Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:42, курсовая работа
Цель работы определила характер поставленных задач:
-рассмотреть понятие спроса и действие закона спроса;
-изучить «парадоксы» закона спроса;
-определить предпосылки формирования спроса;
-на основе рассмотренных в первой главе понятий, проанализировать особенности спроса на продовольственные товары в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...……………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПРОСА.……….…….………….……….5
1.1. Понятие спроса и закон спроса……………….…….…………….…….….….……5
1.2. «Парадоксы» закона спроса………………………….…….……….……………….8
1.3. Предпосылки формирования спроса……………….…….….…....….….…...……12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СПРОСА В РОССИИ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ………………………………...……………………...………………………..18
2.1. Анализ факторов спроса на потребительском рынке России……..……………..18
2.2. Потребление основных продуктов питания населением РФ в период 2009-2010г.г.………………………...……………...…………………………...……………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………………………..….......26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……….…….……………………….….28
2.1. Анализ факторов спроса
на потребительском рынке
Спрос на продовольствие на Российском рынке весьма разнообразен. На это влияют, помимо динамики доходов и национальных предпочтений, множество факторов, часть которых мы рассмотрим.
Процесс формирования покупательских предпочтений, во-первых, имеет ярко - выраженный региональный аспект, структура потребления регионов неоднородна. Ее состав зависит от множества фактов. Качественные услуги розничной региональной торговли способствуют ее рациональному формированию, в котором главным приоритетом являются покупательские предпочтения.
Первую теорию о функциях и размещении системы населенных пунктов (центральных мест) в рыночном пространстве выдвинул В. Кристаллер в своем труде «Центральные места в Южной Германии», опубликованном в 1993 году. Центральными местами В. Кристаллер называет экономические центры, которые обслуживают товарами и услугами не только себя, но и население своей округи (зоны сбыта). Согласно В. Кристаллеру, зоны обслуживания и сбыта с течением времени имеют тенденцию оформляться в правильные шестиугольники, а вся заселенная территория покрывается шестиугольниками без просвета. Благодаря этому минимизируется среднее расстояние для сбыта продукции или поездок в центры для покупок и обслуживания. По теории Кристаллера одни товары и услуги должны производиться (предоставляться) в каждом населенном пункте (продукты первой необходимости), другие - в средних поселениях (обычная одежда, основные бытовые услуги и т.п.), третьи - только в крупных городах (предметы роскоши, театры, музеи и т.п.).
Во-вторых, это разница между природно - климатическими зонами. Климат в России изменяется от морского на крайнем Северо - Западе до резко континентального в Сибири и муссонного на Дальнем Востоке. Средняя температуры в январе от 0 до минус 50, в июле от 1 до 30. Осадков от 150 до 2000 мм в год. На территории России располагаются зоны: арктическая пустыня, тундровая, лесотундровая, лесная, лесостепная. Все эти данные имеют немалое влияние на продовольственный спрос. Для примера можно взять такой вид потребления, как жаждоутоляющие напитки (минеральная вода, «Pepsi», «Fanta» и т.п.). В данном случае больший спрос имеет место в тех природно-климатических зонах, где климат более жаркий. Географические особенности сильно влияют на структуру спроса. Действительно, трудно предположить, что в Австралии будут пользоваться спросом теплые вещи, тогда как в России спрос на них будет не велик. Географические условия необходимо учитывать не только при прогнозировании спроса, но и при производстве товара (его конструктивные особенности различны для каждой отдельной страны, для каждого региона). Например, практически все автомобилестроительные концерны поставляют в Россию автомобили, приспособленные для российских условий.
В-третьих, очень сильно развиты национальные предпочтения. Любой рынок с точки зрения маркетинга состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга по своим вкусам, желаниям и потребностям. Главное же то, что все они приобретают товары, руководствуясь совершенно разными мотивами, поэтому необходимо понимать, что при разнообразии спроса, да еще в условиях конкуренции, каждый отдельный человек будет неодинаково реагировать на предлагаемые товары и услуги. Так, например, ряд потребителей предпочитают высококачественные товары и готовы заплатить соответствующую цену, тогда как другие имеют возможность приобрести товар с приемлемыми потребительскими характеристиками по невысокой цене. Может оказаться и так, что среднее количество и набор свойств при средней цене не удовлетворит ни одну из групп потребителей. В связи с тем, что в России живут более 100 национальностей, сказывается и динамика спроса на продовольствие.
