Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 18:58, курсовая работа
Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни, добиться временного роста производства можно и за счет хищнической эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или вообще лишен смысла. Поэтому экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью. Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей: увеличения продолжительности жизни, снижения заболеваемости и травматизма; повышения уровня образования и культуры; более полного удовлетворения потребностей и рационализации потребления; социальной стабильности и уверенности в своем будущем; преодоления нищеты, достижения максимальной занятости; защиты окружающей среды и повышения экологической безопасности; снижения преступности.
Впрочем, указанные суммы касается долгов компаний, а не самого государства (его долги минимальны). Очевидно, что для государства не обременительно, если часть из компаний станет банкротом (в первую очередь зажиревшие девелоуперы) - кто будет заниматься застройкой принципиально не важно. Помогать следует стратегически важным компаниям в газово-нефтяной сфере и ряду производств. Кроме того, Россия имеет неоспоримое преимущество в том, что закупать сырье за рубежом для собственных нужд ей практически не нужно, страна обеспечена и энергетическими ресурсами.
Кредитный дефолтный своп (CDS) - страховка от дефолта России 770 пунктов (чуть выше Венгрии), рейтинг снижен. Впрочем, эти оценки, как и кредитные рейтинги – не показатели – Lehman brother и пр. компании в США имели высочайшие рейтинги еще утром того дня, когда они стали банкротами. США с 14 трлн внешним долгом до сих пор имеют высший рейтинг, хотя их положение поддерживается только за счет печатного станка.
Главной причиной кризиса в России является политика монетарного либерализма, ставшей догмой в экономическом секторе нашего правительства. Многие производства были закрыты, даже без малейшей попытки к модернизации. Продовольственная зависимость составляет порядка 50%, лекарственная – порядка 70%. До сих пор ни один из высших чиновников за это не понес ответственности.
Безусловно, что наметившиеся
расчеты в рублях за экспортируемые
товары нужно продолжать, выдавать
партнерам стабилизационные кредиты
не в иностранной валюте, а рублях,
проводить самостоятельную
В 2008 году банковский сектор
стран Центральной и Восточной
Европы продемонстрировал более
скромные темпы роста в результате
влияния мирового экономического кризиса
на участников рынка, выразившегося
в растущем количестве непогашенных
кредитов и ограниченной ликвидности,
говорится в последнем издании
ежегодного «Отчета о состоянии
банковского сектора
В 2008 году годовой рост активов
банковского сектора стран
В целом, в 2009 году банковский сектор Восточной Европы ожидает резкое снижение совокупных активов, так как, начиная с 4 квартала 2008 года, наблюдается существенное сокращение динамики роста. «Хотя в 2009 году мы ожидаем сокращение совокупных активов банковского сектора, наш обновленный прогноз предполагает, что в 2010 году они вновь увеличатся в среднем приблизительно на 10%», — говорит Вальтер Демел, старший аналитик РЦБ и соавтор «Отчета».
Несмотря на общее замедление экономического роста в регионе в конце 2008 года, большинство стран Центральной и Восточной Европы в прошлом году сумело увеличить свое финансовое посредничество, выраженное в совокупных банковских активах, измеренных в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП). В 2008 году уровень финансового посредничества в странах Центральной Европы в среднем составил 100%, в странах Юго-Восточной Европы — 80% и в СНГ — 70%. Для сравнения: в прошлом году средний уровень финансового посредничества в еврозоне превысил 260%. Словения в очередной раз продемонстрировала наивысший уровень финансового посредничества среди стран Центральной и Восточной Европы, а в ряде стран Юго-Восточной Европы, включая Болгарию, Хорватию и Сербию, уровень финансового посредничества в 2008 году фактически снизился.
