Сравнительный анализ показателей экономического роста Республики Беларусь и стран Восточной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни, добиться временного роста производства можно и за счет хищнической эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или вообще лишен смысла. Поэтому экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью. Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей: увеличения продолжительности жизни, снижения заболеваемости и травматизма; повышения уровня образования и культуры; более полного удовлетворения потребностей и рационализации потребления; социальной стабильности и уверенности в своем будущем; преодоления нищеты, достижения максимальной занятости; защиты окружающей среды и повышения экологической безопасности; снижения преступности.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 111.67 Кб (Скачать файл)

Впрочем, указанные суммы  касается долгов компаний, а не самого государства (его долги минимальны). Очевидно, что для государства  не обременительно, если часть из компаний станет банкротом (в первую очередь  зажиревшие девелоуперы) - кто будет  заниматься застройкой принципиально  не важно. Помогать следует стратегически  важным компаниям в газово-нефтяной сфере и ряду производств. Кроме  того, Россия имеет неоспоримое преимущество в том, что закупать сырье за рубежом  для собственных нужд ей практически  не нужно, страна обеспечена и энергетическими  ресурсами.

Кредитный дефолтный своп (CDS) - страховка от дефолта России 770 пунктов (чуть выше Венгрии), рейтинг  снижен. Впрочем, эти оценки, как  и кредитные рейтинги – не показатели – Lehman brother и пр. компании в США  имели высочайшие рейтинги еще утром  того дня, когда они стали банкротами. США с 14 трлн внешним долгом до сих  пор имеют высший рейтинг, хотя их положение поддерживается только за счет печатного станка.

Главной причиной кризиса  в России является политика монетарного  либерализма, ставшей догмой в экономическом  секторе нашего правительства. Многие производства были закрыты, даже без  малейшей попытки к модернизации. Продовольственная зависимость  составляет порядка 50%, лекарственная  – порядка 70%. До сих пор ни один из высших чиновников за это не понес  ответственности.

Безусловно, что наметившиеся расчеты в рублях за экспортируемые товары нужно продолжать, выдавать партнерам стабилизационные кредиты  не в иностранной валюте, а рублях, проводить самостоятельную эмиссионную политику (не связанную с поступлением валюты), как и бросить все усилия не на поддержку банковской системы, а на развитие собственных производств, в первую очередь импортозамещающих. Но делать это нужно уже с другим Минфином. Этот на указанные действия органически не способен.

В 2008 году банковский сектор стран Центральной и Восточной  Европы продемонстрировал более  скромные темпы роста в результате влияния мирового экономического кризиса  на участников рынка, выразившегося  в растущем количестве непогашенных кредитов и ограниченной ликвидности, говорится в последнем издании  ежегодного «Отчета о состоянии  банковского сектора Центральной  и Восточной Европы», подготовленного  аналитиками Райффайзен Центральбанк Австрия АГ (РЦБ) и Райффайзен Центробанк АГ.

 

  1. В 2008 году рост активов продолжается, несмотря на мировой финансовый кризис

 

В 2008 году годовой рост активов  банковского сектора стран Восточной  Европы, выраженных в евро, составил около 25%, что отражает небольшое  снижение темпов роста по сравнению  с 2007 годом (31%). По состоянию на конец 2008 года совокупные банковские активы достигли 1,772 млрд евро, увеличившись на 353 млрд евро по сравнению с тем  же периодом предыдущего года. По регионам совокупные банковские активы СНГ по состоянию на конец 2008 года составили 163 млрд евро, что на 25% больше стран  Центральной Европы. Однако в результате мирового экономического и финансового  кризиса в 2009 году банковские активы, выраженные в евро, будут значительно  быстрее сокращаться в странах  СНГ, чем в странах Центральной  Европы.

В целом, в 2009 году банковский сектор Восточной Европы ожидает резкое снижение совокупных активов, так как, начиная с 4 квартала 2008 года, наблюдается существенное сокращение динамики роста. «Хотя в 2009 году мы ожидаем сокращение совокупных активов банковского сектора, наш обновленный прогноз предполагает, что в 2010 году они вновь увеличатся в среднем приблизительно на 10%», — говорит Вальтер Демел, старший аналитик РЦБ и соавтор «Отчета».

Несмотря на общее замедление экономического роста в регионе  в конце 2008 года, большинство стран  Центральной и Восточной Европы в прошлом году сумело увеличить  свое финансовое посредничество, выраженное в совокупных банковских активах, измеренных в процентах от валового внутреннего  продукта (ВВП). В 2008 году уровень финансового посредничества в странах Центральной Европы в среднем составил 100%, в странах Юго-Восточной Европы — 80% и в СНГ — 70%. Для сравнения: в прошлом году средний уровень финансового посредничества в еврозоне превысил 260%. Словения в очередной раз продемонстрировала наивысший уровень финансового посредничества среди стран Центральной и Восточной Европы, а в ряде стран Юго-Восточной Европы, включая Болгарию, Хорватию и Сербию, уровень финансового посредничества в 2008 году фактически снизился.

