Сравнительный анализ банковских систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Банковская система является незаменимым фундаментом рыночной экономики, без которой невозможно ее дальнейшее развитие в условиях высокой конкурентности. Она включает в себя, центральный банк(ЦБ),сеть коммерческих банков и других кредитно-расчётных центров. ЦБ проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций. В целом актуальность темы исследования обуславливается следующими обстоятельствами:

Файлы: 1 файл

Сравнительный анализ банковских систем.docx

— 162.32 Кб (Скачать файл)

    Текущие функции ФРС:

  • выполнение обязанностей центрального банка США
  • поддержание баланса между интересами коммерческих банков и общенациональными интересами
  • обеспечение надзора и регулирования банковских учреждений
  • защита кредитных прав потребителей
  • управление денежной эмиссией (с нередко конфликтующими целями: минимизация безработицы, поддержание стабильности цен, обеспечение умеренных процентных ставок)
  • обеспечение стабильности финансовой системы, контроль системных рисков на финансовых рынках
  • предоставление финансовых услуг депозитариям, в том числе правительству США и официальным международным учреждениям
  • участие в функционировании системы международных и внутренних платежей
  • устранение проблем с ликвидностью на местном уровне

Структура ФРС:

         Двенадцать региональных федеральных резервных банков-обеспечивают банковские услуги для депозитных учреждений и для федерального правительства. Они обслуживают счета депозитарных институтов и обеспечивают различный сервис выплат, включая инкассацию чеков, электронный перевод денежных средств, занимаются распределением и сбором наличных денежных средств (банкнот и монет). Для федерального правительства резервные банки действуют в качестве фискальных агентов (учреждение, осуществляющее управление денежными фондами государства, в том числе: управляющее счетами государства, выделенными для отражения налоговых и иных поступлений в бюджет, а также для осуществления государственных расходов; хранящее официальные государственные резервы; управляющее внешним и внутренним государственным долгом, в частности, организующее размещение государственных облигаций и иных подобных государственных ценных бумаг; роль такого агента выполняет центральный банк страны).16

  • Банки-члены-юридически обязаны подписаться на акции их региональных федеральных резервных банков в размере 6 процентов от их капитала, причём 3 процента должны быть выплачены сразу, а ещё 3 должны быть выплачены по первому требованию совета управляющих. Согласно закону, за эти акции они ежегодно получают фиксированные дивиденды в размере 6 процентов, и также имеют право принимать участие в выборе членов (класс А и класс В) совета директоров резервных банков.

1.Национальные банки-банки, которые получают чартер (право на осуществление банковской деятельности) от федерального правительства. На 19 января 2012 года общее количество составляет 1933 банка. Эти банки по закону являются членами ФРС.

          2.Банки штатов-банки, зарегистрированные властями штата и ведущие             операции в его пределах. На 19 января 2012 года общее количество составляет 5430 банков штатов, из них членами ФРС являются 829 банков.

  • Совет управляющих ФРС (англ.)русск.-федеральный орган власти состоящий из 7 человек, которые назначаются президентом США и утверждаются сенатом.
  • Федеральный комитет по операциям на открытом рынке ФРС США (FOMC)
  • Несколько консультационных советов и рабочих комитетов. Три из них напрямую консультируют совет управляющих. Первые два установлены законом, третий был создан непосредственно советом управляющих[10].
  1. Потребительский консультативный совет 
  1. Консультативный совет общества депозитарных институтов
  2. Федеральный консультационный совет 

Операционная прибыль

Рис.1 ▲ Выплаты ФРС казначейству США в 200-2011г. 17

Рис.2▼ Составляющие денежной массы США с января 1959 по декабрь 2011г.18

Рис.3▲Составляющая денежной массы США в декабре 2001 года по декабрь 2011 года.19

          ФРС осуществляет денежную эмиссию, которую в основном направляет на покупку обязательств (облигаций) казначейства США (в особых случаях — и других активов). Таким образом, обменные операции с долларами основаны на доверии к правительству США и финансовой системе США в целом.

