Спрос и предложение в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основных подходов к обоснованию рыночного равновесия.
Чтобы реализовать поставленную цель, нам надо решить следующие задачи:
 рассмотреть понятия общего и частичного равновесия;
 рассмотреть условия равновесия производителя и потребителя и их поведение в зависимости от этих условий;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Спрос и предложение – главные элементы функционирования рынка 5
1.1 Закон спроса и факторы, влияющие на спрос 5
1.2 Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение 13
Глава 2 Рыночное равновесие 17
2.1 Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена 17
2.2 Отклонения от равновесия: дефицит и избыток 20
Глава 3 Государственный контроль над ценами 23
3.1 Государственное регулирование цен 23
3.2 Влияние на равновесие налогов и субсидий 27
3.3 Проблемы соотношения спроса и предложения в современной российской экономике 30
Заключение 33
Список используемой литературы 36

Файлы: 1 файл

Спрос и предложение.docx

— 204.63 Кб (Скачать файл)

 

На графике это может  быть изображено сдвигом кривой спроса вправо-вверх: D1→D2. Будем также считать, что цена данного товара не изменилась мгновенно сразу же после сдвига кривой спроса. В этом случае вслед за ростом спроса покупатели данного товара обнаружат, что при прежней цене P1, количество товара Qd, которое каждый из них теперь сможет приобрести, превышает тот объём QS, который раньше был в их распоряжении и который могут предложить при данной цене производители данного товара. Это означает, что на данном рынке возник дефицит товара в размере Df=Qd-Qs, поскольку величина спроса теперь превышает величину предложения данного товара. Практически это приведёт к тому, что между покупателями начнётся конкуренция за возможность приобрести данный товар. А это, в свою очередь, окажет повышающее влияние на его рыночную цену, Итак, цена товара, на который повысился спрос, начнёт расти под воздействием конкуренции покупателей.

Вполне естественной реакцией продавцов будет увеличение объёма предлагаемого товара в полном соответствии с законом предложения. А поскольку на это же будут направлены действия покупателей, то их совместными усилиями рыночная цена при отмеченном росте количества товара, начнёт повышаться до величины P2. На графике это будет выражено передвижением точки рыночной конъюнктуры E1 вдоль кривой предложения вплоть до её пересечения с новой кривой спроса D2 ,где и будет тем самым достигнуто новое равновесие данного рынка E2 с параметрами Q2 и P2.

 Точно так же можно  проследить за метаморфозами  на рынке в случае, когда исходное  равновесное его состояние будет  нарушено со стороны предложения, например в результате изменений ожиданий продавцов, получивших основание предполагать, что в ближайшее время будут сняты некоторые ограничения по импорту заменяющий данный товаров.

 

На графике это приведёт к сдвигу кривой предложения вправо-вниз: S1→ S2. Если опять-таки считать, что в первый момент цена остаётся неизменной (P1), то рост предложения приведёт к избытку товара или затовариванию в размере Sp= Qs- Qd. После этого начнётся конкуренция продавцов, результатом которой станет снижение рыночной цены (c P1 до P2) и рост количества продаваемого товара. На графике это будет выражено перемещением точки рыночной конъюнктуры E1 вдоль кривой спроса вплоть до её пересечения с новой кривой предложения, что и будет означать установления нового равновесия E2 с параметрами Q2 и P2.18

 Таким образом, изменение  рыночного спроса и рыночного  предложения вызывают изменение рыночного равновесия. Пусть рыночный спрос растет, тогда цена равновесия P* и равновесный объём Q* растут. При уменьшении рыночного спроса цена равновесия P* и равновесный объём Q* падают. При росте рыночного предложения цена рыночного равновесия P* падает, а равновесное количество Q* растёт. При уменьшении рыночного предложения цена равновесия P* растёт, а равновесное количество Q* падает.

 

Глава 3 Государственный контроль над ценами

3.1 Государственное регулирование цен

 

Категории спроса, предложения  и цены являются взаимосвязанными. На рынке происходят постоянные колебания  рыночных цен под воздействием изменения в спросе и предложении. На большинстве рынков цены могут свободно повышаться или опускаться относительно равновесного уровня, независимо от того, насколько высоким или низким может быть этот уровень. Цена стимулирует предложение при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение.

 Однако правительство  иногда считает, что спрос и  предложения приводят к ценам, которые слишком высоки для покупателей и поэтому несправедливы или слишком низки для продавцов, что такое не является справедливым. Поэтому правительство может наложить правовые ограничения, определяющие насколько низкими или высокими могут быть цены. Оправдана ли эта идея, которая на первый взгляд кажется такой привлекательной?

