Способы оценки кредитного риска в современных условиях кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 11:48, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – изучить способы оценки банковских рисков в современных условиях кризиса
Для достижения цели работы должны быть выполнены следующие задачи:
1) рассмотреть место рисков в банковской практике, их виды и классификацию;
2) ознакомиться с методами оценки банковских рисков;
3) проанализировать состояние рисков в банковской сфере за 2008 год;
4) дать общую характеристику банку, выбранному в качестве объекта исследования;

Содержание работы

Введение
Глава 1 Банковский риск как экономическая категория……………… 5
1.1 Общее представление о банке и банковский риск………………………5
1.2 Классификация банковских рисков. Основные виды рисков в банковской деятельности……………………………………………………………………9
Глава 2 Функционирование коммерческих банков в условиях кризиса
2.1 Влияние финансового кризиса 2008 года на устойчивость банковского сектора в Российской Федерации………………………………………………
2.2 Общая характеристика банка………………………………………………
Глава 3 Система управления рисками в банке
3.1 Оценка банковских рисков………………………….……………………….
3.2 Стратегия кредитного риск-менеджмента…………………………………...

Файлы: 1 файл

Акжигитова Л.Ш. Способы оценки кредитного риска в современных условиях кризиса.docx

— 218.18 Кб (Скачать файл)

Подобные действия в совокупности с четкой экономической политикой и разумной, взвешенной политической позицией помогут российской банковской системе выйти из кризиса реорганизованной, окрепшей, способной реально поддерживать экономику и противостоять кризисам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Общая характеристика  банка

 

 

МКБ «Москомприватбанк» зарегистрирован 23 апреля 2012 года. Имеет Генеральную лицензию ЦБ РФ №2827 от 25.04.2012 г.

Банк является:

членом ассоциации Российских Банков (АРБ), Московского Банковского  Союза (МБС), Московской Межбанковской  Валютной Ассоциации (ММВА);

членом Национальной Ассоциации Участников Фондового Рынка (НАУФОР), Национальной Фондовой Ассоциации (НФА);

участником системы электронных  торгов (СЭЛТ), участником всех секций (валютного рынка, фондового рынка, срочного рынка) Московской Межбанковской  Валютной Биржи;

официальным дилером ЦБ РФ по операциям с ГКО, ОФЗ;

участником международных  межбанковских расчетов системы S.W.I.F.T., членом международной дилинговой системы  «REUTERS»;

принципиальным членом платежной  системы Europay International, банком-участником ассоциации VISA International;

участником системы обязательного  страхования вкладов (свидетельство  Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов»

Москомприватбанк представлен  в 16 областях России, занимая 15 место  по эффективности филиальной сети (рейтинг  банков России «Национального банковского  журнала».

На сегодняшний день «Москомприватбанк» имеет:

618 банкоматов;

2809 POS-терминалов;

700000 пластиковых карт.

Деятельность «Москомприватбанка»  регламентируется различными законами и инструкциями. Основными документами  для осуществления деятельности Банка является ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и Гражданский Кодекс РФ. Также следует отметить о таких Положениях, как № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» от 05.12.2002, и № 2-П «О безналичных расчётах в Российской Федерации» от 03.10.2002г.

А также, такими законодательно – нормативными актами:

Положение Банка России № 255-П «Об обязательных резервах кредитных  организаций» от 29 марта 2004г.;

Положение Банка России № 242-П «Об организации внутреннего  контроля в кредитных организациях и банковских группах» от 16 декабря 2003г.;

Инструкция ЦБ РФ № 110-И  «Об обязательных нормативах банков»  от 16 января 2004г.;

Инструкция ЦБ РФ № 17 «О составлении  финансовой отчётности» от 1 октября 1997г. и др.;

Положение Банка России № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с  использованием платёжных карт»  от 24 декабря 2004г.

Таким образом, Москомприватбанк – это один из крупнейших банков в России, обладающий прочной деловой  репутацией, безупречной кредитной  историей и наивысшими среди российских банков кредитными рейтингами.

Москомприватбанк предлагает своим клиентам широкий перечень кредитных продуктов, которые учитывают  реальные потребности клиента, предоставляя не отдельные услуги, а комплексное  решение задач, основанное на индивидуальном подходе и подкрепленное опытом работы банка на отечественном и  международном финансовом рынке.

