Создание и развитие холдинговой компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Возникают глобальные системы инфраструктуры (транспортная сеть, Интернет и др.). Возрастает значение глобальных проблем современности, решение которых требует сотрудничества всех стран мира. Существенное влияние на протекающие процессы оказывает научно-технический прогресс, в первую очередь, в области информационных технологий и телекоммуникаций. Процесс глобализации затрагивает не только уровень межгосударственных отношений, но и все уровни экономики. Значительное влияние он оказывает и на развитие компаний различных стран.

Содержание работы

Введение 4-8
Глава 1 Понятие холдинга, холдинговой компании
1.1. История возникновения и развития холдинговых компаний 9-16
1.2. Понятие и виды холдинговых компаний 17
1.2.1. Понятие холдинговой компании 17-31
1.2.2. Виды холдинговых компаний 32-38
1.3. Состав (структура) холдинговой компании 39-46
1.4. Правосубъектность холдинговых компаний 47-5
Глава 2 Правовое регулирование деятельности холдинговых компаний 52
2.1. Цели создания холдинговой компании 52-55
2.2. Правовое регулирование холдинговых компаний 56- 65
2.2.1. Регулирование холдинговых компаний налоговым законодательством 66-74
2. Холдинговые компании и антимонопольное
Законодательство 75-87
2.2.3. Регулирование деятельности холдингов внутренними документами 88-95
Заключение 96-100
Литература 101-106

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 119.24 Кб (Скачать файл)

 «естественно» подходило  к всемирному соглашению между  ними, к образованию международных  картелей»[4].

 

 Предприятия объединялись  не только путём прямого «поглощения»  крупными предприятиями мелких, но и «присоединения к себе»,  подчинения себе включения в  «свою» группу, в свой «концерн»  - как гласит технический термин

 – посредством «участия»  в их капитале, посредством скупки  и обмена акций, системы долговых  отношений и т.д.[5] Так возникли  холдинги.

 

 Английское слово "Hold", от которого и произошло слово "холдинг", переводится на русский язык как "владеть, вмещать, содержать в себе, удерживать"[6].

 

 Предприятия холдингового  типа впервые появились в США  в конце XIX века как разновидность  компании финансового типа, создаваемой  для владения контрольными пакетами  акций других компаний в целях  контроля и управления их деятельностью.  Юридическая основа создания  холдингов была создана в 1889 г., когда в штате Нью – Джерси, одном из наиболее свободных для предпринимательства, было разрешено создавать холдинговые компании в указанном выше смысле этого понятия.

 

 Организация трестов,  являвшихся на тот момент крупными  монополистическими корпорациями, в форме холдинговых структур  позволяла этим объединениям  обходить антитрестовский закон  Шермана, поскольку предприятия, входящие в холдинг, сохраняли формальную самостоятельность от головной компании. Поэтому после 1889 г. многие трестовские объединения в

 США были преобразованы  в компании холдингового типа[7].

 

 Новая форма объединения  корпоративных компаний (акционерных  обществ) оказалась очень жизнеспособной  и стала расти быстрыми темпами.  Уже к 1928 году из 513 крупнейших  корпораций США, акции которых  котировались на Нью-

 Йоркской фондовой  бирже, 487 имели холдинговую организацию,  причем из них

92 компании являлись чистыми  холдингами и 395 смешанными[8].

 

 В настоящее время  практически все крупнейшие компании  США и Западной

 Европы имеют холдинговую  структуру. В Англии и США,  принадлежащих к англо- саксонской  системе права, такие объединения  так и называются холдингами. В

 Германии они получили  наименование связанных предприятий  (например, концерны). Наряду с негосударственными  холдинговыми компаниями, в мире  существует множество государственных  компаний с холдинговой структурой. В

 Италии – это крупнейшие  государственные холдинги: Институт  промышленной реконструкции (ИРИ), Национальное управление жидкого  топлива (ЭНИ) и

 Управление акционерных  участий и финансирования обрабатывающей  промышленности (ЭФИМ). ИРИ и ЭНИ  входят в список 50 крупнейших  по обороту корпораций мира[9].

