Современный музей, как экспериментальная площадка управления проектами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:16, контрольная работа

Описание работы

Целью выполнения работы является изучение понятия и классификации музеев, а также исследование возможных инновационных изобретений в деятельности современных музеев.
Исходя из этого, в процессе работы, будут стоять следующие задачи:
1) изучение понятия «музей»
2) изучение классификации музеев и истории их возникновения
3) рассмотрение наиболее известных музеев России
4) разработка методики проведения виртуальной экскурсии по музею

Содержание работы

Введение

Музей как объект научного исследования

Понятие «музей»

Классификация музеев

История возникновения музеев

Музейный менеджмент

Инновации в музейном деле

Развитие информационных технологий в Российских музеях

Внедрение информационных технологий в деятельности музея

Виртуальная экскурсия, как инновационный метод организации экскурсии по музею

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Современные музеи.docx

— 140.26 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

 
  1. Музей как объект научного исследования
 
    1. Понятие «музей»
 
    1. Классификация музеев
 
    1. История возникновения музеев
 
  1. Музейный менеджмент
 
    1. Инновации в музейном деле
 
    1. Развитие информационных технологий в Российских музеях
 
    1. Внедрение информационных технологий в деятельности музея
 
  1. Виртуальная экскурсия, как инновационный метод организации экскурсии по музею
 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние десятилетия  можно наблюдать лавинное распространение  компьютеров практически во всех сферах жизни общества. Вторую половину XX века можно назвать "веком компьютеров". Компьютеры занимают важное место и  в таких вроде бы "некомпьютерных" сферах, как литературоведение, история, библиотечное дело и, несомненно, в музейном деле.

Разработка научной концепции – одна из важнейших частей концептуального подхода к проектированию экспозиции музея, а в последние годы ни одно научное исследование не обходится без использования компьютерных технологий. 
          Компьютер постепенно превращается из игрушки в научный инструмент. Такую тенденцию можно наблюдать и в музейном деле. Несмотря на то, что в России компьютеры не получили такого широкого распространения в 80-е годы, как на Западе, сейчас и в нашей стране, в конце 90-х, во многих сферах они получают распространение, музейное дело также как и многие науки начинает активно использовать компьютеры в своей деятельности.

Объектом исследования в данной работе являются современные музеи в целом. Предмет – инновационные методы работы в деятельности музеев. Актуальность данной темы обусловлена тем, что  музей должен не только хранить, изучать и вести учет коллекций, доверенных ему государством, но и использовать новые информационные технологии в экспозиционно-выставочной работе.

Целью выполнения работы является изучение понятия и классификации музеев, а также исследование возможных инновационных изобретений в деятельности современных музеев.

Исходя из этого, в процессе работы, будут стоять следующие задачи:

1)  изучение понятия «музей»

2)  изучение классификации музеев и истории их возникновения

3)  рассмотрение наиболее известных музеев России

4) разработка методики проведения виртуальной экскурсии по музею

 

 

 

 

 

  1. Музей как объект научного исследования

    1. Понятие «музей»

Современная музееведческая мысль разработала целый ряд  определений музея, что связано  как с различными исследовательскими подходами специалистов, так и  с разнообразием целей и задач, ради которых создаётся дефиниция. Например, в Российской музейной энциклопедии феномен музея рассматривается М.Е. Каулен и Е.В. Мавлеевым с философских позиций: музей — это «исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, — музейных предметов».

В Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации  и музеях в Российской Федерации» (1996) музей определён как «некоммерческое  учреждение культуры, созданное собственником  для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов  и коллекций». В международной практике обычно используется определение, выработанное Международным советом музеев (ИКОМ), согласно которому музей — это «постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей».

Между тем подход к музею  как к научно-исследовательскому и культурно-просветительному учреждению, вполне закономерный и удобный в  социально-организационной сфере  культуры, оказывается недостаточно продуктивным для проведения аналитических  или прогностических исследований, поскольку он не позволяет выявить  природу музея и его обусловленность  той средой, в которой он возник, существует и развивается. «Учрежденческий» подход к музею уже не вполне соответствует  и современным реалиям музейной практики. Поэтому многие исследователи  используют в качестве аналитической  абстракции представление о музее  как о социокультурном институте.

Социокультурный институт не сводится к наличию учреждений или  организаций, занимающихся отведённой им деятельностью, хотя именно они-то и  обнаруживают его присутствие в  обществе и культуре. Социокультурный  институт обязательно включает также  носителей (кадры), соотнесённых с его  целями, определённые «блоки» деятельности, её результаты и связанные с ней  отношения; кроме того, ему присуща  система функций, которые соотносят  его с другими сферами культуры и общества. Попытаемся более конкретно рассмотреть структурные элементы музея как социокультурного института.

