Спецификация государственного регулирования экономики в условиях кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. В условиях кризиса особое значение приобретает государственное нормативное регулирование в различных сферах экономики.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Система государственного регулирования экономики в российской федерации. 4
Глава 2. Специфика государственного регулирования экономики в условиях кризиса. 9
Глава 3. Реализация антикризисных мер в субъектах Российской Федерации 28

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ  АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА

ИНСТИТУТ ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Государственное регулирование экономики»

на тему

Спецификация государственного регулирования экономики в условиях кризиса

 

студентки 1 курса 103-ГМУс группы

Перелёт Натальи  Владимировны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Химки,

микр. Сходня, 2011 г.

 

Оглавление

 

Введение

Кризис  – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. В условиях кризиса особое значение приобретает государственное нормативное регулирование в различных сферах экономики.

История социально-экономического развития многих, в том числе крупнейших, стран мира свидетельствует о том, что им приходилось переживать глубокие спады производства, финансовые потрясения, массовую безработицу, острые социальные и политические конфликты.

Одни  страны с большим трудом и значительными  издержками преодолевали трудности, вызванные, прежде всего, кризисом экономики, другие довольно успешно справлялись с экономическими и социальными потрясениями и в довольно короткие сроки выводили свои экономические и социальные системы из острых кризисных состояний.  Достижение устойчивого экономического роста и обеспечения благосостояния населения во многом определяется финансово-экономическим положением предприятий различных отраслей, теми возможностями развития, которыми они располагают в сложившихся условиях хозяйствования.

Масштабный  кризис в российской экономике требует  серьезного анализа и нуждается  в прогнозировании. Сейчас можно  утверждать, что его нельзя однозначно считать ни «инфекцией», занесенной из западной экономики, ни чисто российским циклическим кризисом. Сочетание внешних и внутренних факторов придает ему известную уникальность. Важно осмыслить происходящие процессы, сформулировать требования к их мониторингу, определить меры, смягчающие остроту кризисных явлений, и выработать подходы, направленные на поиск «спящих» сегодня сил, которые способны стать двигателем последующей модернизации российской экономики. 
Глава 1.Система государственного регулирования экономики в российской федерации.

Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος — дом и νόμος —  правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства»)  — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Впервые в научном  труде слово «экономика» появляется в IV в. до н. э. у Аристотеля, который называет её «естественной наукой». Аристотель противопоставлял экономику хрематистике — отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды. В современной философии экономика рассматривается как система общественных отношений, рассмотренных с позиции понятия стоимости. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться. Экономика помогает удовлетворить потребности человека в мире ограниченных ресурсов.

Экономика общества представляет собой сложный и всеохватывающий  организм, который обеспечивает жизнедеятельность  каждого человека и общества в  целом.

Экономика России — шестая экономика среди стран мира по объёму ВВП по ППС (на 2010 год). По номинальному объёму ВВП Россия занимает 11-е место.

Уже более 10 лет прошло после распада СССР в 1991 году, и  сейчас России стоит на пути интеграции в мировую экономику и стабильного  экономического развития. В начале 1990-х годов Россия отказалась от плановой экономики в пользу рыночных отношений, была произведена реформа государственного управления, разработана и принята конституция страны, создана законодательная база для развития рыночной экономики. Такие перемены не могли не сказаться на экономике страны, в следствие чего ВВП России на протяжении более чем 5 лет постоянно снижался.

 После распада СССР, первый незначительный экономический  рост в России произошел только  в 1997 году. В 1997 году, однако, начался  азиатский финансовый кризис, который отрицательно сказался на российской экономике. Это привело к тому, что в 1998 году Правительство России не смогло в полной мере обеспечить выплату по долгам, а последовавшее за этим резкое падение курса рубля значительно снизило и без того низкий уровень жизни простых граждан. Таким образом, 1998 год остался в истории как год кризиса и большого оттока капиталов из страны.

 Несмотря на столь  значительный спад, уже в 1999 году  российская экономика начала  восстанавливаться. Главным стимулом экономического роста стал очень низкий курс рубля по отношению к ведущим мировым валютам, что очень положительно сказалось на производстве внутри страны и экспорте. Затем для страны наступила эра стабильного экономического роста, а ВВП России в период с 1999 по 2005 годы увеличивался в среднем на 6.7% ежегодно, опираясь на высокие цены на нефть, "слабый" рубль, рост производства и сферы услуг.

 Стабильный экономический  рост в последние годы стал  возможен, в первую очередь, благодаря  высоким ценам на нефть, в сочетании со структурными реформами, проведенными Правительством России в 2000-2001 годах. Рост ВВП стал причиной роста уверенности деловых кругов и простых потребителей в более благоприятном экономическом будущем России, в следствие чего, существенно увеличился приток иностранных инвестиций в экономику и практически прекратился отток капитала из страны.

 В настоящее время  Россия имеет большой торговый  профицит, что достигается в том  числе и за счет ограничений  на импорт, и высокий уровень  коррупции, что делает почти невозможным выход малых и средних иностранных предприятий на российский рынок без посредничества отечественных компаний. Правда, некоторые ограничения на импорт, как ожидается, будут устранены ввиду вступления России в ВТО в 2007 году.

 В то же время  экономика России продолжает  быть зависимой от экспорта  сырья, в частности нефти, природного  газа, металлов и древесины, которые  вместе составляют около 80% экспорта. В последние годы, однако, в России  произошел существенный рост  внутреннего потребления - в среднем на 12,6% ежегодно в 2000-2005 годах, что стало причиной укрепления внутреннего рынка.

 Экономическое развитие  страны крайне неравномерно: Москва  и Московская область создают  примерно треть ВВП страны, при  этом численность населения в регионе составляет только десятую часть от общероссийского.

