Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2012 в 19:45, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать современный кризис на примере некоторых стран, а также выявить особенности его развития в нашей республике.
В ходе написания работы были использованы учебники по мировой экономике, специальные экономические журналы и статьи.
Введение…………………………………………………...................
1 Общее представление о кризисе в экономике……………………
1.1 Сущность экономического цикла…………………………………..
1.2 Понятие и классификация кризисов………………………………..
2 Анализ экономического кризиса в развитых странах……………..
2.1 Причины современного экономического кризиса…………………
2.2 Особенности развития экономического кризиса в США…………
2.3 Государственная политика и перспективы выхода из кризиса для США……………………………………………………………………
2.4 Особенности развития экономического кризиса в России…………
2.5 Антикризисные меры для российской экономики………………….
3 Особенности развития экономического кризиса в Республике Беларусь………………………………………………………………..
3.1 Мировой кризис и внешняя торговля Республики Беларусь………
3.2 Уроки кризиса для Республики Беларусь……………………………
Заключение…………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………...
Приложения……………………………………………………………
Перечисленные характеристики - это основа американской экономической модели, исторически присущие ей черты. В последние несколько десятилетий её дополнили несколько новых характеристик, заметно усиливших её сильные стороны. Речь идет о постепенном переходе к гибкому, диверсифицированному и мелкосерийному производству, о повышении наукоёмкости всей экономики, о принципиально новой роли информационной инфраструктуры, об особой роли сферы услуг, где ныне сосредоточены такие важнейшие отрасли постиндустриальной экономики, как наука, образование и здравоохранение. Нельзя не упомянуть и об эволюции собственности, где всё более доминирующую роль играет корпоративная собственность - наиболее эффективная с точки зрения привлечения дополнительных капиталовложений, возможности использования новейших управленческих методов и совершенствования трудовых отношений.
Все эти тенденции, как представляется, в долговременном плане укрепляют американскую модель экономики, повышают её эффективность. Именно такая модель экономики зарекомендовала себя как наиболее эффективная с экономической точки зрения, хотя и очевидно менее социально ориентированная, чем некоторые другие известные экономические модели (например, германская, скандинавская).
Разумеется, данная модель экономики, как, впрочем, и рыночная экономика вообще, не является идеальным хозяйственным механизмом. Ей присущи и известные «провалы» рынка, и тенденция к монополизации, и неспособность в полной мере производить и распределять общественные блага, и социальная дифференциация. Кризис конца первого десятилетия XXI века все это в полной мере подтвердил. Этот кризис становится во многом вызовом американской модели, очередной проверкой её способности решать как традиционные рыночные, так, и новые возникающие проблемы.
Представляется, что заметное усиление роли государства и государственных расходов в экономике, наблюдаемое в настоящее время и в принципе присущее периодам экономических кризисов, вряд ли поколеблет основополагающие принципы американской экономической модели. Слишком органично и глубоко эта модель присуща американскому обществу, его культуре и психологии. А справится ли данная модель с новыми экономическими вызовами - покажет время. [3, с.10-16].
2.4 Особенности развития экономического кризиса в России
Пагубные последствия экономического кризиса в настоящее время очевидны: в январе 2009 г. ВВП РФ понизился по сравнению с январем 2008 г. на 8,8 %. Минэкономразвития России ожидало, что ВВП в 2009 г. понизится на 2,2 % вместо ранее ожидавшегося снижения на 0,2%, по оптимистичным прогнозам предполагается его нулевой прирост. Падение промышленного производства в 2009 году составил 7,4 %. Такого глубокого падения российская экономика не переживала более десяти лет — похожая ситуация была только в конце 1998 г., когда объем ВВП снизился почти на 9%.
Состояние в реальном секторе: за ноябрь-декабрь 2008 г., согласно официальным данным, промышленное производство в России снизилось на 22,1 %. В январе многие крупные российские предприятия проработали всего несколько дней, спад составил около 16%.
Российская экономика ощутила резкое сокращение спроса на производимые товары на внешнем рынке. По цепочке произошло падение производства. Заместить внутренним спросом такие объемы производства крайне сложно.
Безработица, по оценкам Российского статистического агентства, достигла более 7% от активного населения. Во многих компаниях первоочередными стали меры по повышению эффективности, сокращению расходов не только в форме сокращения числа нанятых, но и в виде роста частичной занятости, отпусков по инициативе администраций.
Банковский сектор России еще до финансового кризиса характеризовался недостаточной степенью капитализации, что не позволяло ему осуществлять адекватное финансирование крупнейших российских предприятий. Это привело к тому, что как для российского финансового рынка, так и для российских предприятий характерна высокая зависимость от внешнего финансирования.