Основу музея составляют вещи как предметы культуры: он их собирает, хранит, изучает и экспонирует, раскрывая  заложенный в них информационный и эмоциональный потенциал. В  качестве вещи может выступать не только артефакт, но и природный  объект, имеющий музейное значение и в силу этого неизбежно становящийся объектом культуры. По образному выражению  М.С. Кагана, «вещь имеет "двойное  подданство" — она есть природно-материальный и одновременно культурный объект». Вещи обладают не только объективно присущими  им характеристиками, но и социально  значимой информацией, ведь в них  зафиксированы, или «опредмечены», знания человека, его представления, опыт, цели, желания, воспоминания. Именно со «сверхприродным» качеством вещей заключать в себе социокультурный смысл, служить человеку его собственной проекцией, выступать символом абстрактных понятий, идей или же иного «невидимого мира» связан такой специфический вид деятельности человека, который словацкие музееведы З. Странский и А. Грегорова обозначили понятием «музейное отношение к действительности». Суть его состоит в том, что на определенной ступени своего развития человек осознал, что некоторые предметы, даже утратившие свою изначальную функцию, надо собирать, хранить, выставлять, поскольку они представляют для него и для общества определённую ценность.

Дело в том, что реальный жизненный опыт человека естественным образом ограничен пространственно-временными рамками его бытия. Поэтому человек  нуждается в дополнении непосредственно  получаемых сведений той информацией, которую он может только представить  себе. В «музейном отношении» человека к действительности культура обрела одну из уникальных возможностей беспредельно расширять человеческий опыт, раздвигая  не только временные, но и пространственные его границы путем непосредственного  контакта человека с вещами как «опредмеченной» культурой. При этом вещи способны не только служить обретению реального опыта минувшего, но и выступать в качестве посредников в общении с отдалёнными во времени или пространстве культурами, поддерживать связь между «видимым» и «невидимым» мирами, из которых и состоит для человека универсум.

Постепенно в культуре назрела потребность в общественной интерпретации «говорящих» вещей  и в общедоступных формах общения  по этому поводу, что привело к  обособлению и самоопределению  той деятельности, которая заключалась  в выявлении, сохранении, изучении и  экспонировании предметов культуры как носителей культурных ценностей  и социокультурных смыслов. Она  стала осуществляться в рамках специальных, организационно оформленных структур и называться «музейной деятельностью». Иными словами, дальнейшее развитие «музейного отношения» человека к действительности привело к появлению специализированного учреждения — музея, выполняющего ряд функций по отношению к культуре, обществу и человеку.

Таким образом, музей в  качестве социокультурного института  интегрирует в себе: «сверхприродные» качества самого человека, проявляющиеся в его особом, «музейном» отношении к миру; различные виды, способы и механизмы деятельности, направленной на сохранение и актуализацию культурных ценностей; продукты этой деятельности, их потребление человеком, в процессе которого он меняется, развивается, интеллектуально обогащается; учреждение как организационно оформленную структуру для осуществления этой деятельности.

Специфику музея, отличающую его от других институтов культуры, определяет своеобразие музейной деятельности, в основе которой лежат музейные предметы, подлинные элементы невидимого мира, лежащего за границами того конкретного  опыта, который аккумулирован в  реальном существовании отдельного индивида и человечества в целом. В отличие от систем образования, архивов и библиотек, способствующих преодолению узости границ конкретного  человеческого опыта путём предоставления вербальной информации, музейный показ  апеллирует прежде всего к зрительному восприятию, которое непосредственно погружает человека в ситуацию общения с подлинностью бытия.

1.2  Классификация  музеев

 Каждый из музеев  уникален и неповторим. И вместе  с тем в составе их собраний, масштабе деятельности, юридическом  положении и других характеристиках  есть некоторые сходные черты,  которые позволяют распределять  всё многообразие музейного мира  на определённые группы, иными  словами, осуществлять классификацию.

Одной из важнейших категорий  классификации является профиль  музея, то есть его специализация. Основополагающим признаком классификации здесь  выступает связь музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями. Эта связь прослеживается в составе  фондов музея, в тематике его научной, экспозиционной и культурно-образовательной  деятельности. Например, исторические музеи связаны с системой исторических наук, хранящиеся в их фондах музейные предметы позволяют воссоздавать историю  и образ жизни ушедших эпох или недавнего прошлого.

Музеи одной специализации, то есть одного профиля, объединяются в профильные группы: естественнонаучные музеи, исторические музеи, художественные музеи, архитектурные музеи, литературные музеи, театральные музеи, музыкальные  музеи, музеи науки и техники, промышленные музеи, сельскохозяйственные музеи, педагогические музеи. В зависимости от структуры профильной дисциплины или отрасли знаний эти основные профильные группы делятся на более узкие. Исторические музеи делятся на:

  1. общеисторические музеи (широкого профиля);
  2. археологические музеи;
  3. этнографические музеи;
  4. военно-исторические музеи;
  5. музеи политической истории;
  6. музеи истории религии;
  7. историко-бытовые музеи, воссоздающие или сохраняющие картину быта различных слоёв населения, при этом в отличие от этнографических музеев они документируют не этнические, а социально-психологические особенности быта, которые наиболее ярко проявляются в интерьерах жилищ;
  8. монографические музеи, посвящённые конкретному лицу, событию, учреждению, коллективу;
  9. прочие исторические музеи;

Примерами исторических музеев в России являются: Государственный  историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"; Археологический  музей-заповедник «Танаис» — один из первых в России археологических  музеев и самый северный памятник античной культуры Причерноморья; в  центре Санкт-Петербурга на площади  Искусств расположен один из крупнейших в России и мире этнографических  музеев - Российский этнографический  музей.

Информация о работе Современный музей, как экспериментальная площадка управления проектами