Создание и развитие холдинговой компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Возникают глобальные системы инфраструктуры (транспортная сеть, Интернет и др.). Возрастает значение глобальных проблем современности, решение которых требует сотрудничества всех стран мира. Существенное влияние на протекающие процессы оказывает научно-технический прогресс, в первую очередь, в области информационных технологий и телекоммуникаций. Процесс глобализации затрагивает не только уровень межгосударственных отношений, но и все уровни экономики. Значительное влияние он оказывает и на развитие компаний различных стран.

Содержание работы

Введение 4-8
Глава 1 Понятие холдинга, холдинговой компании
1.1. История возникновения и развития холдинговых компаний 9-16
1.2. Понятие и виды холдинговых компаний 17
1.2.1. Понятие холдинговой компании 17-31
1.2.2. Виды холдинговых компаний 32-38
1.3. Состав (структура) холдинговой компании 39-46
1.4. Правосубъектность холдинговых компаний 47-5
Глава 2 Правовое регулирование деятельности холдинговых компаний 52
2.1. Цели создания холдинговой компании 52-55
2.2. Правовое регулирование холдинговых компаний 56- 65
2.2.1. Регулирование холдинговых компаний налоговым законодательством 66-74
2. Холдинговые компании и антимонопольное
Законодательство 75-87
2.2.3. Регулирование деятельности холдингов внутренними документами 88-95
Заключение 96-100
Литература 101-106

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 119.24 Кб (Скачать файл)

 

 Эффект объединения  юридических лиц в холдинговую  компанию или синергетический  эффект заключается в том, что  преимущества от объединения  достигаются не посредством арифметического  сложения, а умножением возможностей  всех организаций, входящих в  структуру холдинга. Холдинговые  компании как разновидность предпринимательских  объединений в сравнении с  неинтегрированными коммерческими организациями, обладают следующими преимуществами:

- реализацией масштаба  используемых ресурсов (производственных  фондов, инвестиционных средств,  трудовых ресурсов), в том числе  возможностью привлечения квалифицированного  управленческого, научного, производственного  персонала;

- минимизацией для участников  объединения в сравнении с  обособленными производителями,  не формирующими данную группу, отрицательного воздействия конкуренции,  поскольку участники объединения,  как правило, не допускают взаимной  конкуренции на одном и том  же рынке;

- значительной централизацией  капитала, который в зависимости  от экономической конъюнктуры  может «перетекать» из одной  сферы предпринимательской деятельности  в другую;

- возможностью создания  самодостаточной вертикально интегрированной системы от добычи сырья до выпуска законченной продукции высокой степени переработки;

- возможностью диверсификации  производства для снижения предпринимательских  рисков и обеспечения специализации  отдельных видов деятельности  как условия их конкурентоспособности;

- объединением производства, технического опыта и научно-исследовательских  разработок, возможностью интеграции  науки и производства.

 

 Холдинговые компании  наряду с общими для всех  предпринимательских объединений  преимуществами имеют некоторые  специфические особенности организации,  положительно выделяющие эту  форму из ряда других. К числу  таких преимуществ относятся:

- возможность повышения  устойчивости бизнеса, управления  рисками, обеспечения безопасности  основных имущественных активов  предпринимательского объединения.  Рискованные операции могут быть  перенесены в дочерние общества, поскольку, будучи самостоятельными  юридическими лицами, они несут  ответственность по своим обязательствам  только принадлежащим им имуществом (за исключением случаев привлечения  к ответственности основного  общества). Стратегия ограничения  рисков предусматривает размещение  основных ликвидных активов холдинговой  компании в специально созданных  для этих целей структурах;

- возможность централизации  целого ряда функций и тем  самым экономии управленческих  затрат. Как правило, функциональное  распределение обязанностей между  основным и дочерними обществами  происходит таким образом, что  в сфере внимания основного  общества оказываются такие полномочия, как планирование, организация финансовых  потоков, централизованный бухгалтерский  учет, правовое обеспечение, кадровая  политика, информационное обеспечение,  статистика, возможно маркетинг  и организация сбыта;

- обеспечение единого  внутри холдинговой компании  налогового и финансового планирования. Корпоративные схемы налогового  планирования, направленные на снижение  налоговых потерь, могут быть  основаны, в частности, на рациональном  распределении функций внутри  холдинга, внутреннем ценообразовании,  создании участниками холдинга  централизованных фондов

(резервов);

- обеспечение конфиденциальности  контроля. В холдинговой системе  организации предпринимательской  деятельности на верхушке «холдинговой  пирамиды» может быть общество, созданное отдельными лицами, чей  реальный контроль, осуществляемый  через органы управления основного  общества, практически скрыт и  может быть выявлен только  через систему аффилированных лиц.

