Сравнительный анализ показателей экономического роста Республики Беларусь и стран Восточной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни, добиться временного роста производства можно и за счет хищнической эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или вообще лишен смысла. Поэтому экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью. Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей: увеличения продолжительности жизни, снижения заболеваемости и травматизма; повышения уровня образования и культуры; более полного удовлетворения потребностей и рационализации потребления; социальной стабильности и уверенности в своем будущем; преодоления нищеты, достижения максимальной занятости; защиты окружающей среды и повышения экологической безопасности; снижения преступности.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 111.67 Кб (Скачать файл)

В 2009 году, непростом для становления взаимовыгодных экономических отношений между Беларусью и Россией, нашими партнерами были предприняты особые меры по контролю за качеством поступающей в российские регионы белорусской пищевой продукции. К настоящему времени 189 белорусских производителей продуктов питания получили разрешения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации (Россельхознадзор) на право ввоза в Россию продовольствия по 10 укрупненным товарным позициям.

Таким образом, для белорусских  товаропроизводителей объявление 2010 года Годом качества - это дополнительный импульс для вывода предприятий на качественно новый современный уровень производства конкурентоспособной продукции, отвечающей общепринятым международным и региональным (европейским) требованиям. 

 

4. Через качественное обновление экономики к новому качеству жизни 

 

Главная и конечная цель качественного подъема национальной экономики - достижение новых стандартов и качества жизни белорусских  граждан, кардинальное улучшение условий  труда и быта людей.

Конечно, на фоне неисчерпанных  последствий мирового финансово-экономического кризиса нереально ожидать, что  в текущем году произойдет кардинальный рост благосостояния наших граждан. Достижение уровня жизни людей, соответствующего самым высоким мировым стандартам, возможно только на основе поступательного  повышения эффективности и конкурентоспособности  национальной экономики.

Но задача качественного  повышения благосостояния населения  вполне осуществима. И текущий год  призван стать знаменательной вехой  в ее выполнении.

Вместе с тем основная цель перспективной социальной политики не сводится исключительно к увеличению материального достатка граждан, а затрагивает разнообразные условия жизни человека; это: качество и доступность жилья, образования, здравоохранения, уровень торгового и бытового обслуживания, состояние производственной и природной среды, культурные ценности, культура межличностных отношений и т.п. Комплекс таких условий в совокупности с потребностями и запросами людей составляет качество жизни. И в Республике Беларусь всем этим вопросам социальной политики уделяется пристальное внимание.

Исходной основой для  достижения нового качества жизни служит проводимая в стране политика увеличения доходов населения. Только за 2006-2008 гг. реальная заработная плата выросла  на 40,6%, реальный размер пенсий - на 36,2%, в целом реальные денежные доходы граждан - на 50,3%.

В 2009 году, по существу, удалось  лишь сохранить уровень реальных доходов. Между тем по этому показателю Беларусь по-прежнему занимает лидирующие позиции среди государств СНГ.

Несмотря на экономические  трудности, в прошлом году в стране не допущено массовых увольнений работников. Уровень регистрируемой безработицы  составил на начало декабря 2009 г. 0,9%, практически не изменившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. И это на фоне кризисного всплеска безработицы в России, Украине и других государствах.

В 2009 году при сокращении налоговых поступлений в бюджет по максимуму были профинансированы расходы на здравоохранение, образование, социальную политику.

Властью прилагается максимум усилий, чтобы оградить людей от негативных, порой катастрофических последствий мирового экономического кризиса.

Согласно представленному  ООН рейтингу качества жизни в  странах мира на 2009 год, Беларусь входит в группу государств с высоким  уровнем человеческого развития и занимает 68 место.

Говоря о перспективах нового, 2010 года, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на пресс-конференции представителям белорусских СМИ 30 декабря 2009 г. подчеркнул, что Беларусь не отказывается от ранее заявленных планов в экономике, социальной сфере и намерена как можно быстрее преодолеть негативные последствия мирового финансово-экономического кризиса, чтобы восстановить докризисные темпы экономического роста и обеспечить повышение благосостояния людей.

Необходимые ресурсы для  этого предусмотрены бюджетом страны на 2010 год.

Каковы же главные задачи по повышению качества жизни населения  страны на 2010-й и последующие годы?

