Современный музей, как экспериментальная площадка управления проектами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:16, контрольная работа

Описание работы

Целью выполнения работы является изучение понятия и классификации музеев, а также исследование возможных инновационных изобретений в деятельности современных музеев.
Исходя из этого, в процессе работы, будут стоять следующие задачи:
1) изучение понятия «музей»
2) изучение классификации музеев и истории их возникновения
3) рассмотрение наиболее известных музеев России
4) разработка методики проведения виртуальной экскурсии по музею

Содержание работы

Введение

Музей как объект научного исследования

Понятие «музей»

Классификация музеев

История возникновения музеев

Музейный менеджмент

Инновации в музейном деле

Развитие информационных технологий в Российских музеях

Внедрение информационных технологий в деятельности музея

Виртуальная экскурсия, как инновационный метод организации экскурсии по музею

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Современные музеи.docx

— 140.26 Кб (Скачать файл)

Систематическое коллекционирование предметов искусства началось в  эпоху Возрождения: именно в этот период зарождается современный  облик художественного музея, а  само слово приобретает современное  значение. Одним из крупнейших меценатов  и покровителей искусства того времени  был правитель Флоренции Лоренцо  Медичи, получивший прозвище Лоренцо  Великолепный. Поэт-гуманист, он был  большим знатоком античной древности, ценителем и собирателем античных гемм и монет. Известно, что он являлся  первым покровителем Микеланджело: по заказу Медичи молодой скульптор  выполнял копии античных скульптур  для его сада около Сан-Марко.

Сами же музеи стали  создаваться только в XVI— XVIII веках. Первым, кто определил художественное значение музея, был французский  художник Жак Луи Давид. К членам Конвента он обратился с такими словами: «Не заблуждайтесь, граждане! Музей  вовсе не бесполезное собрание предметов  роскоши и суетности, служащее лишь к удовлетворению любопытства. Надо, чтобы музей сделался школой большого значения: преподаватели поведут  туда своих юных учеников, отец поведёт  туда сына. Молодой человек при  виде произведений гения почувствует, к какому виду искусства или науки  призывает его природа!»

История создания старейших  художественных музеев, таких как  Уффици, Прадо, Лувр и др. восходит к XVI веку. При строительстве дворцов  стали специально планировать помещения  для коллекций картин, скульптур, книг и гравюр. К этому же времени  относится появление первых учреждений музейного типа — галерей, «кунсткамер», «кабинетов». Последние отражали интерес к познанию мира, свойственный тому времени. Стремясь сосредоточить в них всё богатство природного мира, дополненное творениями рук человеческих, владельцы «кабинетов» преследовали, как правило, одну цель — удовлетворение собственных познавательных интересов. Наряду с «кабинетами» и «кунсткамерами» в Европе в XVI-XVII веках получили большое распространение частные художественные коллекции, которые, как правило, отражали интересы и художественный вкус их владельцев — представителей знати и богатых буржуа. Многие закрытые, частные собрания становятся доступными для обозрения. Так, Франческо I Медичи открыл для публики собственную коллекцию произведений искусства, разместив её в здании, построенном Дж. Вазари в 1584 году (ныне галерея Уффици). В 1739 году последняя представительница династии Медичи Мария Людовика передала коллекцию в государственное владение.

В XVIII веке публичные музеи  становятся неотъемлемой частью общественной жизни. В 1750 году в Париже картины  в Люксембургском дворце были два  дня в неделю разрешены для  публичного показа, в первую очередь  студентам и деятелям искусства: позднее они были переданы в коллекцию  Лувра.

Первым музеем нового типа стал Британский музей в Лондоне. Он был открыт в 1753 году, но для его  посещения необходимо было письменно  зарегистрироваться. Первым большим  публичным музеем стал Лувр: он был  открыт для широкого посещения в 1793 году. Формирование основных европейских  музеев завершилось в XIX веке, когда  они стали доступны для широкой  публики: Музей истории искусств в Вене, Национальная галерея и Галерея Тейт в Лондоне, Старая и Новая Пинакотеки в Мюнхене и др.

Структура, организация и  деятельность современного музея определяется, прежде всего, характером собрания. Основные задачи научной деятельности музеев — изучение и систематизация коллекции  — находят отражение в публикации полных каталогов произведений, хранящихся в музее, а также других научных  и научно-популярных изданий. Художественные музеи практикуют также выставочную  деятельность, обмен показами произведений искусства из своих коллекций  в рамках культурного обмена. Просветительская деятельность художественных музеев выражается в проведении экскурсий, лекций, лекториев.

