Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:23, курсовая работа
Банковская система является незаменимым фундаментом рыночной экономики, без которой невозможно ее дальнейшее развитие в условиях высокой конкурентности. Она включает в себя, центральный банк(ЦБ),сеть коммерческих банков и других кредитно-расчётных центров. ЦБ проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций. В целом актуальность темы исследования обуславливается следующими обстоятельствами:
Основные статьи доходов коммерческих банков:разница в процентах между ценой привлечения и размещения денежных средств;банковские комиссии за проведение расчетов, обслуживание, документарные операции и др.Дополнительный доход кредитных организаций формируется за счет штрафов и пеней.Наиболее распространенные продукты банков - расчетно-кассовое обслуживание физических и юридических лиц, вклады и депозиты, кредиты, в т. ч. ипотечные займы, автокредиты, потребительские кредиты, банковские карты и др.Кроме того, банки являются участниками денежного рынка, в частности валютного рынка и рынка МБК, а также рынка капиталов (фондового рынка).Банковское дело зародилось еще во времена древнего Вавилона. В современном понимании кредитные организации появились в Европе в XVII столетии. Российские банки ведут свою историю с XVIII века.6
Банки в России
входят в двухуровневую систему, верхний
уровень которой представлен Центральным
банком Российской Федерации, а нижний
-коммерческими банками.Банковская деятельность
является лицензируемым видом деятельности.
В эпоху перестройки началось возрождение
коммерческой банковской деятельности.
В августе 1988 года в Ленинграде был зарегистрирован
первый коммерческий банк-Кооперативный
банк «Патент» (ныне-ЗАО «Коммерческий
акционерный банк „Викинг“»). После этого
на территории СССР массово начали появляться
другие коммерческие банки, некоторые
из которых функционируют и в настоящее
время, например,Автовазбанк,«
Большинство российских банков входит в систему обязательного страхования вкладов, созданную в 2004 году. В 2009 году её функции были переданы Ассоциации страхования вкладов.
С 2004 года российские банки должны предоставлять свою отчётность как в соответствии с российскими стандартами, так и в соответствии с международными. В будущем планируется последовательно привести российские стандарты к международным.
На территории России работают как российские, так и банки с иностранным участием. На 1 июля 2007 года около 21,3 % совокупного уставного капитала российских кредитных организаций принадлежит иностранцам.7
2.2 ЦБ РФ-значение и функции
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт Российской Федерации, разрабатывающий и реализующий совместно с Правительством России единую государственную кредитно-денежную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления.Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.
Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации определено, что правом денежной эмиссии обладает Российская Федерация, а ст. 75 конкретизирует, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации и оговорена его основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.8
Основными целями деятельности Банка России являются:защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы.Основными задачами Банка России являются: регулирование денежного обращения; проведение единой денежно-кредитной политики;защита интересов вкладчиков, банков;надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений; осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка России, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции-защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами9.
По мнению доктора экономических наук С. А. Андрюшина, «Банк России не является органом государственной власти, но вместе с тем по своим правовым полномочиям, отражённым в его целях и функциях, относится к органам государства, поскольку реализация его целей и функций предполагает применение мер государственного принуждения10».
Андрюшин С.А выделяет «принцип независимости как ключевой элемент статуса Центрального банка Российской Федерации, проявляющийся прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения».
Прончатов Е. А считает, что «Банк России является одним из органов государственной власти». Такой вывод он делает из ч. 2 ст. 75 Конституции РФ, где содержится формулировка: «защита и обеспечение устойчивости рубля-основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов власти». Однако даже он признает, что «Банк России… не относится к числу органов, которые осуществляют государственную власть в общепринятом (классическом) смысле этого слова».
Некоторые российские политики (например, Евгений Фёдоров, Николай Стариков) считают, что независимость Центрального банка от правительства препятствует реализации полного государственного суверенитета России11
Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьёй 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:
Постепенно совершенствуясь, банковская система РФ все в большей степени начинает становиться развитой системой, а не только внешне, но и по сути проводимых операций. Расширяется сеть филиалов, представительств и внутри страны, и за рубежом, увеличивается сеть небанковских кредитных учреждений.
Проведенный сравнительно-правовой анализ позволяет выделить ключевые факторы, определившие развитие российской банковской системы и банковского права (по реализованному сценарию), что позволяет спрогнозировать дальнейшее развитие банковского сектора страны и соответствующего законодательства России.