 

 Первые холдинговые  компании в России появились  после принятия 3 июля

1991 года Закона РФ «О  приватизации государственных и  муниципальных предприятий в  Российской Федерации»[10] (ст. 8). Согласно  этому закону, холдинги могли  организовываться на основе предприятий,  входящих в объединение (ассоциацию, концерн) или находящихся в  ведении органов государственного  управления и местной администрации  с согласия антимонопольных органов.  Холдинговая структура адекватно  подходила для разгосударствления  крупных предприятий, концернов,  объединений при сохранении технологических  и кооперационных связей между  входящими в их организационную  структуру единицами. Такое положение  может охарактеризовать пример  того, как сформулированы в законодательстве  цели формирования холдинговых  компаний в лесопромышленной  отрасли[11]. К их числу постановлением  Правительства были отнесены: упорядочение  процессов структурной перестройки  в лесопромышленном комплексе,  содействие кооперации предприятий-смежников,  сохранение существующих технологических  и производственных связей, осуществление  предприятиями технологически замкнутого  цикла производства единой инвестиционной  и научно-технической политики, увеличение  экспортного потенциала.

 

 Корпорации холдингового  типа с долей государственного  участия сложились в России  преимущественно в отраслях, относящимся  к естественным монополиям, либо  к демонополизированным отраслям, в которых утрата государственного контроля была нежелательна по соображениям стратегического характера[12]. Помимо топливно-энергетического комплекса в этот период возникли около 100 холдинговых компаний с участием государства

(«Связьинвест», «Рослеспром», «Российская металлургия» и др.).

 Отличительной чертой  всех этих структур было то, что проблема корпоративного  управления формально не являлась  для них первоочередной, поскольку  они и создавались государством  для контроля над деятельностью  подчиненных или интегрированных  в них предприятий при определении  на федеральном уровне порядка  представительства государства  в их руководящих органах[13].

 

 Исходя из этого,  можно прийти к выводу, что  в отличие от западной модели  возникновения холдинговых компаний, подобные компании в России  создавались как форма разгосударствления  крупных объединений и предприятий  и способ реорганизации несовместимых  с рынком отживших государственных  управленческих структур.

 

 Правовой основой образования  холдинговых компаний в процессе  приватизации является Временное  положение о холдинговых компаниях,  создаваемых при преобразовании  государственных предприятий в  акционерные общества[14] (далее –  Положение), закрепившее понятие,  порядок создания, ограничения на  создание холдинговых компаний, правовой статус финансовых холдинговых  компаний. Положение распространяет  своё действие только на те  холдинговые компании, доля капитала  которых, находящаяся в государственной  собственности в момент создания  превышала 25% (п. 1.2.).

 

 Указанное Положение  носило временный характер (но  нет ничего более постоянного,  чем временное) и должно было  быть со временем заменено  другим, более фундаментальным и  юридически проработанным нормативным  актом, Однако до сих пор  этого не произошло и нормы  Положения, являющегося по сути, единственным нормативным документом, в котором предпринята попытка  системного регулирования создания  и деятельности холдинговых компаний  в

 России, подвергаются  жесткой критике со стороны,  как ученых-правоведов, так и предпринимателей.

 

 В самом определении  холдинговой компании, приводимом  в п.1.1.

 Положения, на наш  взгляд, содержатся существенные  противоречия.

 Рассматриваемы нормативный  акт, принятый ещё до вступления  в силу первой части ГК Российской  Федерации, оперирует понятием  «предприятие» для обозначения  субъекта предпринимательской деятельности. Исходя их этого

 Положения, у одного  предприятия, независимо от его  организационно-правовой формы,  в активах может быть контрольный  пакет акций другого предприятия,  которое в этом случае становится  дочерним. Под «контрольным пакетом  акций» понимается любая форма  участия в капитале предприятия,  которая обеспечивает безусловное  право принятия или отклонения  определенных решений на общем  собрании его участников (акционеров, пайщиков). Вряд ли оправдано применение  понятия «контрольный пакет акций  к предприятиям любых организационно-правовых  форм, поскольку акции могут заполнять  уставные капиталы только акционерных  обществ. Но здесь уместно посмотреть  на п. 1.3.

 Положения, в котором  то ли преодолевается, то ли  ещё более усугубляется заложенное  в п.1.1. противоречие – холдинговые  компании и их дочерние предприятия  создаются только в форме акционерных  обществ открытого типа.

 Множество других недостатков  Положения можно объяснить тем,  что с момента его принятия (1992 г.) российская экономика и  право динамично развивались  и изменились в ряде случаев  самым существенным образом.

 

 Положение о холдинговых  компаниях предусматривает публичность  их деятельности: холдинговые компании  обязаны ежеквартально публиковать  в общедоступной периодической  печати свои балансы, счета прибылей и убытков, а также полные сведения о принадлежащих им акциях (долях участия в капитале) других предприятий в порядке, установленном действующим законодательством.