Художественный музей, как  комплекс специально оборудованных  помещений и научно-вспомогательных  отделов, включает в себя экспозиционные залы, запасники (хранилища фондов), выставочные залы, реставрационные  мастерские, научную библиотеку и  пр. Экспозиция музея строится, как  правило, по хронологии и по национальным школам искусства. В некоторых музеях экспозиция строится частично или полностью  по отдельным коллекциям, поступившим  от владельцев в дар или на временное  хранение.

Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были главным образом дворцовые  галереи. К XIX веку сложился тип музейного  здания, в котором залы располагались  либо анфиладой, либо вокруг 1-2 внутренних двориков. В XX веке при строительстве  зданий художественных музеев стали  активно применять новые архитектурные решения, позволяющие более органично связывать их со спецификой коллекции, национальными традициями, климатическими условиями. Нередко часть экспозиции (в основном скульптуру) выносят за стены музея, размещая её на открытом воздухе. Общая черта архитектуры современных художественных музеев — гибкость использования внутреннего пространства, возможность трансформации основных помещений.

Художественный музей  — универсальное средство межчеловеческого общения, поскольку язык искусства  понятен всем. С целью поддержки  и развития деятельности музеев в 1947 году была создана международная  организация ICOM (International Council of Museums). Эта организация, включающая в себя белее 7000 участников из 119 стран мира, тесно сотрудничает с UNESKO и другими международными организациями. ICOM собирается каждые три года в одной из стран-участниц.

 

 

  1. Музейный менеджмент

В последние десятилетия  значительно изменились условия  деятельности музеев, многократно расширились  и усложнились контакты музеев, механизм их взаимодействия друг с другом и  другими учреждениями, музеи оказались  вовлеченными в коммерческую деятельность и пр. В связи с этим в музейном деле появились новые понятия: менеджмент, маркетинг, фандрейзинг, Паблик Рилейшнз (PR).

Особенно активно новые  технологии в музейном деле начали применяться в связи с сокращением  государственного финансирования и  поиском стратегии выживания  в условиях экономического кризиса 1990-х гг. Во многих музеях созданы специальные отделы развития (в других случаях - маркетинга), задача которых состоит в формировании политики существования и развития музея в новых условиях, увеличения аудитории музея.

В настоящее время идет активный процесс совершенствования  управления музеями. Значительно возросла роль управляющих структур. Появились  многочисленные публикации по музейному  менеджменту, ведется обучение и  переподготовка кадров. Под музейным менеджментом (от англ. to manage - управлять) понимают теорию и практику управления музеем и музейным персоналом.

Музейный маркетинг (от англ. marketing - акт покупки и продажи на рынке) позволяет определять и удовлетворять интересы потребителей музейных услуг, а также формировать их. Завоевательные маркетинговые стратегии имеют целью информирование потенциального посетителя и рекламирование музейного предложения. Эффективная маркетинговая стратегия достигается при сотрудничестве с другими музеями и различными учреждениями культуры. Комплекс работ по привлечению финансов для реализации некоммерческих проектов называется фандрейзингом (от англ. fund - денежные средства; raise - добывать). Для функционирования системы фандрейзинга важное значение имеет налоговое законодательство, стимулирующее участие коммерческого сектора в некоммерческих проектах путём снижения или отмены налогов (распространено за рубежом).

Сегодня в России внебюджетная поддержка музеев осуществляется через  специальные правительственные  и региональные программы, конкурсы (на грант президента, фонда Потанина "Меняющийся музей в меняющемся мире"). Благотворительные программы  в сфере культуры предлагаются также международными фондами в виде грантов. Многие российские музеи открыли экспозиции и выставки на средства, полученные из международных фондов. Важным аспектом фандрейзинговой деятельности является умение музеев привлекать спонсоров, искать мотивы вкладывания средств коммерческих структур в музейные проекты (ГМИИ, ГИМ). Спонсоры оказывают не только финансовую поддержку, но и предоставляют определённые услуги: ремонт зданий, передача и монтаж оборудования и др. Участие спонсоров в музейных проектах служит своеобразной рекламой, подтверждает их экономическую стабильность и формирует определённый имидж. Как внебюджетный источник дохода получили распространение "Общества друзей музея", "Клубы друзей музея", включающие индивидуальных и коллективных членов.

Многие музеи проводят активную работу по формированию общественного  мнения на основе т.н. PR-технологий (от англ. public - общественный, relations - отношения, связи). PR осуществляется прежде всего через средства массовой информации. PR кампании включают комплекс мероприятий, формирующий или изменяющий отношения различных групп населения к музею. Текущие мероприятия поддерживают сформированное отношение общественности к музею.

 

2.1 Инновации в музейном деле

Российские музеи меняются вместе с миром. Рассматривая перспективы  развития музейного дела, несложно прийти к мнению, что в этом вопросе нужен инновационный подход. Новые формы работы с посетителями позволят  выйти на новый виток и способствовать развитию культурно-познавательной работы в регионах.

