Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение основных подходов к обоснованию рыночного равновесия.
Чтобы реализовать поставленную цель, нам надо решить следующие задачи:
рассмотреть понятия общего и частичного равновесия;
рассмотреть условия равновесия производителя и потребителя и их поведение в зависимости от этих условий;
Введение 3
Глава 1 Спрос и предложение – главные элементы функционирования рынка 5
1.1 Закон спроса и факторы, влияющие на спрос 5
1.2 Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение 13
Глава 2 Рыночное равновесие 17
2.1 Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена 17
2.2 Отклонения от равновесия: дефицит и избыток 20
Глава 3 Государственный контроль над ценами 23
3.1 Государственное регулирование цен 23
3.2 Влияние на равновесие налогов и субсидий 27
3.3 Проблемы соотношения спроса и предложения в современной российской экономике 30
Заключение 33
Список используемой литературы 36
На графике это может быть изображено сдвигом кривой спроса вправо-вверх: D1→D2. Будем также считать, что цена данного товара не изменилась мгновенно сразу же после сдвига кривой спроса. В этом случае вслед за ростом спроса покупатели данного товара обнаружат, что при прежней цене P1, количество товара Qd, которое каждый из них теперь сможет приобрести, превышает тот объём QS, который раньше был в их распоряжении и который могут предложить при данной цене производители данного товара. Это означает, что на данном рынке возник дефицит товара в размере Df=Qd-Qs, поскольку величина спроса теперь превышает величину предложения данного товара. Практически это приведёт к тому, что между покупателями начнётся конкуренция за возможность приобрести данный товар. А это, в свою очередь, окажет повышающее влияние на его рыночную цену, Итак, цена товара, на который повысился спрос, начнёт расти под воздействием конкуренции покупателей.
Вполне естественной реакцией продавцов будет увеличение объёма предлагаемого товара в полном соответствии с законом предложения. А поскольку на это же будут направлены действия покупателей, то их совместными усилиями рыночная цена при отмеченном росте количества товара, начнёт повышаться до величины P2. На графике это будет выражено передвижением точки рыночной конъюнктуры E1 вдоль кривой предложения вплоть до её пересечения с новой кривой спроса D2 ,где и будет тем самым достигнуто новое равновесие данного рынка E2 с параметрами Q2 и P2.
Точно так же можно
проследить за метаморфозами
на рынке в случае, когда исходное
равновесное его состояние
На графике это приведёт к сдвигу кривой предложения вправо-вниз: S1→ S2. Если опять-таки считать, что в первый момент цена остаётся неизменной (P1), то рост предложения приведёт к избытку товара или затовариванию в размере Sp= Qs- Qd. После этого начнётся конкуренция продавцов, результатом которой станет снижение рыночной цены (c P1 до P2) и рост количества продаваемого товара. На графике это будет выражено перемещением точки рыночной конъюнктуры E1 вдоль кривой спроса вплоть до её пересечения с новой кривой предложения, что и будет означать установления нового равновесия E2 с параметрами Q2 и P2.18
Таким образом, изменение рыночного спроса и рыночного предложения вызывают изменение рыночного равновесия. Пусть рыночный спрос растет, тогда цена равновесия P* и равновесный объём Q* растут. При уменьшении рыночного спроса цена равновесия P* и равновесный объём Q* падают. При росте рыночного предложения цена рыночного равновесия P* падает, а равновесное количество Q* растёт. При уменьшении рыночного предложения цена равновесия P* растёт, а равновесное количество Q* падает.
Категории спроса, предложения и цены являются взаимосвязанными. На рынке происходят постоянные колебания рыночных цен под воздействием изменения в спросе и предложении. На большинстве рынков цены могут свободно повышаться или опускаться относительно равновесного уровня, независимо от того, насколько высоким или низким может быть этот уровень. Цена стимулирует предложение при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение.
Однако правительство иногда считает, что спрос и предложения приводят к ценам, которые слишком высоки для покупателей и поэтому несправедливы или слишком низки для продавцов, что такое не является справедливым. Поэтому правительство может наложить правовые ограничения, определяющие насколько низкими или высокими могут быть цены. Оправдана ли эта идея, которая на первый взгляд кажется такой привлекательной?
