Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:23, курсовая работа
Банковская система является незаменимым фундаментом рыночной экономики, без которой невозможно ее дальнейшее развитие в условиях высокой конкурентности. Она включает в себя, центральный банк(ЦБ),сеть коммерческих банков и других кредитно-расчётных центров. ЦБ проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций. В целом актуальность темы исследования обуславливается следующими обстоятельствами:
Банк России можно назвать уникальным субъектом, которому публичная власть (государство) делегировало часть своих властных полномочий как законодательного, так и исполнительного характера в сфере банковского регулирования, а также обладающего функциями судебного органа власти, что подтверждено примерами из судебной практики, а именно:
- Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 № 268-0;
- Определение Конституционного Суда РФ от 20.12.2005 № 487-0;
- Постановление Президиум ВАС от 30.07.2002 №6640/01.
Федеральная резервная система США, как многие другие центральные банки, имеет двойственную правовую природу. Она одновременно и орган государственного управления специальной компетенции (специальный орган Конгресса США), и юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность. Вопросы независимости ФРС американские ученые обосновывали, опираясь на теорию разделения властей и делегирование полномочий, положенных в основу построения власти в США. Однако в отличие от российских ученых, вывод о независимости центрального банка в теории США следует из того, что любое правительство по политическим и иным соображениям может воспользоваться подчиненным положением центрального банка страны для решения финансовых проблем посредством дополнительной эмиссии американских банкнот. Как мы ранее писали, рассматривая историю банковского дела в США, неконтролируемая эмиссия денежных средств неизбежно приводила к инфляции и банковскому кризису, от которых в первую очередь страдали граждане страны. Как указывают американские ученые, возможность принимать решение об эмиссии денежных средств позволит правительству обесценивать собственные долговые обязательства на фоне возрастающей инфляции. Для предотвращения подобного сценария развития событий американские исследователи считают невозможным наделение Правительства штатов функциями по эмиссии денежных средств и убедительно, с точки зрения американской истории, объясняют необходимость существования независимого эмиссионного органа.
Можно преобразовать банковскую систему РФ по образцу ФРС, которая активно обсуждалась в 1990-е годы прошлого века на этапе очередной ломки финансово-экономической системы государства.В случае развития банковской системы России по данному сценарию, однозначно пришли бы к усилению власти субъектов федерации и, соответственно, к ослаблению влияния федеральных органов власти. Полагая, что финансовая система государства является своеобразным «базисом», поддерживающим политическую систему, можно предположить, что со временем набирали бы мощь процессы децентрализации, и, возможно, субъекты федерации потребовали бы большего объема полномочий и по иным вопросам жизнедеятельности, что в конечном итоге приблизило бы федеративное устройство России и существующую политическую систему к образцу Соединенных штатов, что, на мой взгляд, является крайне вредным для России.
Однако такие экономические предложения реформаторов Государственного банка 1990 года, как предоставление Центральному банку полномочий по регулированию рыночного курса рубля, установлению для коммерческих банков минимального размера уставного капитала, предельного соотношения между размером собственных средств банка и суммой его активов, показателей ликвидности баланса, размера обязательных резервов, максимального размера риска (соотношения кредитов и активов) на одного заемщика, все-таки нашли свое отражение в современном банковском законодательстве России.
2.6 Проблемы развития РБС и пути их решения
Одним из основных вопросов предстоящего этапа развития РБС (начиная с 2010 г.) является устойчивость. Поэтому следующий этап-этап устойчивого развития-будет строиться именно на этой основе. Устойчивое развитие, понимаемое в рамках концепции контроллинга,как стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы (в том числе и банка) в долгосрочной перспективе, является узловой частью управления как для отдельных банков, так и для РБС в целом на среднесрочную перспективу. Без решения этих проблем обеспечение устойчивости и эффективности РБС будет труднореализуемой задачей.
Узловыми компонентами концепции контроллинга являются: философия доходности (ориентация на эффективную работу организации и устойчивый рост ее стоимости в долгосрочной перспективе); разбиение задач контроллинга на циклы; создание информационной системы, адекватной задачам целевого управления с учетом рисков. Концепция стратегической навигации предусматривает координацию, адаптивное стратегическое управление и планирование, сбалансированность интересов хозяйствующих субъектов и заинтересованных лиц, в том числе в рамках корпоративного управления.
Поэтому систематизируем основные проблемы, которые, по мнению авторов, являются наиболее значимыми для успешного развития РБС на очередном этапе. Можно выделить следующие проблемы, требующие системного решения:
Устранение системной недоразвитости РБС в части:
Проблема формирования ресурсной базы является одной из ключевых для развития РБС. При этом для развития экономики крайне важно стимулирование формирования ресурсных фондов для ее модернизации.
С этой целью можно рассматривать: