Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:42, курсовая работа
Цель работы определила характер поставленных задач:
-рассмотреть понятие спроса и действие закона спроса;
-изучить «парадоксы» закона спроса;
-определить предпосылки формирования спроса;
-на основе рассмотренных в первой главе понятий, проанализировать особенности спроса на продовольственные товары в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...……………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПРОСА.……….…….………….……….5
1.1. Понятие спроса и закон спроса……………….…….…………….…….….….……5
1.2. «Парадоксы» закона спроса………………………….…….……….……………….8
1.3. Предпосылки формирования спроса……………….…….….…....….….…...……12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СПРОСА В РОССИИ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ………………………………...……………………...………………………..18
2.1. Анализ факторов спроса на потребительском рынке России……..……………..18
2.2. Потребление основных продуктов питания населением РФ в период 2009-2010г.г.………………………...……………...…………………………...……………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………………………..….......26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……….…….……………………….….28
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПРОСА.……….…….………….……….5
1.1. Понятие спроса и
закон спроса……………….…….…………….……
1.2. «Парадоксы» закона
спроса………………………….…….……….………………
1.3. Предпосылки формирования
спроса……………….…….….…....….….…..
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СПРОСА
В РОССИИ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ………………
2.1. Анализ факторов спроса
на потребительском рынке
2.2. Потребление основных
продуктов питания населением
РФ в период 2009-2010г.г.………………………...……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……….
ВВЕДЕНИЕ
Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, т.е. собственных денежных доходов. Известно, что денежные доходы оказывают прямое и непосредственное влияние на спрос, а цены - на количество покупаемых товаров. Это влияние прослеживается через особенности потребительского поведения, которое учитывает предприниматель в ценовой политике. Предприниматель должен достаточно определенно знать, на сколько следует повысить цены на товары более высокого качества и каков предел этого повышения. Или наоборот, насколько следует снизить цену, не рискуя торговой выручкой, если спрос на данный товар сокращается. Ответы на эти и подобные им вопросы также связаны с изучением особенностей потребительского поведения.
Поведение покупателей, их выбор в мире товаров имеет сугубо индивидуальный характер. Каждый покупатель руководствуется своими вкусами, отношением к моде, дизайну товаров и иными предпочтениями. Здесь возможна лишь группировка покупателей по социально-демографическим факторам: общей численности населения данного региона; распределение по возрастному составу; количеству мужчин и женщин; особенностям их занятости и образу жизни.
Целью данной курсовой работы является изучение спроса как характеристики потребительского поведения.
Цель работы определила характер поставленных задач:
-рассмотреть понятие спроса и действие закона спроса;
-изучить «парадоксы» закона спроса;
-определить предпосылки формирования спроса;
-на основе рассмотренных в первой главе понятий, проанализировать особенности спроса на продовольственные товары в России.
Объектом исследования курсовой работы выступает потребительский спрос. А предметом проведенного в работе исследования является факторы, влияющие на спрос.
Теоретической и методологической
базой курсовой работы послужили
труды отечественных и
Поставленные цели и задачи определили структуру работы. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов и заключения. В первой главе рассматриваются: закон спроса и его «парадоксы», факторы, формирующие спрос на рынке. Во второй главе анализируются основные факторы, влияющие на спрос на потребительском рынке России. Также приводится статистика потребления основных продуктов питания населением РФ.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПРОСА
1.1. Понятие спроса и закон спроса
Спрос — это платежеспособная
потребность покупателей в
Между этими понятиями складывается непростое количественное соотношение. Как правило, спрос меньше потребности, поскольку любая цена ограничивает число покупателей. [6. с. 17]
Из данного выше определения спроса следует, что каждой цене товара соответствует определенная величина спроса. Это позволяет охарактеризовать данное устойчивое соответствие как закон спроса. Закон спроса имеет общепринятое в экономической теории графическое изображение (см. график 1).
График 1.Закон спроса.
Кривая спроса показывает вероятное количество товара, который удаётся продать за определенное время и по определённой цене. Чем эластичнее спрос, тем выше цена может быть установлена на товар. Эластичность спроса — это реакция рынка на отсутствие товара, возможность его замены, цену конкурентов, понижение цен, нежелание покупателей менять свои потребительские привычки и искать более дешёвые товары, повышение качества товаров, естественный рост инфляции на другие факторы. [4]
Сущность закона спроса состоит в обратной зависимости между ценой товара (P) и спросом (Qd) на него при прочих равных условиях, т. е. спрос на товар увеличивается, когда цена на него падает, и, наоборот, спрос на товар уменьшается, когда цена на него растет. Когда количество данного товара на рынке возрастает, то при прочих равных условиях его продажа возможна лишь при снижающейся цене. Малейший дефицит привычных для покупателей товаров на рынках вызовет тенденцию повышения их цен.
Причины существования обратной связи между ценой и спросом следующие:
- чем ниже цена, тем
больше склонность людей,
- более низкая цена
дает возможность людям,
- низкая цена на товар
побуждает покупателей
Первые две причины
называют эффектом дохода, т. е. снижение
цены увеличивает покупательную
способность населения. Последнюю
причину называют эффектом замещения.