2.3 Банковская система США
Сложившаяся на сегодняшний день банковская система Соединенных Штатов Америки значительно отличается от структур с аналогичными функциями, существующими в других развитых странах. Главное отличие банковской системы США состоит в огромном числе банков. В 20 веке число работающих в Штатах банков значительно сократилось примерно до 15 000, хотя еще в 1931 году работало более 31 000 банковских организаций.
Основой банковской системы США является Федеральная резервная система, выполняющая функции центрального банка страны. В нее входит 12 Федеральных резервных банков, равномерно распределенных по территории страны в соответствии с экономической активностью каждого из штатов. Эти двенадцать банков находятся в частной собственности, но при этом контролируются государственной машиной и являются проводниками финансовой политики центрального банковского органа страны. В своей работе Федеральные резервные банки руководствуются не соображениями извлечения прибыли, а общей политикой управленцев из ФРС (многие из которых назначаются лично президентом США) с целью улучшения состояния экономики страны в целом.13
Кроме того, в банковской системе США большое развитие получили прочие финансовые учреждения, наиболее весомые позиции среди которых занимают коммерческие и инвестиционные банки.
Коммерческие банки США в банковской системе Штатов являются наиболее многочисленной и ведущей по основным позициям группой. Данные банки по своему основному назначению являются депозитными, то есть в качестве главных источников их ресурсов выступают депозитные вклады, которые могут быть срочными или вложенными до востребования. К функциям коммерческих банков относится краткосрочное финансирование торговли, поддержание платежного оборота (в том числе, чеками и кредитными картами), а также услуги по управлению имуществом. Кроме этого, данные банки могут выполнять сделки с ценными бумагами, но только по поручению своих клиентов и за их счет.
Инвестиционные банки США в банковской системе Штатов занимаются в основном торговлей ценными бумагами и выступают в качестве консультантов по вопросам выгодных вложений капитала, а также слияний и поглощений компаний из различных отраслей. Если говорить строгим понятийным языком, то работающие в Соединенных Штатах Америки инвестиционные банки, по сути, нельзя называть банковскими организациями. Они не выполняют традиционных для банков функций – не принимают вклады и не занимаются кредитованием. При этом деятельность инвестиционных банков напрямую связана с рынком ценных бумаг. В случае роста рынка их прибыль растет, а при возникновении кризисов, как можно было наблюдать совсем недавно, даже самые крупные банки со 150-летней историей иногда становятся банкротами.
Банковская система США разделилась на коммерческие и инвестиционные случилось в 1929-33 годах, когда произошли массовые банкротства в банковском секторе. С того времени заниматься серьезными операциями с ценными бумагами по закону могут только инвестиционные банки. За счет этого устранено одно из главных противоречий, приводящих к конфликту интересов в банках, работающих по универсальной схеме. Такие банки могут одновременно становиться кредиторами и инвесторами в отношении одного и того же заемщика. Есть мнение, что фондовый рынок Соединенных Штатов Америки добился столь значительных успехов как раз по причине разделения полномочий банков14.
2.4 Сущность ФРС
Федера́льная резе́рвная систе́ма (ФРС, Федеральный резерв)-специально созданное 23 декабря 1913 года независимое федеральное агентство для выполнения функций центрального банка и осуществления централизованного контроля над коммерческой банковской системой Соединённых Штатов Америки. Основанием для создания является Закон о Федеральном резерве. В управлении ФРС определяющую роль играет государство, хотя форма собственности капитала является частной-акционерная с особым статусом акций.
С точки зрения управления, ФРС является независимым органом в правительстве США. Как национальный центральный банк, ФРС получает полномочия от конгресса США. Независимость в работе обеспечивается тем, что принимаемые решения о кредитно-денежной политике не должны быть одобрены президентом США или кем-либо иным из исполнительной или законодательной ветви власти, ФРС не получает финансирование от конгресса, срок полномочий членов Совета управляющих ФРС (англ.)русск. охватывает несколько сроков президентских полномочий и членов конгресса. В то же время ФРС подконтрольна конгрессу, который часто анализирует деятельность ФРС и может изменить обязанности ФРС законодательным образом.С февраля 2006 года пост председателя совета управляющих ФРС занимает Бен Бернанке. 17 декабря 2009 года Банковский комитет сената США утвердил главу Федеральной резервной системы (ФРС) Бена Бернанке на второй срок. За его кандидатуру проголосовали 16 сенаторов, семеро были против.15