На 01.10.2008 г. внешний долг российских банков и предприятий, за исключением участия в капитале, составлял 497,8 млрд. долл. Чистый отток частного капитала из России за 2008 г. составил 130 млрд. долл. В таких условиях уход зарубежных инвесторов с российского рынка не мог не спровоцировать кризис ликвидности в банковском секторе страны. А повышение ставок на мировом финансовом рынке и ограничение кредитования заемщиков из развивающихся стран привело к существенному удорожанию заемных средств крупнейших банков России и вызвало кризис рынка межбанковского кредитования.
По данным Центрального банка РФ, в октябре 2008 г. объем международных резервов страны составлял около 556 млрд. долл. Затем, всего за два последующих месяца, золотовалютные резервы уменьшились на 20% — пятую часть всех запасов. Это связано, в первую очередь, с поддержанием курса рубля. В феврале 2009 г. объем международных резервов страны составил уже 387 млрд. долл. Такое изменение золотовалютных резервов привело к снижению денежного предложения в экономике (за 2008 г. его прирост составил всего 1,7% против 47,5 % за 2007 г.). Это стало причиной замедления темпов кредитования банками предприятий и предпринимателей.
Федеральный бюджет 2009г. был принят исходя из нереальных параметров, когда кризис уже разразился в полную силу: инфляции — 8,5 %; курса рубля - 24,7 руб. за доллар; роста ВВП — 6 %; цены на нефть - 95 долл. за баррель, профицит бюджета должен был составить 3,7 % ВВП. Государственная Дума такой бюджет приняла, но когда Совет Федерации его одобрил, нефть уже стоила 50 долл. за баррель, и стало очевидным, что бюджет невыполним, и его надо принимать заново.
За основу расчета уточненного бюджета 2009 г. была взята среднегодовая цена нефти в 41 долл. за баррель вместо 95 долл., как планировалось ранее. Итоги исполнения федерального бюджета за январь 2009 года не радуют: только Федеральная таможенная служба показала снижение таможенных сборов почти на треть по сравнению с январем 2008г. Низкие таможенные сборы обеспечены плохой нефтяной конъюнктурой, российско-украинской газовой войной, падением цен на металлы, девальвацией рубля, ростом процентных ставок по кредитам.
Проблемы с исполнением бюджета прогнозировались Минфином России, сократившим на первый квартал этого года несоциальные расходы бюджета на 15%. Однако, исходя из динамики налоговых поступлений предыдущих месяцев, углубляющегося спада в промышленности и уменьшения таможенных платежей, снижение доходов бюджета по итогам первого квартала составил не менее 20%.
Экономика нуждается в инвестициях, однако кризис вносит свои коррективы.
Для прогнозного анализа финансовых потоков в экономику важна динамика структуры использования ВВП. Его структура по расходам включает четыре составляющие: расходы домашних хозяйств, государственные закупки, инвестиции и чистый экспорт. Данные по структуре использования ВВП России в 2000-2007 гг. представлены в таблице 2 (Приложение Б, таблица 2), в которой показано, что в предкризисный период расходы домашних хозяйств, инвестиции и государственные расходы постоянно росли, хотя и разными темпами.
В 2009 г. расходы российских домашних хозяйств по причинам, связанным с углублением кризиса, снизились. Инвестиции невысоки - иностранный капитал в конце прошлого и начале нынешнего года уходил из страны, а внутренние инвесторы предпочитают не рисковать; чистый экспорт уже в январе 2009 г. стал отрицательным, и вся надежда в прогнозах ВВП возлагается на рост государственных расходов. Таким образом, вопросы о государственных расходах, бюджетной и налоговой политике становятся ключевыми. [4, с.8-10].
2.5 Антикризисные меры для российской экономики
В 2008 г. в России, наконец-то, появилась долгосрочная стратегия и программа развития на 10—15 лет, где обозначены не только амбициозные задачи вхождения страны в тройку-пятерку наиболее динамично развивающихся стран мира, но и пути достижения поставленных целей, получившая название «Концепция 2020». В том же 2008 г. разразился мировой экономический кризис, приведший к стагнации экономики США и Западной Европы, замедлилось движение российской экономики. Завершающий этап подготовки «Концепции 2020» не был благоприятен для точных прогнозов: к осени волны мирового экономического кризиса достигли экономических границ России, вовлекая страну в рецессию. Однако разум преобладал, и было признано очевидным, что в условиях мирового финансового и экономического кризиса, в условиях неопределенности наличие долгосрочной стратегии развития страны становится крайне актуальным. Вместе с тем, принятие политического решения о переходе на инновационный путь развития вовсе не означает его автоматического выполнения. Самыми острыми остаются проблемы эффективных методов перехода с инерционного на инновационный путь развития, от решения которых зависят реальные перспективы развития страны на последующие десятилетия.