Основу экономики России составляет экспорт минерального сырья. По данным на 2007 год, доля экономики России в мировой экономике — 3,2 %.

В структуре экономики  России преобладает сектор услуг (торговля, транспорт, рестораны, гостиницы, связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, государственное управление, безопасность, образование, здравоохранение, прочие услуги) — более 56,7 % структуры добавленной стоимости в 2007 году (в ВВП — 48,6 %). Кроме того, есть ещё обрабатывающая промышленность (пищевая промышленность, текстильное и швейное производство, производство изделий из кожи, производство обуви, обработка древесины, производство из дерева, целлюлозно-бумажное производство, издательская деятельность, полиграфическая деятельность, производство кокса и нефтепродуктов, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство прочих неметаллических минеральных продуктов, металлургическое производство, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, производство электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств и оборудования, прочие производства) — 19,1 % структуры добавленной стоимости (16,4 % ВВП), на добычу полезных ископаемых приходится всего 10,4 % структуры добавленной стоимости (9,0 % ВВП). Строительство составляет всего 5,9 % структуры добавленной стоимости (5,1 % ВВП); сельское, лесное хозяйство и рыболовство составляют в сумме 4,5 % структуры добавленной стоимости (4,5 % ВВП России). Наименьшую долю в структуре добавленной стоимости занимает производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 3,1 % (2,7 % ВВП). На чистые налоги на продукты приходится 14,2 % ВВП.

Среди всех отраслей промышленности России наиболее сильными, по отношению к 1991 году, выглядят: производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, химическое производство, обрабатывающие производства, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых; целлюлозно-бумажное производство (лесные ресурсы России — крупнейшие в мире); издательская и полиграфическая деятельность; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; производство и распределение электроэнергии, газа и воды (по данным до 2006 года).

Экономические показатели. Золотовалютные запасы России на 11 августа 2006 года составили 277 млрд. долларов. Это третье место в мире после Китая и Японии.

 Объем ВВП в 2005 составил 21665,0 млрд. руб. и увеличился  на 6,4 % по сравнению с предыдущим годом. Прирост промышленного производства в 2005 г. составил 4,0 %, оборот розничной торговли — 12,0 %, инвестиций в основной капитал — 10,5 %, грузооборота транспорта — 2,6 %.

 Официальная инфляция  составила 10,9 %. Однако следует  учитывать, что инфляцию считают по усреднённой «потребительской корзине», адекватность которой ряд экономистов ставят под сомнение. Общий подъём цен в экономике выражает другой показатель — дефлятор ВВП, который составил 19,7 %. Именно на эту величину Минфин РФ корректирует цифровые показатели, когда проводит сравнение бюджетных и других финансовых показателей за разные годы.

 Внешнеторговый оборот  в 2005 составил 370,4 млрд. долл. Сальдо  торгового баланса оказалось  положительным — 120,1 млрд. долл. Большую  часть российского экспорта обеспечивает нефть.

 Согласно опубликованным  в феврале 2006 г. данным по  внешней торговле России за 2005 год, основными факторами, оказавшими  влияние на её показатели, стали  высокие цены на нефть и  укрепление российской валюты. Нефть подорожала с примерно 40 до 60 долларов за баррель, что дало прирост стоимости экспорта на 43,1 %. В то же время добыча нефти выросла лишь на 2,2 % (до 469,6 млн. т), а физический объём экспорта вообще уменьшился на 2 %.

 Реальный эффективный  курс рубля в 2005 году вырос на 10,5 %. В результате российские товары утрачивают конкурентоспособность как на внешних, так и на внутренних рынках. Экспорт машин и оборудования из России сократился на 4,5 %. По мнению экспертов, сокращение экспорта произошло за счёт развивающихся стран и стран СНГ. В то же время укрепление рубля позволяет российской промышленности проводить модернизацию оборудования.

 

Глава 2. Специфика государственного регулирования экономики в условиях кризиса.

 

После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.

 Мировой ВВП по  прогнозам упадет в 2009 году почти на полпроцента, спад ВВП в США может достичь 2,6-2,7 процентов, в Японии - до 5-5,8. Экономика Евросоюза может сократиться на 2,1-2,5 процента. Практически во всех странах будут значительно снижаться доходы населения. Положительные темпы роста сохранятся в Индии и Китае, но и там они упадут почти в два раза по сравнению с предыдущими годами. В России ВВП также может упасть более чем на 2%.

 У воздействия глобального  экономического кризиса на Россию  есть свои особенности, связанные с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью ряда рыночных институтов, включая финансовую систему.

 Основная проблема  российской экономики - до сих  пор очень высокая зависимость  от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.

 Вторая проблема - недостаточная конкурентоспособность  несырьевых секторов экономики.  Когда начались проблемы в  сырьевых секторах, не нашлось  отраслей, способных «поддержать»  экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные.

 Результат - значительное  падение промышленного производства, рост числа безработных, снижение  заработных плат и ряд других  негативных последствий. Особенно  это заметно в тех городах и регионах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия, и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными.

 Третья проблема - недостаточная развитость финансового  сектора, банков. Многие российские  предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования - меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными.

 Национальная экономика  в последние годы развивались  во многом за счет внешних  источников - высоких цен на сырье,  «дешевых» кредитов иностранных  банков, теперь России для выхода  из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития необходимо найти внутренние источники роста.

 В октябре - декабре  2008 года, когда мировой экономический  кризис начал оказывать серьезное  воздействие на российскую экономику,  Правительство начало реализацию антикризисных мер. Антикризисные меры первого этапа позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики.

Информация о работе Спецификация государственного регулирования экономики в условиях кризиса