 Регулировка цен затрагивает  само действие рыночных механизмов, изменяя процесс достижения равновесия. Здесь в распоряжении государства  имеются два метода: установление  верхнего (« потолка») и нижнего  (« пола») пределов цены. Например, введение максимальной верхней границы цены (так называемой «социально низкой цены» Pг, устанавливаемой, разумеется, ниже цены равновесия P*) в целях, например, защиты интересов малоимущих потребителей этого продукта, обуславливает не только возникновение дефицита данного товара из-за превышения при такой цене объёмом спроса Qd объёма предложения, но и превращения этого дефицита в хронический, поскольку рыночный механизм преодоления дефицита путём повышения цены недостающего товара и увеличение объёма его предложения блокируется, и кривая предложения тем самым искусственно «обрубается» до отрезка SEг.

 

 Покупатели такого, социально  регулируемого товара сталкиваются  с необходимостью нормирования  его распределения теперь уже  не ценовыми методами: карточки, очереди, списки, потери времени  не только на стоянии в очередях, но и на поиск нужной очереди,  причём без гарантии получения  нужного товара. Очевидно, что равновесие  в точке Eг не является устойчивым. Возможности покупателей заплатить за данное количество товара Qs определяются их кривой спроса в целом и максимальной ценой спроса Pd в каждом конкретном случае. Поэтому в пределах данной цены они будут согласны заплатить дополнительную сумму за возможность приобрести дефицитный товар и избавиться от потерь времени, возможных при этом потерь других благ, да и не приятных переживаний. Размер этой дополнительной платы будет определяться на основе принципа альтернативных затрат и будет тем выше, тем дороже стоит сэкономленное время и душевное спокойствие каждого конкретного покупателя. С другой стороны, и неудовлетворённые низкой государственной ценой продавцы наверняка выдвинут из своих рядов энтузиастов, готовых пойти на дополнительные издержки по « доставанию», а затем и производству дефицитного товара и обеспечение необходимой поддержки властей вплоть до подкупа государственных служащих, работников правоохранительных органов и так далее. В результате практически неизбежным дополнением длительного государственного контроля над ценами становится « теневая экономика» или « чёрный рынок ». На графике это может быть изображено поворотом кривой предложения вокруг точки Ег, учитывающим рост издержек.

 Пересечение получившейся  ломаной линии предложения S′ с кривой спроса D в точке EЧ покажет характеристики равновесия на «чёрном рынке». В ситуации, когда рыночная цена из-за государственного вмешательства в процесс ценообразования не совпадает с равновесной, принято говорить о цене равновесия P* как теневой цене. Можно заметить, что при этом цена PЧ всегда будет выше равновесной цены свободного конкурентного рынка P*, а суммарное количество Q′ проданное на регулируемом государством QS и дополняющим его «черном» рынках товара QЧ всегда будет меньше соответствующего объёма на свободном рынке Q*. Таким образом, даже «докомплектованное» теневой экономикой государственное ограничение цены сверху однозначно ухудшает результаты функционирования свободного рынка.

Другим вариантом государственного регулирования цен является установление их минимального нижнего предела («пола»). Чаще всего это связывается с необходимостью государственной поддержки соответствующих отраслей (например, сельского хозяйства) и нередко дополняется ограничениями во внешней торговле. Кривая предложения в этом случае приобретает вид ломаной линии с горизонтальным отрезком на уровне «пола» цены Pr.

 В этом случае уже  объём предложения Qs начинает постоянно превышать объём спроса Qd, и возникающие при этом в размере Qs-Qd затоваривание также становится хроническим.

 На свободном рынке  накопление непокупаемых товаров  на складах неизбежно приводит  к снижению цен и последующим  распродажам с увеличивающимися скидками. Если же эта возможность ценового урегулирования возникшей проблемы блокируется административными запретами, объём реально продаваемого на рынке товара остаётся на низком, ограниченном объёмом спроса Qd уровне, явно меньшем, чем на нерегулируемом рынке, а цены по-прежнему превышает рыночную. Кроме того, и здесь могут быть случаи противозаконной продажи излишков по цене ниже государственной и даже, «теневой» цены равновесия Р*, а также начаться поиск обходных путей, прикрывающих такую продажу части накопленных неликвидов по фактически пониженным ценам. А это опять – таки будет означать появление дополнительных каналов формирования теневой экономики.

Конечно, государство чаще всего бывает вынуждено, сказав «А», говорить и «Б», и обеспечивать различными способами закупки по подобным завышенным ценам не нашедшей сбыта продукции, а также стремиться сократить величину предложения как можно ближе к величине спроса Qd.

Но это ведёт лишь к  перемещению внешних признаков  «болезни» в другие области, а  фактически загоняет её внутрь, например, увеличивает нагрузку на государственный бюджет, вынужденный финансировать такие закупки и последующие неизбежные при этом мероприятия.19

Итак, при административном регулировании цен, независимо от того, ограничивается ли при этом действие рыночного механизма ценообразования  верхними или нижними пределами, неизбежно происходит сокращение объёма реализуемого товара, даже с зачётом его количества, приходящегося на чёрный рынок. А это означает снижение возможностей для экономического развития. Само же административное вмешательство в рыночное ценообразование нередко прямо стимулирует формирование и разрастание теневой экономики, что никак не способствует укреплению государства и установлению правопорядка.

