Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 18:58, курсовая работа
Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни, добиться временного роста производства можно и за счет хищнической эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или вообще лишен смысла. Поэтому экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью. Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей: увеличения продолжительности жизни, снижения заболеваемости и травматизма; повышения уровня образования и культуры; более полного удовлетворения потребностей и рационализации потребления; социальной стабильности и уверенности в своем будущем; преодоления нищеты, достижения максимальной занятости; защиты окружающей среды и повышения экологической безопасности; снижения преступности.
политику и избежало, по крайней мере, до начала кризиса, больших государствен-
ных долгов. Однако от этого не легче: правительства оказались перед необходимостью защищать свои экономические системы от краха. В зависимости от конкретной страны, эта защита сводилась к поддержке курса национальных валют и/или обеспечению ликвидности для выживания местных производителей. Интересно, что кое-где пришлось стремиться и к тому, и к другому, хотя это задачи во многом противоположные (низкий курс национальной валюты сам по себе повышает конкурентоспособность производителей и наоборот).
Так или иначе, но запаса
прочности восточноевропейским
государствам явно не хватило. В результате
в начале 2009 года государственный
дефолт стал вполне реальной перспективой
для некоторых из них. Это связано
с тем, что государства будут
вынуждены гарантировать
Ранее МВФ предоставил государствам региона для спасения их экономик кредитные линии на общую сумму почти 100 миллиардов долларов. К концу февраля кредитные дефолтные свопы (CDS) - страховка от дефолта той или иной страны - торгуются на своих исторических максимумах. Наихудшие показатели у Украины - стоимость ее CDS составляет 4000 пунктов, или 4 миллиона долларов на каждые 10 миллионов национального долга. Показатель Латвии - около 940 пунктов, Венгрии - 580 пунктов, а Польши - 420 пунктов.
Кредитный дефолтный своп (CDS) - производный финансовый инструмент, впервые введенный в оборот банком JP Morgan в 1997 году. Эмитент CDS гарантирует, что в случае дефолта определенной компании или государства, он полностью погасит сумму, которую застраховал его клиент. В отличие от классического страхования, как эмитент, так и клиент могут не иметь отношений с объектом свопа. Чем выше вероятность дефолта объекта CDS, тем выше стоимость страховки. Стоимость обычно выражается в базовых пунктах. 1 базовый пункт составляет 0,01 процента от объема страховки. Объем рынка CDS во всем мире составляет свыше 60 триллионов долларов, причем этот рынок практически не контролируется финансовыми регуляторами. При этом CDS фактически является "бомбой замедленного действия" из-за потенциальной угрозы для финансовой системы.
Следует заметить, что несмотря на схожие причины возникновения финансовых трудностей в восточноевропейских странах, ситуация в каждой из них все-таки разная. Где-то на кредитные проблемы наложился обвал цен на основные экспортные ресурсы, а в других государствах положение ухудшается за счет колоссальных торговых дефицитов.
Страна в основном полагалась на экспорт, правда, ключевую роль в его структуре играли не нефть и газ, а сталь. Мировые цены на металлы упали почти столь же сильно, как и на углеводороды. Кроме того, продукция украинских металлургов не смогла в условиях резкого падения спроса выдержать конкуренции с более дешевыми китайскими изделиями.
Падение ВВП и промышленного
производства в стране стало рекордным
в Европе. Только в январе объемы
промпроизводства на Украине рухнули
на 34 процента. Суммарный внешний
долг украинских компаний и государства
сравнительно невелик - около 40 процентов
от ВВП, однако беспрецедентный экономический
спад и обвал курса гривны резко
усложняют возможность его
Для поддержки национальной
экономики Украина получила кредит
от МВФ в размере 16,5 миллиарда
долларов, однако пока в страну поступил
только первый его транш (4,5 миллиарда).
Руководство Украины стало
Вероятность дефолта республики сейчас оценивается наиболее высоко среди всех стран Восточной Европы. Об этом уже заявил валютный спекулянт Джордж Сорос, вложившийся в «оранжевую революцию». При этом сейчас Сорос увеличил на 1 млн долларов финансирование своего украинского филиала — украинского фонда «Відродження». Который, в частности, прославился тем, что профинансировал создание фильма с очень характерным названием — «НАТО: свой или чужой». Кстати, в конце прошлого года, по сообщению украинских СМИ, Юлия Тимошенко встречалась с Джорджем Соросом, причем в официальной хронике это событие не было отражено. Утверждается, что переводчиком на этой встрече был вице-премьер Григорий Немыря, который в свое время был председателем правления фонда «Відродження».
Впрочем, Сорос просто резонирует – еще в прошлом году аналитики Всемирный банк предполагали, что снижение украинского ВВП по итогам 2009 года составит 4%, а впоследствии высказывался и более удручающий прогноз – падение на 9%. При этом аналитики были особенно и не нужны – любому было понятно, что политика «оранжевого правительства», направленная на разрыв отношений с Россией, неминуемо приведет к катастрофе.
Страна вполне готова стать «европейской Сомали», живущей за счет захвата проходящего через ее территорию газа, только долго в таком режиме суверенная Украина не просуществует. Весьма вероятно, что перед кончиной в условиях кризиса стране останется продать по дешевке только ее плодородные земли (как это произошло после дефолта в Аргенитине – бвшей «витрине» МВФ). Немцы купят их с удовольствием - что не удалось им получить в условиях войны с СССР, получат благодаря условиям «продвинутой демократии» и «либерального рынка».