В целом, филиал Москомприватбанка  на сегодняшний день предоставляет  широкий спектр банковских услуг, к  их числу относятся:

Открытие и ведение  валютных и рублевых счетов;

Расчетно-кассовое обслуживание, в т. ч. приём, пересчёт и зачисление выручки на счета;

Внутрироссийские расчёты  в рублях и валюте;

Операции по покупке/продаже  иностранной валюты за рубли, а также  конверсионные операции иностранная  валюта/иностранная валюта;

Управление рублёвыми  и валютными ресурсами;

Брокерское обслуживание при проведении операций с государственными ценными бумагами;

Операции с банкнотами во всех свободно конвертируемых валютах;

Кредитование в рублях и иностранной валюте;

Выдача гарантий по операциям  клиентов и банков-корреспондентов, а также по привлекаемым иностранным  кредитам;

Выполнение функций агента валютного контроля;

Выпуск и обслуживание международных пластиковых карт;

Экспертиза подлинности  и платёжности денежных знаков, платёжных  документов;

Оказание финансовых, консалтинговых и других видов услуг.

2. Анализ нормативно-правовых  источников на основании которых функционирует банк.

Филиал Москомприватбанка  при осуществлении своих функций  и операций руководствуется различными нормативными и законодательными актами (впрочем, как и любая кредитная  организация).

Основные документы, регламентирующие деятельность Банка и его Филиалов были указаны в 1 разделе данного  отчёта. Однако, кроме перечисленных, имеются специфические документы.

Прежде всего, необходимо акцентировать внимание на том, что  каждый отдел филиала (или группа) в своей деятельности руководствуется:

Нормативными актами ЦБ РФ;

Уставом Банка;

Нормативными актами и  распорядительными документами  Банка;

Положением о Филиале  ЗАО Москомприватбанка;

Распорядительными документами  Филиала;

Положением об отделе.

Приказ «О порядке и  условиях начисления и уплаты процентов  на остатки денежных средств в валюте РФ по корреспондентским счетам российских и иностранных банков» от 06.09.2002г. № 589-И.

Приказ «О порядке и  условиях начисления и уплаты процентов  на остатки денежных средств на корреспондентских  счетах банков-корреспондентов в  иностранных валютах» от 15.05.2003г. № 337.

Приказ «О порядке бухгалтерского учёта операций начисления и уплаты/получения  процентов по привлечённым и размещённым  средствам» от 14.08.2003г. № 700.

Инструкция «О порядке  осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», введённая в действие Приказом от 02.03.2005г. № 153 и др.

Относительно последней  инструкции следует сказать, что  она была введена на основании  Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём». Существует перечень основных документов, регламентирующих деятельность филиала в этой области. Прежде всего, это ФЗ № 115-ФЗ, в котором были изложены требования идентификации клиентов, фиксации и передачи сведений о банковских операциях, сумма в каждой из которых равна либо превышает 600000 руб. В Федеральном законе № 131-ФЗ от 30.10.2002 изложено дополнение к закону № 115-ФЗ о необходимости фиксации и передачи сведений о сделках юридических и физических лиц, имеющих отношение к террористической или экстремистской деятельности. Перечень таких организаций и лиц доводится до сведений кредитных организаций ЦБ РФ. 30.08.2004 вступил в действие федеральный закон 88-ФЗ, в котором изложено дополнение к закону №115-ФЗ, а именно: к операциям, подлежащим обязательному контролю относятся сделки с недвижимым имуществом стоимостью от 3 млн. руб. и выше, и денежные займы, предоставляемые юридическим лицами физическим или юридическим лицам в сумме от 600 тыс. руб. и выше. Обязанность кредитной организации идентифицировать выгодоприобретателей по операциям клиентов.

На основании ФЗ № 115 ЦБ РФ 20.12.2002 за № 207-П, утвердил, взамен ранее  действующего, ПОЛОЖЕНИЕ «О порядке  представления кредитными организациями  в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом  «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём».

В данном положении излагается порядок оформления информации, и  её передачи в уполномоченный орган (ФСФМ).