Крах Lehman, саммит двадцатки — решающие события

Хотя крах Lehman Brothers действительно  сказался на всей мировой экономике, в конечном итоге он оказал наиболее сильное влияние на страны Центральной  и Восточной Европы, выразившееся в падении экспорта, существенном сокращении прямых иностранных инвестиций и резко выросшем неприятии рисков — как реальных, так и воображаемых. На таком фоне банковский сектор региона  столкнулся с сокращением ликвидности  и увеличением доли непогашенных кредитов, особенно в последнем квартале 2008 года.

Однако меры, разработанные  ведущими политическими и экономическими деятелями мирового сообщества на саммите  двадцатки в Лондоне в апреле 2009 года, помогли укрепить уверенность  рынков в том, что ни одна из стран  Центральной и Восточной Европы не окажется не в состоянии исполнять  свои долговые обязательства. Дополнительные меры, принятые национальными органами и такими наднациональными институтами, как МВФ, Мировой Банк и ЕБРР, также  способствовали повышению общего уровня доверия к банковскому сектору  региона. Кроме того, большинство  иностранных банковских групп, работающих в странах Центральной и Восточной  Европы, подчеркнули твердое намерение  сохранить свою деятельность в регионе, в том числе в «рискованных», по общему мнению, странах.

 

  1. Непогашенные кредиты требуют пристального внимания

 

Увеличение доли просроченных кредитов стало одним из самых  обсуждаемых вопросов среди участников банковского сектора с тех  пор, как экономический кризис ударил по странам Восточной Европы. Основные факторы, способствующие повышению количества просроченных кредитов, — это темпы обесценения валют вкупе с количеством нехеджированных заимствований в иностранной валюте, резкое экономическое падение, приведшее к банкротствам и росту безработицы, а также существенное снижение цен на недвижимость. Отдельные страны значительно отличаются друг от друга во всех аспектах, равно как их перспективы и риски. Хотя после саммита двадцатки валюты стран Восточной Европы, кажется, стабилизировались на вполне жизнеспособном, по мнению авторов «Отчета», уровне, а многие фактически восстановили утраченные позиции, результаты других экономических мер проявятся только в 2009 и даже в 2010 году.

 

  1. Основной упор по-прежнему на депозиты

 

Стремление повысить объемы депозитов получило новое развитие, особенно с учетом того факта, что  дочерние банки в странах Восточной Европы сталкиваются с сокращением (или частично отсутствием) возможностей привлечения оптового финансирования, так как их материнские компании имеют ограниченные возможности предоставления оптового финансирования на уровне группы в результате страновых ограничений. Процентная маржа размывается возросшей ценовой конкуренцией по депозитам, а в некоторых странах — низкими процентными ставками на рынках.

Однако иные источники  финансирования, такие как размещение корпоративных облигаций (как под  государственные гарантии, так и  без таковых) и выпуск обеспеченных ценных бумаг, в последнее время  существенно увеличились в объеме и могут стать уравновешивающим фактором в общей стоимости финансирования.

 

  1. Никаких изменений в первой пятерке крупнейших банков региона

 

Рейтинг 5 крупнейших международных  банков Центральной и Восточной  Европы по консолидированным активам  на конец года не претерпел никаких  изменений в 2008 году. Однако Райффайзен Интернациональ занял 4,7% всего банковского  рынка Центральной и Восточной  Европы и закрепился на втором месте, опередив Erste Group, чья доля рынка в 2008 году составила 4,4%. Оба австрийских  банка сократили разрыв между  собой и итальянским банком Юникредит (UniCredit), занимающим 6% рынка (вместо 6,4% в 2007 году).

Согласно «Отчету о  состоянии банковского сектора  Центральной и Восточной Европы», в ближайшем будущем можно  ожидать новую волну поглощений. Однако остается неясным, на каком ценовом  уровне потенциальные покупатели и  продавцы могут достичь соглашения. «Текущие рыночные цены в целом отражают существенное ухудшение качества активов, потенциальное падение доходов  и неблагоприятный макроэкономический прогноз на среднесрочную перспективу. Пока предсказуемость указанных  факторов остается краткосрочной, количество потенциальных покупателей банковских активов будет сокращаться», —  утверждает Стефан Максиан, соавтор  «Отчета» и руководитель аналитического отдела Райффайзен Центробанк АГ.