Государства данного региона
последние несколько лет
Прибалтийские страны являются членами Евросоюза, но не еврозоны, и вынуждены искусственно поддерживать привязку национальных валют к евро. Латвия для выполнения этой задачи получила огромный с учетом масштабов ее экономики кредит МВФ на 7,5 миллиарда евро. Более 20 процентов данного займа уже потрачено. Падение курса национальной валюты - лата - сделает практически невозможным для компаний страны выплатить внешние долги, составляющие 130 процентов от национального ВВП. Страна уже фактически лишилaсь фискальной сувeреннocmu. Для возможности возврата своих долгов по настоянию правительства Швеции налоги были сильно подняты и их поступление контролируются зарубежными эмиссарами.
Ситуация в Литве чуть лучше - страна показала неплохие результаты по итогам 2008 года, хотя в последнем квартале ее ВВП все же сократился. Однако отрицательная величина торгового баланса в стране значительно ниже, чем в Латвии и Эстонии, равно как и зависимость от иностранных заемных средств.
Первый урок экономического кризиса на постсоветском пространстве - демифологизация экономического развития Прибалтики.
Из бывших стран восточноевропейского Совета экономической взаимопомощи тяжелее всего кризис переживает Венгрия. В отличие от других государств региона, Венгрия уже испытала рецессию два года назад. Несмотря на все усилия правительства страны, курс форинта продолжает падать, а промышленное производство - сокращаться.
Государственный долг достигает
70 процентов от ВВП, а суммарный
внешний - более 90 процентов. Для поддержания
экономики страна получила кредит от
МВФ на 15 миллиардов долларов, однако
если экономика не пойдет на поправку
в ближайшее время, то Венгрии
понадобятся дополнительные внешние
заимствования. Венгры рассчитывают на
вступление в еврозону в 2012 году, однако
текущая экономическая
Что касается Польши и Чехии, то замедление темпов экономического роста там началось несколько позже, и пока инвесторы считают, что ситуация в экономиках этих стран относительно стабильная. Не случайно страховка от дефолта по их обязательствам является наиболее дешевой среди всех государств региона.
В случае, если хотя бы одна из экономик Восточной Европы рухнет, а государство объявит дефолт, это приведет к катастрофическим последствиям для всей экономики ЕС. Украина – первый из кандидатов. Особенно трудно придется таким странам, как Австрия или Швеция, чьи банки вложили в экономику "восточноевропейских тигров" до 80 процентов ВВП. Предсказать, когда у кризиса настанет пресловутое "дно", в таком случае не представляется возможным. Некоторые наиболее пессимистично настроенные экономисты даже поговаривают о возможном крахе европейской валюты. Официальные представители ЕС подобные прогнозы категорически отметают, однако их спокойствие не передается бизнесу - индексы деловой уверенности в Европе продолжают ставить антирекорды.
Впрочем, происходящее достаточно закономерно. Все страны, поставившие на свое максимальное удаление от России, получили то, чего так настойчиво добивались.
Кроме того, рецепты МВФ идут на пользу исключительно своим фактическим владельцам - еще Ф. Лист в своей «Экономике больших пространств» убедительно доказал, что «повсеместное и тотальное установление принципа свободной торговли, максимальное снижение пошлин и способствование предельной рыночной либерализации на практике усиливает то общество, которое давно и успешно идет по рыночному пути. Но при этом ослабляет, экономически и политически подрывает общество, которое имело иную хозяйственную историю и вступает в рыночные отношения с другими, более развитыми странами тогда, когда внутренний рынок находится в зачаточном состоянии».
Под чутким руководством МВФ в странах Восточной Европы были созданы ущербные ультралиберальные системы - ортодоксальный монетаризм, ориентация экономики на несколько экспортных отраслей. Экономический рост во многом обеспечивался за счет западных финансовых вливаний (равно как и в Аргентине 90-х годов прошлого века). Но мощный входящий финансовый поток (в виде иностранных инвестиций, внешних кредитов и т. п.) в значительной степени шел не на стратегическое развитие реального сектора национальной экономики, а банально «проедался». Внешние инвестиции в этих странах тратились на потребление импортных товаров, а также превращались в спекулятивные пузыри на финансовых рынках, в недвижимости и акциях компаний.
Проблема прежде всего состоит в том, что в определенный момент экономика «кредитного роста» упирается в естественный порог увеличения поступлений от экспорта или сталкивается со снижением этих поступлений, связанных с изменением мировой конъюнктуры. Стоит лишь каким-то образом сделать дороже заимствования на глобальном финансовом рынке (например, увеличить долларовые процентные ставки) или уменьшить поступления от импорта (например, спекулятивно снизить цены на основные экспортные товары), и среди многих стран, построивших у себя долговые пирамиды, начинается цепная волна дефолтов и банкротств.
Баланс традиционного хозяйствования был нарушен, вместо дешевых, но необходимых маиса и триго переквалифицировались на разведение дорогостоящих, но плохо растущих фруктов, приватизация колодцев привела к всеобщему голоду и полной деградации общества.
Сейчас основным «бизнесом» сомалийцев, вставших на путь «либеральных совершенствований экономики» является пиратство.
В России своя беда. Кредитный
бум совпал со стабильным ростом цен
на нефть, достигшим в середине прошлого
года рекорда в 147 долларов за баррель.
Тем не менее, в отсутствии системы
внутреннего рефинансирования (в
первую очередь благодаря политике
Минфина Кудрина, отправлявшего
все денежные ресурсы страны в
экономику США), фирмы были вынуждены
занимать значительные средства за рубежом.
После резкого падения цен
экспортные поступления значительно
снизились. Сальдо торгового баланса
на конец 2008 года оставалось положительным,
однако это с лихвой компенсировалось
оттоком капитала из страны, превысившим
по итогам года 100 миллиардов долларов.
Международные рейтинговые
В 2009 году компаниям страны
предстоит выплатить по внешним
долгам 141 миллиард долларов, в то время
как прибыли большинства