Эффект дохода и эффект замещения
совмещаются и приводят к тому,
что спрос на товар увеличивается
при снижении цены на него. Процессу
обмена товаров на конкурентном рынке
присущи свои законы. Они обнаруживаются
в особенностях экономического реагирования
участников рынка на соотношения
количества обмениваемых товаров и
их цен. Так, одним из важнейших законов,
«управляющих» процессом
Закон спроса выявляет важную особенность: постепенное убывание спроса покупателей. Это означает, что снижение количества покупок данного товара происходит не только вследствие роста цены, но и вследствие насыщения потребностей. Приращение покупок одного и того же товара, как правило, осуществляется потребителями вследствие снижения его цены. Однако полезный эффект от такого приращения имеет известный предел, по мере наступления которого даже при понижательной тенденции цен закупки товара сокращаются. Эта особенность закона спроса находит выражение в убывающей полезности каждой дополнительной покупки одноименного товара. Для покупателя становится все более очевидным снижение полезного потребительского эффекта от дополнительных затрат на эти закупки, и убывание спроса происходит, несмотря на падение цены. [19. с.264]
Закон спроса не действует в трех случаях:
1) при антимонопольном
спросе, вызванном ожидаемым
2) для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, антиквариат и т.д.), являющихся средством помещения денег;
3) при переключении спроса
на более качественные и
Таким образом, закон спроса
описывает две важнейшие
- обратную зависимость
между ценой и покупаемым
- постепенное убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар. Полезность потребляемых одна за другой частей блага постепенно убывает, поскольку растет степень удовлетворения потребителя, следовательно, полезный потребительский эффект сокращается, что приводит к уменьшению потребления данного блага, и соответственно, к падению спроса.
1.2. «Парадоксы» закона спроса
Когда говорят о парадоксе закона спроса, то имеют в виду прежде всего парадокс английского экономиста Роберта Гиффена (1837-1910), который наблюдал его в Англии ХIХ в. и впервые описал. [3, c 437].
Эффект Гиффена характеризует явление, когда при повышении цены на товар увеличивается спрос на него.
Р. Гиффен заметил,
что в современной ему Англии
“чем дороже становился хлеб,
тем больше его покупали”.
Почему существовал такой
Дело в том, что он наблюдался в весьма специфической ситуации. В то время бедные слои населения в Англии имели очень низкий доход и жили в нищете. Повышение цены на хлеб необходимый продукт питания - так сильно сказывалось на их общей покупательной способности, что рабочие семьи вынуждены были отказываться от покупки мяса и фруктов, которые были еще дороже хлеба, хлеб они стали покупать в еще больших количествах, так как он стал почти единственным продуктом питания. Когда же цена на хлеб снижалась, то потребители начинали снова покупать другие продукты, и спрос на хлеб сокращался. Таким образом, существование эффекта Гиффена определяется несколькими условиями:
-товар, на который цена
растет, должен принадлежать к
числу предметов первой
-уровень доходов покупателей
должен быть таким низким, чтобы
изменение цены на этот товар
(эффект дохода) оказывало непропорционально
сильное влияние на их
Таким образом, эффект Гиффена, строго говоря, не отменяет действие закона спроса. Здесь имеет место рост спроса на относительно подешевевший товар, несмотря на то, что текущая его цена повысилась.
Кроме парадокса Гиффена существуют еще некоторые ситуации, которые ошибочно принимают за исключения из общего закона спроса. Такие ситуации принято называть условиями mutatis mutandis.
В ситуации mutatis mutandis («с соответствующими изменениями» - лат.) изменение цены воздействует не только на величину спроса, но и на сам спрос, что приводит к соответствующему сдвигу линии спроса.
1. Цена как показатель
качества (price as a proxy for quality)
К удивлению продавцов, данное увеличение цены не только не сократило объема продаж, но привело к его резкому росту. Это произошло потому, что повышение цены покупатели ошибочно связали с (мнимым) улучшением качества продукта. Однако такая ситуация не может длиться достаточно долго, так как покупатель убедится, что «новый» товар не отличается от старого. Поэтому практика подобного повышения цены может быть успешной лишь при непрерывной смене моделей и при значительном их разнообразии.
2. Эффект подражания или
«эффект присоединения к
3. Эффект сноба по своей сути противоположен эффекту подражания: в данном случае вкусы потребителя обратны величине Q (а объем спроса, естественно, в свою очередь, находится в обратной зависимости от P). Люди, которые ценят «исключительное» желание потреблять больше тех товаров (при данной цене), которые, как они полагают, прочие люди потребляют меньше. Кривая спроса становится менее эластичной.
4. Эффект Веблена, или «демонстративное потребление», гипотетически способен создать положительную зависимость между ценой и количеством спроса. Эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Эффект Веблена похож на эффект сноба, но принципиально отличается тем, что эффект сноба зависит от потребления остальных, а эффект Веблена зависит прежде всего от цены.
Сомнительно, что данный эффект имеет широкое распространение. Суть его в следующем. Представим дорогой автомобиль, который удовлетворяет две услуги: перевозку и престиж. Спрос на услугу «перевозки» находится в обратной зависимости от цены; увеличение цены автомобиля вынуждает большинство людей искать другие транспортные средства. Но когда такой автомобиль покупается лишь небольшим количеством людей, престижность его обладанием может возрасти и сдвинуть кривую спроса вправо.
Информация о работе Спрос как характеристика потребительского поведения: теория и практика