Спецификация государственного регулирования экономики в условиях кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. В условиях кризиса особое значение приобретает государственное нормативное регулирование в различных сферах экономики.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Система государственного регулирования экономики в российской федерации. 4
Глава 2. Специфика государственного регулирования экономики в условиях кризиса. 9
Глава 3. Реализация антикризисных мер в субъектах Российской Федерации 28

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

 В то же время, предприятия,  повысившие в последние годы  свою эффективность, инвестировавшие  в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, но попавшие в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам и временного снижения спроса на их продукцию вправе рассчитывать на поддержку государства.

Общая поддержка реального сектора и работа с системообразующими предприятиями

  Для всех предприятий в  2009 году снижена налоговая нагрузка. Налог на прибыль снижен до 20%. Предприятия, инвестирующие в  оборудование, получили дополнительные  льготы по амортизации. Введено  налоговое льготирование приоритетных научных разработок. Полностью освобождены от всех налогов средства, направляемые предприятиями на обучение своих сотрудников. Освобождены от НДС операции по ввозу технологического оборудования, не производимого в России, что серьезно уменьшит расходы предприятий на модернизацию производства.

Приняты дополнительные меры по развитию целевого кредитования предприятий  под расчеты за поставленную продукцию (факторинг). Для этого факторинговые  компании включены в состав организаций, которым в 2009 г. будет оказываться поддержка за счет средств федерального бюджета (в рамках программы Внешэкономбанка по финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства).

 Увеличен объем государственной  поддержки экспорта промышленной  продукции (до 6 млрд. руб.). Принятые решения о финансовой поддержке уже реализуются. С начала 2009 года 24 российским экспортерам возмещена часть затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на сумму более 1,48 млрд. рублей.

Государственный спрос  на продукцию и услуги российских предприятий будет также поддерживаться через реализацию запланированных  инвестиционных проектов в сфере  транспорта, телекоммуникаций и т.д., реализуемых в рамках ФЦП и  ФАИП, крупных инфраструктурных проектов Инвестфонда. Также будет проводиться работа по определению и поддержке приоритетных инвестиционных проектов, направленных на технологическую модернизацию обрабатывающих отраслей промышленности, способных обеспечить конкурентоспособность российской экономики на этапе посткризисного роста.

 Правительство примет  меры по стимулированию инновационной  активности в экономике. 

Государство также будет  стимулировать инновации в экономики  через реализацию «технологичных»  федеральных целевых программ, расходы на которые будут либо сохранены на запланированном ранее уровне, либо минимально снижены. Не сокращены расходы по таким «технологическим» ФЦП, как Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы, «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года». В результате корректировки бюджета объем государственных инвестиций будет снижен по сравнению с запланированным ранее на 2009 год, но будет достаточным для поддержания необходимого уровня спроса со стороны государства.

Кроме системных мер, направленных на поддержку всех отраслей экономики, Правительство реализует  меры, направленные на недопущение  необратимых кризисных явлений  в отдельных секторах экономики, имеющих значительный мультипликативный  эффект на развитие смежных отраслей (автомобилестроение, жилищное строительство), важных с точки зрения продовольственной безопасности и социальной стабильности (сельское хозяйство, лесопромышленный комплекс), ключевых с позиции обеспечения обороноспособности страны (ОПК), обеспечивающих основу для функционирования экономики в целом (ТЭК, транспорт).

 В рамках поддержки  сельского хозяйства Правительство  предпринимает меры по обеспечению  доступности финансовых ресурсов  для предприятий отрасли, защите  внутренних рынков, стимулированию экспорта сельскохозяйственной продукции.

 Приняты решения  о субсидировании процентных  ставок в размере 100% ставки  рефинансирования Банка России  по кредитам для отдельных  подотраслей сельского хозяйства  (мясное и молочное животноводство), для чего выделено 7 млрд. рублей. Еще 10 млрд. рублей выделено на возмещение 80% от ставки рефинансирования Банка России по кредитам, полученным в российских кредитных организациях остальными предприятиями АПК.