ФРС составляют процентные выплаты по облигациям казначейства, доходы от платёжных операций, депозитов, операций с ценными бумагами.

Размеры зарплат управляющим ФРС  назначаются конгрессом. В 2008 году годовая  зарплата председателя составила 191 300 долларов США, остальных управляющих  Совета — 172 200 долларов США.

          После выплаты зарплат управляющим и сотрудникам ФРС и фиксированных дивидендов по акциям ФРС перечисляет остаток прибыли на счета казначейства, которые поступают в доходную часть бюджета.

          Например, в 2010 году ФРС получила чистый доход 81,689 млрд долларов США, из которых 1,583 млрд было выплачено в качестве дивидендов акционерам, в доходную часть бюджета поступило 884 млн, выплаты казначейству США составили 79,268 млрд.20

 

2.3 Сравнение систем

      Анализ норм банковского законодательства России и США позволил выявить общие и частные тенденции правового регулирования деятельности отдельных субъектов банковской системы в соответствии с их классификацией, что позволяет сделать предложения российскому законодателю. Например, в Соединенных Штатах кредитные организации делятся на несколько различных видов по таким параметрам, как:

-регистрация и получение  лицензии у федерального или  регионального органа власти;

- подчиненное положение  тем или иным федеральным структурам;

- по видам осуществляемой  деятельности, например таким, как  коммерческие или специализированные  банки.

     В России кредитные организации классифицируются в более упрощенном виде и исключительно по характеру выполняемой деятельности (коммерческие банки или не Считаем, что с целью оптимизации банковского надзора было бы полезно законодательным образом разделить все коммерческие банки на различные категории с четким описанием каждой и предложить коммерческим банкам самостоятельно выбрать категорию будущей деятельности. Полагаем целесообразным закрепить за каждой категорией банков перечень возможных лицензий, сферу деятельности, санкции за нарушение норм законодательства.

      Неоднозначная природа правового статуса ЦБ Российской Федерации, которому публичная власть (государство) делегировало часть своих властных полномочий как законодательного, так и исполнительного характера в сфере банковского регулирования, а также обладающего функциями квазисудебного органа власти, позволяет сделать вывод об уникальности этого субъекта, наделенного монопольными властными полномочиями в сфере банковской деятельности, но не имеющего статуса органа государственной власти или управления.

      С целью оптимизации банковской деятельности представляется целесообразным внести изменение в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации», а именно закрепить (в статье 13 «В компетенцию Национального банковского совета входит...») обязанности ЦБ РФ проводить регулярные встречи и консультации с представителями крупнейших зарегистрированных в России банковских союзов и ассоциаций, основной целью которых является консультирование представителей банковского сообщества о мерах, принимаемых ЦБ, а также организация «обратной связи», когда кредитные организации через своих представителей могут доводить до сведения Банка России свое видение проводимой в стране денежно-кредитной политики, информирование о возможных проблемах в банковской сфере.

    Банковское право в качестве подотрасли финансового права как более крупного правового образования основано на следующей позиции. Правовые нормы,регулирующие правила образования, перераспределения и использования децентрализованных фондов денежных средств в процессе банковской деятельности, можно сгруппировать, исходя из критерия однородности регулируемых общественных отношений. Например, нормы, регулирующие отношения в сфере банковского надзора (институт), банковского кредита (институт) и иные виды общественных отношений, возникающие в процессе функционирования всей банковской системы в целом. Соответственно, банковское право является крупным отраслевым образованием, включающим в себя все соответствующие институты, являясь подотраслью более крупного отраслевого образования - финансового права.