Важнейшим приоритетом в  этой области, несомненно, является последовательное повышение уровня благосостояния населения.

С 1 января 2010 г. Указом Президента Республики Беларусь от 24 декабря 2009 г. № 641 в среднем на 9% повышены трудовые пенсии.

Последующий динамичный рост доходов населения, их приближение  к уровню развитых европейских стран  возможен только на основе инновационного, интенсивного развития национальной экономики, достижения высокой конкурентоспособности  отечественной продукции на мировом  и региональном рынках.

Политика доходов призвана также максимально стимулировать  экономическую активность граждан, нацеливая их на достижение высоких  качественных результатов, проявление инициативы и творческого подхода  к делу. Этому будет способствовать последовательная либерализация условий экономической деятельности и предпринимательства, а также политики в области оплаты труда.

Достижение страной высокого уровня социально-экономического развития невозможно без наличия во всех сферах высококвалифицированных специалистов. Это предъявляет особые требования к системе национального образования, которая все в большей степени должна соответствовать лучшим международным стандартам.

Высшие учебные заведения  страны вносят немалый вклад в  развитие белорусской экономики. Наибольшим спросом пользуются научные разработки белорусских вузов в области  нанотехнологий и новых материалов, радиоэлектроники, информационных технологий, телекоммуникаций, лазерных технологий, энерго- и ресурсосбережения, медицины и здравоохранения, строительства, легкой промышленности.

Научные разработки белорусских  вузов на состоявшемся в августе 2009 г. 9-м Московском международном  салоне инноваций и инвестиций награждены медалями, дипломами и другими  наградами. На этом форуме была представлена коллективная экспозиция 15 университетов  и организаций Министерства образования Республики Беларусь. В рамках выставки состоялся ежегодный конкурс инновационных разработок, в котором участвовали 34 разработки белорусских вузов. Наши разработки награждены 26 медалями (7 золотых, 9 серебряных, 10 бронзовых).

Одной из ключевых задач  по повышению качества жизни в  стране является укрепление здоровья населения, сокращение смертности и  увеличение рождаемости.

На решение этой задачи направлена реализация Национальной программы  демографической безопасности  Республики Беларусь на 2007-2010 гг. Основное внимание в ней уделяется осуществлению мер по стимулированию рождаемости, усилению материальной поддержки семей в связи с рождением детей, улучшению репродуктивного здоровья населения, охране здоровья матери и ребенка.

В результате предпринимаемых  усилий в настоящее время в  республике наблюдается положительная  динамика медико-демографических процессов. В 2009 году по сравнению с 2008 годом  в Беларуси отмечен рост рождаемости, сокращение естественной убыли населения, дальнейшее снижение показателя смертности в трудоспособном возрасте.

Особую актуальность имеет  проблема сохранения жизни и здоровья матери и ребенка. Меры, принимаемые в этом направлении, позволяют повышать качество оказания медицинской помощи беременным женщинам и новорожденным.

Совершенствованию системы  охраны здоровья в Беларуси способствует активная повсеместная работа по модернизации, реконструкции, техническому переоснащению  организаций здравоохранения.

Все более широко внедряются высокие медицинские технологии. Например, многие сложные методы диагностики  и лечения сердечно-сосудистых заболеваний  уже выполняются и в областных  больницах, и в больницах городов  областного подчинения.

Так, в кардиохирургических  отделениях областных больниц проводится до 1 000 операций в год, из которых более 100 - у новорожденных.

В действующих в Беларуси республиканских научно-практических центрах обеспечивается тесная связь  науки и практики, научные разработки быстро внедряются в практическое здравоохранение. Все большее распространение  получают клеточные биотехнологии, трансплантация органов и тканей, лазерные технологии в лечении опухолевых процессов, цифровая лучевая диагностика, компьютерные информационные технологии.

Особую актуальность имеет  государственная поддержка широкомасштабных и высокозатратных мероприятий  по организации противораковой борьбы. В настоящее время Министерством  здравоохранения разработан проект Государственной программы «Онкология»  на 2010-2014 гг., реализация которой позволит обеспечить своевременную диагностику  опухолевых заболеваний, все виды комплексного лечения и реабилитации пациентов.

В числе первостепенных задач  по достижению высокого качества жизни - удовлетворение потребности людей  в современном, комфортном жилье.