 Также будут субсидироваться  процентные ставки по отдельным видам инвестиционных и краткосрочных кредитов, привлекаемых организациями рыбохозяйственного комплекса на модернизацию и техническое перевооружение рыбопромыслового флота, а также на материально-техническое снабжение и снаряжение (1,07 млрд.руб.).

 В целях стимулирования  спроса на продукцию автомобилестроения  будет субсидироваться 2/3 ставки  рефинансирования по 3-х летним  потребительским кредитам на  приобретение легковых автомобилей,  произведенных на территории  России (2 млрд. руб.). Также будет выделена субсидия ОАО "Российские железные дороги" на расходы по транспортировке отечественных автомобилей в регионы Дальнего Востока. (2 млрд. руб.).

 Частный спрос будет  также стимулироваться через  поддержку государством развития  лизинга автомобильной техники. Лизинговым компаниям будет предоставлена кредитная линия на осуществление лизинговых операций с автомобильной техникой российского производства на срок не менее 3 лет по ставке, не превышающей ставку рефинансирования Банка России.

В дополнение к частному спросу на продукцию автопрома будут обеспечены закупки автомобильной техники для федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных учреждений в централизованном порядке (12,5 млрд. руб).

Правительство будет субсидировать часть процентных ставок российским организациям автомобилестроения и транспортного машиностроения по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на технологическое перевооружение. (2,5 млрд.руб.).

 В целях повышения  финансовой устойчивости предприятий отрасли в условиях кризиса и создания возможности для реализации ими полноценных программ реструктуризации, повышения эффективности будут откорректированы действующие графики погашения реструктурированной задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также страховым вносам перед внебюджетными фондами. В частности, сроки уплаты сумм основного долга в 2009-2015 годах будут перенсены на 2011-2017 годы.

 Государственная поддержка  будет оказываться организациям  оборонно-промышленного комплекса,

 До 15 млрд. рублей будет  направлено на субсидии организациям  ОПК - головным исполнителям и  исполнителям государственного  оборонного заказа, на возмещение  части затрат на уплату процентов  по кредитам. Также будут предоставляться субсидии на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных нужд по заданиям гособоронзаказа и в обеспечение международных обязательств Российской Федерации.

 В 2009 году на 3 млрд. рублей дополнительно предполагается увеличить субсидии стратегическим предприятиям и организациям ОПК в целях их финансового оздоровления.

 Значительный объем  бюджетных средств будет направлен  на проведение докапитализации  ведущих системообразующих компаний ОПК. Уже выкуплена государством дополнительная эмиссия акций ОАО «РСК «МиГ» на сумму 15,0 млрд. рублей, принято решение по ОАО «КАПО им. С.П.Горбунова» на сумму 4,12 млрд. рублей.

 Предусмотрено предоставление  государственных гарантий по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями ОПК на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения. Предполагается увеличение государственной гарантийной поддержки до 70 процентов. Общий объем средств, направляемый на указанные цели, составит 100 млрд. рублей.

 Сформирована законодательная  основа для расширения практики  предоставления инвестиционного  налогового кредита предприятиям  ОПК при выполнении ими гособоронзаказа. 

 Дополнительно к  комплексу субсидий в 2009 году запланирован 1 млрд. рублей для предоставления субсидий организациям ОПК на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции.

 В транспортном  комплексе Правительство предпринимает меры по стимулированию спроса на услуги, обеспечению доступности финансирования, стимулированию технического перевооружения и приобретения современных транспортных средств.

 Так, принято решение  о формировании государственной лизинговой компании в транспортном комплексе на базе открытого акционерного общества "Государственная транспортная лизинговая компания". В целях поддержания темпов строительства объектов транспортной инфраструктуры снижен минимальный размер софинансирования таких проектов из бюджетов субъектов Российской Федерации с 20 % до 5 % годового размера финансирования.

 Предпринимаются меры  по обеспечению недискриминационного  доступа топливных и авиационных  компаний к объектам инфраструктуры  топливо-заправочных комплексов в аэропортах в целях снижения издержек авиаперевозчиков. Для поддержки закупки авиаперевозчиками современной авиатехники авиакомпаниям будет предоставлена отсрочка уплаты таможенных платежей на срок до 6 месяцев в отношении ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним (в том числе двигателей) с освобождением от необходимости внесения обеспечения по их уплате.

