Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 22:31, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
Введение 3
Глава 1. Конкуренция как элемент рыночного механизма 5
1.1. Понятие и виды конкуренции 5
1.2. Ценовая и неценовая конкуренция 7
1.3. Применение в мировой практике различных видов конкуренции 9
Глава 2. Развитие ценовой и неценовой конкуренции на современном этапе 12
2.1. Специфика ценовой конкуренции на товарных рынках 12
2.2. Методы конкурентной борьбы на примере автомобильного рынка услуг города Москвы 16
Глава 3. Способы разития конкурентоспособности товаров и услуг в сфере производства и обслуживания 19
Заключение 21
Список использованной литературы
2. Функциональная конкуренция. Существует большое количество альтернативных способов удовлетворения одной и той же потребности;
3. Межфирменная
конкуренция. Является
4. Межтоварная
конкуренция. Является
5. Незаконные методы неценовой конкуренции. К ним относятся: промышленный шпионаж, переманивание специалистов, производство поддельных товаров.
В более сжатом виде можно заключить, что неценовая конкуренция представляет собой «рыночный» подход, при котором стоимость продукции минимизируется, а другие рыночные факторы максимизируются.
Ценовая конкуренция развивается на рынке в тесной связи с условиями и практикой неценовой конкуренции, выступает по отношению к последней в зависимости от обстоятельств, ситуации на рынке и проводимой политики, как подчинённой, так и доминирующей. Это – метод, основанный на цене. В условиях современного рынка «война цен» является одним из видов конкурентной борьбы с соперником, причём такое ценовое противостояние часто приобретает скрытый характер. «Война цен в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы себестоимости товара. В целом ценовая конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния компаний. Поэтому компании избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Она применяется в настоящее время обычно в следующих случаях: фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для соперничества с которыми в сфере неценовой конкуренции у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей; для проникновения на рынки с новыми товарами; для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цены поднимают непропорционально мало»19.
При этом необходимо отметить, что в условиях функционирования различных рынков степень значимости ценовой конкуренции может существенно различаться. В качестве обобщающего определения ценовой конкуренции можно привести следующее: «Конкуренция, основанная на привлечении покупателей за счет продажи по более низким ценам товаров, аналогичных по качеству товарам конкурентов».20
Рамками, ограничивающими
возможности ценовой
Цена реализации складывается из себестоимости
произведённой продукции, косвенных налогов,
включаемых в цену, и прибыли, которую
предполагает получить продавец. При этом
уровень цен задаётся на рынке соотношением
спроса и предложения, что определяет
тот или иной уровень рентабельности активов
и рентабельности произведённой предприятием
продукции.
На сегодняшний день самой распространённой ценовой стратегией, которую выбирают около 80% компаний, – «следование за рынком». Предприятия, которые ее используют, устанавливают цены на свою продукцию, ориентируясь на некий усредненный прайс-лист. Впрочем, осознанным выбором назвать это трудно. Чаще всего действовать по-другому просто невозможно. Как правило, «быть как все» приходится тем, кто работает на массовых рынках, где очень высока конкуренция. Данное положение в полной мере относится и к мясному рынку. В сложившейся ситуации покупатели очень болезненно реагируют на всякое заметное подорожание товара, что не позволяет завышать цены, а конкуренты жестко отвечают на любую попытку изменить сложившиеся пропорции продаж, что делает опасной другую стратегию ценообразования – внедрение на рынок.
Говоря о реализации ценовых мероприятий в рамках конкурентной борьбы, необходимо сказать, что в основном ценообразованием на российских предприятиях занимаются совершенно различные органы и лица: директор, бухгалтер, экономист, менеджер по продажам, менеджер по поставкам, специалист отдела маркетинга и пр.
К сожалению, еще мало прецедентов, по крайней мере, в региональной практике, использования именно профессиональных аналитиков-консультантов, которые обладают специальными навыками и опытом грамотного ценообразования, способных учесть весь спектр воздействующих на цену факторов. Поэтому не редки случаи, когда предприятия впадают в крайности, выстраивая свою ценовую политику.
