Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 18:58, курсовая работа
Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни, добиться временного роста производства можно и за счет хищнической эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или вообще лишен смысла. Поэтому экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью. Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей: увеличения продолжительности жизни, снижения заболеваемости и травматизма; повышения уровня образования и культуры; более полного удовлетворения потребностей и рационализации потребления; социальной стабильности и уверенности в своем будущем; преодоления нищеты, достижения максимальной занятости; защиты окружающей среды и повышения экологической безопасности; снижения преступности.
Из сказанного видно, сколь большое место занимает налогообложение в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.
Возьмем для примера наиболее важную разновидность налогов — подоходный налог, который устанавливается на доходы физических лиц и на прибыль фирм. Как определяется величина этого налога?
Сначала подсчитывается валовой доход – сумма всех доходов, полученных физическими и юридическими лицами из разных источников. Из валового дохода по законодательству обычно разрешается вычитать: а) производственные, транспортные, командировочные и рекламные расходы; б) различные налоговые льготы (необлагаемый минимум доходов; например, в США в 1990 г. Этот минимум составил 2050 долл.; суммы пожертвований, льготы для пенсионеров, инвалидов и др.). Таким образом, облагаемый налогом доход — это разница между валовым доходом и указанными вычетами.
Важно установить оптимальную налоговую ставку (размер налога на единицу обложения). Различаются следующие ставки налога: твердые, которые устанавливаются на единицу объекта независимо от его стоимости (например, автомашину); пропорциональные, т.е. единый процент уплаты налогов независимо от размеров доходов; прогрессивные, возрастающие с увеличением доходов.
Практика показывает,
что при чрезвычайно высоких
ставках налогов подрываются
материальные стимулы к труду
и новаторству. Непомерное возрастание
в 60—70-е годы в западных странах
налогового бремени привело к
отрицательным последствиям. Оно
вызвало «налоговые бунты», широкое
уклонение от налогов, способствовало
утечке капиталов и бегству
Как известно, в 70-е годы неоконсерваторы выдвинули теорию предложения. Ее авторы установили, что рост налогообложения оказывает неблагоприятное воздействие на динамику производства и доходов. Увеличение налогов за счет повышения их ставок на определенном этапе не компенсирует сокращения поступлений в государственный бюджет из-за быстрого сужения налогооблагаемых доходов, а затем это может сопровождаться также сокращением общей суммы бюджетных доходов. В итоге высокие налоги оказывают сдерживающее воздействие на предложение капитала, труда и сбережения.
Основной задачей
хозяйственной политики представители
теории Предложения считают
Общество, как правило, заинтересовано в стабильном экономическом росте. Как можно обеспечить такую устойчивость?
Первое условие.
Макроэкономика должна постоянно создавать
совокупный общественный продукт (СОП)
в объеме, который соответствует
реально сложившимся
Второе условие. СОП должен состоять из двух видов благ:
а)средств производства, необходимых для продолжения производства материальных благ:
б) предметов потребления.
Третье условие. Все материальное производство делится на два подразделения;
а) I подразделение — производство средств производства. Сюда входят отрасли национального хозяйства и предприятия, добывающие нефть, уголь, железную руду и создающие станки, грузовые машины строительные механизмы, трактора и т.п.;
б) II подразделение — производство предметов потребления (хлебозаводы, мясокомбинаты, трикотажные фабрики и т.п.).
В итоге в масштабе макроэкономики возникает два потока (непрерывного движения) материальных благ:
1. поток средств производств;
2. поток предметов потребления.
Четвертое условие. Каждое подразделение использует создаваемые им потоки благ для удовлетворения собственных потребностей и для нужд другого подразделения.
Так, I и II подразделения
имеют совокупный капитал (капитал
всех своих предприятий), состоящий
из средств производства. Последние
ежегодно расходуются (основной капитал
частично, оборотный капитал полностью).