В настоящее время российское государство предпринимает существенные усилия для нивелирования тяжелых последствий масштабного кризиса, однако смогут ли антикризисные меры Правительства РФ стать первым этапом необходимых реформ для выхода на инновационный путь развития страны?
Признавая, что экономика развивается циклически, необходимо рассматривать кризис как деструктивный процесс разрушения, с одной стороны, но с другой — как возможность обновления. Необходимо исходить из того, что кризис — это не только проблемы, негативные тенденции, но и мощный созидательный потенциал, это возможность исправить недостатки, проанализировав, что было не так. Кризис может выступить катализатором структурной перестройки экономики, это время для развития инфраструктурных проектов, поскольку сжатие внешнего спроса перекладывает нагрузку на внутренний спрос, в том числе активизируется роль государства по поддержанию спроса.
Принятый долгосрочный план развития страны до 2020 г., по мнению авторов, не ограничивает политику Правительства РФ в краткосрочном периоде, которая направлена сейчас на минимизацию потерь от мирового финансового кризиса. Однако очевидно, что принятие оперативных решений по стабилизации российской финансовой системы, реального сектора, регионального развития должно учитывать и долгосрочные приоритеты. В настоящее время в различных секторах экономики, социальной сферы в абсолютном большинстве регионов России уже принимаются решения с перспективой на 10 — 20 лет. Наличие долгосрочной стратегии позволяет избежать многих противоречий, согласовывать принимаемые решения. Таким образом, «Концепция 2020» может стать ключевым элементом стратегического управления развитием экономики и социальной сферы страны.
В кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны. Правительство РФ декларирует намерения с максимальной ответственностью подходить ко всем своим действиям, с тем, чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажений в мотивации предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритет опоры в развитии экономики на частную инициативу планируется обеспечить и в кризисных условиях. При этом роль государства будет постепенно снижаться по мере послекризисного восстановления.
Смогут ли антикризисные меры Правительства РФ стать первым этапом необходимых реформ для выхода на инновационный путь развития страны?
Ответ на этот вопрос может быть положительным, если будут реализованы эффективные институциональные изменения. В чем же они состоят?
Меры, предпринимаемые органами государственной власти и управления в России, во многом схожи с теми, которые предпринимают правительства развитых стран для преодоления последствий кризиса, однако есть и такие, которые прямо противоположны общепринятым. В первом случае речь идет о программе мер государственной поддержки банковского и реального секторов из средств, накопленных в предшествующий период, о сдерживании безработицы, в противовес общим мерам следует рост ставки рефинансирования.
Основным документом по антикризисной поддержке различных секторов экономики является План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики (утв. Председателем Правительства РФ 06.11.2008 №4863п-п 13).
План содержит 55 мероприятий, на конец февраля 2009 г. было выполнено 37 из них, в том числе: принято 17 федеральных законов, свыше 30 постановлений и ряд распоряжений Правительства РФ.
Большинство из них представляет традиционный антикризисный посткейнсианский набор мер в денежно-кредитной сфере (поддержание курса национальной валюты, рефинансирование Внешэкономбанком заимствований российских компаний в зарубежных банках, субсидирование процентных ставок, предоставление отсрочек и рассрочек) и в бюджетно-налоговой (протекционизм в отношении реального сектора, торговли, сокращение части бюджетных расходов, снижение налоговых ставок и закрепление благоприятных режимов налогообложения ряда налогов, стимулирование строительства и инфраструктурных проектов, связанных с поддержанием занятости и ростом спроса, расширением масштабов общественных работ и т.п.), направленных на противодействие экономическому кризису.
Для организации постоянного контроля за реализацией принятых решений, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и других отраслях экономики, образована Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики. Решением данной комиссии утвержден перечень системообразующих организаций для оказания поддержки предприятиям реального сектора. В состав перечня включены 295 организаций и создана рабочая группа по мониторингу их финансово-экономического состояния.
В марте 2009 г. была предложена Антикризисная программа Правительства РФ на 2009г., в которой заявлены семь приоритетов, в том числе: усиление социальной защиты населения, сохранение промышленного и технологического потенциала будущего роста. Отмечено, что кризис — не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Главная модернизационная задача - смена сложившейся модели экономического роста: вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к инновационному.
В условиях кризиса делается ставка на стимулирование спроса. Основой восстановления временно станет внутренний спрос со стороны государства (государственные инвестиции и государственные закупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль.
Ответственный бизнес должен быть освобожден от давления чиновников. Правительство РФ предпримет все необходимые усилия для нормализации функционирования финансового сектора, включая банковскую систему и фондовый рынок. Обеспечит поступление в экономику необходимых объемов кредитных ресурсов через банковский сектор.
Информация о работе Современный экономический кризис: причины, последствия, уроки