19.08.2004 издал ПОЛОЖЕНИЕ  № 262-П об идентификации кредитными  организациями клиентов и выгодоприобретателей  в целях противодействия легализации  (отмыванию) доходов, полученных  преступным путём, и финансированию  терроризма.

13.07.2005 ЦБ РФ за №  99-Т направил в адрес кредитных  организаций РЕКОМЕНДАЦИИ, в которых  изложен порядок разработки кредитными  организациями ПРАВИЛ внутреннего  контроля в целях противодействия  легализации (отмыванию) доходов,  полученных преступным путём.

В данных рекомендациях изложен  перечень мер для безусловного выполнения требований ФЗ № 115, а именно: назначить  лицо, ответственное за разработку правил внутреннего контроля и их выполнение сотрудниками кредитной  организации, разработать программы  идентификации и изучения своих  клиентов, выявления в деятельности клиента операций, подлежащих обязательному  контролю, документального фиксирования необходимой информации, обучения сотрудников  Банка, хранения документов и информации, полученных в результате реализации правил внутреннего контроля. Кроме того, в рекомендациях изложены критерии оценки риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём; критерии выявления и признаки необычных сделок, а также перечень сведений о клиенте, который должна получить кредитная организация при работе с ним.

На основании выше изложенного, Банком внешней торговли были изданы 02.03.2005 ПРИКАЗЫ: №153 – О введении в действие Инструкции «О порядке  осуществления в ЗАО «Москомприватбанк» внутреннего контроля в целях  противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», 06.05.2005 №400 – о введении в действие Инструкции «О порядке представления ЗАО  «Москомприватбанк» в Федеральную  службу по финансовому мониторингу  сведений, предусмотренных ФЗ № 115.

Такова нормативно-правовая база функционирования Филиала ЗАО  «Москомприватбанка. Но представленный список далеко не полный, в каждом отделе Филиала существует своя специфическая база для осуществления операций, которой сотрудники руководствуются при оказании услуг клиентам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Система  управления рисками в банке

 

3.1 Оценка банковских  рисков

 

 

Основными способами управления банковскими рисками, которые использует Банк, являются: 
1) Мониторинг – сбор и анализ информации, составление прогнозов развития в отношении операций, заключающих в себе потенциальный риск 
2)Регламентация операций – разработка процедур проведения операций 
диверсификация – взвешенное распределение активных и пассивных операций Банка по источникам привлечения инструментам инвестиций с целью ограничения рисков отдельных сегментов рынка; 
3)Лимитирование – установление предельно допустимых уровней рисков по направлениям деятельности Банка, а также четкое распределение функций и ответственности работников Банка; 
4) Обеспечение наличия капитала Банка, достаточного для покрытия возможных убытков от деятельности Банка; 
5) Хеджирование – проведение компенсирующих риск операций; 
6) Принятие (признание) банковских рисков на приемлемом для Банка уровне. 
Непосредственное управление банковскими рисками в основном осуществляется на том уровне Банка и в рамках того структурного подразделения (филиала) Банка, где риск возникает; контроль банковских рисков – на высших уровнях управления (Общее собрание акционеров Банка, Наблюдательный совет Банка, Правление Банка), а также с помощью функций независимой проверки (внутренний и внешний аудит). 
Высшим коллегиальным исполнительным органом Банка, ответственным за реализацию процесса риск-менеджмента в Банке, является Правление Банка. 
Руководители структурных подразделений (филиалов) Банка являются ответственными за организацию и реализацию процесса управления банковскими рисками в подчиненных им подразделениях (в рамках функциональных обязанностей, возложенных на них приказами, распоряжениями, должностными инструкциями, доверенностями, Политикой, Положением о соответствующем структурном подразделении (филиале) Банка, иными локальными нормативными правовыми актами), а также за результаты деятельности от принятия банковских рисков.  
Для реализации целей Политики высшие органы управления Банка, коллегиальные органы и структурные подразделения Банка участвуют в системе управления рисками в следующих направлениях:  
1) Собрание акционеров понимает потребность Банка в размере необходимого для его деятельности капитала. 
2) Наблюдательный совет Банка понимает основные банковские риски, присущие деятельности Банка, под которыми в целях Политики в соответствии с рекомендациями Бразильского комитета по банковскому надзору понимаются кредитный риск, рыночный риск (в т.ч. процентный риск), операционный риск, риск ликвидности; регулярно (но не реже одного раза в год) оценивает эффективность реализации настоящей Политики; утверждает бизнес-план Банка; контролирует деятельность отдела внутреннего аудита. 
3) Правление Банка рассматривает проект бизнес-план Банка, в котором учитывается экономическое окружение Банка, его финансовое состояние и банковские риски, которым подвергается либо может подвергнуться Банк при реализации данного плана; понимает банковские риски, присущие деятельности Банка; определяет приемлемые уровни банковского риска; предоставляет Наблюдательному совету информацию относительно реализации бизнес-плана Банка. 
4) Отдел внутреннего аудита проводит независимый контроль функционирования системы управления банковскими рисками, определяя соответствие действий и операций, осуществляемых работниками Банка, требованиям действующего законодательства, локальных нормативных правовых актов Банка, отчеты о чем представляет Наблюдательному совету Банка и Правлению Банка; получает (при необходимости) от структурных подразделений (филиалов) Банка на бумажном носителе и (или) в электронном виде документы, отчетность, первичные документы, иную информацию, необходимую для оценки эффективной реализации Политики и контроля системы управления банковскими рисками; осуществляет (при необходимости) разработку и реализацию мероприятий (в том числе, не предусмотренных Политикой) по повышению эффективности системы управления банковскими рисками. 
Реформирование организационной структуры Банка (внедрение новых банковских продуктов) осуществляется с учетом анализа банковских рисков, потенциально присущих новому структурному подразделению (филиалу) Банка (новому банковскому продукту). 
Таким образом, банком на постоянной основе осуществляется выявление, оценка и контроль уровня операционного, кредитного, рыночного рисков и риска и ликвидности.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Стратегия кредитного  риск-менеджмента