Поэтому на следующий очередной
период оба подразделения нуждаются
в восстановлении утраченных вещественных
условий производства. В связи
с этим поток средств производства
разделяется на две части: а) одна
часть остается внутри I подразделения
(для восстановления израсходованных
в предыдущем году вещественных условий
производства); б) другая часть потока
направляется во II подразделение (для
возобновления потраченных
В результате такого разделения потока средств производства в I подразделении действуют два подотдела:
1. подотдел производства
средств производства для I подразделения
(сюда относятся базовые
2. подотдел производства средств производства для II подразделения.
В свою очередь, работники I и II подразделений потребляют продукцию II подразделения — жизненные блага. Поэтому поток продукции II подразделения делится на два направления: а) одна часть используется для работников самого II подразделения и б) остальная часть идет работникам I подразделения.
В итоге П подразделение имеет два подотдела:
1. подотдел производства предметов потребления для II подразделения
2. подотдел производства предметов потребления для I подразделения.
Правда, в качественном отношении продукция этих подотделов ничем не различается. Между тем деление потока предметов потребления па две части важно для учета его общего объема и предназначения.
Структурный анализ подвел к вопросу: при каких количественных пропорциях может обеспечиваться нормальное — устойчивое — развитие I и II подразделений.
Сначала рассмотрим простое общественное воспроизводство, при котором объем совокупного общественного продукта — по его натуральной форме и по стоимости — не возрастает. общественном воспроизводстве является сбалансированность при обмене продукцией между двумя подразделениями: I2 = II1.
Иначе говоря, I подразделение поставляет II сродства производства на такую сумму стоимости, на которую II подразделение дает ему предметы потребления.
Приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь в год качества. 2010 год является завершающим
в реализации пятилетней В связи с этим основные целевые ориентиры и прогнозные параметры, утвержденные на текущий год, по сути, являются задачами на прорыв. Говоря о перспективах нового, 2010 года, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на пресс-конференции представителям белорусских СМИ 30 декабря 2009 г. подчеркнул, что Беларусь не отказывается от ранее заявленных планов в экономике, социальной сфере и намерена как можно быстрее преодолеть негативные последствия мирового финансово-экономического кризиса, чтобы восстановить докризисные темпы экономического роста и обеспечить повышение благосостояния людей.
1. 2010 год: целевые ориентиры и прогнозные параметры развития
Основной целью социально- Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития на 2010 год, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 595, предусматривают рост ВВП на уровне 111-113%, что позволит восполнить сложившееся замедление развития экономики в 2009 году, вызванное негативным влиянием мирового кризиса, и выйти на показатели, определенные Программой социально-экономического развития на 2006-2010 гг. Установленные темпы роста ВВП базируются на высоких параметрах развития базовых сфер экономики - промышленности, сельского хозяйства, строительства. Производство промышленной продукции должно увеличиться на 10-12%. Прогнозируемый рост предполагается обеспечить за счет повышения эффективности работы промышленных предприятий, реализации инвестиционных проектов, проведения реструктуризации и модернизации. Ставятся задачи по | |||||||||
КР 01 00 ЭУП | |||||||||
Изм. |
Кол. |
Лист |
№ |
Подпись |
Дата | ||||
Разраб. |
Пупкевич |
12.05.2010 |
Приоритеты социально- |
Стадия |
Лист |
Листов | |||
Пров. |
1 |
12 | |||||||
БГТУ 25011692, 2010 | |||||||||
Утв. |
выпуску продукции необходимого ассортимента и более высокого качества,
сохранению производственного
потенциала структурообразующих
Ряд предприятий, успешно решающих эти задачи, смогли достигнуть высоких результатов в непростых условиях 2009 года (см. приложение №1).
За 2009 год промышленными организациями Гродненской области произведено продукции в фактических ценах, включая стоимость давальческого сырья, на сумму 11602,6 млрд. рублей, потребительских товаров - 4425,9 млрд.рублей. Темп роста производства продукции промышленности составил 102,7%, потребительских товаров - 105,9% к уровню 2008 года.