       Автору представляется, что банковское право, будучи подотраслью финансового права, формируется под воздействием финансовой системы государства, которая, в свою очередь, является составной частью мировой финансовой системы, а также оказывает непосредственное воздействие на формирование норм международного финансового права, в рамках которого несколькими отдельными блоками представлены нормы, регулирующие банковскую сферу. Сравнительно-правовой анализ банковских систем РФ и США» автор (на основании анализа соответствующих нормативных актов) указывает на то, что банковская система государства является зеркальным отражением существующей политической системы, состояния развития экономической составляющей жизни страны, а также, что немаловажно, исторического процесса зарождения, развития и преобразования финансово-кредитных институтов.

      Банковская система США представляется нам как двухуровневая, однако, в отличие от Банка России, ФРС не обладает всем объемом функций и полномочий, которыми наделен Банк России. Вследствие этого, в США существует множество органов первого уровня, то есть органов банковского регулирования и надзора, причем первый уровень банковской системы СШАпредставлен как органами федерального значения (ФРС, Контроллер денежного обращения, Федеральная корпорация страхования вкладов), так и органами власти штатов (такие, как органы банковского контроля при правительстве штатов, как контроллеры банковского дела или управляющие по банкам при правительствах штатов). В России эти функции сосредоточены «в руках» одного единственного органа федерального значения - Центрального банка Российской Федерации.

     Все кредитные организации в США делятся на несколько видов по нескольким различным критериям, таким как регистрация и получение лицензии у федерального или регионального органа власти; подчиненное положение тем или иным федеральным структурам.

Помимо этого, существует градация иного уровня, основывающаяся на видах осуществляемой деятельности (коммерческие или специализированные банки).

  В России можно наблюдать определенную градацию, совпадающую с градацией в Соединенных Штатах, но только в более упрощенном виде и исключительно по характеру выполняемой деятельности, например, коммерческие банки или небанковские кредитные организации. Разграничение кредитных учреждений по подчиненности тем или иным структурам отсутствует в силу отсутствия самих таких структур и закрепления в Конституции России исключительного права ведения финансово-кредитной сферой за федерацией.

  Также в Российской Федерации отсутствуют какие-либо ограничения по открытию банковских филиалов в различных субъектах РФ, в то время как законы некоторых штатов до сих пор строги в данном вопросе.

     В итоге можно сказать, что, несмотря на целый ряд экономических и правовых различий, безусловно наблюдается сходство банковских систем по тем или иным параметрам, как экономического свойства, так и правового, что подтверждается наличием синхронной законодательной волны в посткризисный период, направленной на смягчение последствий финансово-банковского кризиса 2008 года в частности, а в целом - на корректировку существующей банковской системы с целью повышения ее стабильности и снижения количества банковских рисков.

      Также следует отметить, что Федеральные резервные банки принадлежат другим коммерческим банкам-членам ФРС на праве собственности, при этом являясь проводниками государственной политики как части ФРС. По моему мнению, в данном вопросе наблюдается принцип взаимодействия на основе прямых и обратных связей, когда собственниками Федеральных резервных банков являются те банки-члены ФРС, чью деятельность они контролируют.

     В отличие от них, в России территориальные учреждения не являются субъектами частной собственности, являясь аналогичным звеном Центрального банка.

     Рассмотрев структуру ЦБ РФ и ФРС США, мы можем предложить российскому законодателю некоторые рекомендации по совершенствованию российской банковской системы, спроецировав часть прогрессивных черт организации работы в ФРС на работу Банка России.

      В части рассмотрения ЦБ РФ и ФРС США по таким параметрам, как определение их основных задач, функций и полномочий, можно сделать следующий вывод: Банк России, как и Федеральная резервная система, является ключевым органом, однако, по сравнению с ФРС обладает значительно более широким спектром функций и полномочий, что наглядно проявляется в отсутствии в Российской Федерации иных органов, регулирующих и контролирующих деятельность субъектов банковской системы, а также в единоличном осуществлении всех направлений банковского надзора.

Информация о работе Сравнительный анализ банковских систем