Вот перечень таких крайностей, с которыми можно столкнуться в практической деятельности:
- практически все предприятия используют только ценовую конкурентную стратегию с учетом своей себестоимости – конкурентную борьбу на основе цен, но не качества. Соответственно, цены устанавливаются либо на уровне ведущего на рынке конкурента, либо на уровне средних среди конкурентов цен, либо на уровне ниже всех конкурентов;
- есть предприятия,
бездумно использующие
– «часть предприятий используют только метод «Себестоимость +». Их цены мало корректируют с существующим на рынке уровнем. Учитывается себестоимость и маржа, которую предприниматель хотел бы получить». 21
К профессиональным консультантам
по ценообразованию обращаются те предприниматели,
которые хотят оптимизировать эффективность
своих инвестиций, повысить вероятность
их окупаемости в самые короткие сроки.
Крупные предприятия могут ввести в штат
специальную должность и содержать специалиста
на постоянной основе. Это обоснованно,
когда у предприятия большой ассортимент
продукции и услуг, когда объем их продаж
и цены зависят от сезонного фактора и
прочих внешних факторов. Например, когда
закупка материалов, услуг и продажа готовой
продукции, производятся в разной валюте.
И приходится выстраивать отдельную стратегию
отслеживания курсов и реагирования на
их изменения. Мелкие и средние предприятия,
как правило, нуждаются в разовых услугах,
прибегают к ним время от времени.
«При выборе специалиста для построения
ценовой политики, необходимо соблюдать
следующие условия:
1. Консультант обязан владеть отработанной технологией решения задач и необходимыми профессиональными навыками.
2. Консультант должен быть независимым от предприятия: от традиций, бытующих в организации, от политики управленческого аппарата». 22
Таким образом, вопросы управления ценообразованием в рамках ценовой конкуренции целесообразно решать с использованием профессиональных сотрудников. В случае невозможности содержания подобных сотрудников рекомендуется прибегать к аутсортингу данной функции.
«Автомобильные рынки услуг, как продажи, так и сервиса, и аренды, в г. Москве, весьма насыщен и очень подвержен незначительным для компании, но существенным для клиентов, ценовыми колебаниям, поэтому если поступает информация о незначительном изменении цены на какие-либо услуги со стороны конкурентов в сторону уменьшения, то руководители направлений сами принимают решения об изменении цен компании на те же услуги. Однако, если происходят значительные скачки или появляется новый вид услуг, то решение об изменении политики фирмы принимается только на общем собрании директоров, что требует значительной траты времени».23
Ценовая политика компании рассчитана на то, чтобы держать цены на свои услуги в середине ценового коридора, установленного на каждом конкретно рынке. Однако, известно, что печатные издания, специализирующиеся на публикациях рекламного характера, которыми пользуется компания, как и многие ее конкуренты, принимают тексты объявлений минимум за две недели до выхода издания, а за это время на рынке цены могут измениться несколько раз. Поэтому, несмотря на не большие, по меркам компании, расходы на такого рода рекламу, – всего порядка 300 тыс. руб. в год, – довольно часто, она сильно проигрывает своим конкурентам, из-за неточностей в «предсказании» ценовых изменений, осуществляемых советом директоров. Так, например, в таблице 1 представлены сведения о ценах на услуги по сервисному и техническому обслуживанию автомобилей, опубликованные в одном из печатных рекламных изданий.
Таблица 1
Цены ремонта и сервисного обслуживания автомобилей в г. Москве24
Компания |
Цена нормочаса, USD | |
Шкода |
Рено | |
GENSER-СЕРВИС |
— |
35 |
U.S. IMPEX |
25-30* |
— |
АВТО`КЕЙ |
25-30* |
— |
АВТОЛЕГИОН |
— |
25 |
АВТОЦЕНТР на Башиловке |
25-30* |
— |
ВОССТАНОВЛЕНИЕ |
25-30* |
— |
Выбор |
28 |
— |
ГРАНД МОТОРС |
— |
30-50* |
КУНЦЕВО ЕВРОКАР ТРЕЙДИНГ |
25-30* |
— |
ЛГТ |
15-20* |
— |
МОСРЕМОНТСЕРВИС |
25-30* |
35-45* |
НИВЮС-СЕРВИС |
18-28* |
— |
ОЛМИ ТРЕЙДИНГ |
22-27* |
— |
ОЧАКОВО |
14-20* |
— |
РЕНО-ЦЕНТР КУНЦЕВО |
— |
35 |
РУС-ЛАН |
50-60* DM |
— |
СОВИНТЕРАВТОСЕРВИС |
25,2 |
— |
СПАРТ+ |
— |
18-22* |
ЮШАС СЕРВИС |
36-60* DM |
— |
Однако, на момент выхода этого издания в свет, цены в компании ЗАО «Мосремонсервис» уже соответствовали: 19-29 USD за нормочас на автомобили «Шкода» и 25-40 USD за нормочас на автомобили «Рено». Налицо явная неэффективность работы совета директоров, прямо отражающаяся на решении конкурентных преимуществ компании. Аналогичная картина сложилась и по остальным направлениям деятельности компании – продажа и аренда автотранспорта.
