Спецификация государственного регулирования экономики в условиях кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. В условиях кризиса особое значение приобретает государственное нормативное регулирование в различных сферах экономики.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Система государственного регулирования экономики в российской федерации. 4
Глава 2. Специфика государственного регулирования экономики в условиях кризиса. 9
Глава 3. Реализация антикризисных мер в субъектах Российской Федерации 28

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

 В 2009 году и в  последующие годы Правительство  Российской Федерации намерено  значительно активизировать использование всех имеющихся инструментов экономической и социальной политики в целях недопущения необратимых разрушительных процессов в экономике, подрывающих долгосрочные перспективы развития страны, обеспечивая при этом и решение стратегических задач.

 Правительство будет  осуществлять свою деятельность, исходя из семи основных приоритетов: 

1.    Публичные  обязательства государства перед  населением будут выполняться  в полном объеме. Гражданам и  семьям, наиболее пострадавшим в  период мирового экономического кризиса, будет оказана поддержка. Это предполагает усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, улучшение ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненно важными препаратами. Будут расширены масштабы деятельности государства в сфере занятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения;

2.    Правительство  не будет вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств. В то же время, предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать на содействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом;

3.    Основой посткризисного  восстановления и последующего  поступательного развития должен  стать внутренний спрос. Ослабление  зависимости экономического роста от внешних факторов, максимально эффективное задействование внутренних ресурсов будут ключевыми задачами Правительства в ближайшие годы. В условиях кризиса важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (госинвестиции и госзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль, и Правительство предпримет все необходимые меры к его наращиванию.

4.    Кризис - не  повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Такая работа будет активизирована и ускорена. Главная модернизационная задача Правительства - смена сложившейся модели экономического роста. Вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики. Инвестиции в человеческий капитал - образование и здравоохранение - будут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Запланированные инфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики, также должны быть построены, но за меньшие средства.

5.    Ответственный  бизнес должен быть освобожден  от давления чиновников. Правительство  продолжит снижать административные  барьеры для бизнеса, являющиеся  одной из причин коррупции. Будет также предложен новый комплекс мер, позволяющий малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса.

6.    Экономика  должна опираться на мощную  национальную финансовую систему.  Правительство предпримет все  необходимые усилия для нормализации функционирования финансового сектора, включая банковскую систему и фондовый рынок, для поступления в экономику необходимых объемов кредитных ресурсов через банковский сектор. При этом особое внимание будет уделено скорости принятия и реализации решений.

7.    Правительство  и Центральный Банк будут реализовывать  ответственную макроэкономическую  политику, направленную как на  поддержание макроэкономической  стабильности, так и на создание  необходимых условий, стимулов  для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития. Это предполагает взвешенную бюджетную политику, поддержание равновесного обменного курса рубля. Денежная политика будет направлена на борьбу с кризисом ликвидности в финансовой сфере при одновременном снижении инфляции. Принимаемые меры должны привести к повышению доверия к национальной валюте, увеличению уровня монетизации экономики, снижение инфляции, обеспечивая тем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономического роста.

Усиление социальной защиты населения, обеспечение гарантий социальной и медицинской помощи, государственная поддержка сферы  занятости 

Социальные выплаты  и пособия, финансируемые из федерального бюджета, будут проиндексированы с учетом нового прогноза инфляции. Это относится, прежде всего, к пакету государственных пособий на детей, материнскому (семейному) капиталу, а также к выплатам, производимым в рамках законодательства о социальной поддержке отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

 В 2009 году будет  реализовано ранее принятое решение  о повышении среднего размера  социальных пенсий до прожиточного  минимума пенсионера (4294 руб. в  конце года).

Получит дальнейшее развитие национальный проект «Здоровье». Основной акцент будет сделан на вопросах формирования здорового образа жизни, который, при  активной его пропаганде, должен нивелировать негативные социальные явления, возникающие  в условиях экономического кризиса.

 Начатые в 2008 году  программы развития системы оказания  специализированной сосудистой  помощи и совершенствования организации  медицинской помощи пострадавшим  при дорожно-транспортных происшествиях  будут продолжены.

В 2009 году начнут реализовываться мероприятия по совершенствованию онкологической помощи населению и по обеспечению противотуберкулезной помощи.

 Будет проведена  дополнительная диспансеризация  работающих граждан и углубленные  медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, что позволит выявлять социально-значимые заболевания на ранних стадиях для оказания специализированной и высокотехнологичной помощи.

 Будет продолжен  комплекс мероприятий по совершенствованию  медицинской помощи матерям и детям.

 Правительство Российской  Федерации ставит своей задачей  повышение уровня обеспечения  населения Российской Федерации  необходимыми лекарственными средствами  и предусматривает провести комплекс  мер по расширению доступности  качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств, повышению конкурентоспособности российской фармацевтической отрасли на международном уровне.