Необходимо отметить, что  в последние годы строительство  жилья в стране значительно активизировалось. Так, если в 2005 году в Беларуси было построено 3,8 млн. кв. м жилья, в 2008 году - 5,1 млн., то в 2009 году - около 6 млн. кв. м. В 2010 году планируется построить уже почти 7 млн. кв. м жилья (см. приложение № 4).

По объемам ежегодно вводимой жилой площади в расчете на 10 тыс. населения Республика Беларусь является лидером среди государств СНГ.

В республике широкое развитие получила система льготных жилищных кредитов, государственная поддержка  при их погашении, а также предоставление социального жилья.

Важным фактором улучшения  качества жизни людей является последовательная дебюрократизация работы государственных  органов и иных структур по решению  проблем населения.

В данном направлении в  Беларуси сделано немало.

Сформировано законодательство. Уровень и качество работы с населением определены как главный критерий эффективности деятельности государственных  органов и отдельных должностных  лиц. Осуществляется постоянный контроль соблюдения установленных требований к совершению административных процедур по работе с гражданами.

Необходимо последовательно  идти по избранному пути, стремясь изжить в работе государственных структур проявления бюрократизма, формализма, некомпетентности.

Актуальной задачей по совершенствованию работы государственных  органов с населением является широкое  внедрение в данную сферу современных  информационных технологий.

Все это позволит в полной мере воплотить в Республике Беларусь лозунг «Государство для народа».

 

  1. Экономический рост стран Восточной Европы

 

Рекордный экономический  спад ухудшает и без того крайне неприятную финансовую ситуацию для  государств бывшего СССР и СЭВ. Однако главным пострадавшим в этой ситуации может стать сам Евросоюз. Убытки от вложений в восточноевропейскую  экономику способны поставить на грань краха всю финансовую систему  еврозоны и подвергнуть угрозе само существование евро как единой европейской  валюты.

Два-три года назад весь мир восхищался феноменальными показателями экономического роста стран Восточной  Европы. Пять, семь, кое-где даже одиннадцать  процентов увеличения ВВП в год - таковы были успехи «восточноевропейских тигров» (названных так по аналогии с «азиатскими тиграми» - экономиками  Кореи, Тайваня и Сингапура, поднявшимися в 70-80-е годы). Тревожным предсказаниям  скептиков, указывавших на серьезные  дисбалансы в развитии стран региона, никто не внимал. В худшем случае, официальные лица предрекали новым  членам и соседям ЕС «мягкую посадку».

Слабое место большинства  восточноевропейских экономик заключалось  в том, что они слишком полагались на зарубежные кредиты. Период кредитного бума привел к тому, что деньги на развитие можно было взять в банках еврозоны под небольшие проценты. А с учетом сверхбыстрого экономического роста - прежде всего, в сфере услуг - эти кредиты было несложно «отбить». Но вместо этого большинство компаний предпочитали опять-таки рефинансироваться  за рубежом.

В конце 2007 года ситуация изменилась из-за кредитного кризиса в США  и Европе. Из-за потерь, связанных  с американской ипотекой и различными деривативами, европейские кредитные  учреждения стали испытывать острую нехватку ликвидности. Стоимость кредитов резко выросла, и компаниям на востоке континента стало трудно перекредитоваться. Своих собственных  средств для погашения задолженности  у них, в большинстве своем, не было.

Далее начала раскручиваться крайне опасная для экономики  спираль: отсутствие кредита на развитие приводило к замедлению экономического роста, которое влекло за собой резкое падение прибылей и дальнейшее ухудшение  финансового положения заемщиков. Их надежность понижалась, кредиты  от этого становились еще дороже, и долговая нагрузка резко возрастала. Этот круг повторялся в течение последних  полутора лет неоднократно и в  итоге привел регион к угрозе настоящего экономического краха.

Большинство стран региона   вело достаточно консервативную бюджетную

           

КР 01 00 ЭУП

           

Изм.

Кол.

Лист

Подпись

Дата

Разраб.

Пупкевич

 

12.05.10

Экономический рост стран Восточной Европы

Стадия

Лист

Листов

Пров.

       

1

10

       

БГТУ 25011692, 2010

       

Утв.

     

Информация о работе Сравнительный анализ показателей экономического роста Республики Беларусь и стран Восточной Европы