Спрос как характеристика потребительского поведения: теория и практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы определила характер поставленных задач:
-рассмотреть понятие спроса и действие закона спроса;
-изучить «парадоксы» закона спроса;
-определить предпосылки формирования спроса;
-на основе рассмотренных в первой главе понятий, проанализировать особенности спроса на продовольственные товары в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...……………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПРОСА.……….…….………….……….5
1.1. Понятие спроса и закон спроса……………….…….…………….…….….….……5
1.2. «Парадоксы» закона спроса………………………….…….……….……………….8
1.3. Предпосылки формирования спроса……………….…….….…....….….…...……12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СПРОСА В РОССИИ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ………………………………...……………………...………………………..18
2.1. Анализ факторов спроса на потребительском рынке России……..……………..18
2.2. Потребление основных продуктов питания населением РФ в период 2009-2010г.г.………………………...……………...…………………………...……………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………………………..….......26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……….…….……………………….….28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА переделка.docx

— 68.14 Кб (Скачать файл)

 

Из данной таблицы следует: по сравнению с 2009 г. в 2010 г. происходит рост потребления основных продуктов  питания на душу населения по всем, указанным в таблице, наименованиям, за исключением картофеля, овощей и  продовольственных бахчевых культур. В большинстве прирост составляет 3%. Однако же падение потребления картофеля, овощей и продовольственных бахчевых культур можно объяснить климатическими условиями, лето выдалось неурожайным т.к стояла засуха. Потребление молока, молочных продуктов и хлебных изделий осталось на том же уровне.

Таким образом, можно сделать  вывод, что увеличение потребления  продуктов, безусловно, говорит о  количественном и качественном росте  нашего рациона, а также о возможном  повышении средней заработной платы  россиян. А понижение потребления  некоторых продуктов объясняется  неурожайным и засушливым 2010 годом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные в рамках данной работы вопросы позволяют сделать ряд выводов. 

Потребительское поведение - процесс формирования спроса покупателей на разнообразные товары и услуги с учетом личных предпочтений и денежных доходов. В свою очередь, денежные доходы влияют на формирование спроса, а цены - на количество покупаемых товаров. Спрос  - это зависимость между ценой (P) и количеством товара (Q), которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени.

На рынке действует  объективный закон, устанавливающий  зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. Такой закон имеет экономическое название - закон спроса. В основе закона спроса лежит, во-первых, психология покупателя, склонного большие объемы товара покупать по более низкой цене, чем по более высокой. При прочих равных условиях снижение цены приводит к увеличению спроса и, наоборот, рост цены ведет к снижению спроса на продукцию. Во-вторых, подчинение потребления закону убывающей предельной полезности, в соответствии с которым последующие единицы конкретного товара приносят все меньшее удовлетворение, а следовательно, это приводит к уменьшению спроса.

Однако существование закона спроса не означает, что он всегда и при любых условиях проявляет свою сущность. Следует помнить о некоторых возможных «парадоксах»: это случаи, когда товары рассчитаны на богатых людей, когда покупатели судят о качестве товара лишь по его цене, когда мода является основным критерием в выборе продукции, а также проявление эффекта Гиффена. При всех данных ситуациях рост спроса на товар вызывается повышением его цены.

Факторов, влияющих на спрос, множество. Условно их принято делить на ценовые и неценовые. Ценовой  фактор - цена на данный товар, а неценовые  факторы - факторы, влияющие на величину спроса, не связанные с ценой товара (доходы потребителей, мода, количество потребителей, цены товаров-заменителей). Также, факторы можно разделить  на три группы по теории маркетологов Ф.Котлера и А.Вайсмана: первая группа связана со свойствами продукции, услуг, их полезностью, вторая группа- с возможностями  и характеристиками потребителей, третья связана с выбором производителей.

Факторы, влияющие на спрос  на продовольственные товары РФ разнообразны. Процесс формирования покупательских предпочтений имеет, во-первых, региональный аспект, структура потребления регионов неоднородна. Во-вторых, разница природно-климатических  зон России. В-третьих, развитые национальные предпочтения т.е каждый покупатель отличается от другого по своим вкусам, желаниям и предпочтениям. В-четвертых, введение сельского хозяйства, следовательно, это приводит к спаду спроса на рынке. В-пятых, проведение рекламных  кампаний.

Проанализировав таблицу  по потреблению основных продуктов  питания населением РФ за 2009-2010 г.г  можно сказать, что в большинстве  виден рост потребления продуктов  примерно на 3 % по сравнению с предыдущим годом. А засуха и неурожай 2010 г. сказались  только на картофеле, овощах и продовольственных  бахчевых культурах. Увеличение потребления продуктов, бесспорно, говорит не только о количественном, но и о качественном росте нашего рациона, а косвенно - о повышении доходов в среднем среди россиян.

Таким образом, потребительское поведение влияет на направления развития производства, ценовую политику рынков и структуру экономики в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алешина И.В. Поведение  потребителей. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. 384 С.

2.Бункин М. К., Семенов  В. А. Макроэкономика: Учебник.  – М.: Издательство «ДИС», 1997. –  320 с.

3.Блинов А.О. Предпринимательство  на пороге третьего тысячелетия, - М: ИНФРА, 2001

4.Википедия, свободная  энциклопедия[электронный ресурс]. ru.wikipedia.org

5.Волгина А.Н. // Социальная политика. 2004.

6.Ильенкова Н.Д. Спрос:  анализ и управление. М. Финансы  и статистика, 1997.17 с.

7.Камаев В.Д. Экономическая теория. М.: Юрайт, 2006. 557 с.

8.Кондрашова В.К., Исаева  О.Г. Экономика полиграфического  предприятия: Учебник.-М: МГУП.

9.«Курс экономической  теории» под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. - Киров.: АСА, 1994.

10.Липсиц, И.В. Экономика:  учебник для вузов / И.В. Липсиц, 2-е издание, стер. - Москва: Омега-Л, 2007 - 656 с. - (Высшее экономическое  образование).

11.Майкл Трейси. Сельское  хозяйство и продовольствие в  экономике развитых стран. СПб.: Экономическая школа, 1995. 431 с.

12.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: Норма, 2004. 576 с.

13.Общие основы экономической  теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное  пособие / рук. авт. кол. и  науч. Ред. А.В. Сидорович –  М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, изд-во  «ДИС», 1997, 316с.

14.Раицкий, К.А. Экономика  предприятий, учебник для вузов  / К.А. Раицкий - Информ. - внедрен.  Центр «Маркетинг» - М., 1999.

15.Савицкая, Г.В. Экономический  анализ: Учебник / Г. В. Савицкая. - 9-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2004

16.Сараев В.В. Влияние информации на рациональность потребительского выбора: современные тенденции // Вестник СПбГУ. 2007. №1. с. 178-181.

17.Современная экономика.  Общедоступный учебный курс. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 1997, 608 с.

18.Соколинский, В.М. Экономическая  теория: учебное пособие / В.Е.  Корольков, В.М. Соколинский - 2-е  издание, перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2006

19.Семенов С.К. Деньги: модель спроса и предложения  // Финансы и кредит, № 24, 2007, 264 с.

20.Факторы и закономерности  спроса[электронный ресурс]. www.iet.ru

21.Федеральная служба  государственной статистики[электронный  ресурс]. www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/

22.Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Киров: АСА, 2001, 752 с.


Информация о работе Спрос как характеристика потребительского поведения: теория и практика