 

  1. Расширение филиальной сети продолжается, но значительно более медленными темпами

 

В 2008 году продолжалось расширение филиальной банковской сети в странах Восточной Европы, но более медленными темпами, чем в предыдущие годы. Например, четыре крупнейших иностранных банка имели 11 215 отделений в 2008 году по сравнению с 10 577 годом ранее. Хотя общее количество отделений четырех крупнейших банков продолжало увеличиваться, годовые темпы роста снизились с 15% в 2007 году до 6% в 2008 году, что отражает повышенное внимание банковского сектора к сокращению расходов и отсутствие значительных объемов слияний и поглощений в изменившихся макроэкономических условиях. В целом Райффайзен Интернациональ по-прежнему обладает крупнейшей филиальной сетью, насчитывавшей 3 231 банковское отделение, а так же лизинговые компании в 17 странах Центральной и Восточной Европы по состоянию на конец 2008 года. Райффайзен Интернациональ следует за ЮниКредит (UniCredit) с 3 033 отделениями в 16 странах и Сосьете Женераль (Societe Generale) с 2 852 отделениями в 14 странах.

 

 

Заключение

 

В условиях глобального финансово-экономического кризиса, затронувшего в той или иной мере все государства, возникает необходимость в либерализации экономических отношений, в том числе в сфере управления государственным имуществом в целом и приватизации в частности. Вместе с тем приватизация как инструмент либерализации экономики должна быть ориентирована не на тотальное сокращение государственной собственности, а на оптимизацию ее количества. При этом принятие решений о продаже, частичном или полном акционировании системообразующих, градообразующих предприятий, предприятий ТЭК и горнодобывающей промышленности должно учитывать национальные интересы и минимизировать угрозы экономической безопасности государства.

Существующая в настоящий момент в Республике Беларусь система контроля над принятием решений в данной сфере позволяет отслеживать потенциальные угрозы и принимать превентивные меры по их предотвращению. Однако в данном вопросе отдельные страны СНГ пошли дальше нас и предприняли ряд шагов, позволяющих прогнозировать не только ближайшие угрозы национальной экономической безопасности при приватизации государственной собственности, но и возможное возникновение их в процессе функционирования приватизированных предприятий. Обратимся к опыту Украины. Согласно отчету Фонда государственного имущества Украины за годы активной массовой приватизации (с 1992 по 2007 гг.) в Украине было приватизировано более 113 тыс. объектов государственной собственности. В результате приватизации бюджет страны получил порядка 8 млрд. долл. США, которые были направлены на решение социальных вопросов. В то же время массовая приватизация имела ряд негативных последствий, которые выразились в следующем: - количество наемных работников сократилось с 24,7 до 14,7 млн. человек, в том числе: в промышленности – с 7,8 до 3,8 млн. (в 2006 г.), в сельском хозяйстве – с 4,3 до 1,2 млн. человек; - доля государственной собственности сократилась в пределах 11-21%. В связи с этим следует вспомнить, что, к примеру, доля государственной собственности в наиболее развитых странах составляет: в США – 32%, Японии – 35%, Великобритании – 40%, Италии – 51%, Швеции – 62%, Китае – 66%. Причем именно благодаря государственной поддержке ведущие компании Германии, Великобритании, Китая, США, Франции, Швеции и Японии продолжают успешно развиваться, несмотря на имеющую место нестабильность экономической среды, в которой приходится работать.

Следует также обратить внимание, что растущее число сделок по слияниям и поглощениям ведущих частных корпораций и банков, имеющих стратегическое значение для экономик вышеупомянутых стран, в условиях глобального финансово-экономического кризиса происходит под контролем либо при непосредственном участии государства. Результатом приватизации ряда градообразующих, системообразующих и стратегических объектов стал вывод прибыли за пределы Украины новыми собственниками в связи с регистрацией ими компаний в оффшорных зонах. Учитывая произошедшее, руководство Украины предприняло ряд серьезных шагов. Так, 6 марта 2008 г. Президентом Украины был подписан Указ № 200/2008 «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 15 февраля 2008 г. «Об обеспечении национальных интересов и национальной безопасности в сфере приватизации и концептуальные принципы их реализации».

Одной из отличительных особенностей современного финансово-экономического кризиса является то, что острота его проявлений в сфере производства напрямую зависит от финансового состояния субъектов хозяйствования, доступности источников пополнения оборотных средств, модели участия в воспроизводственном процессе финансовых институтов и инвестиционных возможностей. Эти факторы принимаются во внимание при выработке антикризисных мер, результативность которых во многом определяется, во-первых, способностью к быстрой нормализации режима функционирования хозяйственного механизма, и, во-вторых, согласованностью воздействия на ключевые сегменты экономической системы. Чтобы выполнить эти требования, необходима правильная оценка тенденций развития ситуации не только в финансовой сфере, но и в сфере производства…

Информация о работе Сравнительный анализ показателей экономического роста Республики Беларусь и стран Восточной Европы