 

 Следует отметить, во-первых, что не каждая холдинговая  компания обеспечивает единовременно  реализацию всех перечисленных  преимуществ; во- вторых, отдельные  из названных •преимуществ в  создании холдинговых компаний  оборачиваются для других субъектов  (государство, граждане, другие предприниматели,  например, контрагенты по договорам)  обратной стороной и могут  быть отнесены с точки зрения  реализации их интересов к  недостаткам.

 Например, монополизация  отдельных сегментов рынка или  минимизация налогообложения за  счет установления по внутреннему  обороту между участниками холдинга  «трансфертных» цен могут иметь  в целом для экономики отрицательное  значение. «Распространение групп  в хозяйственной жизни капиталистических  стран, — писал М.И. Кулагин,  — породило многочисленные проблемы. Среди них обычно выделяют  четыре наиболее важные и сложные  для практического решения. Это  проблемы защиты меньшинства  акционеров в зависимых обществах;  охраны прав кредиторов товариществ,  входящих в группу; защиты интересов  государства, на территории которого  действует группа; предоставления  гарантий трудящимся, занятым на  ее предприятиях»[60]. В то же  время М.И. Кулагин показывает, что с точки зрения способа  ведения бизнеса «группа» имеет  ряд существенных преимуществ  перед другими способами концентрации  капитала, поскольку позволяет избежать  значительных формальностей, диверсифицировать  капитал и укрыть прибыль от  риска и кредиторов.

 

 Экономические реальности  интеграции производства и капитала  в России с учетом мировых  подходов к управлению крупным  бизнесом требуют как понимания  всех преимуществ предпринимательских  объединений, так и осознания  всех их опасностей. В этом  случае следует исходить из  общего подхода защиты законных  прав и интересов всех участников  правоотношений, осуществляющих свои  права разумно и добросовестно.  Законом не допускаются и не  подлежат защите действия граждан  и юридических лиц, осуществляемые  исключительно с намерением причинить  вред другому лицу, а также  злоупотребление правом в иных  формах. Для целей изложения важно,  что Гражданский кодекс Российской

 Федерации не допускает  использования гражданских прав  в целях ограничения конкуренции,  а также злоупотребления доминирующим  положением на рынке (ст.

10).

 

2.2. Правовое регулирование  холдинговых компаний.

 

 Правовое регулирование  холдинговых компаний в Российской  Федерации существенным образом  отстает от предпринимательской  практики. Компании холдингового  типа возникли в России не  только в рамках приватизационного  законодательства в соответствии  с Временным положением о холдинговых  компаниях, создаваемых при преобразовании  предприятий в акционерные общества, утверждённым Указом Президента  Российской Федерации от 16 ноября

1992 г. № 1392 «О мерах  по реализации промышленной политики  при приватизации государственных  предприятий», но и в результате  естественных интеграционных процессов  концентрации производства и  капитала, восстановления разрушенных  технологических взаимосвязей хозяйствующих  субъектов, входящих ранее в  промышленные и производственные  объединения.

 Россия, по мнению некоторых  авторов[61], является страной с  традициями ведения крупного  бизнеса в отличие от многих  других европейских стран, экономический  фундамент которых составляет  малое и среднее предпринимательство.

 

 Холдинги возникли  также и в результате обратного  процесса – разукрупнения организаций,  когда в результате реорганизации  или учреждения на месте одного  юридического лица появляется  группа хозяйственных обществ,  включая основное и дочерние. Официальные статистические данные  о числе холдингов в Российской  Федерации не публиковались. «Анализ  курсирующих в различных публикациях  сведениях, - пишет А.Б. Фельдман, позволяет сделать вывод, что  число фактических холдингов  достаточно велико (в угольной, нефтяной  отраслях, сфере профессионального  фондового рынка)»[62].

 

 При значительной распространенности  холдингов в современной предпринимательской  практике отсутствует адекватное  правовое обеспечение создания  и деятельности холдинговых компаний.

 

 Правовое регулирование  холдингов, осуществляемое в настоящий  момент в рамках гражданского  законодательства через определение  категорий основного и дочерних  хозяйственных обществ (ст. 105, 106 ГК РФ, ст. 6 Федерального закона  «Об акционерных обществах»), явно  отстает от требований предпринимательской  практики, к тому же является  по ряду аспектов противоречивым.[63] Мы до сих пор не имеем  системного законодательства, которое  бы регламентировало «внутреннюю  жизнь» холдингов и их внешние  контакты – взаимодействие с  другими предпринимательскими структурами,  кредиторами, акционерами, наконец,  государством.