90-е годы прошлого века  стали непростым испытанием для  музеев страны. Недостаток денежных  средств, возвращение культовых  памятников церкви значительно  осложняли их работу. Недостаточное  финансирование – не главная проблема музейщиков. Опасение вызывает отсутствие специалистов, которые могли бы организовать музейное дело на высоком уровне, а также хранение музейных ценностей.

«Руками не трогать!» - классика советских музейных табличек, антибренд музейного дела. Во всем мире уже давно многое можно трогать руками, и именно это трогание руками истории и культуры оказывается плодотворным.

Тем, кто приглашает трогать  историю руками, - носителям смелых идей, креатива и инноваций в музейном деле, - Министерство культуры Российской Федерации, Ассоциация менеджеров культур  и Благотворительный фонд В. Потанина выделили гранты на внедрение новых  и нестандартных проектов. Таких, например, как музейный проект «История со вкусом» из Коломны или проект  «Музей – территория равных: от стиляг до эмо» из Сургута.

Музейная жизнь сегодня  хоть и трудная, но становится необыкновенно  интересной как раз благодаря  новаторским идеям. А многолетние  конкурсы, поддерживающий такие идеи, меняет сам образ музейщика. Сегодня  музейному человеку необходимо  расширять границы культурного  пространства в самые неожиданные  стороны. Чего стоят, например, музейные проекты для детей с ограниченными  возможностями - незрячими или больными ДЦП, или образовательные проекты  музеев.

Тем более что Интернет широко предоставляет музеям возможность  для новой, открытой для самой  неожиданной публики работы, создаются  современные Интернет Медиа-площадки в виде сайтов и «виртуальных филиалов». Ведь современный музей, по сути – это не столько сохранение прошлого, сколько создание настоящего. Музей создает образ прошлого, на который мы опираемся.

В современную музейную практику внедряются и такие технологии, как 3-D. Этот формат не ограничивается целями исключительно развлекательного характера. В музее он приобретает совершенно новое, ценное содержание, становится инструментом исследования. Во многих музеях России уже имеется опыт по созданию 3-D панорам и виртуальных туров и их использованию в презентации музейных объектов.

Что такое 3D панорама и виртуальный  тур?

3D панорама, точнее сферическая - это фотография, которая имеет обзор 360x180 градусов, благодаря чему зритель может вращать ее в любую сторону и видеть все, что находится вокруг. Этот вид панорамной фотографии разработанный для демонстрации на экранах компьютеров, планшетов и смартфонов при помощи технологий Flash и HTML5 .

Виртуальный тур – это несколько панорам объединенных между собой ссылками-переходами, нажимая на которые вы можете перемещаться из одного места в другое, совершая виртуальное путешествие.

Кроме того, виртуальная  экскурсия, созданная на основе технологии 3D-панорамной съемки, в дальнейшем может  быть применена неоднократно в рамках самых разнообразных и масштабных проектов, например, «Виртуальная экскурсия  по музею им. Арсеньева», может быть частью большой виртуальной экскурсии по Приморскому краю.

Ценность 3-D технологии состоит в комплексной оцифровке музейных коллекций от бережного бесконтактного сканирования полотен и скульптур до точного воспроизведения интерьера расстановки экспонатов. 3-D формат обеспечивает практически ту же глубину восприятия объектов, что и в реальной жизни. Создается максимальный эффект присутствия. Такой виртуальный музей открывает любые возможности для посетителей музея из любой точки мира. Только представьте, что школьники из Владивостока или Иркутска смогут не просто изучить картины по учебникам, но и прогуляться по пушкинскому музею в трёхмерной среде. Таким образом, 3-D технологии привлекают в музейные и выставочные залы новую аудиторию, ориентированную на современные цифровые технологии. 3-D формат позволяет более полно раскрыть историю экспонатов, показать то, что большую часть времени скрыто в запаснике. Новые выставки в 3-D формате пробудят интерес у тех, кто уже изучил постоянную экспозицию. Передовые музеи мира делают ставку на новые технологии и активно включаются в процесс информатизации.

Впервые в мире  решили применить 3D технологию в музее Лувр с целью привлечения молодых посетителей.

 Специальные портативные  3D-пульты управления стали результатом  пятилетнего сотрудничества с  обществом видеоигр Nintendo. 3D-гид содержит более 700 комментариев на семи языках: французском, английском, немецком, испанском, итальянском, корейском и японском. В скором времени будут добавлены языки для посетителей из Бразилии, Китая и России. В режиме реального времени пользователь сможет пройтись по всему музею и увидеть 3D-проекцию экспонатов.

Информация о работе Современный музей, как экспериментальная площадка управления проектами