Регулировка цен затрагивает
само действие рыночных
Покупатели такого, социально
регулируемого товара
Пересечение получившейся ломаной линии предложения S′ с кривой спроса D в точке EЧ покажет характеристики равновесия на «чёрном рынке». В ситуации, когда рыночная цена из-за государственного вмешательства в процесс ценообразования не совпадает с равновесной, принято говорить о цене равновесия P* как теневой цене. Можно заметить, что при этом цена PЧ всегда будет выше равновесной цены свободного конкурентного рынка P*, а суммарное количество Q′ проданное на регулируемом государством QS и дополняющим его «черном» рынках товара QЧ всегда будет меньше соответствующего объёма на свободном рынке Q*. Таким образом, даже «докомплектованное» теневой экономикой государственное ограничение цены сверху однозначно ухудшает результаты функционирования свободного рынка.
Другим вариантом
В этом случае уже объём предложения Qs начинает постоянно превышать объём спроса Qd, и возникающие при этом в размере Qs-Qd затоваривание также становится хроническим.
На свободном рынке
накопление непокупаемых
Конечно, государство чаще всего бывает вынуждено, сказав «А», говорить и «Б», и обеспечивать различными способами закупки по подобным завышенным ценам не нашедшей сбыта продукции, а также стремиться сократить величину предложения как можно ближе к величине спроса Qd.
Но это ведёт лишь к перемещению внешних признаков «болезни» в другие области, а фактически загоняет её внутрь, например, увеличивает нагрузку на государственный бюджет, вынужденный финансировать такие закупки и последующие неизбежные при этом мероприятия.19
Итак, при административном
регулировании цен, независимо от того,
ограничивается ли при этом действие
рыночного механизма
Самым мягким и «цивилизованным» орудием государственного вмешательства в работу рыночного механизма по праву считаются налоги. Они не изменяют условия протекания рыночных процессов и не ограничивают свободу действий рыночных субъектов. В качестве примера можно проследить за последствиями введения поштучного налога, уплачиваемого продавцом.
На графике это приведёт к сдвигу кривой предложения S вверх на величину налога T, поскольку для получения той же выручки (за вычетом налога) продавец теперь вынужден запрашивать за каждое прежнее количество товара цену, большую чем прежняя как раз на величину T. В ответ на это сокращение предложения точка рыночной конъюнктуры переместится вдоль кривой спроса из положения Е вплоть до пересечения с новой кривой предложения Sт, то есть в точку А.
В результате на
рынке установится новое
Несмотря на то, что
формально эту сумму вносит
в государственный бюджет
Таким же образом мы можем
проанализировать последствия введения
налога с покупателя. В этом случае
на величину налога Т сдвинется вниз
кривая спроса, а распределение налогового
бремени будет полностью
Если же говорить о предоставлении субсидий как покупателю, так и продавцу, то их можно рассматривать как отрицательные налоги. Следовательно, сдвиги кривых спроса и предложения на величину субсидии G будут противоположными их перемещениям при налогообложении. Например, получение субсидий продавцом будет равнозначно снижению его издержек и на графике приведёт к сдвигу кривой предложения вниз на величину G.
При этом данный рост предложения приведёт к увеличению количества товара с Q* до QG и одновременно к снижению цены с Р* до PG. Как и при налогообложении, полученная субсидия отнюдь не целиком поступит в распоряжение продавца. Ему достанется лишь её часть [(PG + G) – QG] QG, а остальная её часть (Р* - PG) QG поступит в бюджет покупателя.20
Точно таким же будет итог и в случае, когда субсидию получит покупатель. Формальное отличие такой ситуации от рассмотренной выше заключается лишь в перемещении всё на ту же величину G кривой спроса, а не кривой предложения.
В конце 80-х годов большинство
специалистов было уверено в том,
что будущее отечественной
1) Свободные цены позволяют
преодолеть диспропорции в
2) Свободные цены сократят
издержки потребления, в
3) Свободные цены позволят
покончить с такими
Реализация этого проекта
началась в нашей стране 1 января
1992 года. Первоначально предполагалось,
что цены будут повышаться
в течение двух-трёх месяцев,
после чего наступит их
На сегодняшний день
совершенно ясно, что введение
свободных цен не привело к
насыщению рынка товарами и
услугами. Более того, произошло
не увеличение реального