Спрос и предложение в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основных подходов к обоснованию рыночного равновесия.
Чтобы реализовать поставленную цель, нам надо решить следующие задачи:
 рассмотреть понятия общего и частичного равновесия;
 рассмотреть условия равновесия производителя и потребителя и их поведение в зависимости от этих условий;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Спрос и предложение – главные элементы функционирования рынка 5
1.1 Закон спроса и факторы, влияющие на спрос 5
1.2 Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение 13
Глава 2 Рыночное равновесие 17
2.1 Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена 17
2.2 Отклонения от равновесия: дефицит и избыток 20
Глава 3 Государственный контроль над ценами 23
3.1 Государственное регулирование цен 23
3.2 Влияние на равновесие налогов и субсидий 27
3.3 Проблемы соотношения спроса и предложения в современной российской экономике 30
Заключение 33
Список используемой литературы 36

Файлы: 1 файл

Спрос и предложение.docx

— 204.63 Кб (Скачать файл)

 Неудовлетворённый спрос  населения действительно сократился, однако не за счёт насыщения рынка высококачественной продукцией, а в результате резкого падения реальных доходов. Одновременно прогрессировали негативные тенденции в структуре спроса населения. По данным Института социально-политических исследований РАН, всё большую долю в расходах россиян стало занимать продовольствие. На него затрачивается 75-80 % доходов среднестатистической семьи.

 Реформа ценообразования  не устранила перекосы между  отдельными видами цен. Увеличились  «ножницы» цен на промышленную  и сельскохозяйственную продукцию; возрастающая неэквивалентность обмена и наличие многочисленных посредников привели к колоссальному разрыву между оптовой и розничной ценами.

 Негативное влияние  на социально-экономической фон  страны оказало сокращение бюджетного  финансирования убыточных отраслей. Так, сельское хозяйство и угледобыча, но вполне объективным причинам, без дотаций из государственного  бюджета попросту нежизнеспособны.  Здесь уже говорилось о государственной поддержке фермеров в экономически развитых странах; горнодобывающая промышленность также «опекается» государством практически во всём мире.

 Серьёзной проблемой  является неадекватность цен  уровню и качеству реализуемых  товаров и услуг. По данным  «Файнэншл таймс», 4-х,5-и звёздочные отели в Москве – самые дорогие в мире, что не соответствует скромному уровню сервиса. В то же время 500 крупнейших российских предприятий с реальной стоимостью не менее 200 млрд. долл. были проданы примерно за 7,2 млрд. долл..

 Складывающаяся динамика  денежных доходов населения и  розничных цен обусловливает  снижение физического объёма  спроса и покупательской активности  россиян и, как следствие, замедление  реализации потребительских товаров. Вместе с тем в обеспечении потребительского рынка товарными ресурсами продолжает возрастать роль импорта. Если в среднем по стране продовольственный рынок наполнен импортом на 50%, то в Москве – на 70%. По мнению экспертов, Россия, по существу, утратила продовольственную независимость.21

Обобщение предпринятых в  России попыток сбалансирования  спроса и предложения позволяет  сделать ряд важных выводов. Во-первых, приведение в соответствие спроса и  предложения не является самоцелью. Сбалансированность спроса и предложения должна в первую очередь обеспечить рост народного благосостояния. Во-вторых, использование свободных цен в условиях товарного дефицита влечёт за собой снижение уровня жизни населения и поэтому не может быть признано эффективным инструментом нормализации рыночного механизма.

В-третьих, соотношение спроса и предложения формируется на протяжении всего воспроизводственного цикла; оно находится под определяющим воздействием таких факторов, как уровень развития и структура производства, пропорциональность в развитии и динамика роста промышленности и сельского хозяйства. В этой связи рыночное равновесие в длительной перспективе может быть обеспечено лишь на основе повышения эффективности отечественного производства, но не за счёт автоматического сбалансирования спроса и предложения посредством манипулирования ценами.

 

Заключение

 

В данной работе были раскрыты понятия спроса, предложения, равновесие спроса и предложения, равновесной цены, излишков и дефицита, а также показал какое влияние тех или иных факторов оказывает на спрос и предложение при рыночной экономике. Действительно, любому акту купли-продажи предшествуют два феномена - «спрос» и «предложение», величины которых определяют объем сделок и уровень цен на рынке. А поскольку рыночная экономика есть динамика цен и объема сделок, то добиваться их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса (дохода потребителей) и величину предложения (прибыль производителей). В данной работе я также выделила функции и проблемы отечественного рынка.

