Сравнительный анализ показателей экономического роста Республики Беларусь и стран Восточной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни, добиться временного роста производства можно и за счет хищнической эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или вообще лишен смысла. Поэтому экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью. Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей: увеличения продолжительности жизни, снижения заболеваемости и травматизма; повышения уровня образования и культуры; более полного удовлетворения потребностей и рационализации потребления; социальной стабильности и уверенности в своем будущем; преодоления нищеты, достижения максимальной занятости; защиты окружающей среды и повышения экологической безопасности; снижения преступности.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 111.67 Кб (Скачать файл)

Из сказанного видно, сколь большое место занимает налогообложение в финансовом регулировании  макроэкономики. В связи с этим одним из главных направлений  фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.

Возьмем для примера  наиболее важную разновидность налогов  — подоходный налог, который устанавливается  на доходы физических лиц и на прибыль  фирм. Как определяется величина этого  налога?

Сначала подсчитывается валовой доход – сумма всех доходов, полученных физическими и  юридическими лицами из разных источников. Из валового дохода по законодательству обычно разрешается вычитать: а) производственные, транспортные, командировочные и  рекламные расходы; б) различные  налоговые льготы (необлагаемый минимум  доходов; например, в США в 1990 г. Этот минимум составил 2050 долл.; суммы  пожертвований, льготы для пенсионеров, инвалидов и др.). Таким образом, облагаемый налогом доход — это  разница между валовым доходом  и указанными вычетами.

Важно установить оптимальную  налоговую ставку (размер налога на единицу обложения). Различаются  следующие ставки налога: твердые, которые  устанавливаются на единицу объекта  независимо от его стоимости (например, автомашину); пропорциональные, т.е. единый процент уплаты налогов независимо от размеров доходов; прогрессивные, возрастающие с увеличением доходов.

Практика показывает, что при чрезвычайно высоких  ставках налогов подрываются  материальные стимулы к труду  и новаторству. Непомерное возрастание  в 60—70-е годы в западных странах  налогового бремени привело к  отрицательным последствиям. Оно  вызвало «налоговые бунты», широкое  уклонение от налогов, способствовало утечке капиталов и бегству получателей  высоких личных доходов в страны с более низким уровнем налогообложения.

Как известно, в 70-е  годы неоконсерваторы выдвинули  теорию предложения. Ее авторы установили, что рост налогообложения оказывает  неблагоприятное воздействие на динамику производства и доходов. Увеличение налогов за счет повышения их ставок на определенном этапе не компенсирует сокращения поступлений в государственный  бюджет из-за быстрого сужения налогооблагаемых доходов, а затем это может  сопровождаться также сокращением  общей суммы бюджетных доходов. В итоге высокие налоги оказывают  сдерживающее воздействие на предложение  капитала, труда и сбережения.

Основной задачей  хозяйственной политики представители  теории Предложения считают определение  оптимальных ставок налогообложения  и налоговых льгот и выплат. Снижение налогов рассматривается  в качестве средства, способного обеспечить долгосрочный экономический рост и  борьбу с инфляцией. Оно усилит стремление получать большие доходы, окажет стимулирующее  влияние на рост производства и увеличит покрытие денежной массы товарами.

 

  1. Условия стабильности экономического роста.

 

    1. . Условия стабильности экономического роста.

 

Общество, как правило, заинтересовано в стабильном экономическом  росте. Как можно обеспечить такую  устойчивость?

Первое условие. Макроэкономика должна постоянно создавать  совокупный общественный продукт (СОП) в объеме, который соответствует  реально сложившимся потребностям (точнее: платежеспособному спросу) всех граждан страны,

Второе условие. СОП должен состоять из двух видов  благ:

а)средств производства, необходимых для продолжения  производства материальных благ:

б) предметов потребления.

Третье условие. Все материальное производство делится  на два подразделения;

а) I подразделение  — производство средств производства. Сюда входят отрасли национального  хозяйства и предприятия, добывающие нефть, уголь, железную руду и создающие станки, грузовые машины строительные механизмы, трактора и т.п.;

б) II подразделение  — производство предметов потребления (хлебозаводы, мясокомбинаты, трикотажные  фабрики и т.п.).

В итоге в масштабе макроэкономики возникает два потока (непрерывного движения) материальных благ:

1. поток средств  производств;

2. поток предметов  потребления.

Четвертое условие. Каждое подразделение использует создаваемые  им потоки благ для удовлетворения собственных потребностей и для  нужд другого подразделения.

