Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение основных подходов к обоснованию рыночного равновесия.
Чтобы реализовать поставленную цель, нам надо решить следующие задачи:
рассмотреть понятия общего и частичного равновесия;
рассмотреть условия равновесия производителя и потребителя и их поведение в зависимости от этих условий;
Введение 3
Глава 1 Спрос и предложение – главные элементы функционирования рынка 5
1.1 Закон спроса и факторы, влияющие на спрос 5
1.2 Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение 13
Глава 2 Рыночное равновесие 17
2.1 Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена 17
2.2 Отклонения от равновесия: дефицит и избыток 20
Глава 3 Государственный контроль над ценами 23
3.1 Государственное регулирование цен 23
3.2 Влияние на равновесие налогов и субсидий 27
3.3 Проблемы соотношения спроса и предложения в современной российской экономике 30
Заключение 33
Список используемой литературы 36
К «низшим» товарам относят те блага, которые приобретаются, как правило, людьми с низкими доходами. Это менее ценные товары, хотя качество их может быть хорошее. Например, к «низшим» товарам можно отнести крупу, хлеб, макароны, товары «сэконд-хэнд», услуги по ремонту обуви и т.д.
С ростом доходов населения спрос на «низшие» товары сокращается, кривая спроса сдвигается влево. Люди меньше покупают хлеба, маргарина, круп, заменяя их фруктами, овощами, мясом, сливочным маслом, отказываются от ремонта сносившейся обуви, покупая новую, и т. д.
«Нормальные» товары — товары более ценные, более полезные. Их потребление отражает высокий уровень благосостояния людей. Если доходы потребителей возрастают, они увеличивают покупку «нормальных» товаров, таких, как мясо, ценные сорта рыбы, овощи, фрукты, спортивный инвентарь, услуги бюро путешествий и т. д. Спрос на них возрастает, кривая спроса сдвигается вверх вправо.
Взаимозаменяемые товары — это группа товаров, удовлетворяющих аналогичные потребности. Например, различные средства для стирки белья, те или иные виды прохладительных напитков и т. д. В случае если значительно увеличится цена на стиральные порошки, спрос на мыло вырастет, так как оно окажется относительно дешевле. Тогда кривая спроса на мыло сдвинется вправо. При уменьшении цены на «Пепси- колу» спрос на «Фанту» сократится и кривая спроса на «Фанту» переместится влево9.
Дополняющие товары — это товары, которые не могут потребляться один без другого. Примерами дополняющих товаров могут служить фотоаппараты и фотопленка, магнитофоны и кассеты, теннисные ракетки и теннисные мячи и т. д. Если увеличится цена на теннисные ракетки, то спрос на мячи упадет. Тогда кривая спроса на теннисные мячи сдвинется влево10.
Такой же эффект вызывает и ожидание роста цен. В этом случае люди постараются запастись товарами впрок и истратить деньги, которые, как ожидается, в ближайшее время обесценятся. Спрос на товары возрастет, независимо от того, дороги они или дешевы.
Увеличение рождаемости
Рисунок 2 - Сдвиг кривой спроса11
В результате того что доходы покупателей увеличились, кривая спроса сместилась вправо. Если первоначально она занимала положение DD, то теперь она занимает положение D'D' (пунктирная линия).
Если спрос является качественной характеристикой потребления, то предложение – категория, с помощью которой можно сказать, что определяет количество любого товара, которое будет произведено фирмами и предложено ими на продажу. Предложением называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определённой цене за данный период времени. Предложение выражает желание и способность производителей предлагать для реализации на рынке определённые блага.12 То есть предложение возникнет только тогда, когда данный экономический субъект будет готов произвести сделку по продаже данного доставленного на рынок товара. Соответственно, объём предложения будет определяться максимальным количеством товара, приготовленного для продажи за данный период времени при данных условиях.
Нужно подчеркнуть, что объём предложения – это поток, протекающий во времени. Поэтому всегда надо чётко определять к какому периоду времени относится данная величина предложения. Далее условия, при которых определяется данный объём предложения.13 К ним относятся:
- цена данного товара(P)
- цены ресурсов, используемых
в производстве данного товара(
- уровень технологии(L)
- величина налогов и субсидий(T)
- цены на иные товары(Pi)
- ожидания производителей(E)
- количество производителей товаров(N)
Алгебраически функцию предложения можно представить в следующем виде:
QS= F (P, Pr, L, T, Pi, E, N)
Чтобы раскрыть категорию предложения необходимо сначала исследовать зависимость объёма предложения(QS) от цены при прочих равных условиях, то есть, полагая неизменными иные факторы, влияющие на QS. То есть нужно исследовать функцию:
QS= F (P) Pr, L, T, Pi, E, N= const.
Опять- таки аналогично функции спроса полученную зависимость объёма предложения от цены данного товара можно представить в табличном и графическом видах.
Обобщая вышесказанное можно утверждать, что чем выше цена данного товара, тем выше объём его предложения за данный период. Эта прямая зависимость называется законом предложения.