3.2 Влияние на равновесие налогов и субсидий

 

Самым мягким и «цивилизованным» орудием государственного вмешательства в работу рыночного механизма по праву считаются налоги. Они не изменяют условия протекания рыночных процессов и не ограничивают свободу действий рыночных субъектов. В качестве примера можно проследить за последствиями введения поштучного налога, уплачиваемого продавцом.

 На графике это приведёт  к сдвигу кривой предложения  S вверх на величину налога T, поскольку для получения той же выручки (за вычетом налога) продавец теперь вынужден запрашивать за каждое прежнее количество товара цену, большую чем прежняя как раз на величину T. В ответ на это сокращение предложения точка рыночной конъюнктуры переместится вдоль кривой спроса из положения Е вплоть до пересечения с новой кривой предложения Sт, то есть в точку А.

 В результате на  рынке установится новое равновесие, при котором объём товара снизится  с Q* до Qт, а цена возрастёт с Р* до Рт. Однако чистая выручка продавца (за вычетом налога) с единицы проданной продукции сократится до Рт - Т. Общая величина расходов покупателя составит Рт Qт, поступлений продавцу – (Рт – Т) Qт и налоговых поступлений государству-Т Qт.

 Несмотря на то, что  формально эту сумму вносит  в государственный бюджет только  продавец, на самом деле бремя  налога распределяется между  ним и покупателем: фактически  взнос продавца составляет лишь  Р* - (Рт – Т) Qт, а реальный платёж покупателя - (Рт - Р*) Qт. На графике им соответствуют площади прямоугольников Р*БВ(Рт – Т) для продавца и Рт АБР* для покупателя. Соотношение этих частей зависит от соотношения наклонов кривых спроса и предложения.

Таким же образом мы можем  проанализировать последствия введения налога с покупателя. В этом случае на величину налога Т сдвинется вниз кривая спроса, а распределение налогового бремени будет полностью аналогичным.

Если же говорить о предоставлении субсидий как покупателю, так и  продавцу, то их можно рассматривать  как отрицательные налоги. Следовательно, сдвиги кривых спроса и предложения на величину субсидии G будут противоположными их перемещениям при налогообложении. Например, получение субсидий продавцом будет равнозначно снижению его издержек и на графике приведёт к сдвигу кривой предложения вниз на величину G.

При этом данный рост предложения  приведёт к увеличению количества товара с Q* до QG и одновременно к снижению цены с Р* до PG. Как и при налогообложении, полученная субсидия отнюдь не целиком поступит в распоряжение продавца. Ему достанется лишь её часть [(PG + G) – QG] QG, а остальная её часть (Р* - PG) QG поступит в бюджет покупателя.20

Точно таким же будет итог и в случае, когда субсидию получит  покупатель. Формальное отличие такой ситуации от рассмотренной выше заключается лишь в перемещении всё на ту же величину G кривой спроса, а не кривой предложения.

  3.3 Проблемы соотношения спроса и предложения в современной российской экономике

 

В конце 80-х годов большинство  специалистов было уверено в том, что будущее отечественной экономики  – за свободными ценами, стихийно складывающимися в сфере обращения в зависимости от колебаний спроса и предложения. Такие известные экономисты как Т. Заславская, Н. Шмелёв приводили в пользу применения «равновесных цен следующие аргументы.

1) Свободные цены позволяют  преодолеть диспропорции в народном  хозяйстве и нарушения принципов  эквивалентности обмена, они избавят  общество от товарного голода и выпуска ненужных товаров. С государственного бюджета будет снято тяжкое бремя дотаций на производство низкорентабельной продукции.

2) Свободные цены сократят  издержки потребления, в первую  очередь за счёт исчезновения  очередей в магазинах. 

3) Свободные цены позволят  покончить с такими антисоциальными  явлениями, порождаемыми стабильными  низкими ценами, как ослабление  стимулов к общественно полезному  труду, спекуляция, существование  нелегального «чёрного рынка», нарушение принципов морали и этики.

 Реализация этого проекта  началась в нашей стране 1 января 1992 года. Первоначально предполагалось, что цены будут повышаться  в течение двух-трёх месяцев,  после чего наступит их стабилизация. Однако в реальной действительности либерализация приобрела форму перманентного многократного роста цен и спровоцировала гиперинфляционные волны.

 На сегодняшний день  совершенно ясно, что введение  свободных цен не привело к  насыщению рынка товарами и  услугами. Более того, произошло  не увеличение реального производства, а сокращение совокупного предложения. Так, в течение 1991-1995гг. производство хлебобулочных изделий уменьшилось на 8,7 млн. т., мяса – почти в 3 раза, колбасных изделий – в 2 раза и т. д.. Беспрецедентный спад производства сопровождался ухудшением структуры производства.

Информация о работе Спрос и предложение в рыночных условиях