Так, I и II подразделения  имеют совокупный капитал (капитал  всех своих предприятий), состоящий  из средств производства. Последние  ежегодно расходуются (основной капитал  частично, оборотный капитал полностью). Поэтому на следующий очередной  период оба подразделения нуждаются  в восстановлении утраченных вещественных условий производства. В связи  с этим поток средств производства разделяется на две части: а) одна часть остается внутри I подразделения (для восстановления израсходованных  в предыдущем году вещественных условий  производства); б) другая часть потока направляется во II подразделение (для  возобновления потраченных средств  производства).

В результате такого разделения потока средств производства в I подразделении действуют два  подотдела:

1. подотдел производства  средств производства для I подразделения  (сюда относятся базовые отрасли  промышленности, создающие материальные  факторы для всей сферы производства: уголь, нефть, металл и т.д.)

2. подотдел производства  средств производства для II подразделения.

В свою очередь, работники I и II подразделений потребляют продукцию II подразделения — жизненные  блага. Поэтому поток продукции II подразделения делится на два  направления: а) одна часть используется для работников самого II подразделения  и б) остальная часть идет работникам I подразделения.

В итоге П подразделение  имеет два подотдела:

1. подотдел производства  предметов потребления для II подразделения

2. подотдел производства  предметов потребления для I подразделения.

Правда, в качественном отношении продукция этих подотделов ничем не различается. Между тем  деление потока предметов потребления  па две части важно для учета  его общего объема и предназначения.

Структурный анализ подвел к вопросу: при каких количественных пропорциях может обеспечиваться нормальное — устойчивое — развитие I и II подразделений.

Сначала рассмотрим простое общественное воспроизводство, при котором объем совокупного  общественного продукта — по его  натуральной форме и по стоимости  — не возрастает. общественном воспроизводстве  является сбалансированность при обмене продукцией между двумя подразделениями: I2 = II1.

Иначе говоря, I подразделение  поставляет II сродства производства на такую сумму стоимости, на которую II подразделение дает ему предметы потребления.

 

Приоритеты  социально-экономического развития Республики Беларусь в год качества.

2010 год является завершающим  в реализации пятилетней программы  социально-экономического развития  страны. Как подчеркнул Глава  государства, от того, как в данный период мы сработаем, будут зависеть достижение целей, определенных на третьем Всебелорусском народном собрании,  степень улучшения качества жизни населения.

В связи с этим основные целевые ориентиры и прогнозные параметры, утвержденные на текущий  год, по сути, являются задачами на прорыв.

Говоря о перспективах нового, 2010 года, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на пресс-конференции представителям белорусских СМИ 30 декабря 2009 г. подчеркнул, что Беларусь не отказывается от ранее заявленных планов в экономике, социальной сфере и намерена как можно быстрее преодолеть негативные последствия мирового финансово-экономического кризиса, чтобы восстановить докризисные темпы экономического роста и обеспечить повышение благосостояния людей. 

 

1. 2010 год: целевые  ориентиры  и прогнозные параметры развития  

 

Основной целью социально-экономического развития страны в 2010 году является минимизация  последствий мирового финансово-экономического кризиса для экономики Беларуси и возвращение на траекторию высоких  темпов экономического роста.

Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития на 2010 год, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 595, предусматривают рост ВВП на уровне 111-113%, что позволит восполнить сложившееся замедление развития экономики в 2009 году, вызванное негативным влиянием мирового кризиса, и выйти на показатели, определенные Программой социально-экономического развития на 2006-2010 гг.

Установленные темпы роста  ВВП базируются на высоких параметрах развития базовых сфер экономики - промышленности, сельского хозяйства, строительства.

Производство промышленной продукции должно увеличиться на 10-12%. Прогнозируемый рост предполагается обеспечить за счет повышения эффективности работы промышленных предприятий, реализации инвестиционных проектов,   проведения   реструктуризации   и   модернизации.   Ставятся задачи по

           

КР 01 00 ЭУП

           

Изм.

Кол.

Лист

Подпись

Дата

Разраб.

Пупкевич

 

12.05.2010

Приоритеты социально-экономического развития РБ

Стадия

Лист

Листов

Пров.

       

1

12

       

БГТУ 25011692, 2010

       

Утв.

     

 

выпуску   продукции  необходимого   ассортимента  и   более   высокого  качества,

сохранению производственного  потенциала структурообразующих предприятий, обеспечению их финансовой устойчивости, восстановлению объемов экспортных продаж за счет расширения рынков сбыта, в том числе освобождающихся  в связи с мировым кризисом. Основной акцент при этом делается на либерализации условий деятельности и максимальном раскрепощении инициативы организаций и их менеджмента.

Ряд предприятий, успешно  решающих эти задачи, смогли достигнуть высоких результатов в непростых условиях 2009 года (см. приложение №1).