Крах Lehman, саммит двадцатки — решающие события
Хотя крах Lehman Brothers действительно сказался на всей мировой экономике, в конечном итоге он оказал наиболее сильное влияние на страны Центральной и Восточной Европы, выразившееся в падении экспорта, существенном сокращении прямых иностранных инвестиций и резко выросшем неприятии рисков — как реальных, так и воображаемых. На таком фоне банковский сектор региона столкнулся с сокращением ликвидности и увеличением доли непогашенных кредитов, особенно в последнем квартале 2008 года.
Однако меры, разработанные
ведущими политическими и экономическими
деятелями мирового сообщества на саммите
двадцатки в Лондоне в апреле
2009 года, помогли укрепить уверенность
рынков в том, что ни одна из стран
Центральной и Восточной Европы
не окажется не в состоянии исполнять
свои долговые обязательства. Дополнительные
меры, принятые национальными органами
и такими наднациональными институтами,
как МВФ, Мировой Банк и ЕБРР, также
способствовали повышению общего уровня
доверия к банковскому сектору
региона. Кроме того, большинство
иностранных банковских групп, работающих
в странах Центральной и
Увеличение доли просроченных кредитов стало одним из самых обсуждаемых вопросов среди участников банковского сектора с тех пор, как экономический кризис ударил по странам Восточной Европы. Основные факторы, способствующие повышению количества просроченных кредитов, — это темпы обесценения валют вкупе с количеством нехеджированных заимствований в иностранной валюте, резкое экономическое падение, приведшее к банкротствам и росту безработицы, а также существенное снижение цен на недвижимость. Отдельные страны значительно отличаются друг от друга во всех аспектах, равно как их перспективы и риски. Хотя после саммита двадцатки валюты стран Восточной Европы, кажется, стабилизировались на вполне жизнеспособном, по мнению авторов «Отчета», уровне, а многие фактически восстановили утраченные позиции, результаты других экономических мер проявятся только в 2009 и даже в 2010 году.
Стремление повысить объемы депозитов получило новое развитие, особенно с учетом того факта, что дочерние банки в странах Восточной Европы сталкиваются с сокращением (или частично отсутствием) возможностей привлечения оптового финансирования, так как их материнские компании имеют ограниченные возможности предоставления оптового финансирования на уровне группы в результате страновых ограничений. Процентная маржа размывается возросшей ценовой конкуренцией по депозитам, а в некоторых странах — низкими процентными ставками на рынках.
Однако иные источники
финансирования, такие как размещение
корпоративных облигаций (как под
государственные гарантии, так и
без таковых) и выпуск обеспеченных
ценных бумаг, в последнее время
существенно увеличились в
Рейтинг 5 крупнейших международных банков Центральной и Восточной Европы по консолидированным активам на конец года не претерпел никаких изменений в 2008 году. Однако Райффайзен Интернациональ занял 4,7% всего банковского рынка Центральной и Восточной Европы и закрепился на втором месте, опередив Erste Group, чья доля рынка в 2008 году составила 4,4%. Оба австрийских банка сократили разрыв между собой и итальянским банком Юникредит (UniCredit), занимающим 6% рынка (вместо 6,4% в 2007 году).
Согласно «Отчету о
состоянии банковского сектора
Центральной и Восточной
В 2008 году продолжалось расширение филиальной банковской сети в странах Восточной Европы, но более медленными темпами, чем в предыдущие годы. Например, четыре крупнейших иностранных банка имели 11 215 отделений в 2008 году по сравнению с 10 577 годом ранее. Хотя общее количество отделений четырех крупнейших банков продолжало увеличиваться, годовые темпы роста снизились с 15% в 2007 году до 6% в 2008 году, что отражает повышенное внимание банковского сектора к сокращению расходов и отсутствие значительных объемов слияний и поглощений в изменившихся макроэкономических условиях. В целом Райффайзен Интернациональ по-прежнему обладает крупнейшей филиальной сетью, насчитывавшей 3 231 банковское отделение, а так же лизинговые компании в 17 странах Центральной и Восточной Европы по состоянию на конец 2008 года. Райффайзен Интернациональ следует за ЮниКредит (UniCredit) с 3 033 отделениями в 16 странах и Сосьете Женераль (Societe Generale) с 2 852 отделениями в 14 странах.