 

 Правовое регулирование  холдингов, возникшее в России  в рамках приватизационного законодательства, как отмечает И.С. Шиткина[15], является  непоследовательным, при этом Временное  положение о холдинговых компаниях,  создаваемых при преобразовании  государственных предприятий в  акционерные общества, остаётся  единственным действующим нормативным  актом, в котором предпринята  попытка системного правового  регулирования этого вида предпринимательских  объединений. Тот факт, что уже  в 2000 и 2001 гг.[16] законодатель внес  ряд изменений в Положение  о холдинговых компаниях, свидетельствует,  на наш взгляд, о востребованности и применяемости данного документа. При этом, безусловно, следует признать противоречивость отдельных норм Положения, их несоответствие действующему законодательству, сложившейся практике.

 

1.2. Понятие и виды холдинговых  компаний

 

1.2.1. Понятие холдинговой  компании

 

 Несмотря на появление  в последнее время в России  огромного количества предприятий  под названием "холдинг", немногие  могут дать точное определение  о том, что же они из себя  представляют. Попробуем разобраться  в этом, руководствуясь зарубежным  опытом и теми нормативными  актами, на основании которых  эти предприятия создаются и  действуют в России.

 

Исследование сущности и  правового положения холдинговых  компаний имеет большое значение как с практической, так и с  теоретической точек зрения.

 

 Отношения экономической  зависимости и контроля, лежащие  в основе создания объединений  вертикального типа или объединений  холдингового типа, по мнению  М.И.Кулагина, ставят под вопрос  основополагающий принцип гражданского  права - принцип юридического  равенства субъектов. Исследуя  группы взаимозависимых лиц (холдинги, концерны) в буржуазном гражданском  праве, он сделал вывод, что  реальные взаимоотношения в экономике  заставляют право "регулировать  отношения юридически (а не только  экономически) неравных субъектов  права, связанных отношениями  власти и подчинения. Иными словами, - писал известный цивилист, - ставится  под сомнение и традиционное  определение гражданского права  как совокупности норм, регулирующих  имущественные отношения, складывающиеся  по горизонтали между равноправными  участниками товарного оборота.  Настаивать на классическом понимании  гражданского права с учетом  процесса централизации производства  и капитала означает исповедовать  юридический идеализм"[17].

 

 Освободившись от "юридического  идеализма", рассмотрим наиболее  распространенную в рыночных  условиях форму объединений, основанных  на

"системе участий"  и экономической субординации - холдинги.

 

"Для современной капиталистической  экономики, - писал М.И.Кулагин, - характерными  являются отношения власти и  подчинения, разнообразные формы  зависимости между участниками  хозяйственного оборота. Концентрация  и централизация капитала и  производства приводят не только  к образованию монополий, но  и к появлению в хозяйственной  жизни иных структур, образно  говоря, молекулярного уровня. Это  различного рода объединения  юридически самостоятельных субъектов  (обычно юридических лиц), связанных  отношениями экономической зависимости.  Такие объединения в современном  буржуазном законодательстве и  в юридической доктрине называются  по-разному: "связанные предприятия", "системы компаний", "организации  организаций", "товарищества товариществ", "товарищества второй ступени", а также "группы компаний" или просто "группы". Последний  термин все шире используется  в научной литературе, мы и  будем употреблять его в дальнейшем.

 

 Сущность группы заключается  в том, что это экономическое  единство или организация, состоящая  из самостоятельных субъектов  права. В результате можно с  успехом обладать контролем без  бремени собственности, господством  - без хозяйственных рисков.

 

 Группа имеет существенные  преимущества перед другими способами  концентрации капитала, например, по  сравнению с поглощениями, слияниями  юридических лиц. Создание зависимой  дочерней компании, как правило,  не требует длительных и дорогостоящих  формальностей. Но самое главное  - зависимое общество рассматривается  как самостоятельный субъект  права.

 

...Чаще всего дочерние  компании учреждаются не по  соображениям производственной  необходимости, а из желания  укрыть прибыли от фиска или  кредиторов, избежать налогообложения  либо ограничительного действия  законодательства в странах, где  оперирует компания. Имеют здесь  место и такие "психологические"  причины, как стремление отвести  угрозу национализации, скрыть истинные  размеры предприятия. Большинство  дочерних компаний и являются  такими "обществами-фасадами"[18]. М.И.Кулагин называет участников  холдинговых компаний "квазиобособленными хозяйственными единствами".

Информация о работе Создание и развитие холдинговой компании