 

 Около трёх лет в  Государственной Думе Федерального  Собрания Российской

 Федерации обсуждался  проект федерального закона «О  холдингах». Принятый

 Государственной Думой  ещё в декабре 1999 г., одобренный  Советом Федерации в июле 2000 г., он был отклонен Президентом  РФ 20 июля 2001 г. С жесткой формулировкой,  что при его разработке четко  не была определена экономическая  и юридическая цели создания  и регламентации деятельности  такого образования, как холдинг,  в результате чего законопроект, содержит большое количество  неясных положений, применение  которых затруднено, а отдельные  положения противоречат Гражданскому  кодексу Российской Федерации  и другим федеральным законам.  В октябре 2001 года была создана  согласительная комиссия, но и  в редакции согласительной комиссии, уже с учетом предложений главы  государства, закон был отклонен  в феврале 2002 г.

7 июня 2002 г. На пленарном  заседании Государственная Дума  сняла проект закона «О холдингах»  с повторного рассмотрения. Так  закончилась «эпопея» законопроекта  №99049555-2, который, по оценке специалистов, носил рамочный характер, и, по  мнению ученых-практиков, был  «сырым» документом, слишком общим,  отсылочным, не имеющим механизмов  реализации многих содержащихся  в нём положений (в последней  редакции законопроекта было  всего 12 статей). В законопроекте  совершенно не затрагивались  вопросы взаимоотношения холдингов  с антимонопольными, налоговыми  органами, не рассматривались аспекты  внутренних взаимоотношений в холдинге, не было уделено внимание вопросам корпоративного управления и корпоративного контроля в этом предпринимательском объединении.

 

 Одним из положительных,  на наш взгляд, моментов в принятии  законопроекта было бы введение  консолидированной отчетности участников  холдинга, упрощение налогообложения.  Интересно при этом, что холдинговые  компании, многие из которых возглавляют  известные предприниматели и  политики, имеющие определенное  влияние на законодательные органы, активно не инициировали принятие  Федерального закона «О холдингах». Холдинги выступают сегодня на  рынке как закрытая система,  подчиняясь в условиях чистого  правового поля своим внутренним  законам. Интересно на этот  счёт высказывание заместителя  председателя комитета по собственности

 Государственной Думы  И. Лисиненко, сделанное в период обсуждения законопроекта: «…Скорость принятия закона зависит от того, насколько он нужен обществу. Законопроект о холдингах никто не лоббирует, поэтому он и не продвигается. Значит никто не заинтересован в том, чтобы он был принят.

 Лобби – очень хороший  индикатор общественного мнения»[64].

 

 В принятии законопроекта  «О холдингах», как нам кажется,  должно быть больше всех заинтересовано  государство, чтобы оградить потенциально  слабых участников имущественного  оборота и обеспечить наполняемость  бюджета за счёт крупных холдинговых  структур. Но выходит, что и  государству в сложившейся ситуации  также удобно: оно делегирует  сегодня свои функции по управлению  государственной собственностью  крупным холдинговым компаниям;  по сложившейся традиции эти  структуры занимаются социальной  сферой, обеспечивают занятость  населения, т.е. получается, что  государство тоже пока не заинтересовано  в наличии системного законодательства  о холдингах.

 

 Пока Закон «О холдингах»  не принят, правовое регулирование  холдингов носит отстающий от  требований современной предпринимательской  практики усеченно-фрагментарный характер[65]. При этом отсутствие системного правового регулирования, в конечном счете, не является фактором, запрещающим или даже ограничивающим осуществление предпринимательской деятельностью в холдинговой форме. Другое дело, что это неудобно для специалистов, работающих в холдинге, непрозрачно для государства и кредиторов. Для легитимного распределения головной компанией полученного кредита между участниками холдингами банки зачастую требуют создания простого товарищества либо подписания договора о совместной деятельности.

 Это удается, если  холдинг создан на базе единого  когда–то предприятия, и конечный  продукт выработки является плодом  совместных усилий всех участников  холдинга; а в случае диверсификации  производства, когда участники холдинговой  компании занимаются несхожими  видами деятельности, подписание  договора о совместной деятельности  довольно проблематично, так как  представляет собой нарушение  закона, выражающееся в незаконном, по сути, получение кредитных  средств. Именно поэтому, несмотря  на снятие законопроекта №99049555-2 с рассмотрения Государственной Думы, в предпринимательских кругах не угасает надежда на принятие системного законодательного акта, посвященного правовому регулировании холдингов, который на более глубоком уровне, чем имевшийся проект закона, обеспечит правовую базу организации и деятельности самой распространенной в российском бизнесе формы предпринимательского объединения.

Информация о работе Создание и развитие холдинговой компании