В-четвертых, имеет место и немалая доля потребителей, занимающихся дачными, огородными угодьями, а также жителей деревень, поселков, имеющих сельское хозяйство. Не только доходы от личного подсобного хозяйства, огородов, дач представляются от реализации излишков продовольственной продукции, но и в виде натуральной продукции, которая потребляется в семье, занимавшейся выращиванием этой продукции. Развитие личных подсобных хозяйств оказывает влияние не только на бюджет семей, которые ведут эти хозяйства. Они существенно помогают тем семьям, которые приобретают их продукцию. К примеру, жители поселка черная речка, в Томской области, выращивают овощи, как для продажи, так и с целью удовлетворения собственных потребностей. [11. с.431]
В-пятых, реклама. Присутствие на рынке большой совокупности взаимозаменяемых и сопутствующих товаров делает крайне важным, для успешной реализации, наличие конкурентных преимуществ продукта, выгодно отличающих его от аналогов. Как правило, любой товар, попадающий на рынок, несет с собой определенное информационное поле, представляющее из себя совокупность сведений о свойствах, особенностях, преимуществах и недостатках данного продукта. Эту информацию используют и сравнивают покупатели, ориентированные на данный тип товаров. Покупатель испытывает сразу несколько воздействий со стороны рыночных информационных компонент. Наиболее явное - навязчивое и объемное - со стороны рекламы. Эта компонента является самой привычной для покупателя. Продукт, который не сопровождает реклама становится исключением. Потоки рекламы, обрушивающиеся на современного потребителя, на столько велики и многочисленны, что он зачастую начинает оценивать их не по информационной, а по эмоциональной составляющей. В этой ситуации начинает выигрывать реклама утонченная, эстетическая, поданная с юмором и высоким профессионализмом. При этом в большинстве своем, потребитель ясно осознает цель рекламы - сформировать хороший образ продукта и допускает, что рекламодатели вполне могли пойти на преувеличение положительных товарных качеств и замалчивание нежелательных проявлений. Это заставляет его относиться к рекламному давлению с определенным сомнением.
В-шестых, демографический
принцип заключается в разбивке
рынка на группы на основе таких
демографических переменных, как
пол, возраст, размер семьи, этап жизненного
цикла семьи, уровень доходов, род
занятий, образование, религиозные
убеждения, раса и национальность. Демографические
переменные - самые популярные факторы,
служащие для различения групп потребителей.
Одна из причин подобной популярности
состоит в том, что потребности
и предпочтения, а также интенсивность
потребления товара часто тесно
связаны как раз с
Хотя потребители с
более высокими уровнями дохода на
питание тратят больше денег, доля продовольствия
в общих домашних расходах низкая
для богатых потребителей. Которые
обычно тратят большую долю своих
доходов на более дорогие товары,
такие как здравоохранение и
отдых. В течение прошлого десятилетия
потребители в странах с
Так же одной из особенностей спроса на продовольствие на российском рынке является потребление значительной части как отечественных товаров, так и импортных товаров.
Классификация спроса по покупательским
намерениям открывает широкие возможности
направленного воздействия
Таким образом, можно сделать вывод, что на разнообразие спроса на продовольственные товары в РФ влияют множество факторов, такие как:
-региональный аспект;
Структура потребления регионов неоднородна, следовательно, покупательские предпочтения различные.
-природно-климатические условия;
-национальные предпочтения;
-введение сельского хозяйства;
Немалая доля потребителей имеет сельское хозяйство, они сами выращивают продукцию, а не закупают на рынке.
-реклама;
-демографические переменные
- факторы, служащие для
2.2. Потребление основных продуктов питания населением РФ в период 2009-2010г.г.
Фонд личного потребления
населения формируется в
В общем объеме потребления населением основных продуктов питания учитываются соответственно:
-мясо различных видов животных, субпродукты I и II категорий в натуре, мясопродукты (колбаса, мясокопчености, мясные и мясорастительные консервы, котлеты, пельмени и т.п.) в пересчете на мясо, жиры животные в пересчете на жир сырец;
-молоко и молочные продукты (масло животное, сыр, брынза, сливки, сметана, творог, мороженое, молочные консервы, сухое молоко и т.п.) в пересчете на молоко;
-яйца всякой домашней птицы, яичный порошок, меланж в пересчете на яйца;
-рыба и рыбопродукты;
-сахар;
-растительное масло;
-мука, крупа, зерно в натуре, хлеб печеный и макаронные изделия в пересчете на муку;
-картофель, овощи и продовольственные бахчевые культуры, фрукты и ягоды (свежие, сушеные, соленые, переработанные на консервы, маринованные и др. в пересчете на свежие).
На базе балансов продовольственных
ресурсов определяется показатель, характеризующий
продовольственную безопасность страны:
уровень самообеспечения
Уровень самообеспечения
страны по отдельным видам
В таблице 2.2.1 отражены показатели потребления основных продуктов питания по РФ за 2009-2010 г.г.
Таблица 2.2.1.
Потребление основных продуктов питания по Российской Федерации | ||||||||
(на душу населения в год; килограммов) | ||||||||
2009 |
2010 |
2010 | ||||||
в % к | ||||||||
2009 | ||||||||
Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо |
67 |
69 |
103,0 | |||||
в том числе мясо и мясопродукты без субпродуктов II категории и жира-сырца |
61 |
63 |
103,3 | |||||
Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко |
246 |
247 |
100,4 | |||||
Яйца и яйцепродукты - штук |
262 |
269 |
102,7 | |||||
Рыба и рыбопродукты |
15,0 |
15,5 |
103,3 | |||||
Сахар |
37 |
39 |
105,4 | |||||
Масло растительное |
13,1 |
13,4 |
102,3 | |||||
Картофель |
113 |
104 |
92,0 | |||||
Овощи и продовольственные бахчевые культуры |
103 |
101 |
98,1 | |||||
Фрукты и ягоды |
56 |
58 |
103,6 | |||||
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупа и бобовые) |
119 |
119 |
100,0 |
Информация о работе Спрос как характеристика потребительского поведения: теория и практика