Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение основных подходов к обоснованию рыночного равновесия.
Чтобы реализовать поставленную цель, нам надо решить следующие задачи:
рассмотреть понятия общего и частичного равновесия;
рассмотреть условия равновесия производителя и потребителя и их поведение в зависимости от этих условий;
Введение 3
Глава 1 Спрос и предложение – главные элементы функционирования рынка 5
1.1 Закон спроса и факторы, влияющие на спрос 5
1.2 Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение 13
Глава 2 Рыночное равновесие 17
2.1 Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена 17
2.2 Отклонения от равновесия: дефицит и избыток 20
Глава 3 Государственный контроль над ценами 23
3.1 Государственное регулирование цен 23
3.2 Влияние на равновесие налогов и субсидий 27
3.3 Проблемы соотношения спроса и предложения в современной российской экономике 30
Заключение 33
Список используемой литературы 36
Неудовлетворённый спрос
населения действительно
Реформа ценообразования
не устранила перекосы между
отдельными видами цен.
Негативное влияние
на социально-экономической
Серьёзной проблемой является неадекватность цен уровню и качеству реализуемых товаров и услуг. По данным «Файнэншл таймс», 4-х,5-и звёздочные отели в Москве – самые дорогие в мире, что не соответствует скромному уровню сервиса. В то же время 500 крупнейших российских предприятий с реальной стоимостью не менее 200 млрд. долл. были проданы примерно за 7,2 млрд. долл..
Складывающаяся динамика
денежных доходов населения и
розничных цен обусловливает
снижение физического объёма
спроса и покупательской
Обобщение предпринятых в России попыток сбалансирования спроса и предложения позволяет сделать ряд важных выводов. Во-первых, приведение в соответствие спроса и предложения не является самоцелью. Сбалансированность спроса и предложения должна в первую очередь обеспечить рост народного благосостояния. Во-вторых, использование свободных цен в условиях товарного дефицита влечёт за собой снижение уровня жизни населения и поэтому не может быть признано эффективным инструментом нормализации рыночного механизма.
В-третьих, соотношение спроса и предложения формируется на протяжении всего воспроизводственного цикла; оно находится под определяющим воздействием таких факторов, как уровень развития и структура производства, пропорциональность в развитии и динамика роста промышленности и сельского хозяйства. В этой связи рыночное равновесие в длительной перспективе может быть обеспечено лишь на основе повышения эффективности отечественного производства, но не за счёт автоматического сбалансирования спроса и предложения посредством манипулирования ценами.
В данной работе были раскрыты понятия спроса, предложения, равновесие спроса и предложения, равновесной цены, излишков и дефицита, а также показал какое влияние тех или иных факторов оказывает на спрос и предложение при рыночной экономике. Действительно, любому акту купли-продажи предшествуют два феномена - «спрос» и «предложение», величины которых определяют объем сделок и уровень цен на рынке. А поскольку рыночная экономика есть динамика цен и объема сделок, то добиваться их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса (дохода потребителей) и величину предложения (прибыль производителей). В данной работе я также выделила функции и проблемы отечественного рынка.
Итак, в результате взаимодействия рыночного спроса с рыночным предложением устанавливается цена равновесия, обеспечивающая максимально возможный при сложившихся планах потребителей и производителей объем продаж на данном рынке. Только рыночная цена приводит к тому, что на рынке нет ни излишка продукта, ни его нехватки. Любая цена выше равновесной побуждает продавцов производить большее количество продукта. Но эта высокая цена отбивает у потребителей желание купить предлагаемое количество продукта. На рынке возникает избыточное предложение, превышающее спрос. Избыточное предложение приводит к снижению цен до уровня равновесных. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта. На рынке возникает неудовлетворенный спрос, превышающий предложение. А он в свою очередь ведет к повышению цен, которое будет продолжаться, пока спрос не станет равным предложению.
Цены будут расти или падать, пока продавцам и покупателям не удастся прояснить ситуацию на рынке, т.е. достичь уровня цены, при котором объемы спроса и предложения на продукт точно совпадают. При осуществлении сделок по равновесной цене сумма излишков потребителей и производителей достигает максимума. Установившееся рыночное равновесие нарушается при изменении спроса или предложения, и начинается процесс приспособления к новому равновесию.
Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и так далее.
В конкурентной системе равенство спроса и предложения приводит к равновесию на всех рынках. И все же равновесная цена может изменяться (точка равновесия смещается в ту или иную сторону). Некоторые воздействия на рыночное равновесие цен предвидеть невозможно, влияние других учесть трудно, поскольку они лишь перемещают точку равновесия, не нарушая законов спроса и предложения. К числу последних воздействий относится, например, налогообложение. Через систему налогообложения и дотаций государство воздействует на процесс рыночного ценообразования и значение равновесной цены. Введение акциза повышает цену равновесия и уменьшает равновесное количество, а установление дотации на единицу проданной продукции снижает равновесную цену и увеличивает равновесный объем продаж.