За 2009 год промышленными организациями Гродненской области произведено продукции в фактических ценах, включая стоимость давальческого сырья, на сумму 11602,6 млрд. рублей, потребительских товаров - 4425,9 млрд.рублей. Темп роста производства продукции промышленности составил 102,7%, потребительских товаров - 105,9% к уровню 2008 года.

Общий объем продукции  промышленности области в 2010 году планируется увеличить на 11,5-13,5%, потребительских товаров - на 14-15%. Развитие организаций промышленности области будет обеспечено за счет роста объемов инвестиций в основной капитал, внедрения новых прогрессивных технологий и производств, увеличения использования производственных мощностей, освоения новых видов продукции, увеличения объемов продаж. Продолжится работа по улучшению потребительских качеств выпускаемой продукции.

В 2009 году в целом по области выпущено новых видов продукции на сумму 1996,9 млрд. рублей или 19,9% от общего объема производства продукции промышленности (2008 г. - 18,4%). В 2010 году необходимо увеличить удельный вес новой продукции в объемах производства области не менее чем на 2,5 процентного пункта к уровню 2009 года.

В агропромышленном комплексе республики продолжится реализация мероприятий Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг.

Прогнозируется рост объемов  производства сельскохозяйственной продукции  на 10-11% на основе повышения эффективности  крупнотоварного производства при  одновременном стимулировании развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, совершенствования  региональной специализации, улучшения  структуры посевных площадей, формирования разноуровневых продуктовых объединений (агрофирм, агрокомбинатов и др.), инфраструктуры по сбыту продукции.

В Гродненской области ежегодно увеличиваются объемы производства и реализации основных видов сельскохозяйственной продукции, растет продуктивность земельных угодий и общественного животноводства.

По производству основных видов продукции на душу населения  область занимает ведущее место не только в республике, но и среди стран ближнего и дальнего зарубежья.

 

 

За 2009 год сельскохозяйственными  предприятиями области произведено валовой продукции на сумму 2624,9 млрд. рублей (100,7% к 2008 году).

За прошедший 2009 год в  области произведено (выращено) скота и птицы в живом весе 237,9 тысячи тонн, что на 8,1 процента больше 2008 года, яиц -239,1 миллиона штук (111,3 процента), реализовано скота и птицы 228,9 тысячи тонн (113,7 процента к 2008 году). В прошлом году надоено 866,3 тысячи тонн молока (107,7 процента).

Прирост продукции животноводства получен, в основном, за счет повышения  продуктивности общественного животноводства. Удой молока на корову в 2009 году по сравнению  с 2008 годом возрос с 4739 до 5055 килограммов, среднесуточный привес на выращивании  и откорме крупного рогатого скота - с 612 до 650 граммов, свиней - с 549 до 572 граммов, яйценоскость кур-несушек - с 271 до 284 штук.

Дальнейшее развитие в  республике получит сфера услуг. Объем платных услуг населению, согласно прогнозу, возрастет на 13-14%, розничный товарооборот - на 14-15%.

Спрос населения области, в основном, удовлетворяется за счет товаров отечественного производства, доля продажи которых в 2009 году выросла по сравнению с 2008 годом на 0,3 процентного пункта и составила 87% в объеме розничного товарооборота торговой сети.

В январе-ноябре 2009 года импорт потребительских товаров сократился на 17,8% по сравнению с январем-ноябрем 2008 года. Обеспечено положительное  сальдо внешней торговли потребительскими товарами (250,2 млн. долларов США).

Продажа товаров импортного производства снижена по 24 товарным позициям. Это маргариновая продукция, соки, консервы овощные и фруктово-ягодные, в том числе для детского питания, водка и ликеро-водочные изделия, коньячные напитки и бренди, вина игристые, включая шампанское, пиво, минеральные воды, верхние и бельевые трикотажные изделия, обувь, телевизоры, машины стиральные, холодильники и  морозильники, синтетические моющие средства, парфюмерно-косметические  товары, табачные изделия и др.

Населению области через все каналы реализации за январь-ноябрь 2009 года оказано услуг на сумму 1144 млрд. рублей (103,6% к соответствующему периоду 2008 года). Высокими темпами развивались медицинские услуги (127,1%), услуги культуры (122,8%), физической культуры и спорта (122%), услуги образования (112,4%).

Увеличение реальных денежных доходов населения в 2010 году на 14-15% будет способствовать дальнейшему  наращиванию объемов розничного товарооборота, темп роста которого прогнозируется на уровне 114,5-115,5%.

Информация о работе Сравнительный анализ показателей экономического роста Республики Беларусь и стран Восточной Европы