Современные тенденции развития потребительского спроса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы: изучение теории потребительского спроса и ее развития на современном рынке. Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского спроса; определить подходы к анализу полезности и спроса; изучить развитие теории потребительского спроса 19-20 века и охарактеризовать их; раскрыть концепции теории потребительского поведения.
Понять, что представляют собой трансакционные издержки; изучить особенности демонстрационного потребления, влияние потребительских кредитов на поведение людей .

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основные этапы развития потребительского спроса
Основные теории 19-20 века и их характеристика
Соотношение понятий: потребности и спрос
Глава 2. Анализ и Развитие теории потребительского спроса на
современном этапе
2.1.Демонстративное потребление
2.2.Потребительский кредит
2.3.Трансакционные издержки
Глава 3. Современные тенденции развития потребительского спроса в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

mikro_kurs.docx

— 58.88 Кб (Скачать файл)

2. Демонстративное потребление  может быть связано не только  с обладанием собственностью  – реальной, на средства производства  или абсентеистской, но и с  обладанием социальным капиталом  – многообразием деловых, личных  связей, обеспечивающих доступ к  различным ресурсам. Именно на  этих связях строится богатство  таких субъектов, как чиновники,  демонстративное потребление которых  (служебная иномарка, чартерные рейсы  и т.п.) подчеркивает их возможности,  статус и престижное положение,  власть.

3. Демонстративное потребление  свойственно не только представителям  олигархической верхушки, но и  другим менее богатым, но достаточно  состоятельным слоям населения.  Существует демонстративное потребление  у низших слоев, но оно проявляется  в особых ситуациях (свадьба), не каждодневно и скорее является  исключением из правил. О феномене  демонстративного потребления можно  судить по потребительскому выбору  работников высшего (и даже  среднего) звена в финансовых  структурах как зарубежных, так  и российских. Оно выражается  в приобретении определенных  марок автомашин, фирменной одежды, обуви, в формах проведения  досуга – спортклуб (закрытый), верховая езда, гольф и т.д.

4. С развитием общества  и его более глубокой стратификацией  расширяются границы демонстративного  потребления, а именно, для каждого слоя, класса есть собственные критерии и ориентиры такого потребления. Демонстративное потребление олигархической верхушки – коллекции автомашин класса «люкс», собственные острова в океане, миллиардной стоимости яхты, ванны из чистого золота и т.п., конечно отличаются от демонстративного потребления представителей среднего класса (иномарки, отдых в Турции и встроенная бытовая техника на кухне), но при всем их атрибутивном материальном отличии оно остается неизменным по своей природе – это демонстрация имеющегося статуса, материального положения, престижа через потребление

 Несколько уровней демонстративного потребления:

I уровень – демонстративное  потребление проявляется лишь  в отдельных особых случаях  (свадьба, юбилей и т.д.). Это  присуще субъектам со сравнительно  низкими доходами и требует  значительной концентрации ресурсов.

II уровень – демонстративное  потребление проявляется с той  или иной периодичностью, например  при покупке престижной бытовой  техники, автомашины, отдельных аксессуаров  и т.д. Требует перераспределения  дохода индивида, семьи в пользу  престижных товаров, поиска дополнительных  ресурсов (кредит).

III уровень – демонстративное  потребление осуществляется постоянно  и перманентно. Для определенной  категории субъектов это каждодневность, не отягощенная какими-либо сложностями. Оно не требует перераспределения ресурсов, ибо все они в целом используются именно с целью демонстрации высочайшего уровня потребления.

Таким образом, то, что считается  демонстративным потреблением у  одной группы субъектов, может не иметь ценности (или, наоборот, иметь  притягательную ценность) в глазах другой группы субъектов – представителей иного социального слоя. При этом стремление перейти на другой уровень  демонстративного потребления может  быть сильным стимулом в деятельности индивида, его карьерного роста, что  само по себе положительно. Расширение границ демонстративного потребления соответственно позволяет большему числу субъектов, используя соответствующие механизмы, достичь этих границ и перейти с одного уровня на другой уровень демонстративного потребления.