Экономическая теория имеет дело не со стабильным равновесием, а с постоянным его нарушением, что образно названо «равновесие - неравновесие». Из этого следует 3 существенных вывода:
1. Равновесие следует рассматривать как абстрактный модельный идеал. Его никогда не было и не может быть, но с него нужно всегда начинать исследование.
2. Равновесие - динамическое,
оптимальное неравновесие, т. е.
оно представляет собой
3. Равновесие как неравновесие играет разрушительную роль, понуждая экономических агентов действовать как вопреки их глубинным интересам, так и интересам общества в целом.
Итак, функции свободного рынка ограничены. Решением тех социально-экономических проблем общества, в которых рынок бессилен, занимается государство. Оно призвано не только контролировать сферы общественной жизни, которые лежат за пределами действия рынка (социальная сфера, государственное управление и правопорядок, обороноспособность страны, фундаментальные научные исследования и так далее), но и следить за работой рыночного механизма. Однако, государственное вмешательство, контроль над ценами, приводит также к таким экономическим последствиям, как сокращение производства, возникновение теневой экономики в различных сферах. Как известно, особенностью теневых структур экономики является то, что они «неуловимы», в особенности для официального, государственного налогообложения. Следовательно, они сокращают реальные возможности для социальной защиты низкодоходных групп и слоев общества, поскольку не платят налоги в бюджет.
Нетрудно предвидеть, что в подобной ситуации усилятся криминогенные, мафиозные компоненты социально-экономической среды общества.
Внешними, наиболее очевидными последствиями разрушенного равновесия рыночного ценообразования станут очереди потребителей за товарами, социальная напряженность и всеобщее недовольство. Потребуются такие правительственные мера, как нормирование, рационирование потребления недостающих, дефицитных товаров, их распределение в продажу по карточкам, талонам и другим административным «регуляторам» общественного потребления.
1 Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика / Под ред. И.Е. Рудановой. - М.: Инфра-М. - 2008. - 576 с.
2 Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика / Под ред. И.Е. Рудановой. - М.: Инфра-М. - 2008. - 576 с.
3 Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика / Под ред. И.Е. Рудановой. - М.: Инфра-М. - 2008. - 576 с.
4 Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика / Под ред. И.Е. Рудановой. - М.: Инфра-М. - 2008. - 576 с.
5 Носова С.С. Экономическая теория: учеб. - М.: Кнорус. - 2009. - 798 с.
6 Носова С.С. Экономическая теория: учеб. - М.: Кнорус. - 2009. - 798 с.
7 Носова С.С. Экономическая теория: учеб. - М.: Кнорус. - 2009. - 798 с.
8 Андриянов В. Механизм саморегулирования рыночной экономики на микроэкономическом уровне // Общество и экономика. - 2008. - № 2. - С.5-35.
9 Андриянов В. Механизм саморегулирования рыночной экономики на микроэкономическом уровне // Общество и экономика. - 2008. - № 2. - С.5-35.
10 Андриянов В. Механизм саморегулирования рыночной экономики на микроэкономическом уровне // Общество и экономика. - 2008. - № 2. - С.5-35.
11 Андриянов В. Механизм саморегулирования рыночной экономики на микроэкономическом уровне // Общество и экономика. - 2008. - № 2. - С.5-35.
12 Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория-М.:КНОРУС,2005-С.95
13 Сидорович А.В., Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Курс экономической теории-М.:ДИС,2007-С.97
14 Сидорович А.В., Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Курс экономической теории-М.:ДИС,2007-С.100
15
Макконнелл К.Р. ,Брю С.Л. Экономикс:Принципы,проблемы
и политика-М.:ИНФРА-М,2006-С.54-
16.Сидорович А.В., Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Курс экономической теории-М.:ДИС,2007-С.103
17 Чепурина М.Н., Киселёва Е.А. Курс экономической теории-Киров: АСА,2005-С.100-101
18 Сидорович А.В., Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Курс экономической теории-М.:ДИС,2007-С.105-108
19 Сидорович А.В., Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Курс экономической теории-М.:ДИС,2007-С.111-114
20 Сидорович А.В., Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Курс экономической теории-М.:ДИС,2007-С.110-111
21 Грязнова А. Г., Чечелова Т.В. Экономическая теория-М.:ЭКЗАМЕН, 2005-С.181-184