Спрос и предложение в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основных подходов к обоснованию рыночного равновесия.
Чтобы реализовать поставленную цель, нам надо решить следующие задачи:
 рассмотреть понятия общего и частичного равновесия;
 рассмотреть условия равновесия производителя и потребителя и их поведение в зависимости от этих условий;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Спрос и предложение – главные элементы функционирования рынка 5
1.1 Закон спроса и факторы, влияющие на спрос 5
1.2 Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение 13
Глава 2 Рыночное равновесие 17
2.1 Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена 17
2.2 Отклонения от равновесия: дефицит и избыток 20
Глава 3 Государственный контроль над ценами 23
3.1 Государственное регулирование цен 23
3.2 Влияние на равновесие налогов и субсидий 27
3.3 Проблемы соотношения спроса и предложения в современной российской экономике 30
Заключение 33
Список используемой литературы 36

Файлы: 1 файл

Спрос и предложение.docx

— 204.63 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

Глава 1 Спрос  и предложение – главные элементы функционирования рынка 5

1.1 Закон спроса  и факторы, влияющие на спрос 5

1.2 Закон предложения.  Факторы, влияющие на предложение 13

Глава 2 Рыночное равновесие 17

2.1 Взаимодействие  спроса и предложения. Равновесная  цена 17

2.2 Отклонения  от равновесия: дефицит и избыток 20

Глава 3 Государственный  контроль над ценами 23

3.1 Государственное  регулирование цен 23

3.2 Влияние  на равновесие налогов и субсидий 27

3.3 Проблемы  соотношения спроса и предложения  в современной российской экономике 30

Заключение 33

Список используемой литературы 36

 

Введение

 

Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание микроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен.

На микроуровне складываются экономические  отношения, регулирующие деятельность фирмы и поведение потребителя. Их следует изучать как с позиций товаропроизводителя и потребителя, так и внутри фирмы, с другими фирмами и государством. Соответственно и формы организации этих отношений могут быть с участием государства или децентрализованными. В первом случае предполагается активное участие государства в функционировании экономической среды; во втором создаются условия свободной, совершенной конкуренции. Применительно к условиям совершенной конкуренции экономистами исследованы условия частичного и общего равновесия.

Достижение общего равновесия - есть результат изменения равновесия на отдельном рынке.

Если говорить о теоретических  подходах к обоснованию поведения  рыночных агентов к достижению равновесия, то их существует достаточное количество. Непосредственно начиная с родоначальника политэкономии А. Смита, каждый исследователь  по-своему трактует рыночное равновесие.

В условиях равновесия рынка достигается  максимальное удовлетворение интересов как потребителей, так и производителей. Этим и объясняется актуальность выбранной темы курсовой работы, поскольку поиском оптимума заняты все рыночные контрагенты, включая и государство.

Таким образом, целью курсовой работы является изучение основных подходов к обоснованию рыночного равновесия.

Чтобы реализовать поставленную цель, нам надо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятия общего и частичного равновесия;

- рассмотреть условия равновесия производителя и потребителя и их поведение в зависимости от этих условий;

- рассмотреть основные теории достижения рыночного равновесия;

- выявить механизм саморегулирования рынка, и причины вмешательства государства.

Объектом исследования является рынок, его основные агенты.

Предметом исследования являются экономические  отношения между различными субъектами рыночного механизма, возникающие  в процессе поиска рыночного равновесия.

Теоретической основой написания  курсовой работы послужили учебники по экономической теории таких авторов как С.Н. Ивашковского, М.И. Плотницкого, Э.И. Лобковича, М.Г. Муталимова, Носовй С.С., Нуреева Р.М., А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Спрос и предложение – главные  элементы функционирования рынка

    1. Закон спроса и факторы, влияющие на спрос

 

Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (тех, кто обеспечивает предложение, поставщиков) отдельных товаров, услуг или ресурсов. При этом рынки принимают самые разные формы: автозаправочная станция, музыкальный магазин, придорожный ларек фермера и так далее1.

