Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 22:31, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
Введение 3
Глава 1. Конкуренция как элемент рыночного механизма 5
1.1. Понятие и виды конкуренции 5
1.2. Ценовая и неценовая конкуренция 7
1.3. Применение в мировой практике различных видов конкуренции 9
Глава 2. Развитие ценовой и неценовой конкуренции на современном этапе 12
2.1. Специфика ценовой конкуренции на товарных рынках 12
2.2. Методы конкурентной борьбы на примере автомобильного рынка услуг города Москвы 16
Глава 3. Способы разития конкурентоспособности товаров и услуг в сфере производства и обслуживания 19
Заключение 21
Список использованной литературы
К незаконным методам неценовой
конкуренции относится промышле
Ценовая конкурентоспособность России после пика в 1999 г. неуклонно снижалась, причем до 2011 г. примерно одинаковыми темпами, как по ценам, так и по издержкам. К концу 2011 г. темп прироста реального эффективного курса по издержкам на труд был почти в два раза выше, чем по индексу потребительских цен. В 2012 г. такая тенденция сохраняется, и конкурентоспособность России по издержкам на труд снизилась еще больше. Складывается ощущение, что быстро "проев" запас конкурентоспособности, созданный девальвацией рубля в 2010-2011 гг., российская экономика стремится израсходовать в ближайшие годы ресурс конкурентоспособности по издержкам на труд. Таким образом, получить целостную картину изменения конкурентоспособности реального сектора экономики и оценить влияние на нее реального валютного курса на эмпирическом уровне непросто, так как, помимо реального курса рубля и роста производительности труда, на конкурентоспособность воздействуют другие трудноуловимые микроэкономические и отраслевые факторы. Конкурентоспособность того или иного товара характеризуется соотношением цена/качество, то есть чем меньше стоит единица полезности продукции для потребителя (единица качества), тем более конкурентоспособна продукция. Поскольку ограничителем движения цены в сторону понижения являются издержки производства, повышать конкурентоспособность можно как за счет снижения издержек (цены), так и за счет повышения качества продукции. Таким образом, уровень конкурентоспособности продукции характеризуется относительным уровнем цен и уровнем эффективности производства (производительности труда), а также качественными характеристиками продукции.
«Обычно наличие мощной неценовой конкуренции связывают с высоким уровнем развития рыночных отношений. На большинстве стабильных рынков экономически развитых стран неценовая конкуренция является наиболее распространенной формой конкурентной борьбы. Напротив, российский рынок чаще характеризуются преимущественным развитием ценовой конкуренции. Низкая платежеспособность потребителей дает возможность эффективно конкурировать за счет более низких цен».12
Роль конкуренции, особенно ценовой, в последние два десятилетия значительно возросла, причем как на национальных товарных рынках, так и на мировых товарных рынках. Крупные компании имеют возможность использовать различные варианты ценовой политики с учетом характера продукта и рынка, а также действий других ведущих производителей.
«Участники транснациональных олигополий, обладающие примерно одинаковым потенциалом и в равной мере не желающие внедрения новичков, отказываются от разрушительной ценовой конкуренции как главного орудия соперничества. При примерном равенстве финансово-технологических ресурсов конкурирующих компаний использование ценовых методов борьбы обходится слишком дорого, а главное, практически не может привести ее инициаторов к победе».13
Фронтальное наступление на основе снижения цен внутри транснациональных олигополий применяется обычно лишь при возникновении радикальных сдвигов в соотношении сил, когда резко возросшая конкурентоспособность отдельных ТНК дает им возможность перекраивать сферы влияния (например, японские автомобильные и электротехнические фирмы на рынке США).
Формы и методы конкуренции. В зависимости от применяемых методов различают три основные формы конкурентной борьбы: ценовую, неценовую и свободную конкуренцию.
Ценовая конкуренция применяется
в основном в соперничестве между
фирмами-монополиями и
Открытая ценовая конкуренция предполагает снижение цен как метод конкурентной борьбы и используется:
- аутсайдерами в соперничестве
с фирмами-монополиями, когда
они не имеют средств
- крупными фирмами в ответ
на действия конкурентов-
- фирмами-монополиями как
- внутренними картелями стран-
- крупными компаниями при
Методы открытого снижения цен при выходе на новые рынки широко используются фирмами Японии, Южной Кореи, Тайваня, в частности, при экспорте судов, телевизоров, автомобилей в США и страны Западной Европы.
Особенно обостряется
«Главные усилия конкурирующих компаний направлены на удержание долей мирового рынка и сохранение сложившегося соотношения сил между ними. Это проявляется в погоне за нововведениями, создании заграничных производственных предприятий, заключении межфирменных соглашений в научно-производственной сфере. Поэтому эти отношения, в первую очередь, проявляются в отраслях, наиболее тесно связанных с научно-техническим прогрессом».15
Патентная защита изобретений на международном уровне в определенной степени сдерживает открытую ценовую конкуренцию на рынке (например, в автомобильной, фармацевтической, электронной и химической промышленности).