Заключение
В условиях глобального финансово-экономического кризиса, затронувшего в той или иной мере все государства, возникает необходимость в либерализации экономических отношений, в том числе в сфере управления государственным имуществом в целом и приватизации в частности. Вместе с тем приватизация как инструмент либерализации экономики должна быть ориентирована не на тотальное сокращение государственной собственности, а на оптимизацию ее количества. При этом принятие решений о продаже, частичном или полном акционировании системообразующих, градообразующих предприятий, предприятий ТЭК и горнодобывающей промышленности должно учитывать национальные интересы и минимизировать угрозы экономической безопасности государства.
Существующая в настоящий момент в Республике Беларусь система контроля над принятием решений в данной сфере позволяет отслеживать потенциальные угрозы и принимать превентивные меры по их предотвращению. Однако в данном вопросе отдельные страны СНГ пошли дальше нас и предприняли ряд шагов, позволяющих прогнозировать не только ближайшие угрозы национальной экономической безопасности при приватизации государственной собственности, но и возможное возникновение их в процессе функционирования приватизированных предприятий. Обратимся к опыту Украины. Согласно отчету Фонда государственного имущества Украины за годы активной массовой приватизации (с 1992 по 2007 гг.) в Украине было приватизировано более 113 тыс. объектов государственной собственности. В результате приватизации бюджет страны получил порядка 8 млрд. долл. США, которые были направлены на решение социальных вопросов. В то же время массовая приватизация имела ряд негативных последствий, которые выразились в следующем: - количество наемных работников сократилось с 24,7 до 14,7 млн. человек, в том числе: в промышленности – с 7,8 до 3,8 млн. (в 2006 г.), в сельском хозяйстве – с 4,3 до 1,2 млн. человек; - доля государственной собственности сократилась в пределах 11-21%. В связи с этим следует вспомнить, что, к примеру, доля государственной собственности в наиболее развитых странах составляет: в США – 32%, Японии – 35%, Великобритании – 40%, Италии – 51%, Швеции – 62%, Китае – 66%. Причем именно благодаря государственной поддержке ведущие компании Германии, Великобритании, Китая, США, Франции, Швеции и Японии продолжают успешно развиваться, несмотря на имеющую место нестабильность экономической среды, в которой приходится работать.
Следует также обратить внимание, что растущее число сделок по слияниям и поглощениям ведущих частных корпораций и банков, имеющих стратегическое значение для экономик вышеупомянутых стран, в условиях глобального финансово-экономического кризиса происходит под контролем либо при непосредственном участии государства. Результатом приватизации ряда градообразующих, системообразующих и стратегических объектов стал вывод прибыли за пределы Украины новыми собственниками в связи с регистрацией ими компаний в оффшорных зонах. Учитывая произошедшее, руководство Украины предприняло ряд серьезных шагов. Так, 6 марта 2008 г. Президентом Украины был подписан Указ № 200/2008 «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 15 февраля 2008 г. «Об обеспечении национальных интересов и национальной безопасности в сфере приватизации и концептуальные принципы их реализации».
Одной из отличительных особенностей современного финансово-экономического кризиса является то, что острота его проявлений в сфере производства напрямую зависит от финансового состояния субъектов хозяйствования, доступности источников пополнения оборотных средств, модели участия в воспроизводственном процессе финансовых институтов и инвестиционных возможностей. Эти факторы принимаются во внимание при выработке антикризисных мер, результативность которых во многом определяется, во-первых, способностью к быстрой нормализации режима функционирования хозяйственного механизма, и, во-вторых, согласованностью воздействия на ключевые сегменты экономической системы. Чтобы выполнить эти требования, необходима правильная оценка тенденций развития ситуации не только в финансовой сфере, но и в сфере производства…