Все ситуации, связывающие  потенциальных покупателей с  потенциальными продавцами, образуют рынки, одни рынки являются локальными, другие национальными или даже международными. Некоторые рынки отличает личный контакт предъявителей спроса поставщика, для других характерен безличностный вариант взаимодействия, то есть здесь покупатель и продавец никогда не видят или вообще не знают друг друга.

Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.

Спрос и предложение взаимосвязанные  элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Спрос количество продукта, которое потребители желают и в состоянии купить по определенной цене в течение определенного времени при прочих равных условиях2.

Основным свойством спроса является то, что при неизменных прочих условиях снижение цены товара ведет к возрастанию величины спроса, и наоборот, повышение цены ведет к уменьшению величины спроса. Обратную связь между ценой и величиной спроса называют законом спроса.

Величина спроса определяется уровнем  цены. Допустим, провели опрос большой группы возможных покупателей, в результате чего удалось выявить следующую зависимость между величиной спроса и ценой товара, которая представлена в табл. 1.

 

Таблица 1 - Зависимость величины спроса от цены товара3

Цена (Р), р.

Величина спроса (Qd), шт.

10

50

15

42

20

32

25

25

30

20

35

15

40

10


 

 

Таблица 1 показывает, что повышение  цены сопровождается снижением величины спроса. Так, при цене 10 р. за луку товара величина спроса будет равна 50 штукам товара. 1овышение цены до 15 р. повлечет за собой снижение величины спроса до 42 штук, и т. д.

Эта зависимость величины спроса от уровня цены называется шкалой спроса.

Определяя величину спроса и ее зависимость  от цены, мы имеем в виду установленное  время и место. Если бы наше исследование проводилось в другой стране, регионе  или в другое время, возможно, каждому  уровню цены соответствовало бы другое значение величины спроса. Поэтому,

Установленную зависимость между  ценой и величиной спроса можно  изобразить и в виде графика (рис. 1).

Полученная на графике кривая DD (от англ. demand — спрос) называется кривой спроса. Каждая точка этой кривой отражает зависимость величины спроса от уровня цены. Кривая DD построена в соответствии с данными, которые приведены в табл. 14.

 

Рисунок 1 -  Кривая спроса

 

Кривая спроса показывает, что повышение цены понижает величину спроса. Например, если цена повысится с 15 р. за штуку до 35 р., то величина спроса уменьшится с 42 до 15 штук.

Кривая спроса может быть рассмотрена  с двух точек зрения:

  • для любой конкретной цены величина спроса показывает максимальное количество товара, которое покупатели желают и могут приобрести;
  • для любого конкретного объема спроса устанавливается максимальная цена, по которой продавцы смогут продать указанное количество товара.

И шкала спроса, и кривая спроса дают нам возможность определить, как зависит величина спроса от уровня цен. Эта зависимость — обратная. Она формулируется в виде закона спроса.

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях величина спроса на товар (услугу) находится в обратной зависимости от цены этого товара.

Иными словами, чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше величина спроса. Это означает, что величина спроса является функцией цены товара5:

Qd = f(P) (1).

 

Для обоснования достоверности  закона спроса может быть предложено несколько аргументов.

    1. В подавляющем большинстве случаев существует так называемый ценовой барьер: если цена повышается, то для какой-то части людей товар оказывается недоступным, и они вынуждены будут отказаться от его покупки; чем выше цена, тем больше будет людей, для которых ценовой барьер окажется непреодолимым; широко практикуемые во всех странах распродажи, когда с целью увеличения объема спроса цену резко снижают, иногда до уровня издержек по ликвидации товара, могут служить примером снижения ценового барьера.
    2. Рост объема спроса при снижении цены можно обосновать возникающим при этом эффектом дохода. Эффект дохода возникает, когда снижение цены на товар экономит часть дохода покупателя; сам доход в этом случае не изменяется абсолютно, но экономия дает покупателю возможность приобрести на сэкономленную сумму денег дополнительное количество товара. Например, если цены на бананы снизятся с 30 р. до 20 р., покупатель вместо 2 кг бананов на 60 р. сможет купить 3 кг, хотя доход его не изменился. Он вырос лишь относительно упавшей цены на бананы.
    3. Рост объема спроса при снижении цены объясняется и эффектом замещения. Этот эффект связан с проблемой выбора. Если из двух взаимозаменяемых товаров один становится дешевле, то покупатель отдаст предпочтение более дешевому товару и сократит покупки другого, ставшего относительно первого более дорогим. Так, если груши подешевели в 1,5 раза, а цена яблок не изменилась, многие потребители уменьшат покупки яблок и приобретут большее количество груш.

