Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:16, контрольная работа
Целью выполнения работы является изучение понятия и классификации музеев, а также исследование возможных инновационных изобретений в деятельности современных музеев.
Исходя из этого, в процессе работы, будут стоять следующие задачи:
1) изучение понятия «музей»
2) изучение классификации музеев и истории их возникновения
3) рассмотрение наиболее известных музеев России
4) разработка методики проведения виртуальной экскурсии по музею
Введение
Музей как объект научного исследования
Понятие «музей»
Классификация музеев
История возникновения музеев
Музейный менеджмент
Инновации в музейном деле
Развитие информационных технологий в Российских музеях
Внедрение информационных технологий в деятельности музея
Виртуальная экскурсия, как инновационный метод организации экскурсии по музею
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заключение |
|
Список использованной литературы |
В последние десятилетия можно наблюдать лавинное распространение компьютеров практически во всех сферах жизни общества. Вторую половину XX века можно назвать "веком компьютеров". Компьютеры занимают важное место и в таких вроде бы "некомпьютерных" сферах, как литературоведение, история, библиотечное дело и, несомненно, в музейном деле.
Разработка научной концепции
– одна из важнейших частей концептуального
подхода к проектированию экспозиции
музея, а в последние годы ни одно научное
исследование не обходится без использования
компьютерных технологий.
Компьютер
постепенно превращается из игрушки в
научный инструмент. Такую тенденцию можно
наблюдать и в музейном деле. Несмотря
на то, что в России компьютеры не получили
такого широкого распространения в 80-е
годы, как на Западе, сейчас и в нашей стране,
в конце 90-х, во многих сферах они получают
распространение, музейное дело также
как и многие науки начинает активно использовать
компьютеры в своей деятельности.
Объектом исследования в данной работе являются современные музеи в целом. Предмет – инновационные методы работы в деятельности музеев. Актуальность данной темы обусловлена тем, что музей должен не только хранить, изучать и вести учет коллекций, доверенных ему государством, но и использовать новые информационные технологии в экспозиционно-выставочной работе.
Целью выполнения работы является изучение понятия и классификации музеев, а также исследование возможных инновационных изобретений в деятельности современных музеев.
Исходя из этого, в процессе работы, будут стоять следующие задачи:
1) изучение понятия «музей»
2) изучение классификации музеев и истории их возникновения
3) рассмотрение наиболее известных музеев России
4) разработка методики проведения виртуальной экскурсии по музею
Современная музееведческая мысль разработала целый ряд определений музея, что связано как с различными исследовательскими подходами специалистов, так и с разнообразием целей и задач, ради которых создаётся дефиниция. Например, в Российской музейной энциклопедии феномен музея рассматривается М.Е. Каулен и Е.В. Мавлеевым с философских позиций: музей — это «исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, — музейных предметов».
В Федеральном законе «О
Музейном фонде Российской Федерации
и музеях в Российской Федерации»
(1996) музей определён как «
Между тем подход к музею
как к научно-
Социокультурный институт не сводится к наличию учреждений или организаций, занимающихся отведённой им деятельностью, хотя именно они-то и обнаруживают его присутствие в обществе и культуре. Социокультурный институт обязательно включает также носителей (кадры), соотнесённых с его целями, определённые «блоки» деятельности, её результаты и связанные с ней отношения; кроме того, ему присуща система функций, которые соотносят его с другими сферами культуры и общества. Попытаемся более конкретно рассмотреть структурные элементы музея как социокультурного института.
Основу музея составляют вещи как предметы культуры: он их собирает, хранит, изучает и экспонирует, раскрывая заложенный в них информационный и эмоциональный потенциал. В качестве вещи может выступать не только артефакт, но и природный объект, имеющий музейное значение и в силу этого неизбежно становящийся объектом культуры. По образному выражению М.С. Кагана, «вещь имеет "двойное подданство" — она есть природно-материальный и одновременно культурный объект». Вещи обладают не только объективно присущими им характеристиками, но и социально значимой информацией, ведь в них зафиксированы, или «опредмечены», знания человека, его представления, опыт, цели, желания, воспоминания. Именно со «сверхприродным» качеством вещей заключать в себе социокультурный смысл, служить человеку его собственной проекцией, выступать символом абстрактных понятий, идей или же иного «невидимого мира» связан такой специфический вид деятельности человека, который словацкие музееведы З. Странский и А. Грегорова обозначили понятием «музейное отношение к действительности». Суть его состоит в том, что на определенной ступени своего развития человек осознал, что некоторые предметы, даже утратившие свою изначальную функцию, надо собирать, хранить, выставлять, поскольку они представляют для него и для общества определённую ценность.
Дело в том, что реальный
жизненный опыт человека естественным
образом ограничен
Постепенно в культуре
назрела потребность в
Таким образом, музей в качестве социокультурного института интегрирует в себе: «сверхприродные» качества самого человека, проявляющиеся в его особом, «музейном» отношении к миру; различные виды, способы и механизмы деятельности, направленной на сохранение и актуализацию культурных ценностей; продукты этой деятельности, их потребление человеком, в процессе которого он меняется, развивается, интеллектуально обогащается; учреждение как организационно оформленную структуру для осуществления этой деятельности.
Специфику музея, отличающую
его от других институтов культуры,
определяет своеобразие музейной деятельности,
в основе которой лежат музейные
предметы, подлинные элементы невидимого
мира, лежащего за границами того конкретного
опыта, который аккумулирован в
реальном существовании отдельного
индивида и человечества в целом.
В отличие от систем образования,
архивов и библиотек, способствующих
преодолению узости границ конкретного
человеческого опыта путём
Каждый из музеев
уникален и неповторим. И вместе
с тем в составе их собраний,
масштабе деятельности, юридическом
положении и других
Одной из важнейших категорий
классификации является профиль
музея, то есть его специализация. Основополагающим
признаком классификации здесь
выступает связь музея с
Музеи одной специализации, то есть одного профиля, объединяются в профильные группы: естественнонаучные музеи, исторические музеи, художественные музеи, архитектурные музеи, литературные музеи, театральные музеи, музыкальные музеи, музеи науки и техники, промышленные музеи, сельскохозяйственные музеи, педагогические музеи. В зависимости от структуры профильной дисциплины или отрасли знаний эти основные профильные группы делятся на более узкие. Исторические музеи делятся на:
Примерами исторических музеев в России являются: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"; Археологический музей-заповедник «Танаис» — один из первых в России археологических музеев и самый северный памятник античной культуры Причерноморья; в центре Санкт-Петербурга на площади Искусств расположен один из крупнейших в России и мире этнографических музеев - Российский этнографический музей.
Информация о работе Современный музей, как экспериментальная площадка управления проектами