Итак, в результате взаимодействия рыночного спроса с рыночным предложением устанавливается цена равновесия, обеспечивающая максимально возможный при сложившихся планах потребителей и производителей объем продаж на данном рынке. Только рыночная цена приводит к тому, что на рынке нет ни излишка продукта, ни его нехватки. Любая цена выше равновесной побуждает продавцов производить большее количество продукта. Но эта высокая цена отбивает у потребителей желание купить предлагаемое количество продукта. На рынке возникает избыточное предложение, превышающее спрос. Избыточное предложение приводит к снижению цен до уровня равновесных. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта. На рынке возникает неудовлетворенный спрос, превышающий предложение. А он в свою очередь ведет к повышению цен, которое будет продолжаться, пока спрос не станет равным предложению.

Цены будут расти или  падать, пока продавцам и покупателям  не удастся прояснить ситуацию на рынке, т.е. достичь уровня цены, при котором объемы спроса и предложения на продукт точно совпадают. При осуществлении сделок по равновесной цене сумма излишков потребителей и производителей достигает максимума. Установившееся рыночное равновесие нарушается при изменении спроса или предложения, и начинается процесс приспособления к новому равновесию.

Рыночное равновесие можно  рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и так далее.

В конкурентной системе равенство  спроса и предложения приводит к  равновесию на всех рынках. И все  же равновесная цена может изменяться (точка равновесия смещается в  ту или иную сторону). Некоторые воздействия на рыночное равновесие цен предвидеть невозможно, влияние других учесть трудно, поскольку они лишь перемещают точку равновесия, не нарушая законов спроса и предложения. К числу последних воздействий относится, например, налогообложение. Через систему налогообложения и дотаций государство воздействует на процесс рыночного ценообразования и значение равновесной цены. Введение акциза повышает цену равновесия и уменьшает равновесное количество, а установление дотации на единицу проданной продукции снижает равновесную цену и увеличивает равновесный объем продаж.

Экономическая теория имеет  дело не со стабильным равновесием, а  с постоянным его нарушением, что  образно названо «равновесие - неравновесие». Из этого следует 3 существенных вывода:

1. Равновесие следует  рассматривать как абстрактный  модельный идеал. Его никогда не было и не может быть, но с него нужно всегда начинать исследование.

2. Равновесие - динамическое, оптимальное неравновесие, т. е.  оно представляет собой отклонение  цен от стоимости, результатов  от затрат.

3. Равновесие как неравновесие  играет разрушительную роль, понуждая экономических агентов действовать как вопреки их глубинным интересам, так и интересам общества в целом.

Итак, функции свободного рынка ограничены. Решением тех социально-экономических проблем общества, в которых рынок бессилен, занимается государство. Оно призвано не только контролировать сферы общественной жизни, которые лежат за пределами действия рынка (социальная сфера, государственное управление и правопорядок, обороноспособность страны, фундаментальные научные исследования и так далее), но и следить за работой рыночного механизма. Однако, государственное вмешательство, контроль над ценами, приводит также к таким экономическим последствиям, как сокращение производства, возникновение теневой экономики в различных сферах. Как известно, особенностью теневых структур экономики является то, что они «неуловимы», в особенности для официального, государственного налогообложения. Следовательно, они сокращают реальные возможности для социальной защиты низкодоходных групп и слоев общества, поскольку не платят налоги в бюджет.

Нетрудно предвидеть, что  в подобной ситуации усилятся криминогенные, мафиозные компоненты социально-экономической среды общества.