Общий объем продукции промышленности области в 2010 году планируется увеличить на 11,5-13,5%, потребительских товаров - на 14-15%. Развитие организаций промышленности области будет обеспечено за счет роста объемов инвестиций в основной капитал, внедрения новых прогрессивных технологий и производств, увеличения использования производственных мощностей, освоения новых видов продукции, увеличения объемов продаж. Продолжится работа по улучшению потребительских качеств выпускаемой продукции.
В 2009 году в целом по области выпущено новых видов продукции на сумму 1996,9 млрд. рублей или 19,9% от общего объема производства продукции промышленности (2008 г. - 18,4%). В 2010 году необходимо увеличить удельный вес новой продукции в объемах производства области не менее чем на 2,5 процентного пункта к уровню 2009 года.
В агропромышленном комплексе республики продолжится реализация мероприятий Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг.
Прогнозируется рост объемов производства сельскохозяйственной продукции на 10-11% на основе повышения эффективности крупнотоварного производства при одновременном стимулировании развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, совершенствования региональной специализации, улучшения структуры посевных площадей, формирования разноуровневых продуктовых объединений (агрофирм, агрокомбинатов и др.), инфраструктуры по сбыту продукции.
В Гродненской области ежегодно увеличиваются объемы производства и реализации основных видов сельскохозяйственной продукции, растет продуктивность земельных угодий и общественного животноводства.
По производству основных видов продукции на душу населения область занимает ведущее место не только в республике, но и среди стран ближнего и дальнего зарубежья.
За 2009 год сельскохозяйственными предприятиями области произведено валовой продукции на сумму 2624,9 млрд. рублей (100,7% к 2008 году).
За прошедший 2009 год в области произведено (выращено) скота и птицы в живом весе 237,9 тысячи тонн, что на 8,1 процента больше 2008 года, яиц -239,1 миллиона штук (111,3 процента), реализовано скота и птицы 228,9 тысячи тонн (113,7 процента к 2008 году). В прошлом году надоено 866,3 тысячи тонн молока (107,7 процента).
Прирост продукции животноводства получен, в основном, за счет повышения продуктивности общественного животноводства. Удой молока на корову в 2009 году по сравнению с 2008 годом возрос с 4739 до 5055 килограммов, среднесуточный привес на выращивании и откорме крупного рогатого скота - с 612 до 650 граммов, свиней - с 549 до 572 граммов, яйценоскость кур-несушек - с 271 до 284 штук.
Дальнейшее развитие в республике получит сфера услуг. Объем платных услуг населению, согласно прогнозу, возрастет на 13-14%, розничный товарооборот - на 14-15%.
Спрос населения области, в основном, удовлетворяется за счет товаров отечественного производства, доля продажи которых в 2009 году выросла по сравнению с 2008 годом на 0,3 процентного пункта и составила 87% в объеме розничного товарооборота торговой сети.
В январе-ноябре 2009 года импорт
потребительских товаров
Продажа товаров импортного производства снижена по 24 товарным позициям. Это маргариновая продукция, соки, консервы овощные и фруктово-ягодные, в том числе для детского питания, водка и ликеро-водочные изделия, коньячные напитки и бренди, вина игристые, включая шампанское, пиво, минеральные воды, верхние и бельевые трикотажные изделия, обувь, телевизоры, машины стиральные, холодильники и морозильники, синтетические моющие средства, парфюмерно-косметические товары, табачные изделия и др.
Населению области через все каналы реализации за январь-ноябрь 2009 года оказано услуг на сумму 1144 млрд. рублей (103,6% к соответствующему периоду 2008 года). Высокими темпами развивались медицинские услуги (127,1%), услуги культуры (122,8%), физической культуры и спорта (122%), услуги образования (112,4%).
Увеличение реальных денежных доходов населения в 2010 году на 14-15% будет способствовать дальнейшему наращиванию объемов розничного товарооборота, темп роста которого прогнозируется на уровне 114,5-115,5%.