 

Реализация научно-обоснованных системных стратегий управления кредитными рисками приобретает  фундаментальное значение в условиях изменчивой и неопределенной внешней  среды. Она возникла как ответ  на вызовы и угрозы этой среды: усиление ее нестабильности, обострение и кардинальное изменение конкурентной борьбы. Принятие управленческих решений в сфере  действия кредитных рисков без опоры  на систему стратегических установок  обусловливает необоснованные риски  банков, ухудшает их ликвидность и  предопределяет возможность банковского  дефолта.

В современных условиях достаточно мощного воздействия негативных внешних и внутренних факторов лишь ограниченное число банков разрабатывает  свою рисковую стратегию управления кредитными рисками с обязательным наличием концептуальной составляющей. Большинство кредитных организаций  ориентируется, в основном, на реализацию краткосрочных целей. В результате, ухудшается доходность и финансовая устойчивость развития, возникают проблемы в межбанковской конкурентной борьбе.

Функционируя в нестабильной среде и не имея полной, достоверной  информации о контрагентах, коммерческие банки вынуждены оттачивать мастерство стратегического управления кредитными рисками посредством сбалансированности стратегических и тактических методов  управления, организации действенного банковского риск-менеджмента.

При этом изрядное число  банков при осуществлении стратегического  управления рисками ставят задачу обеспечить динамичный рост, другие предпочитают минимизировать риски и поддерживать имидж устойчивого в финансовом отношении банка при невысоком  уровне выплат процентов. В обоих  случаях стратегическое управление кредитными рисками становится атрибутивной составляющей банковского менеджмента  с выделением в специфическую рисковую стратегию со своими принципами, целями и задачами. Искусство банковской деятельности как раз и состоит в том, чтобы еще до открытия рисковых позиций (кредитных сделок с юридическими и физическими лицами) идентифицировать и оценить все вероятные возможности развития событий и выработать единственно правильную и обоснованную рисковую кредитную стратегию.

Трансформация экономической  системы Украины, ее интеграция в  мировое хозяйство породили настоящий  бум исследований по стратегическому  управлению субъектов экономической  деятельности. В настоящее время  научные теории стратегического  управления хозяйствующих субъектов  достаточно полно освещены в зарубежной и украинской литературе. В меньшей  степени разработаны приложения этой теории к банковской деятельности.

Информация о работе Способы оценки кредитного риска в современных условиях кризиса