Но все же, такая реклама работает, – многие звонят, чтобы уточнить цены, и приятно удивляются, когда они оказываются ниже заявленных, так что этот недостаток в работе компании все же можно считать удачным методом конкурентной борьбы, хотя он и влечет потери небольшой, но части клиентов.
Новых клиентов, компания привлекает рядом дополнительных бесплатных услуг. Так, например, при продаже автомобиля в него, совершенно бесплатно для клиента, устанавливают выбранную им, из имеющихся в наличии, автосигнализацию, а также оказывают помощь в страховании покупаемого автомобиля. Помимо этого, компания осуществляет гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт проданного автомобиля.
Компания ведет жесткую борьбу за качество, оказываемых ею услуг. Достаточно сказать, что, например, по качеству выполнения ремонтных работ компания предоставляет годовую гарантию, несмотря на то, что закон РФ считает достаточной гарантию на полгода. В парке автомобилей, сдаваемых в аренду, нет ни одного автомобиля, старше трех лет – подобные автомобили продаются компанией по их остаточной стоимости. Все автомобили обязательно проходят предпродажную подготовку, подготавливающую их к российским условиям эксплуатации.
Для обеспечения качества оказываемых услуг, компания расходует большие средства. Например, в 2011 г. было потрачено 15 млн. руб., на:
- обновление и пополнение
- обновление ремонтного
- закупку расходных материалов мировых лидеров;
- закупку новейших
- переквалификацию персонала.25
Отдельного внимания требуют очень высокие, можно сказать завышенные, но полностью оправданные требования компании, предъявляемые персоналу, непосредственно занятого выполнением ремонтных работ. Политика компании, в этом направлении, не позволяет брать на работу людей без высшего технического образования, обязательно связанного с автомеханическими работами.
За всю историю компании было только два случая, когда клиенты были недовольны выполненной работой. И в обоих случаях клиентам возвращались деньги и проводился повторный ремонт за счет компании, – за этим следовало обязательное увольнение виновных, при этом, в последнем случае, произошедшем в 2011 г., сотрудника пришлось уволить с формулировкой «сокращение штата» и компания произвела ему все выплаты, предусмотренные действующим законодательством РФ.26
В сфере производства важнейшими путями
повышения конкурентоспособност
В отличие от производства, где возможны значительные изменения при формировании основополагающих характеристик потребительной стоимости товаров, в сфере обслуживания усилия исполнителей направлены на сохранение достигнутого уровня качества, предотвращение количественных и качественных потерь. Однако за счет этого нельзя повысить конкурентоспособность реализуемых товаров или предоставляемых услуг.
В то же время существуют определенные пути повышения их конкурентоспособности, связанные с экономическими критериями: уменьшение торговых надбавок на товары и снижение тарифов на услуги за счет использования внутренних резервов, экономии затрат на процессы обслуживания без снижения уровня его качества, что позволит установить более низкие цены при реализации товаров и оказании услуг.
Ограничение активного воздействия
на повышение
Одним из путей повышения
Система обеспечения
Компонентами "входа" СОК товаров и услуг являются материальные и нематериальные ресурсы (сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование, информация), которые необходимы для производства и получения на выходе готовой продукции или результата услуги. Для обеспечения конкурентоспособности таких товаров или услуг необходимо, чтобы на "входе" были конкурентоспособные ресурсы (по качеству и цене). Вероятность получения таких ресурсов тем больше, чем выше конкуренция среди поставщиков.