5.Демонстративное потребление – сильнейший двигатель современного производства. Здесь авторская позиция расходится с мнением Т. Веблена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Потребительский кредит

Одним из институциональных  детерминант потребительского спроса выступает потребительский кредит. Институциональная природа данного фактора заключается в том, что он тесно связан с институтом прав собственности и трансакцией их, т.е. передачей другим субъектам на определенным условиях. Объектом, на который распространяются права собственности кредитора (банка) и которые он частично делегирует заемщикам на условиях возвратности, платности, срочности, являются денежные средства.

Собственником (полным) этих денежных средств выступает банк, обладающий правом владения, распоряжения, пользования, получения дохода и  т.п. Он осуществляет трансакции – передачу определенных прав собственности и  свободы действий, а именно право  пользования денежными средствами заемщикам-потребителям этого кредита. Денежные средства здесь выступают  в виде ссудного капитала, который  распадается на капитал-собственность  у кредитора и капитал-функцию  у заемщика. Передача прав собственности  на денежные средства (капитал) происходит в виде трансакции, которая отнюдь не бесплатна для заемщика – он обязан в установленный срок вернуть  денежные средства и с процентом.

Таким образом, рассмотрение потребительского кредита с институциональных  позиций здесь вполне правомерно.

Спрос на потребительский  кредит растет быстрыми темпами, и банки  активно его развивают. Это достигается  различными способами:

1.Разнообразием кредитных линий;

2.Вводом новых продуктов;

3.Разработкой различных программ лояльности.

Для расширения потребительского кредитования банки используют два  принципиальных механизма – кредитование покупок товаров в определенном магазине и свободный кредит, не привязанный к конкретной торговой структуре (выдается наличными в банке или переводится на кредитную карту).

Есть и нестандартные  схемы потребительского кредитования – банки доплачивают клиенту, оформляющему кредит на покупку в  магазине, за получение кредита именно в данном банке. Чаще всего это  распространяется на отдельные виды товаров с большой торговой наценкой, и расходы банка компенсирует торговая сеть.

Аналитики DeltaCredit прогнозируют во II квартале 2012 года очень значительный рост количества выданных ипотечных кредитов по России. На 42% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.

Согласно Индексу состояния  ипотечного рынка DeltaCredit во II квартале 2012 года прогнозируется объем выданных ипотечных кредитов по России в размере 238 790 млн. руб. В 2011 году за второй квартал было выдано кредитов на сумму 167 725 млн. руб., то есть рост составит 42%.

При этом специалисты отметили, что во 2 квартале 2012 года ежемесячные  темпы роста рынка будут ниже, чем в 1 квартале 2012 года. Несмотря на это, прогноз объема выданных кредитов во 2 квартале будет превышать тот, который был достигнут в 3 квартале 2011года. В апреле 2012 по прогнозам DeltaCredit будет выдано 82 189 млн. руб., что больше показателя апреля прошлого года на 59%.

Как известно, рынок ипотеки  зависит от макро и микроэкономических факторов и он в свою очередь оказывает  на них влияние, поэтому нельзя однозначно положительно или отрицательно оценивать  имеющиеся прогнозы.

Потребительский кредит как  институциональная детерминанта «прививает» субъектам следующие нормы экономического поведения:  1. Жизнь в долг входит постепенно в систему ценностей российских потребителей;

2. Непрописанность институциональных рамок развития потребительского кредита обусловливает оппортунистическое (девиантное) поведение как со стороны кредиторов, так и со стороны заемщиков (непрозрачные договоры кредитования и неплатежи по ним);

3. Создание институциональных ловушек – новых финансово-кредитных пирамид, когда добросовестные заемщики выплачивают кредиты и высокие проценты по ним за себя и за недобросовестных заемщиков;

4. Стремление к расширению потребительского спроса в краткосрочном периоде, адаптацию к инфляционным процессам.

Следует отметить, что высокая  доля невозвратности потребительского кредита в долгосрочном периоде  может привести к кризисным ситуациям  в банковской сфере, диспропорциям  на потребительском рынке.