4. Рост величины спроса при  снижении цены можно объяснить  и принципом убывания предельной (дополнительной) полезности товара. Представьте себе, что вы находитесь в жаркий полдень на пляже и вас мучает жажда. Этим воспользуются предприимчивые люди и предложат вам купить бутылку «Фанты». Удовольствие, или полезность, полученное вами от первой выпитой бутылки, будет очень велико. Вторая принесет вам меньшее удовольствие, т. е. предельная полезность ее будет меньше; а вот третью бутылку большинство из вас согласится купить только при условии, если вам ее предложат по более низкой цене, так как ее предельная полезность будет очень низка, а для кого-то станет даже отрицательной6.

Рассмотренные аргументы дают нам  возможность объяснить, почему кривая спроса направлена вниз слева направо, т. е. имеет отрицательный наклон: уменьшение отрезка цены на вертикальной оси сопровождается увеличением отрезка, отражающего величину спроса на горизонтальной оси.

Рассматривая влияние цены на величину спроса, мы упростили ситуацию по сравнению с тем, что происходит в реальной жизни. Мы считали, что прочие факторы, которые влияют на величину спроса, остаются неизменными. Однако на практике изменения спроса зависят от ряда факторов, которые не связаны с изменениями цены данного товара.

Вернемся к нашему примеру и  предположим, что в обследуемой  группе потенциальных покупателей  данного товара произошло изменение  величины доходов их семей: заработная плата выросла. Как это отразится  на шкале и графике спроса?

В новых условиях шкалу спроса показывает таблица 2.

 

Таблица 2 -  Зависимость величины спроса от цены товара при возросших доходах покупателей7

Цена (Р), р.

Количество товара (Q), шт.

10

70

15

60

20

45

25

35

30

28

35

21

40

15


 

Рассмотрение шкалы спроса позволяет  сделать вывод том, что закономерность взаимодействия величины спроса и цены сохранилась: увеличение цены приводит к уменьшению объема спроса. Но теперь каждому значению цены соответствует больший объем спроса. В условиях общего роста доходов и при низких, и при высоких, и при средних ценах будет произведено больше покупок.

Построим рядом с прежней  кривой DD новую кривую спроса D'D'.

График показывает, что произошел  сдвиг кривой спроса вправо, что  свидетельствует об изменении спроса. Теперь мы должны сделать существенное уточнение двух понятий — спроса и величины спроса — и провести различие между ними.

Изменение величины спроса вызывается только изменением цены данного товара и может быть проиллюстрировано движением по точкам кривой спроса. Например, перемещение из точки А в точку В и С на кривой DD показывает, что снижение цены товара ведет к росту величины спроса.

Изменение же спроса, его рост или уменьшение, найдет отражение в новом положении кривой спроса относительно первоначального. Рост спроса, например вследствие увеличения доходов, сдвинет кривую спроса вправо, а уменьшение доходов приведет к снижению спроса, кривая спроса в этом случае сместится влево.

      1. Уровень дохода покупателей. Влияние этого фактора мы уже проанализировали. Здесь нам остается уточнить, что рост доходов покупателей неодинаково влияет на спрос на разные типы товаров. Различают «низшие» и «нормальные» товары8.

Информация о работе Спрос и предложение в рыночных условиях