 Увеличен размер  возмещения из средств федерального  бюджета части затрат на уплату  лизинговых платежей за воздушные  суда российского производства, получаемые российскими лизинговым компаниями по договорам лизинга, до трех четвертей подлежащих возмещению сумм.

 Правительство поддержит  сектор железнодорожных перевозок.  Будет проведено размещение облигаций  ОАО "РЖД" для финансирования инвестиционной программы на 2009-2011 годы. Уже зарегистрировано 7 выпусков инфраструктурных облигаций на сумму в 100 млрд. рублей. Размещение облигаций будет осуществляться ежемесячно (февраль-май 2009 г.) по 30 млрд. рублей в месяц.

 ОАО "РЖД" будет компенсирована часть выпадающих доходов в связи со снижением темпов роста тарифов на железнодорожные перевозки на 2009 год (в форме увеличения уставного капитала). На эти цели будет выделено 50 млрд.руб.

 Жилищное строительство  является одним из ключевых приоритетов экономической и социальной политики Правительства. Развитие жилищного сектора выступает мощным источником внутреннего спроса, охватывающего различные сектора отечественной экономики. Одновременно строительство жилья является важным стабилизатором, способствуя укреплению позиций среднего класса - собственника.

 Правительство предпримет  меры по снижению воздействия  кризиса на отрасль. Будет оказана  поддержка ипотечным заемщикам,  имеющим право на получение  материнского капитала. Потенциально  таким правом могут воспользоваться порядка 88 тыс. семей, и на эти цели будет направлено 26,3 млрд. рублей из средств федерального бюджета.

 Важным фактором  поддержки «частного» спроса  на квартиры станет принятое  решение о включении в состав  расходов сумм, уплаченных организациям в возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения. Указанные расходы для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 3% от суммы расходов на оплату труда. Важной мерой и социальной поддержки, и поддержки жилищного строительства станет реализация принятого решения об обеспечении в 2009 году жильем всех ветеранов Великой Отечественной войны.

 Будут реализовываться  институциональные преобразования в строительной отрасли: будут приняты комплекс антикризисных мер в строительной отрасли и комплекс мер по реформированию ЖКХ на 2009 - 2011 годы. В целях снижения негативных социальных последствий от реализации мер в сфере реформирования ЖКХ (в частности повышения уровня тарифов на услуги ЖКХ) будет совершенствоваться система адресных субсидий для населения.

 Правительство также  будет разрабатывать и реализовывать  дополнительные меры по поддержке  жилищного строительства в том  числе в рамках следующих направлений:

 содействие реструктуризации  ипотечной задолженности; 

 выполнение обязательств  государства перед военнослужащими  и ветеранами Великой Отечественной  войны; 

 организационная и  финансовая поддержка частного  спроса на новое жилье по  социально приемлемым ценам;

 выполнение обязательств  государства по реализации программы  «Молодая семья»;

 участие в программах  развития муниципальной инфраструктуры.

 Ряд мер Правительство  реализует в сфере поддержки  лесопромышленного комплекса. Будет  обеспечена кредитная поддержка завершения строительства объектов, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, введена отсрочка платежей на 1-2 года по кредитам, полученным на реализацию приоритетных инвестиционных проектов, находящихся на завершающейся стадии (или возможность их перекредитования), выделено 325 млн. руб. на субсидирование процентных ставок по кредитам.

 Будет рассмотрен  вопрос об освобождении инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные  проекты, от уплаты таможенных пошлин на вывоз круглых лесоматериалов.

 В сфере металлургического  производства принят ряд решений  в области таможенно-тарифного  регулирования, поддерживающий экспорт  продукции цветной металлургии  и обеспечивающий защиту отечественных  производителей черных металлов на внутреннем рынке. Система антикризисных действий в этой отрасли будет связана с поддержкой экспорта и стимулированием внутреннего спроса со стороны строительной отрасли, машиностроения и топливно-энергетического комплекса.

Информация о работе Спецификация государственного регулирования экономики в условиях кризиса