Таким образом, потребительский  кредит как институциональная детерминанта воздействует на потребительский спрос в целом в сторону его расширения, но при недостаточности правовых норм и неразвитости экономических механизмов регулирования потребительский кредит может способствовать сужению потребительского спроса на некредитуемые товары, т.е. перераспределению и даже сокращению спроса на других видах рынка. Потребительский кредит в тех формах, в которых он сейчас активно развивается в российской экономике, и при такой высокой динамике может привести к возникновению ряда институциональных ловушек (невозврат кредита, финансовые пирамиды). С учетом этого к потребительскому кредиту как институциональной детерминанте надо заемщикам относиться очень взвешенно и продуманно его регулировать со стороны государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Трансакционные издержки

Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом. Оно было и привлечено для объяснения существования таких противоположных рынку иерархических структур, как фирма. Специфику функционирования фирмы он усматривал в подавлении ценового механизма и замене его системой внутреннего административного контроля. С его точки зрения, некоторые трансакции дешевле производить внутри фирм, не прибегая к посредничеству рынка.

В качестве институциональной  детерминанты потребительского спроса  рассмотрим трансакционные издержки, связанные с трансакциями потребителя. Отметим, что современная экономическая наука пока оперирует общим термином «трансакция».

Под трансакциями потребителя  подразумеваются взаимодействия, в  результате которых происходит отчуждение благ от производителя, продавца и присвоение прав собственности на них, получение  прав свободы потребителем. Эти трансакции потребителя являются частным случаем  трансакций вообще, и они связаны прежде всего с товарным обменом. Важная особенность трансакции потребителя является одновременное приобретение прав собственности и блага с соответствующей передачей (отчуждением) этих прав от других субъектов – производителей, продавцов. Трансакция потребителя фактически является одной из альтернатив трансакции производителя, продавца (помимо отчуждения прав собственности потребителю производитель их может сначала отчуждать продавцу, а он в свою очередь другому посреднику). Но в результате совершения данной трансакции благосостояние каждого ее участника увеличивается – потребитель получает блага, удовлетворяющие его спрос, продавец – денежную компенсацию за проданный товар.

Для трансакции потребителя  как институциональной детерминанты потребительского спроса важны такие  ее характеристики, как время и  условия ее совершения.

Непосредственное воздействие  на трансакционные издержки потребителя оказывают сетевые ритейлоры – современный институт потребительского рынка. Последние регулируют эти издержки трансакции, порой весьма нетранспарентно для потребителя. Торговые сети позволяют сократить трансакционные издержки и, прежде всего, издержки поиска информации, издержки ведения переговоров (в данном случае – переговоров с продавцами). Здесь четко прописаны правила поведения и взаимоотношений покупателей и продавцов, предоставлен свободный доступ к товарам прямого и сопутствующего назначения. Значительный ассортимент товаров и их правильное маркетинговое позиционирование стимулирует потребителя к расширению потребительского спроса, к приобретению товаров в большем объеме по сравнению с их покупкой в отдельных специализированных магазинах.

Такое потребительское поведение  в крупных супермаркетах торговой сети связано с «эффектом толпы», с потребительскими предпочтениями экономии времени на приобретение благ.

Трансакции потребителя являются объектом конкуренции со стороны иностранных ритейлеров на российском рынке

Отметим, что иностранные  ритейлоры имеют ряд сильных преимуществ – огромные финансовые возможности, эффект масштаба (огромные магазины с 40-60 тыс. наименований) и низкий уровень цен, высокие управленческие стандарты, основанные на IT-технологиях, использование передовых технологий продаж.

Западные ритейлоры развиваются более быстрыми темпами, чем отечественные, но последние с каждым годом увеличивают свою капитализацию, и поэтому вход для нерезидентов за счет покупки местных операторов будет обходиться все дороже.

Развитию сетевых ритейлоров в российской экономике, будут способствовать следующие факторы:

На уровне макроэкономики:

1. Рост средней зарплаты и реальных денежных доходов россиян;

2. Рост внешнеторгового оборота России;

3. Высокие темпы роста отечественных сетевых ритейлоров на потребительском рынке (сегмент – продовольственные товары);

4. Высокая конкурентоспособность иностранных ритейлоров, осуществляющих интенсивную экспансию российского рынка;

5. Бурное развитие IT-технологий, составляющих основу деятельности ритейлора в сфере Е-коммерции.

На уровне микроэкономики:

1. Относительно слабая  конкурентно Способность фирм – несетевых ритейлоров;

Информация о работе Современные тенденции развития потребительского спроса в России