 В целом планируемые  мероприятия позволят повысить  ответственность производителей  и дистрибьюторов за качество лекарственных средств при упрощении процедур лицензирования и сокращении административных барьеров в данной сфере.

 Для стабилизации  ситуации с лекарственным обеспечением  населения в части обеспечения  населения лекарственными средствами  планируется:

 ввести обязательную  регистрацию предельных отпускных  цен производителя на лекарственные  средства, входящие в Перечень  жизненно необходимых и важнейших  лекарственных средств;

 обязать органы  управления субъектов Российской  Федерации минимизировать уровни предельных оптовых и розничных надбавок на лекарственные средства;

 организовать мониторинг  за соблюдением дистрибьюторами  и аптечными организациями установленных  оптовых и розничных торговых  надбавок на все лекарственные  средства в субъектах Российской Федерации;

 в целях сохранения физической  доступности традиционно потребляемых  населением Российской Федерации  лекарственных средств в розничной  аптечной сети пересмотреть действующий  Минимальный ассортимент лекарственных  средств, обязательных для наличия для всех розничных аптечных организаций на территории Российской Федерации.

 В режиме немедленного реагирования  Правительство Российской Федерации  приняло специальные меры по  снижению социальной напряженности,  в первую очередь в отношении  ухудшающейся ситуации на рынке труда.

 С начала года в 1,5 раза  увеличен максимальный размер  пособия по безработице. 

 На высшем правительственном  уровне организован и проводится  еженедельный мониторинг увольнений  работников в связи с ликвидацией  организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.

 Федеральный бюджет выделил  дополнительно 43,7 млрд.рублей на  стабилизацию ситуации на рынке  труда. Субъектами Российской  Федерации приняты 82 региональные  программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность.

Запланировано направить на опережающее  обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс.человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.

 Дополнительные бюджетные средства  выделяются в виде субсидий  из федерального бюджета на  основании специальных соглашений  с субъектами Российской Федерации. 

 Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд.рублей, из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета.

Объем бюджетных ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов  Российской Федерации на оказание социальной поддержки безработных граждан и осуществление активных программ содействия занятости безработных граждан будет увеличен на 33,95 млрд.рублей, в том числе 29,8 млрд.рублей на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными.

Во всех субъектах Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных «горячих линий». Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения (проживающих во всех субъектах Российской Федерации), организована работа информационного портала «Работа в России».

 Для обеспечения приоритетного  права российских граждан на  трудоустройство на вакантные  и вновь создаваемые рабочие  места на 2009 год в 2 раза уменьшены  квоты на привлечение иностранных  работников субъектам Российской Федерации по сравнению с их предложениями.

 Правительство Российской Федерации  совместно с банками с государственным  участием и АИЖК проводит работу  по реструктуризации задолженности  по ипотечным кредитам для  лиц, временно потерявших работу (в том числе в этих целях уставный капитал АИЖК увеличен на 60 млрд. рублей). Ведется работа по усилению адресности системы субсидий населению на компенсацию расходов по оплате услуг ЖКХ.

 В связи с кризисными процессами  в экономике в сложной ситуации окажутся студенты, в первую очередь обучающиеся на платной основе, а также студенты, воспользовавшиеся или планировавшие воспользоваться образовательными кредитами. Правительство предпримет ряд мер по поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением роли государственной поддержки. Будет также рассмотрена возможность фиксации платы за получение образования в рублях на весь период обучения для студентов, обучающихся с полным возмещением затрат.

 Отдельной важной задачей  будет обеспечение занятости  выпускников школ, вузов и ссузов, которым наиболее сложно найти  работу в условиях кризиса.  Здесь будут предприняты меры  по сохранению бюджетных мест на очных отделениях вузов на уровне 2008 года, несмотря на демографический спад, по увеличению бюджетных мест в магистратуре до 35 тысячи мест (в настоящее время - 20 тысяч); в аспирантуре до 29 тысяч (увеличение на 3 тысячи мест), а также по изменению структуры подготовки в вузах и ссузах. Имеется в виду увеличение числа бюджетных мест по наиболее востребованным техническим специальностям и снижение по специальностям в области экономики и управления, гуманитарных наук.

 Важными мерами будут принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, что будет способствовать трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, а также распространение практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями.

Правительство будет пристально следить  за ситуацией на предприятиях, являющихся ключевыми для российской экономики, с тем, чтобы предотвратить как  массовые увольнения, так и утрату накопленного нашей экономикой за годы роста производственного потенциала.

 Неэффективные предприятия  не будут поддерживаться за  счет средств налогоплательщиков - Правительство приложит необходимые  усилия для минимизации последствий  банкротства для работников этих  предприятий и местных сообществ, обеспечит сохранение стратегически важных производственных активов таких предприятий в ходе процедур банкротства.

Информация о работе Спецификация государственного регулирования экономики в условиях кризиса