Внешними, наиболее очевидными последствиями разрушенного равновесия рыночного ценообразования станут очереди потребителей за товарами, социальная напряженность и всеобщее недовольство. Потребуются такие правительственные мера, как нормирование, рационирование потребления недостающих, дефицитных товаров, их распределение в продажу по карточкам, талонам и другим административным «регуляторам» общественного потребления.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Андриянов В. Механизм саморегулирования рыночной экономики на микроэкономическом уровне // Общество и экономика. - 2008. - № 2. - С.5-35.
  2. Вальрас Л. Элементы чистой политической экономии. - М.: Изограф, 2000. - 448 с.
  3. Васильева Л.Н. Моделирование микроэкономических процессов и систем. - М.: КНОРУС, 2009. - 400 с.
  4. Горяинова Л.В. история экономических учений. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - 2003. - 85 с.
  5. Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория - М.: КНОРУС, 2005. - 352с.
  6. Грязнова А.Г., Чечелова Т.В. Экономическая теория -  М.: ЭКЗАМЕН, 2005. – 384с.
  7. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: учеб. - М.: Дело, 2002. - 416 с.
  8. 6. Кит П. Управленческая экономика. Инструментарий руководителя. - Спб.: Питер. - 2008. - 624 с.
  9. Корниенко О.В. Микроэкономика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 352 с.
  10. Курс экономической теории: Учебник / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов. - Мн.: Интерпрессервис, 2003. - 496 с.
  11. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика - М.: ИНФРА-М, 2006.
  12. Николаева И.П. Экономическая теория - М.: Юнити, 2004. – 402с.
  13. Носова С.С. Экономическая теория: учеб. - М.: Кнорус. - 2009. - 798 с.
  14. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. - М.: Изд-во «НОРМА». 2002. - 572 с.
  15. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория - М.: НОРМА, 2006. – 451с.
  16. Сидорович А.В., Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Курс экономической теории - М.: ДИС, 2007. - 298с.
  17. Чепурина М.Н., Киселёва Е.А. Курс экономической теории - Киров: АСА, 2005. – 436с.
  18. Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика / Под ред. И.Е. Рудановой. - М.: Инфра-М. - 2008. - 576 с.
  19. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П.Журавлевой. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 714 с.
  20. Экономическая теория: учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. - 592 с.
  21. Ядгаров Я.С. История экономических учений - М.: ИНФРА-М, 2008. – 256с.

 

 

 

1 Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика / Под ред. И.Е. Рудановой. - М.: Инфра-М. - 2008. - 576 с.

2 Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика / Под ред. И.Е. Рудановой. - М.: Инфра-М. - 2008. - 576 с.

3 Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика / Под ред. И.Е. Рудановой. - М.: Инфра-М. - 2008. - 576 с.

4 Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика / Под ред. И.Е. Рудановой. - М.: Инфра-М. - 2008. - 576 с.

5 Носова С.С. Экономическая теория: учеб. - М.: Кнорус. - 2009. - 798 с.

6 Носова С.С. Экономическая теория: учеб. - М.: Кнорус. - 2009. - 798 с.

7 Носова С.С. Экономическая теория: учеб. - М.: Кнорус. - 2009. - 798 с.

8 Андриянов В. Механизм саморегулирования рыночной экономики на микроэкономическом уровне // Общество и экономика. - 2008. - № 2. - С.5-35.

9 Андриянов В. Механизм саморегулирования рыночной экономики на микроэкономическом уровне // Общество и экономика. - 2008. - № 2. - С.5-35.

10 Андриянов В. Механизм саморегулирования рыночной экономики на микроэкономическом уровне // Общество и экономика. - 2008. - № 2. - С.5-35.

11 Андриянов В. Механизм саморегулирования рыночной экономики на микроэкономическом уровне // Общество и экономика. - 2008. - № 2. - С.5-35.

12 Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория-М.:КНОРУС,2005-С.95

13 Сидорович А.В., Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Курс экономической теории-М.:ДИС,2007-С.97

14 Сидорович А.В., Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Курс экономической теории-М.:ДИС,2007-С.100

15 Макконнелл К.Р. ,Брю С.Л. Экономикс:Принципы,проблемы и политика-М.:ИНФРА-М,2006-С.54-57

16.Сидорович А.В., Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Курс экономической теории-М.:ДИС,2007-С.103

17 Чепурина М.Н., Киселёва Е.А. Курс экономической теории-Киров: АСА,2005-С.100-101

18 Сидорович А.В., Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Курс экономической теории-М.:ДИС,2007-С.105-108

19 Сидорович А.В., Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Курс экономической теории-М.:ДИС,2007-С.111-114

20 Сидорович А.В., Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Курс экономической теории-М.:ДИС,2007-С.110-111

21 Грязнова А. Г., Чечелова Т.В. Экономическая теория-М.:ЭКЗАМЕН, 2005-С.181-184

 


Информация о работе Спрос и предложение в рыночных условиях