Графически закон предложения можно изобразить в следующем виде:
Когда цена данного товара будет меняться, то и значение данной функции предложения тоже соответственно изменится. Например, при росте цены величина предложения также увеличится и, отражая это изменение, точка рыночной конъюнктуры поднимется вдоль кривой предложения.14
Далее рассмотрим воздействие на предложение каждой из выше перечисленных детерминант.
1 Цены на ресурсы. Чем выше цены на ресурсы, тем больше производственные издержки и если при этом цена продукта будет оставаться на прежнем уровне, прибыль компании будет сокращаться. Снижение прибыли будет ослаблять мотивы и стимулы компании поддерживать предложение и производство такого продукта по прежней цене.
2 Технологии. Совершенствование технологий позволяет компаниям уменьшить производственные издержки, тем самым, ведя к увеличению предложения.
3 Налоги и субсидии. Повышение налогов на товары снижают их предложение. Снижение субсидий фирмам уменьшают предложение производимых ими товаров.
4 Цены на другие товары. Компании, специализирующиеся на выпуске определённого продукта, например, футбольных мячей, иногда могут использовать свои производственные помещения и оборудования для производства альтернативных продуктов, например волейбольных мячей, в случае повышения их цен. В результате такого замещения выпуск футбольных мячей сокращается.
5 Ожидания производителей. Ожидания производителей значительного роста цен, например на пиломатериалы, в будущем, снижает предложения этого товара в настоящее время.
6 Число продавцов. При прочих равных условиях, чем больше продавцов, тем больше рыночное предложение и наоборот.15
Таким образом, изменение предложений ведут к сдвигу кривой предложения либо влево, либо вправо.
Проанализированные выше функции спроса и предложения характеризуют каждая свою отдельную сторону рынка данного товара. Но для того, чтобы понять, как функционирует данный рынок в целом и как в результате этого устанавливается рыночная цена и количество покупаемого товара, необходимо рассмотреть взаимодействие спроса и предложения. Для этого наложим график кривой спроса на график кривой предложения.
Все цены, изображаемые на графике точками выше кривой спроса, недоступны потребителям, а цены, показываемые точками ниже кривой предложения, разорительны для производителей. С другой стороны, ценам, ниже максимальных для них, покупатели, конечно, будут рады, точно также, как и продавцы не откажутся от цен, выше их минимальных.
В результате всё рыночное пространство оказывается поделённым на четыре сектора.
В первой области сосредоточены цены выше максимальных для покупателя и ниже минимальных для продавца. Заключать сделки на таких условиях нет заинтересованности ни у кого. Поэтому данный сектор является «мертвой зоной» данного рынка.
Во второй области налицо
односторонняя
В третьей области обратная картина: в подобных низких ценах на данные количества товара заинтересован лишь покупатель. Это зона возможных покупок, но продажи по таким условиям невозможны.
Таким образом, все эти зоны характеризуют условия, при которых сделки на данном рынке совершаться не будут.
И только четвёртая
область представляет собой
Различие между этими
условиями сделки состоит в
том, что в первом случае
на пределе своих возможностей
находится покупатель (в точке
А) - такая ситуация описывается
как «рынок продавца». Во
Важно отметить, что при ни у той, ни у другой стороны не будет желания изменить данную ситуацию: падение цены ниже равновесной станет невыгодно не продавцам, но и покупателям, так как сократится количество предлагаемого товара, а рост цены выше равновесного уровня не устроит не только покупателей, но и продавцов, поскольку уменьшит покупаемый объём товара.
Всё это означает, что создавшееся рыночное равновесие с параметрами Q* и P* будет устойчивым. Равновесие можно рассматривать как ситуацию реализации запланированных решений как покупателей, так и продавцов.
Также важно подчеркнуть, что равновесный метод анализа в микроэкономическом исследовании предполагает поиск ситуации, в которой экономическая система находится в состоянии «идеального покоя». В состоянии экономического равновесия хозяйствующий субъект – будь то отдельный производитель, фирма или покупатель – не имеет стимулов к изменению своего экономического поведения. В точке равновесия экономическое движение прекращается. Для того чтобы оно началось вновь, должны измениться внешние условия: уровень цен, технологии производства, ожидания и предпочтения производителей или потребителей.17
Конечно же, нужно сказать,
что равновесие спроса и предложения
– это теоретическая
Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и. т. д., но рыночное равновесие- это всегда такое состояние рынка, при котором Qd =Qs. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит (Qd>Qs) или излишек (избыток) товаров на рынке (Qd<Qs). Таким образом, дефицит, возникает, если спрос на товар больше величины его предложения. Избыток возникает, если при некоторой цене величина предложения товара превысит величину спроса на него.
Рассмотрим каждый случай подробнее.
Представим, что на рынке в исходном положении уже существовало равновесие, которое затем было нарушено изменением спроса под воздействием роста дохода, выделенного потребителями для покупки данного товара.