Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 22:31, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
Введение 3
Глава 1. Конкуренция как элемент рыночного механизма 5
1.1. Понятие и виды конкуренции 5
1.2. Ценовая и неценовая конкуренция 7
1.3. Применение в мировой практике различных видов конкуренции 9
Глава 2. Развитие ценовой и неценовой конкуренции на современном этапе 12
2.1. Специфика ценовой конкуренции на товарных рынках 12
2.2. Методы конкурентной борьбы на примере автомобильного рынка услуг города Москвы 16
Глава 3. Способы разития конкурентоспособности товаров и услуг в сфере производства и обслуживания 19
Заключение 21
Список использованной литературы
Связь с внешней средой позволяет организации учитывать ее неконтролируемые факторы, которые влияют на конкурентоспособность товаров и услуг. К ним относятся социально-экономические, правовые, экологические, природные, научно-технические и другие факторы.
К компонентам обратной связи относятся потребительские предпочтения (их формирование и поддержание), рекламации потребителей, информация от потребителей о приемлемости качества и цены.
Вместе с тем перечисленных компонентов внешней среды недостаточно для обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг. В дополнение к ним важную роль играют компоненты внутренней структуры. При создании, реализации и поддержании подсистем внутренней структуры (научного сопровождения, целевой, обеспечивающей и т. п.) решающее значение имеет персонал.
Управление персоналом как одним из компонентов подсистемы внутренней структуры отличается следующими характерными признаками:
Таким образом, указанные методы обеспечения конкурентоспособности в сфере производства и обслуживания имеют важное значение для российских предприятий.
В ходе выполнения курсовой работы было выяснено, что при ценовой конкуренции фирмы снижают цены, повышая этим запас конкурентоспособности своей продукции. При неценовой конкуренции фирмы соревнуются не в снижении издержек потребителя, а в повышении потребительской ценности товара. Этого можно достичь очень многими способами: повышением качества товара, лучшим приспособлением его к нуждам конкретного потребителя, созданием новой продукции, улучшением сервиса, активизацией рекламы и т.д.
Конкурентоспособности национальной экономики в современном мире во многом определяется способностью промышленного производства вводить новшества и модернизироваться. Действительно, промышленность и сегодня остается ведущим производителем товаров инвестиционного и личного потребления, главным плательщиком налогов в государственный бюджет. От уровня ее развития зависят темпы научно-технического обновления, рост производительности труда в других сферах и отраслях, уровень благосостояния населения.
В настоящее время в экономике России продукция отечественных товаропроизводителей помимо высокой цены характеризуется невысокими показателями качества по сравнению с аналогичной продукцией промышленно развитых стран. Это обуславливает низкую конкурентоспособность промышленных товаров.
Часто имеют место случаи, когда продукция предприятия не пользуется спросом и длительное время находится на складе предприятия, зачастую теряя при этом свои качественные свойства. В связи с этим проблема повышения конкурентоспособности является в настоящее время достаточно актуальной.
Таким образом, конкурентоспособность товара определяется его удельной ценой, под которой понимается отношение цены товара к полезному эффекту, отражающему оправданную отдачу его востребованных потребительских свойств в конкретных условиях.
Цена должна оправдывать предложение при реализации товара, а предложение новой продукции стимулироваться ценой. Таким образом, если "цена" выступает и является всего лишь инструментом сбыта продукции, то "конкурентоспособное качество" остается единственным фактором развития рынка - тем стержнем, под которым следует понимать уже не определенные показатели продукта, а весь комплекс мероприятий, направленный на его получение и подачу конечному пользователю.
Кроме этого, принимая во внимание то обстоятельство, что конкурентоспособность обуславливается качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей, в рамках оценки конкурентоспособности продукции следует рассмотреть ценовую политику предприятия и оценить ее влияние на конкурентоспособность производимой продукции.
Ценовая политика представляет собой совокупность мероприятий по управлению ценами и ценообразованием и заключается в установлении на товары (услуги) таких цен, которые компенсируют затраты на производство, соответствуют конъюнктуре рынка, удовлетворяют спрос покупателя и приносят плановую прибыль. Ценовая политика рассматривается только в контексте общей политики фирмы.
Основой установления цен на продукцию служат затраты на ее производство и качественные характеристики товара. Кроме этого, специалисты отдела маркетинга постоянно отслеживают уровень и динамику цен на продукцию, производимую фирмами-конкурентами и при необходимости вносят предложения об изменении уровня цен.
Виды конкуренции
1 Курс экономичесткой теории / Под.ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров,С. 81
2 Горев В.П. Микроэкономика: учебное пособие,С. 114
3 Горев В.П. Микроэкономика: учебное пособие,С. 116
4 Курс экономичесткой теории / Под.ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров, С. 86
5 Курс экономичесткой теории / Под.ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров, С. 89
6 Там же. С. 91
7 Баликоев В.З. Курс экономической теории: учебное пособие. – Новосибирск: Новосибирский гос. архитектурно-строительный ун-т (Сибстрин), 2012. С. 143
8 Там же. С. 147
9 Кукаева Л.И., Нелепов А.Ю. Особенности ценовой и неценовой конкуренции на товарных рынках России
С. 115
10 Кукаева Л.И., Нелепов А.Ю. Особенности ценовой и неценовой конкуренции на товарных рынках России
С. 116
11 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред.
от 28.07.2012) "О защите конкуренции"
12 Кукаева Л.И., Нелепов А.Ю. Особенности ценовой и неценовой конкуренции на товарных рынках России
С. 116
13 Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг. С. 81
14 Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг,С. 85
15 Лымарь Е.Н. Особенности рынков монополистической конкуренции в региональном аспекте // Вестник Челябинского университета С.74
16 Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг, С. 93
17 Там же. С. 97
18 Меркулова Ю. Особенности российского отраслевого монополизма, С. 68
19 Ерохина
Л. Цель оправдывает цену. // Секрет фирмы.
http://www.md-marketing.ru/
20
Ерохина Л. Цель оправдывает цену. // Секрет
фирмы. http://www.md-marketing.ru/
21 Максимов С.В. На страже честной конкуренции, С.74
22 Максимов С.В. На страже честной конкуренции, С.76
23 Сальников В.А. Конкурентоспособность отраслей российской промышленности – текущее состояние и перспективы, С. 30
24 Журнал «АвтоПанорама», стр.120.
25 Сальников В.А. Конкурентоспособность отраслей российской промышленности – текущее состояние и перспективы. С. 32
26 Сальников В.А. Конкурентоспособность отраслей российской промышленности – текущее состояние и перспективы, С. 36
27 Бунич А. Проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий на мировых рынках [Электронный ресурс] / А.Бунич // официальный сайт / рук. проекта Бунич А - Электрон.дан. – М., 2011. - URL: http://www.bunich.ru