Скрытая ценовая конкуренция
Скидки бывают:
- простые скидки с официально объявленной цены (прейскурантной, справочной и др.) определенным группам покупателей или отдельным покупателям с целью установления длительных, более устойчивых отношений для обеспечения устойчивой прибыли (тайное соперничество);
- открытые скидки с цены на количество, на оптовый характер продаж, по определенным условиям контракта (прогрессивная, бонусная, экспортная, сезонная);
- тайные скидки, за особый характер отношений с партнером при предоставлении простого права на продажу на определенной территории, при продаже товара служащим фирмы-партнера и др.;
- скидки за "лояльность", предоставляемые фирмами за отказ покупателей от предложений конкурентов;
- скидки постоянным покупателям.
Предоставление лучших условий продажи это скрытая, превращенная форма ценовой конкуренции, осуществляемая путем:
- повышения качества товара при неизменной цене (технических параметров: полезного эффекта и пр.), что фактически свидетельствует о снижении цены товара;
- удлинения срока гарантийного обслуживания (например, если две фирмы предлагают на рынке легковые автомобили с одинаковыми техническими характеристиками и уровнем цен, но одна из них предлагает более длительный срок гарантии, то, поскольку стоимость гарантийного обслуживания входит в цену, речь идет о предложении товара по более низкой цене);
- предоставления денежного кредита на лучших условиях (более низкий уровень процента на большую часть поставки);
- предоставления кредита в форме отсрочки платежа на более длительный срок (иногда на весь период испытательного срока эксплуатации оборудования).
- предоставления более коротких сроков поставки. Такая поставка дает покупателю возможность быстрее использовать капитал в товарной форме, затратить меньше средств на заем капитала в банке и за счет этого получить дополнительную прибыль. Поэтому поставщик товара при более коротких сроках поставки фиксирует более высокую цену;
- использования смешанной формы кредитования, предусматривающей предоставление низкопроцентных правительственных кредитов, носящих характер государственной помощи наряду с коммерческими кредитами. Это позволяет фирмам отдельных стран снижать процентные ставки и удлинять сроки погашения кредитов.
Неценовая конкуренция.
Использование методов
1. законные средства конкуренции;
2. полулегальные методы борьбы с соперниками;
3. методы ограничения действий других конкурентов с помощью средств государственного регулирования и содействия.
1. Законные средства конкуренции включают:
- конкуренцию по продукту, когда в процессе дифференциации существующего продукта происходит создание нового продукта, т.е. обладающего новой потребительной стоимостью;
- конкуренцию по предоставлению услуг, имеющую особое значение на рынке машин и оборудования. «В комплекс услуг входит предоставление рекламных материалов, передача технической документации, облегчающей эксплуатацию оборудования, предоставление услуг по обучению специалистов на предприятии покупателя, техническое обслуживание в гарантийный и послегарантийный периоды».16
2. Полулегальные формы конкурентной борьбы включают:
- экономический шпионаж;
- подкуп должностных лиц в государственном аппарате и в конкурирующих фирмах;
- практику заключения нелегальных сделок;
- практику ограничения конкуренции, содержащую богатый арсенал средств, призванных обеспечить диктат фирмы-монополии на рынке с целью установления на нем наиболее выгодных условий деятельности. Сюда относится, в частности, «практика проталкивания внутрифирменных стандартов в качестве национальных и международных, навязывание выгодных для себя оговорок при продаже прав на использование торговых марок или патентов».17
Развитие конкуренции на сегодняшний день становится очень актуальной задачей для производителей. Проблема изучения различных видов конкуренции вызывает необходимость исследования факторов, влияющих на формирование конкурентных преимуществ товаров или услуг. Учитывая то, что уровень доходов потенциальных потребителей является достаточно низким, но при этом в обществе активно формируются принципы западного образа жизни, на данной стадии развития экономики одним из важнейших становится вопрос о цене на различные виды аналогичной по качеству продукции.
«В условиях развития современной экономики вопросы конкурентной борьбы приобретают особенную актуальность. Это связано с рядом различных факторов, среди которых следует особо выделить стремительный рост информационных и коммуникационных технологий, позволяющих потребителю иметь информацию о большом количестве возможных продавцов, глобализацию мировой экономики, делающей возможной поставку относительно недорогих товаров из отдалённых регионов, либерализацию международной торговли. Эти факторы определяют увеличение числа и плотности контактов конкурирующих видов продукции на одних и тех же рынках, а также ослабление позиций местных производителей, не способных соперничать на своих рынках с продукцией транснациональных корпораций и крупнейших производителей. Обострение конкуренции, развитие которого можно прогнозировать и на будущее, делает актуальным вопрос о том, какие силы может противопоставить этому отдельный производитель, как он должен действовать в сложившейся обстановке». 18
Ответы на этот и аналогичные
ему вопросы актуализируют
Как известно, неценовая конкуренция предполагает предложение товара более высокого качества, максимально полно соответствующего стандарту или даже превышающего его. К числу различных неценовых методов относят все маркетинговые методы управления предприятием. В соответствии с этапами принятия потребителем решения о покупке того или иного товара, можно выделить следующие виды неценовой конкуренции:
1. Желания-конкурента. Существует большое количество альтернативных способов вложения потенциальным покупателем своих денежных средств;