;
Информация о работе Современные тенденции развития потребительского спроса в России